NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 00:12 ast
22:12 msk

Позитивный эффект антикризисных мер очевиден
Б.Султанов: В 2009 году Казахстан вступил в период глобального экономического кризиса и замедления экономической активности. Вместе с тем принятые меры позволят поддержать экономику, и в нынешнем году не будет снижения. Улучшение наблюдается практически во всех отраслях экономики
23.11.2009 / политика и общество

"Казахстанская правда", 21 ноября

Около полусотни вопросов, поступивших в call-centre прямой линии с Президентом страны, касались мирового экономического кризиса и его влияния на ситуацию в республике. Казахстанцы спрашивали, что собираются делать власти, "чтобы побороть кризис в нашей стране", и когда же он наконец закончится. На эти и ряд других вопросов отвечает министр экономики и бюджетного планирования Бахыт СУЛТАНОВ.

- Бахыт Турлыханович, среди вопросов, адресованных Президенту, многие посвящены влиянию мирового экономического кризиса на нашу страну. В частности, каково сейчас экономическое положение в Казахстане, принимая во внимание процессы в мировой экономике?

- Несмотря на продолжающийся мировой кризис, в экономике Казахстана начиная с III квартала наметились признаки стабилизации. Однако процесс полного восстановления будет зависеть прежде всего от изменения в позитивную сторону ряда факторов, в том числе мирового спроса и цен на сырье. В этих условиях экономическая политика скорректирована и направлена на расширение спроса через оказание господдержки отраслям экономики, продукция которых ориентирована на внутренний рынок.

Комплекс мероприятий, реализуемых в рамках антикризисного плана вкупе с оказанием финансовой поддержки банковскому, строительному и агропромышленному секторам, реализация инвестиционных проектов оказывают существенную поддержку процессу стабилизации, снижая негативное влияние мирового кризиса на экономику.

По данным Агентства по статистике, снижение темпов ВВП в январе - сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года замедлилось до 2,2%. В I квартале текущего года падение составило 3,0%. В первом полугодии - 2,4%. В ряде отраслей экономики, таких как промышленность, транспорт, производство электроэнергии, наблюдается сокращение падения производственных показателей.

Реализация "дорожной карты" позволила не допустить роста безработицы. В III квартале текущего года ее уровень составил 6,4%, что на 0,1 процентных пункта ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Что касается реальных денежных доходов населения, то в январе - августе текущего года они возросли на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого.

Для недопущения рецессии экономики Правительством принимаются меры по поддержанию экономической активности, спроса на внутреннем рынке. Эти меры явились некой "подушкой безопасности" и смягчили последствия низких цен на экспортируемые товары на мировых товарных рынках, дефицита ликвидности, снижения кредитования банками экономики и сокращения потребления товаров и услуг населением. Безусловно, реализуемые антикризисные меры на сегодняшний день направлены на решение ключевых вопросов экономики, которые максимально продемонстрируют свою эффективность в средне- и долгосрочной перспективе, но определенный позитивный эффект можно наблюдать уже сегодня. Так, постепенно растет объем розничного товарооборота, имеет место тенденция роста объема строительных работ, постепенно увеличиваются объемы перевозки грузов, растут инвестиции в основной капитал, увеличивается объем валовой продукции сельского хозяйства.

Реализация проектов в рамках "дорожной карты" направлена на смягчение негативных последствий замедления экономического развития страны и поддержание занятости населения посредством создания новых рабочих мест в регионах. Предусмотренные в рамках проектов финансовые ресурсы государства направлены на улучшение и дальнейшее развитие инфраструктуры экономики. В частности, в рамках "дорожной карты" ремонтируются и реконструируются объекты системы ЖКХ, также производятся дорожно-ремонтные работы, ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов городов и сельской местности.

- Еще один вопрос по текущей экономической ситуации: насколько поднялся показатель ВВП от реализации "дорожной карты"?

- Проводимая политика государства по налаживанию и развитию инфраструктурных объектов в период экономического кризиса дает возможность для сохранения занятости населения и поддержания платежеспособного спроса со стороны домашних хозяйств. Все производимые работы в регионах в основном осуществляются субъектами малого и среднего бизнеса, что выступает мощным стимулирующим фактором для развития и сохранения устойчивого бизнес-климата. В первом полугодии текущего года ВВП в реальном выражении, по оперативным данным Агентства по статистике, снизился на 2,3% к соответствующему периоду прошлого года. Без реализации мероприятий "дорожной карты" падение ВВП было бы более значительным.

В целом эффект от реализации антикризисных мер в 2009 году оценивается на уровне 3,2% реального прироста ВВП. Здесь речь идет об антикризисных средствах, направленных в экономику в текущем году. Мультипликативный эффект антикризисных мер окажет воздействие также на рост экономики 2010 года.

- Есть вопросы о том, как и когда улучшится экономика страны? А также возобновится ли рост ВВП в 10% ежегодно?

- Наблюдающиеся высокие темпы роста экономики в предыдущие годы обеспечивались высокой активностью в строительстве, банковском секторе и торговле, что обеспечивалось значительным ростом объемов банковского кредитования при столь же значительных внешних заимствованиях со стороны банковского сектора. На рынке недвижимости, кредитном рынке был раздут так называемый "пузырь", который лопнул в условиях глобального кризиса и накопившихся дисбалансов. В условиях кризиса осуществляется корректировка экономической политики. В перспективе будет сделан упор на сбалансированное развитие.

