Наталья Приходко, Страна.Ру, 12 ноября
Действующие в России госкорпорации далее будут подвергнуты достаточно осторожному, эволюционному реформированию, полагают экперты. При этом новые аналогичные структуры более уже создаваться не будут. К таким выводам аналитиков подтолкнули высказанные в послании к Федеральному посланию РФ президентом России Дмитрия Медведева соображения по поводу дальнейшей судьбы госкорпораций.
Проблему госкорпораций президент затронул, заговорив о необходимости модернизации госсектора, доля которого в России не опускается ниже 40%.
"Нужно понять, какая структура госсектора отвечает новым стратегическим задачам.
Я поручаю правительству подготовить решения, обеспечивающие оптимизацию объема и эффективность участия государства в деятельности коммерческих организаций. Речь идет и о судьбе активов, имеющих сегодня статус стратегических", - заявил, в этой связи, глава государства. Как он уточнил, "до 2012 года нужно завершить соответствующую программу, выйдя на оптимальные… параметры государственного сектора". При этом Дмитрий Медведев подчеркнул, что "надо провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием".
И далее, перейдя непосредственно к госкорпорациям, президент пояснил: "Я считаю эту форму в современных условиях, в целом, бесперспективной".
"Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны быть по завершении их деятельности ликвидированы, а те, кто работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они либо сохранятся в госсекторе - там, где это нам необходимо, либо будут реализованы частным инвесторам", - конкретизировал Медведев.
21 октября на встрече с представителями РСПП президент впервые высказался по данному поводу: "Я считаю, что мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание государственных госкорпораций. Это не значит, что их нужно закрыть, они будут работать, но, в конечном счете, встанет вопрос - или акционерное общество, или ликвидация деятельности".
К слову, днем ранее, 20 октября, Страна.Ru сообщила, что на совещании по анализу эффективности антикризисных мер в Новосибирске председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин призвал, в том числе "ужесточить контроль за дивидендной политикой, за выплатами высшему управленческому звену" в госкорпорациях и компаниях, получивших господдержку, в ряде которых "совокупный объем выплат руководителям превышает объем заработной платы всех остальных сотрудников".
Еще в августе, кстати, президент поручил Генпрокуратуре РФ "провести комплексную проверку госкорпораций, уделив особое внимание целевому характеру, эффективности использования переданного им имущества и расходования финансовых средств". 10 ноября Генеральный прокурор России Юрий Чайка и помощник президента Константин Чуйченко представили главе государства доклад о деятельности госкорпораций, в котором рассказали о выявленных фактах нецелевого расходования финансовых ресурсов и использования имущества. В завершение они предложили преобразовать госкорпорации в АО, а для госкорпораций, сохранивших свой статус, определить конкретные показатели эффективности деятельности, законодательно обеспечив и ее прозрачность. Президент назвал эти предложения разумными и пообещал их рассмотреть. И уже через два дня озвучил свою позицию по этому вопросу.
Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Горегляд счел поставленную президентом задачу уменьшения доли государства в экономике "актуальной".
Как он заметил в комментарии для Страны.Ru, "пробуксовки в модернизации показывают, что наша государственная машина перегружена собственностью". Но при этом важно, "чтобы предстоящее акционирование и приватизация были справедливыми и обоснованными", подчеркнул аудитор. Как он напомнил, еще на этапе формирования госкорпораций СП обращала внимание на необходимость обеспечения внешнего контроля за деятельностью названных структур. Закон напрямую не предписывает Счетной палате осуществлять контроль над ГК, но поскольку объективная необходимость государственного и общественного контроля за публичными ресурсами существовала, СП проводила проверки госкорпораций на основе заключенных с ними соглашений. "Практика показывает, что существование некоторых ГК (например, Агентства по страхованию вкладов) целесообразно. Деятельность же ряда других ограничена периодом решения задач, под которые эти корпорации были созданы", - заключил Горегляд.
И, по словам руководителя аналитического отдела ИК "Галлион-капитал" Александра Разуваева, анонсированное президентом преобразование госкорпораций в акционерные общества, в которых государство, очевидно, сохранит за собой определенный пакет акций, представляется вполне перспективным делом. Так, на пример, "Роснефть", в которой государство обладает на сегодня порядка 75% акций, является вполне успешной и, что немаловажно, одной из самых "прозрачных" компаний, уточнил Разуваев.
Как он предположил, в случае благоприятной конъюнктуры, уже в следующем году, в частности, можно было бы ожидать акционирования Роснано.
Отвечая на вопрос Страны.Ru, не присутствует ли в данном вопросе также политический подтекст, с учетом того, что госкорпорации создавались в период президентства нынешнего премьер-министра РФ Владимира Путина, Разуваев, заметил, что видит здесь "только экономику".
По мнению же замгендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, данный вопрос, вероятно, был согласован между президентом Медведевым и премьером Путиным. Примечательно, кстати, что в последнее время глава правительства, как бы, дистанцировался от ГК, не выступая в их адрес ни с поддержкой, ни с критикой. Очевидно, суть проблемы в том, что госкорпорации создавались в иной ситуации, когда они были призваны выступить рычагами воздействия государства на экономику, локомотивами ее роста. Но сегодня, когда провозглашается задача модернизации отечественной экономики и придания ей инвестиционного характера, изменилась и позиция в отношении ГК, пояснил Стране.Ru Макаркин. Впрочем, как он предположил, реформирование госкорпораций будет осуществлено эволюционным путем - бережно и осторожно.
Как рассказал в четверг журналистам помощник президента РФ Аркадий Дворкович, "те госкорпорации, деятельность которых ограничена во времени - "Олимпстрой" и по жилищно-коммунальному хозяйству, просто прекратят свое существование, когда выполнят поставленные задачи". А "по другим госкорпорациям подход дифференцированный". Так, по информации Дворковича,
Внешэкономбанк, Ростехнологии и Роснанотехнологии могут быть преобразованы в акционерные общества в 2010 году.
Тогда как "по Росатому и Агентству страхования вкладов срочности нет - их деятельность носит специфический характер", отметил помощник президента. И заверил, что "не будут создаваться риски для страхования вкладов и работы "Росатома", чьи проекты носят стратегический характер". |