Гаухар Жолдубекова, "Бизнес и власть", 20 ноября
Правительство фактически расписалось в собственном бессилии в вопросе регулирования цен и тарифов на стратегические товары и услуги. Так эксперты прокомментировали "&" заявление главы Минэнерго Сауата Мынбаева о том, что цены на нефтепродукты у нас станут сопоставимы с российскими и белорусскими.
Как заявил г-н Мынбаев на селекторном совещании правительства в понедельник, цены на топливо в странах - участницах Таможенного союза (ТС) если и не будут на одинаковом уровне, то "испытывать взаимовлияние" станут точно. "Поскольку граница в конечном счете будет открыта, то перемещение товаров значительно упростится по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Так что, хотим мы того или нет, мы будем неизбежно иметь более или менее сопоставимые цены на нефтепродукты", - подчеркнул министр.
Кто и на кого будет влиять, сомнений не вызывает - республика ежегодно импортирует из России, по данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, 915 тыс. т (40% всей потребности) высокооктанового бензина и 200 тыс. т (33%) авиакеросина. Сейчас, по данным Минэнерго, цены на бензин у северного соседа выше примерно на 40%. Необходимо учитывать и тот факт, что один из трех нефтеперерабатывающих заводов - Павлодарский - рассчитан на переработку российской нефти.
Понятно, что легче "перевести стрелки" на Россию, чем признаться в собственном бессилии в развитии и углублении переработки нефти в стране и неспособности установить строгий контроль над ценами на стратегические товары из-за страха, что нефтепереработчики потеряют дополнительную сверхприбыль, отметил в беседе с "&" экономист Канат Берентаев. "Если этот аргумент правительства будет воспринят как обоснованный, то можно уже ничего не делать - ни увеличивать производство бензина на своих НПЗ, ни устранять "ножницы" между отпускными ценами производителя и ценами розничной реализации ГСМ - во всем будут виноваты ТС и Россия", - констатирует эксперт.
Пока же никаких заметных мер по обеспечению страны ГСМ в нужных объемах и по адекватной цене правительство не предпринимает, если не брать в расчет заключение меморандумов и введение временных запретов на экспорт бензина и дизтоплива. Но ведь проблема давно не нова, отметил пожелавший остаться неназванным эксперт. "Постоянный рост цен на бензин и дизтопливо связан с двумя основными проблемами - сговором монополистов и наличием массы посредников. На внешние причины - увеличение мировых цен на нефть и вследствие этого рост стоимости импортируемой нефти - ссылаются только тогда, когда речь идет об увеличении цены на авиатопливо. Когда же цены на мировых рынках снижаются, всю разницу съедает розница", - возмущается источник "&".
Малоэффективное антимонопольное законодательство - основная причина проблем с ценообразованием на рынке бензина, уверен старший партнер юридической компании Sayat Zholshy&Partners Айдын Бикебаев. По его словам, рост цен на нефтепродукты неизбежен. Расклад сил в наших странах достаточно сходен - и российский рынок ГСМ, и казахстанский контролирует ограниченный круг лиц, которые могут злоупотреблять своим положением. "В краткосрочный период цены на бензин в стране сравняются с ценами в России. Потому что у нас не такое эффективное законодательство и не такой эффективный антимонопольный орган, как в РФ. Недавно Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) наказала за "баловство" с ценами на горючее компанию "ЛУКОЙЛ" на 6,5 млрд рублей - около $200 млн. У россиян цены на бензин хоть и выше, но антимонопольный орган проводит работу и наказывает провинившихся. В Казахстане же эффективного антимонопольного законодательства нет, и ставить на место доминирующих игроков у нас сложно", - отметил в беседе с "&" эксперт. Если российская ФАС продолжит в том же духе, можно надеяться, что олигополии в России не будут чрезмерно злоупотреблять своей рыночной властью, что отразится и на Казахстане, добавил г-н Бикебаев.
Недавно Президент потребовал разобраться с бардаком на рынке бензина, подобные поручения соответствующим ведомствам - Минэнерго, Агентству по защите конкуренции и Агентству по регулированию естественных монополий - давал и глава правительства Карим Масимов. После этого заявление министра энергетики о том, что цены неизбежно "сопоставятся" с более высокими российскими и белорусскими, выглядит по меньшей мере странным. "Акцентировать внимание на внешних причинах неправильно. Если правительство будет ориентироваться на рост внутренних цен для сближения с российскими внутренними ценами, то и заработная плата в Казахстане также должна сближаться с российской, которая выше казахстанской", - рассуждает г-н Берентаев.
"Чтобы ценообразование было справедливым, государству нужно взять под контроль все три НПЗ. Оно и так является их акционером косвенно через госкомпании, а надо, чтобы реально взяло в руки власть и прекратило невыгодную для заводов схему по переработке чужой нефти за небольшую комиссию. Бензин же должен поставляться по справедливой цене всем АЗС, а не только крупным сетям", - считает г-н Бикебаев.
Между тем это ценовое "взаимовлияние" никак не связано с изменением торгово-тарифной политики - на территории России и Казахстана действует зона свободной торговли, и пошлин на импорт и экспорт нефти и нефтепродуктов в обоих направлениях у нас нет и сейчас. По словам заместителя руководителя представительства таможенной службы РФ при комитете таможенного контроля РК Сергея Курякова, России единое бензиновое пространство сулит только выгоду. "Российский рынок нефтепродуктов регулируется мировыми ценами. Поэтому с точки зрения России, если сравнивать с сегодняшними условиями, это только благоприятно. И сегодня, и завтра вывоз нефтепродуктов из России ничем не облагается. То есть ситуация связана только с уменьшением административных издержек, связанных с прохождением таможенного контроля. Если сейчас участник ВЭД считается импортером/экспортером, то станет просто получателем/отправителем товара", - пояснил "&" г-н Куряков. |