В целях недопущения повторного "перегрева" будет проводиться ограничительная политика в части внешнего заимствования и государственных расходов, а также обеспечиваться сбалансированное качественное экономическое развитие с умеренным ростом.

В 2009 году Казахстан вступил в период глобального экономического кризиса и замедления экономической активности. Вместе с тем принятые меры позволят поддержать экономику, и в нынешнем году не будет снижения. Улучшение наблюдается практически во всех отраслях экономики. По прогнозу реальный рост ВВП в 2009 году составит 0,1%. В перспективе будет осуществлен переход к сбалансированному и качественному росту экономики. С 2010 года прогнозируется постепенное увеличение темпов роста реального ВВП с 2,4% в 2010 году до 3,9% в 2014 году.

Росту экономики в среднесрочном периоде будут способствовать рост в реальном секторе и рост объема оказываемых услуг.

Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2010-2014 годах составит 4,04%, объема промышленной продукции в 2010-2014 годах - 3,4%. Росту объемов промышленного производства будет способствовать увеличение объемов производства как в горнодобывающем, так и обрабатывающем секторе.

- Некоторые граждане задают вопрос: почему не снижается рост инфляции?

- В 2009 году по сравнению с 2008-м отмечается тенденция снижения цен на товары и услуги на потребительском рынке. По данным Агентства по статистике, уровень инфляции в октябре 2009-го к декабрю 2008 года составил 5,1%, что на 3,7 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года (8,8%). Прирост цен на непродовольственные товары составил 7,4% (по сравнению с 6,5% за аналогичный период прошлого года), платные услуги - 6,7% (10,1%). Рост цен на продовольственные товары составил 2,4%, что на 7,1 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года (9,5%).

Снижению инфляции наряду с внутренними и внешними факторами способствовала реализация Правительством и Национальным банком комплексной антиинфляционной политики. По оценке Национального банка, уровень инфляции в 2009 году будет находиться в интервале 8-8,5%, что значительно ниже уровня прошлых лет. На макроэкономическом уровне снижению инфляции способствуют замедление роста экономики, сокращение спроса на потребительском рынке и доходов населения. Кроме того, на снижение уровня инфляции направлена денежно-кредитная политика Нацбанка. С учетом того что наибольший вклад в инфляцию вносит рост цен на продовольственные товары, Правительством принимаются меры по развитию добросовестной конкуренции, недопущению необоснованного роста цен и тарифов на услуги субъектов естественной монополии, созданию и развитию торговой инфраструктуры, насыщению рынка социально значимыми товарами и так далее.

- Когда же наконец закончится кризис? И возможна ли вторая волна мирового экономического кризиса?

- Несмотря на первоначальные пессимистические сценарии развития кризисных явлений в мировой экономике в 2009-м, с начала года намечается общий курс на восстановление в мировой экономической системе в целом. Цены на глобальных товарных рынках с начала года уверенно демонстрируют плавную восходящую тенденцию, что выступает определенным сигналом оздоровления и налаживания рыночных механизмов ценообразования в экономике.

Положительная динамика в мире будет способствовать повышению активности в экономике Казахстана, где уже сейчас наблюдаются положительные тенденции. Статистика макроэкономических показателей за 9 месяцев 2009 года показывает наличие признаков оживления экономического развития. С начала II квартала наблюдалось замедление темпов снижения ВВП. Если до конца года наблюдаемое оживление экономики упрочится и обретет уверенность, то восстановление утраченных производственных мощностей поспособствует дальнейшему росту экономической активности и предоставит возможность без потерь вступить в фазу развития. Уже сегодня наблюдается постепенный рост объемов розничного товарооборота, строительных работ, перевозки грузов. Растут инвестиции в основной капитал, увеличивается объем валовой продукции сельского хозяйства.

- Но если вторая волна все-таки последует, готов ли Казахстан к новым вызовам?

- Министерством экономики и бюджетного планирования разработаны сценарии развития экономики Казахстана на среднесрочную перспективу в зависимости от динамики мировой экономики, мировых цен на энергоресурсы и сырье.

Здесь речь идет о двух основных сценариях. Поскольку динамика развития казахстанской экономики как составляющей мировой экономической системы будет во многом зависеть от ее динамики, то параметрами, определяющими тот или иной сценарий, являются внешние факторы.

В частности, в пессимистическом сценарии ожидается ухудшение ситуации в мировой экономике. Предполагается, что неопределенность с эффективностью антикризисных мер государств, обострение проблем в финансовом секторе и отсутствие положительных сдвигов в экономике развитых стран вызовут в конце 2009-го - начале 2010 года вторую волну глобального финансово-экономического кризиса. Очередной спад в мировой экономике повлечет более значительное снижение спроса и падение цен на мировых товарных рынках.

По данному сценарию предполагается падение мировых цен на нефть до 30 долл. за баррель к концу 2009 года и сохранение их на этом уровне в течение 2010-го, после чего предполагается незначительное повышение цен до 40 долл. в 2012-2014 годах.

При другом сценарии прогнозируется падение экономики Казахстана как в 2009 году, так и в 2010-м. С 2011 года прогнозируется медленное восстановление роста экономики с 1,6% в 2011 году до 2,6% в 2014 году. Сокращение мирового спроса и уровня мировых цен на основные товарные составляющие казахстанского экспорта будет способствовать снижению объемов экспорта и поступлений в бюджет. Кроме того, сценарий Б характеризуется ростом уровня безработицы в экономике.

