Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 17 ноября
О поправках в Закон "О пожарной безопасности" говорили сегодня в Комитете Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию. Нововведения касаются системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности. О предлагаемых новшествах рассказал и ответил на депутатские вопросы вице-министр по чрезвычайным ситуациям Валерий Петров.
Открывая заседание, руководитель рабочей группы по законопроекту Александр Милютин обратил внимание, что вводятся в оборот современные независимые способы аудита. Создание независимых экспертных организаций позволит субъектам частного предпринимательства получить альтернативную и компетентную оценку их деятельности.
Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК представляет тезисы выступления вице-министра В. Петрова:
Создание независимой оценки приведет к повышению уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного контроля независимых экспертных организаций, создание альтернативы государственному пожарному контролю, а также изменение форм и методов контрольной деятельности.
Предлагаемые законодательные нововведения позволят:
- снизить давление на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственного контрольного органа;
- обеспечить прозрачность процедур при осуществлении государственного контроля, а также предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности;
- освободить органы государственного пожарного контроля от части проверок объектов частного предпринимательства, сосредоточить его усилия на потенциально опасных и социально-значимых объектах.
Независимая оценка рисков не может проводиться на объектах государственной собственности, массового пребывания людей и жизнеобеспечения.
К компетенции Правительства РК отнесена функция утверждения порядка независимой оценки рисков в области пожарной безопасности. Порядок независимой оценки рисков будет содержать методику расчетов количественного показателя уровня пожарного риска, правила составления заключения.
К компетенции МЧС предполагается отнести проведение аккредитации организаций, а также ведения реестра участников независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.
Одновременно, Закон "О пожарной безопасности" предлагается дополнить:
Статьей 25-1 "Проведение независимой оценки рисков в области пожарной безопасности" определяется основание для проведения оценки, мероприятия, которые включает в себя независимая оценка, а также срок действия заключения экспертной оценки.
Кроме того, устанавливаются ограничения для экспертных организаций в части оказания и выполнения других работ или услуг в области пожарной безопасности, установлена ответственность в гражданском порядке за причинение имущественного вреда объекту, вследствие недобросовестно или некачественно проведенной независимой оценки риска.
Статья 25-2 устанавливает порядок аккредитации организаций по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности. Аккредитация организаций осуществляется уполномоченным органом в области пожарной безопасности.
* * *
Ежегодно в Казахстане регистрируется более 19 тысяч пожаров, материальные убытки превышают 5 млрд. тенге, на пожарах гибнут и получают травмы различной степени тяжести более тысячи человек.
За 10 месяцев 2009 года в республике произошло 13264 пожара, ущерб от которых составил 4 млрд. 5 млн. тенге. От опасных факторов пожара погибло 364 человека, 461 получили травмы и ожоги различной степени тяжести.
Государственный пожарный контроль осуществляется на 92 тысячах субъектах частного предпринимательства и количество подконтрольных объектов ежегодно увеличивается. В тоже время численность государственных инспекторов на протяжении последних пяти лет остается неизменной и не превышает тысячи человек. Таким образом, на одного инспектора в настоящее время приходится более 90 объектов, расстояние до которых в сельской местности составляет зачастую 100-300 километров.
Фактически государственный пожарный контроль ежегодно может провести проверки противопожарного состояния только 80% объектов.
* * *
После выступления парламентарии задали докладчику ряд вопросов. Владимир Нехорошев обеспокоен судьбой Аксу-Жабаглинского заповедника, который, по его словам, находится вне внимания МЧС. Озабочен депутат также недавними пожарами, произошедшими в складском помещении в Астане и на хлопковых полях в Жамбылской области. Все, что связано с пожаротушением, долждно быть сконцентрировано в едином ведомстве, т.е. МЧС. Вопросы Бекена Алимжанова касаются методики оценки пожарной безопасноти, кадрового обеспечения МЧС, пожарной безопасности высотных зданий столицы и стоимости независимой оценки рисков. Виктор Киянский спросил о количественной и качественной оценке рисков. Используется ли у нас международный опыт в этой области? Заинтересовался парламентарий также качеством строительных материалов. "Будут ли объекты, прошедшие независимую оценку риска, проверяться органами государственного пожарного надзора?" С таким вопросом обратился Ерболат Апсалямов. Марал Итегулов заинтересовался деятельностью вводимого Института экспертизы, который, как считает парламентарий, создаст дополнительные затраты для малого бизнеса. Егор Каппель полагает, что 70 % сельского населения республики не защищены от пожара. Коснется ли законопроект безопасности населения? |