Необходимо отметить, что помимо прогноза макроэкономического развития и параметров бюджета сформирован план действий Правительства, Нацбанка и АФН для каждого из сценариев, который будет корректироваться в зависимости от ситуации в мировой экономике.

План действий в зависимости от сценариев предусматривает меры по поддержке спроса и занятости, финансированию секторов экономики и различные источники и механизмы финансирования. В частности, при ухудшении ситуации рассмотрены вариант с оптимизацией расходов бюджета и увеличением дефицита бюджета, а также возможность привлечения внешних источников финансирования и мобилизации внутренних ресурсов финансового сектора, без активного бюджетного вмешательства. Прорабатывается вопрос привлечения займа от АБР и Всемирного банка для финансирования субъектов МСБ через банки второго уровня. Возможно привлечение средств под конкретные инвестиционные проекты.

- Многие казахстанцы выразили благодарность Президенту страны за инициативу разработки новой Стратегии занятости и переподготовки кадров, так называемой "дорожной карты". И задавали вопрос: будет ли ее реализация продолжена в следующем году? Глава государства однозначно сказал "да". Интересно, из каких источников она будет финансироваться?

- Обеспечить занятость, не допустить роста безработицы и создать условия для посткризисного развития - такие цели поставил Президент в своем Послании. Вовремя принятые государством меры принесли реальные плоды. По линии "дорожной карты" временно оставшиеся не у дел получили возможность повысить свою квалификацию, освоить новые профессии и получить сезонную работу.

Реализация Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров осуществляется в 2009 году за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета - 140 млрд. тенге (в том числе на обеспечение занятости - 117 млрд. тенге, на подготовку и переподготовку кадров направлено 14,4 млрд. тенге и на создание социальных рабочих мест и организацию молодежной практики - 8,6 млрд.) и софинансирования из местных бюджетов - 51,0 млрд. тенге.

Реализация Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров будет продолжена и в 2010 году, для чего в республиканском бюджете предусмотрены 100 млрд. тенге. Они пойдут на инвестиционные направления (ремонтно-строительные работы), создание социальных рабочих мест и молодежную практику, переподготовку кадров.

Обязательным условием для выделения средств из республиканского бюджета 2010 года должно быть участие местных бюджетов путем софинансирования по каждому инвестиционному направлению "дорожной карты".

С учетом уменьшения общей суммы финансирования "дорожной карты" в 2010 году в сравнении с текущим годом, а также учитывая, что объем финансирования определяется не от прогноза массового высвобождения работников, а от численности населения, создание рабочих мест в рамках "дорожной карты" на 2010 год планируется на уровне 130 тыс.

- Учащаяся Сабундинской средней школы имени Ануарбека Жулдыз Усенова задала вопрос: когда Казахстан войдет в 50 лучших стран?

- Конкурентоспособность государства - принципиальный вопрос для развития любой страны, так как это является единственной объективной мерой уровня качества жизни и благосостояния населения. Решение такой задачи заключается не в формальном занятии определенного ранга Казахстаном в рейтингах, а в достижении уровня мировых стандартов жизни для общества. Именно поэтому, базируясь на принципах развития до 2030 года, Казахстаном в 2006 году поставлена перед собой новая амбициозная задача - войти в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран.

По итогам отчета Всемирного экономического форума за 2009 год, Казахстан, занимавший в 2008 году 66-е место из 134 стран, переместился на 67-е место из 133. В качестве основных причин снижения можно выделить факторы, характеризующие условия для развития финансовых институтов и эффективность рынка труда, Казахстан по данным факторам снизился на 14 и 6 позиций соответственно. В целом авторы отчета связывают это снижение с последствиями экономического кризиса.

Вместе с тем обозначились результаты работы, проводимой Правительством в рамках антикризисных мер. В частности, улучшились позиции по фактору, характеризующему макроэкономическую стабильность, где Казахстан поднялся на 15 позиций: с 74-го на 59-е место.

Также можно сделать вывод, что принимаемые Правительством меры по инновационному развитию позволили значительно улучшить позиции по показателям, определяющим уровень технологического развития, по которому Казахстан поднялся в рейтинге на 6 позиций. Кроме того, отмечается улучшение на одну позицию по факторам, обозначающим уровень развития инфраструктуры, а также здоровье и начальное/среднее образование.

В свою очередь, повышение конкурентоспособности страны является следствием эффективности государственного управления. В связи с этим по поручению Главы государства разработана и реализуется Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Казахстана на 2008-2015 годы. Концепцией определены приоритеты и основные направления повышения конкурентоспособности страны, которые охватывают все аспекты жизнедеятельности. Кроме того, проводится системная работа по повышению позиций Казахстана в рейтинге Всемирного экономического форума.

Так, вопросы повышения ряда показателей данного рейтинга нашли свое отражение в стратегических планах развития государственных органов и меморандумах между первыми руководителями государственных органов и Премьер-Министром.

- Очень много вопросов касалось индустриально-инновационного развития страны. Казахстанцев интересуют планы Правительства по отходу экономики от сырьевой зависимости, по созданию прорывных проектов, процесс их реализации, а также процесс работы над Картой индустриализации.

- В рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года мы начали масштабную работу, направленную на создание системы регулирования и поддержки инвестиционных процессов в стране.

Первым звеном построения такой системы станет разрабатываемая Карта индустриализации Казахстана, с включением в нее Схемы рационального размещения производственных мощностей.

Глава государства, выступая на съезде НДП "Нур Отан", определил семь приоритетных направлений форсированной индустриализации страны: АПК и сельхозпереработка; развитие строительной индустрии и производство строительных материалов; нефтепереработка, инфраструктура нефтегазового сектора; развитие металлургии и производство готовых металлических продуктов; химическая и фармацевтическая промышленность; энергетика; развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В рамках этих направлений Минэкономики и бюджетного планирования на основе предложений госорганов и акиматов проведена работа по формированию предварительного портфеля и оценке реализуемых и перспективных инвестиционных проектов. На основании данного портфеля и ресурсных и отраслевых балансов будет разработана Карта индустриализации Казахстана до 2020 года.

Карта сама по себе является инструментом для анализа и оценки необходимости тех или иных инвестиционных проектов для страны. Для этого создана база данных по всем проектам, реализуемым и планируемым к реализации на территории нашей страны в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития. Определяются наличие сырья и инфраструктуры, их объем в разрезе регионов. В результате чего мы получим Схему распределения потенциальных производств и имеющейся инфраструктуры по регионам, на основании чего и будет сделан вывод о необходимости либо нежелательности соответствующих производств в конкретном регионе.

Таким образом, государство не вмешивается в деятельность субъектов предпринимательства, а только ориентирует их на потенциальные ниши по реализации своих инвестиционных проектов.

Приведу примеры наиболее значимых проектов. В металлургии и производстве готовых металлических продуктов: проект "АрселорМиттал Темиртау" по развитию и модернизации производства стоимостью 600 млрд. тенге, строительство электролизного завода по производству первичного алюминия в Павлодарской области стоимостью 127,5 млрд. тенге (АО "Казахстанский электролизный завод"), строительство завода по производству металлизованного продукта стоимостью 303,2 млрд. тенге (АО "ССГПО"). В химической и фармацевтической промышленности: строительство интегрированного газохимического комплекса стоимостью 945 млрд. тенге (ТОО "Kazakhstan Petrochemical Industries Inc."), выпуск минеральных удобрений широкого спектра в Каратау стоимостью 615 млрд. тенге (ТОО "ЕвроХим-Удобрения"), производство минеральных удобрений МАФ/ДАФ (моноаммонийфосфат/диаммонийфосфат) стоимостью 139,1 млрд. тенге (ТОО "Горнорудная компания "Казахстанские минеральные ресурсы"). В транспортной и телекоммуникационной инфраструктуре: реконструкция международного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай" стоимостью 825,1 млрд. тенге, реконструкция автомобильной дороги Астана - Щучинск стоимостью 114,4 млрд. тенге, строительство новой железнодорожной линии Коргас - Жетыген на концессионной основе стоимостью 93 млрд. тенге. В нефтепереработке, инфраструктуре нефтегазового сектора: строительство магистрального газопровода Бейнеу - Бозой - Акбулак стоимостью 465 млрд. тенге, реконструкция и модернизация Атырауского НПЗ стоимостью 371,9 млрд. тенге.

Второе звено Карты индустриализации - это обеспечение ресурсной сбалансированности инвестиционной деятельности, в т. ч. информация о индустриально-инновационной инфраструктуре (СЭЗы, индустриальные парки и технопарки).

- Актуален для казахстанцев и другой вопрос: когда же будет повышение заработной платы бюджетникам и в каком размере? Также поступило предложение повысить с первого января 2010 года заработную плату только педагогам и медицинским работникам.

- При формировании республиканского бюджета на 2010-2012 годы Правительство приняло решение обозначить датой повышения заработных плат работникам бюджетной сферы первое июля будущего года. Всем известно, что, несмотря на тенденцию к улучшению экономического положения ряда стран, ситуация на мировых финансовых и товарных рынках остается непредсказуемой. Даже прогнозы Международного валютного фонда меняются месяц от месяца вместе с конъюнктурой рынка - и не всегда в лучшую сторону. Мы не могли не учесть данный фактор нестабильности. В будущем году, по нашим прогнозам, доходная часть бюджета по сравнению с 2008 годом сократится на полтриллиона тенге.

Сегодня общегосударственный фонд заработной платы, финансируемой за счет средств государственного бюджета, составляет около триллиона тенге и превышает показатель 2005 года в 2,7 раза. Повышение заработной платы в бюджетной сфере в 2010-2011 годах потребует дополнительно еще 308,4 млрд. тенге. В случае повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и государственных стипендий с первого января потребуется привлечение дополнительных средств в сумме порядка 106 млрд. тенге в 2010 году и 258 млрд. тенге в 2011-м.

В условиях ограниченности ресурсов и продолжающихся кризисных явлений Правительство выстраивает бюджетную политику страны на перспективу в режиме жесткой экономии бюджетных средств. Для этого оно вынуждено пойти на сокращение неприоритетных расходов в 2010 году.

Так, ввиду ограниченности бюджетных средств уже в процессе формирования бюджета оптимизирован ряд расходов. Национальным управляющим холдингам, нацхолдингам и нацкомпаниям сокращены административные расходы на 13,7 млрд. тенге, в том числе фонд оплаты труда - на 5,4 млрд. Проектом предусмотрено продолжение ранее заявленной политики первоочередного завершения начатых инвестиционных проектов и переноса сроков реализации новых до более благоприятных времен. Из бюджета выведены расходы на реализацию ряда крупных капиталоемких инвестиционных проектов, которые предполагается осуществить за счет привлечения облигационных займов из Национального фонда.

С учетом того что проект республиканского бюджета на 2010-2012 годы предусматривает отказ от привлечения целевого трансферта из Нацфонда и продолжение политики накопления его активов, высвобождаемые средства будут направлены на повышение уровня жизни граждан страны и недопущение роста безработицы, поддержку МСБ, развитие агропромышленного комплекса, обеспечение бесперебойного функционирования и ремонта жилищно-коммунального хозяйства в рамках "дорожной карты".

Нужно отметить, что другие государства в условиях кризиса не только сокращают социальные обязательства государства, но и полностью отказываются от них. Так, правительство России приняло решение не индексировать заработную плату работников бюджетной сферы в 2010 году, правительство Латвии сокращает социальные выплаты и планирует существенно снизить заработную плату учителей.

Правительство Казахстана, напротив, приняло все меры по поддержанию социально защищаемых слоев населения, а именно: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных.

При этом республиканский бюджет на 2010-2012 годы в большей, чем когда-либо, степени является социально ориентированным, соотношение расходов, направляемых на социальную сферу к общему объему расходов бюджета, составляет свыше 40%. Расходы государственного бюджета на социальную сферу превышают 50%, т. е. более половины всех расходов бюджета направляются на социальную сферу и оплату труда работников бюджетной сферы.

Помимо увеличения с первого июля заработной платы работникам бюджетной сферы и государственных стипендий, проектом бюджета предусмотрены не менее важные мероприятия социального характера. Как вы знаете, в республиканском бюджете предусмотрены значительные расходы на повышение с первого января 2010 года пенсий на 25% (рост по сравнению с 2009 г. - 95 млрд. тенге), увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий в среднем на 9% (4 млрд. тенге), а также повышение пособий в соответствии с законопроектом о ветеранах (1 млрд. тенге), повышение ежемесячных пособий по уходу за ребенком и размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка (7 млрд. тенге), повышение размера спецгоспособия многодетным матерям (10,1 млрд. тенге). Помимо этого предусмотрено введение нового вида пособия - родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, размер которого будет приравнен к минимальной заработной плате. Это потребует только в 2010 году 5,2 млрд. тенге и затронет почти 29 тыс. человек.

Также предусмотрено повышение размера спецгоспособия многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алка", "Куміс алка", или получившим ранее звание "Мать-героиня", или награжденных орденом "Материнская слава", - с 3,9 МРП до 6 МРП, которое коснется в 2010 году более 221 тыс. человек.

Что касается повышения заработной платы только педагогам и медицинским работникам, необходимо отметить, что средняя заработная плата работников образования в 2009 году составила 44 130 тенге, медицинских работников - 66 300 тенге, что значительно выше уровня заработной платы работников других отраслей, например сельского хозяйства, средняя заработная плата которых составила 32 284 тенге.

Безусловно, Правительство прилагает все усилия для выполнения своих социальных обязательств, изыскивая все резервы для этого. Однако сейчас для нас всех важно придать некоторый "толчок" экономике, аккумулировав для этого все резервы. Нам надо быть готовыми к возможному ухудшению ситуации в мировой экономике, и поэтому сдвижение сроков повышения заработной платы является вынужденной и оправданной мерой. В случае изменения ситуации в мировой экономике в сторону улучшения Правительство может пересмотреть сроки повышения заработной платы работников бюджетной сферы в первой половине следующего года.

- Евгений Иванов просит уточнить дифференцированную систему оплаты труда врачей.

- В рамках реформирования системы здравоохранения с 2007 года внедрена дифференцированная система оплаты труда работников государственных организаций здравоохранения, то есть в должностной оклад медицинских работников включены надбавки и доплаты за психоэмоциональные и физические нагрузки.

Кроме того, с 2009 года в перечень специалистов, получающих доплаты за психоэмоциональные и физические нагрузки дополнительно включены врачи-неонатологи (150% от базового должностного оклада); персонал центров судебно-медицинской экспертизы (100% от оклада); медицинские сестры хирургического профиля, не участвующие в операциях (50%); онкогематологи (80%). Кроме того, увеличены доплаты за вредные условия труда: фтизиатрам с 60% до 190% и 220% от оклада в зависимости от степени риска заражения при контакте с больными туберкулезом; специалистам лучевой диагностики (радиологам, рентгенологам) с 20 до 80% и специалистам УЗИ с 20 до 60%.

- Еще один вопрос на тему финансов. Домохозяйка, мать четверых детей Нурназарова Гульнар из Чардары спрашивает, может ли Парламент пересмотреть размер прожиточного минимума. "Мой муж рабочий, получает 43 тысячи тенге, льготное пособие - 5 000 на четверых детей - райсобес не дает, говорят, зарплаты мужа хватает на содержание семьи".

- В соответствии с Законом "О специальном государственном пособии в РК" многодетные семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, высших учебных заведениях, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания учебных заведений (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста) имеют право на получение специального государственного пособия в размере 3,9 МРП в 2009 году - 5 054 тенге. При этом назначение данного пособия не зависит от уровня доходов семьи. Что касается прожиточного минимума, то с 1 июля 2009 года прожиточный минимум для расчета базовых социальных выплат составляет 13 717 тенге.

Вместе с тем в республиканском бюджете на 2010-2012 годы размер прожиточного минимума планируется в 2010 году - 14 952 тенге, в 2011 году - 16 223, в 2012 году - 17 521 тенге. С учетом данных показателей прожиточного минимума в республиканском бюджете на 2010-2012 годы предусмотрены соответствующие средства на базовые соцвыплаты.

- Еще один вопрос из сферы социальной поддержки населения. "Тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги, цены на продукты питания, проезд с каждым годом увеличиваются. Хотелось бы знать, что предпринимается по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения?"

- В настоящее время в целях социальной защиты малообеспеченных граждан уже действуют законодательные меры. Так, Законом "О жилищных отношениях" предусмотрено оказание жилищной помощи за счет средств местных бюджетов. Она назначается в случаях, если расходы на оплату за содержание жилья и потребление коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в бюджете семьи превышают ее в совокупном доходе процентную долю, которая устанавливается местными исполнительными органами.

Предельный размер расходов на содержание жилища, принимаемый к расчету при назначении жилищной помощи, устанавливается местными исполнительными органами. При расчете прогнозных параметров местных бюджетов на 2008-2010 годы предусмотрены средства на жилищную помощь в 2008 году 3,5 млрд. тенге, на 2009 год - 3,8 млрд. тенге, в 2010 году - 4,1 млрд. тенге и в 2011 году - 4,5 млрд. тенге с учетом предполагаемых повышений тарифов на коммунальные услуги и цен на продукты питания.

В соответствии с Законом "О государственной адресной социальной помощи" в целях социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан проводится назначение и выплата государственной адресной социальной помощи (АСП). Данная помощь оказывается семьям, среднедушевой доход которых ниже черты бедности, которая определяется ежеквартально в размере 40% от величины прожиточного минимума.

При расчете трансфертов местным бюджетам из республиканского на 2008-2010 годы на 2008 год для выплаты АСП малообеспеченным семьям учтены средства в сумме порядка 3,6 млрд. тенге (8%), в 2009-м - 3,9 млрд. тенге (8%), в 2010 году - 4,2 (8%) и в 2011 году - 4,5 млрд. тенге.

В трехлетнем бюджете дополнительно предусмотрено выделение целевых текущих трансфертов на выплату государственной адресной социальной помощи и ежемесячного государственного пособия на детей до 18 лет в связи с ростом размера прожиточного минимума: в 2009 году - 3 280,6 млн. тенге, в 2010 году - 4 091,9 млн. тенге и в 2011 году - 3 730,6 млн. тенге.

- В Правительстве обсуждалась необходимость установления фиксированной надбавки к заработной плате работникам бюджетной сферы в регионах с высоким прожиточным минимумом. Можно ли предоставить местным представительным органам право устанавливать такую надбавку?

- Местные исполнительные органы отчасти уже имеют такое право с 2001 года согласно Закону "О приоритетности развития аула (села) и агропромышленного комплекса в РК" (с 2006 года "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий"), где специалистам бюджетной сферы, работающим в аульной (сельской) местности, по решению местных представительных органов могут устанавливаться повышенные не менее чем на 25% оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, работающих в городских условиях.

Таким образом, маслихаты областей могут устанавливать не 25%, а более высокие проценты надбавок, что в свою очередь могло бы способствовать повышению заработной платы работникам бюджетной сферы в сельской местности и уменьшению оттока специалистов из нее.

- Много вопросов касается и поддержки национального производителя. "Выделяются огромные средства из бюджета, а из СМИ мы видим единичные запуски заводов, большинство товаров первой необходимости импортируется из-за рубежа, хотя можно было бы финансировать мелкий бизнес, ориентированный на производство этих товаров, и поддерживать его введением пошлин на импортируемый аналогичный товар. В данное время мы видим, что цена импортного товара намного ниже, чем продукция отечественного производителя. Хотелось бы, чтобы налоговая нагрузка в основном ложилась на крупные предприятия сырьевого характера, а на мелкий бизнес существенно уменьшилась". Ваш ответ, пожалуйста.

- Как мы знаем, малое и среднее предпринимательство должно использовать гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Государство в свою очередь обязано создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить помощь на те предприятия МСБ, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны.

Для реализации поставленных задач Правительством принят ряд мер, направленных на поддержку развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Посланием Президента народу Казахстана от шестого февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" разработан новый Налоговый кодекс, который действует с первого января 2009 года.

Этот документ способствует модернизации и диверсификации экономики, а также выходу бизнеса из "тени". В частности, значительно улучшены условия для ведения бизнеса и осуществления инвестиций, снижена налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики, так, если в 2008 году налоговые поступления от несырьевого сектора к ВВП составили 17,6%, то в 2009 году - 13%.

В рамках снижения налоговой нагрузки ставка КПН на период с 2009 по 2012 год снижена с 30 до 20%, и будет поэтапно снижаться до 17,5% в 2013 году и до 15% в 2014 году. Ставка НДС снижена с 13 до 12% и является одной из самых низких в мире.

В дополнение к снижению налоговой нагрузки упрощен порядок получения и использования инвестиционных налоговых преференций. Это открыло свободный доступ к инвестиционным налоговым льготам широкому слою инвесторов и значительно повысило мотивацию налогоплательщиков к увеличению притока дополнительных средств в виде инвестиций в несырьевой сектор.

Кроме того, принята Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в республике на 2005-2007 годы, которая рассматривалась как переходный этап к новой государственной политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода, а также к новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

В целях снижения административной нагрузки на бизнес и дальнейшего упрощения разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации, Правительством одобрена Концепция совершенствования разрешительной системы в РК на 2009-2011 годы.

Проведенный анализ разрешительной системы показал, что в стране 1 004 различных разрешений, в том числе 504 лицензии и 500 других видов разрешительных процедур по сертификации, аккредитации, аттестации, разрешению, согласованию и так далее. На настоящее время предложено отменить почти 35%, а именно 348 разрешительных процедур, в том числе получение 113 лицензий.

В целях оптимизации и упорядочения порядка проведения проверок государственными органами субъектов частного предпринимательства в июле текущего года вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам частного предпринимательства". Впервые в едином законе прописан общий почти для всех госорганов (за исключением Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Нацбанка, Агентства по защите конкуренции, Счетного комитета и силовых органов) порядок проведения проверок. В законе обновлены принципы, задачи госконтроля за субъектами частного предпринимательства, определены цели, предмет, формы проверок, устанавливается единый порядок их проведения, систематизированы виды проверок и основания их назначения. Существенно сокращен и конкретизирован перечень освобожденных от регистрации в органах правовой статистики проверок.

Оптимизация и упорядочение проверок, проводимых госорганами, достигается за счет внедрения систем оценки рисков, утверждения форм проверочных листов, ведомственной статистической отчетности.

В течение шести месяцев с момента введения в действие закона госорганы обязаны разработать и утвердить критерии оценки степени риска, формы обязательной ведомственной статистической отчетности и проверочных листов.

Государственным органам после истечения установленного срока до исполнения вышеуказанных требований закона проведение плановых проверок запрещается. Кроме того, Правительством ведется активная работа по всем 11 индикаторам рейтинга "Doing business". Во-первых, уже приняты конкретные решения, вносящие поправки в ряд разрешительных документов. Кроме того, будут внесены поправки в Правила лицензирования импорта и экспорта товаров, что сократит сроки получения лицензии на импорт и экспорт на 15 дней (кроме товаров двойного назначения).

Второй блок нормотворческой деятельности - это решения, по которым в ближайшее время мы проведем работу. По законопроектам, находящимся в работе у Парламента, будут проработаны поправки в законодательство о регистрации юридических лиц. Эти нормы устанавливают минимальный размер уставного капитала при регистрации на уровне "0" тенге, отменяют обязательность наличия печати при регистрации, предоставляя возможность использования цифровой подписи, а также исключают необходимость нотариального заверения документов для открытия счета и устава до регистрации.

В-третьих. Государственными органами разрабатывается еще ряд поправок в иные законы. Министерством финансов в Законе "О банкротстве" прорабатывается введение норм по банкротству физических лиц для улучшения индикатора "Ликвидация предприятий". Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в Законе "Об акционерных обществах" предложено ввести фидуциарную ответственность директоров.

Учитывая значительный объем проделанной в прошлом и нынешнем году нормотворческой работы, считаю актуальным на настоящем этапе принять меры к неукоснительному соблюдению законодательства. Снижение административных барьеров теперь должно произойти и в реальной практике государственных органов, особенно на местах.

Продолжение мер по снижению административных барьеров вкупе с антикризисной программой стало очень важным решением в последние трудные годы. Статистика малого и среднего бизнеса показывает их действенность. Во II и III кварталах текущего года наблюдается устойчивое улучшение динамики основных индикаторов, характеризующих развитие малого и среднего предпринимательства. Заметно, что из трех индикаторов пока только индекс выпуска продукции находится ниже 100% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но налицо перелом.

- Вопросы задавались и относительно планов Казахстана по вступлению в Таможенный союз. Например, Наталья попросила не вступать в ТС, опасаясь, что это приведет к понижению покупательской способности казахстанцев. Такого же мнения придерживается и Аслан Аскаров, который обеспокоен, что казахстанские предприятия не смогут выдержать конкуренцию с российским и белорусским бизнесом. Прошу вас разъяснить ситуацию: что ждет Казахстан после вступления в ТС?

- В соответствии с инициативой Главы государства, решениями глав государств на завершающую стадию выходит формирование ТС трех государств - Беларуси, Казахстана и России.

После вступления Казахстана в ТС и отмены большинства барьеров для взаимной торговли, во-первых, увеличится товарооборот между нашими странами. Для отечественных предприятий расширятся рынки сбыта. В целом емкость рынка - около 170 млн. человек, этому будет способствовать отмена таможенного контроля на внутренних границах. Во-вторых. В результате унификации с партнерами таможенных тарифов для нас установятся более высокие тарифы по товарам из третьих стран. Что в свою очередь даст шанс казахстанским товарам занять те ниши на внутреннем рынке, которые были прочно заняты товарами из третьих стран (в частности, из Китая). Третье. Достигнутый более благоприятный инвестиционный и бизнес-климат в Казахстане, а также более либеральная налоговая политика позволяют рассчитывать на приток иностранных инвестиций в несырьевые сектора, ориентированные на рынок стран ТС.

Четвертое. Вхождение Казахстана в ТС станет стимулом кооперации взаимодополняющих предприятий и создания совместных вертикально-интегрированных корпораций России, Беларуси и Казахстана. Это позволит обеспечить большую конкурентоспособность продукции и совместный выход и экспансию наших товаров на внешние рынки.

Пятое. Унификация таможенных тарифов приведет к определенному их росту для Казахстана, а с дополнительным привлечением инвестиций это позволит получить дополнительное увеличение доходной части бюджета.

Здесь крайне важным фактором будет целевая направленность использования дополнительных доходов. Считаю, что эти ресурсы важно сконцентрировать на поддержке действующих и создании новых высокотехнологичных производств, ориентированных на потребности ТС и внешние рынки.

Правительством рассматривается широкий инструментарий таких мер - это точечное субсидирование товаропроизводителей с целью повышения их конкурентоспособности в ТС и вне; обеспечение доступа предприятий к кредитным ресурсам и снижение бремени их обслуживания; предоставление дополнительных налоговых стимулов несырьевому сектору; создание инфраструктуры с целью привлечения инвестиций.

Конечно, наряду с новыми возможностями появляются и новые вызовы. Для того чтобы удерживать свои рынки и занимать новые, требования к качеству товаров и конкурентоспособности казахстанских компаний должны повыситься. Поэтому повышается приоритет обновления, модернизации действующих и создания новых высокотехнологичных производств, внедрения передовых систем контроля качества.

Увеличение импортных пошлин повлечет некоторое увеличение внутренних цен. Однако я считаю, что инфляционные ожидания значительно завышены.

Предварительный анализ показывает, что удорожание импорта лишь незначительно отразится на уровне инфляции. Он повысится только на 0,5-0,7 процентных пункта. При этом если мы добьемся снижения доли импортных продуктов, заменяя их продуктами собственного производства, этот рост будет нивелирован.

По нашему предварительному анализу, учитывая, что таможенные пошлины на сегодняшний день составляют около 2% в стоимости импорта (94,4 млрд. тенге объема таможенных пошлин на ввозимые товары из 4 626 млрд. тенге объема импорта в 2008 году), при двукратном увеличении тарифов, т. е. при введении ЕТТ, импорт вырастет в цене в среднем на 2%.

Следующий этап интеграции - это создание единого экономического пространства, что означает для Казахстана, прежде всего, установление недискриминационного доступа к инфраструктуре наших партнеров. Это крайне важно для республики как страны, отдаленной от основных рынков сбыта и не имеющей выхода к морским портам.

В целом, считаю, что вхождение Казахстана в ТС предоставляет огромные возможности для экономики страны и является шагом на пути к дальнейшей экономической интеграции между нашими странами. Нужно лишь своевременно и правильно развить свои преимущества на всех уровнях. Этим усиленно должны заняться не только Правительство и местные исполнительные органы, но и сам бизнес.

- Отечественный бизнес волнует вопрос: по какой ставке будет уплачиваться НДС после вступления Казахстана в ТС с Россией и Беларусью? Увеличатся ли таможенные пошлины за товары, ввозимые из Китая и Европы в Казахстан?

- Ставка НДС в Казахстане в условиях ТС будет как прежде - 12%, в России - 18%. Главным элементом ТС является Единый таможенный тариф (ЕТТ), основная задача которого - применение на территории ТС единых ставок таможенных пошлин в отношении импорта из дальнего зарубежья. В связи с чем ставки таможенных пошлин будут повышены по сравнению с тем, что действуют в настоящее время.

- Ксения Кузнецова задала Президенту очень интересный вопрос: "Во всех развитых экономических странах рядовые налогоплательщики, обычные граждане без труда могут узнать доходы и зарплату чиновников высшего ранга. Почему же у нас это тайна за семью печатями? Согласитесь, это помогло бы борьбе с коррупцией".

- У нас это тоже не является секретом. Например, оплата труда министра устанавливается Указом Президента РК от 17 января 2007 года № 1284 "О единой системе оплаты труда работников органов РК, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального банка РК". Есть уравнения для расчета размера оклада, учитывающий стаж работы и занимаемую должность. Например, у меня стаж работы более 15 лет. На руки я, за вычетом всех налогов, получаю 394 106 тенге.

- Бахыт Турлыханович, на экономическую тематику поступило очень много вопросов. Вы сегодня постарались ответить на значительную часть из них. А как быть с остальными?

- Вопросов действительно поступило очень много. Учитывая ограниченные возможности газетной площади, я обещаю, что ответы на все вопросы, которые сегодня не были освещены, казахстанцы смогут прочесть на моем блоге уже в самые ближайшие дни.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана принял участие в саммите Евразийского экономического сообщества 30.11.2009
Селекторное совещание в правительстве 30.11.2009
Взаимополезный диалог 30.11.2009
В Западном Казахстане побывал первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" 30.11.2009
Предсказамус нострадал 30.11.2009
Суды Казахстана должны перейти от карательного правосудия к восстановительному 30.11.2009
"Проект поворота сибирских рек на юг имеет большое значение для Казахстана" 30.11.2009
Поздравление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с праздником Курбан айт 27.11.2009
Верховный муфтий и глава русской православной церкви Казахстана поздравили мусульман с праздником Курбан-айт 27.11.2009
Следуя традициям духовности 27.11.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz