NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 19:06 ast
17:06 msk

Хочу все знать!
Глава государства Нурсултан Назарбаев на "прямой линии" пообещал дать ответ на все тревожащие казахстанцев вопросы, а среди них оказалось немало таких, которые были связаны с системой образования
24.11.2009 / политика и общество

"Литер", 24 ноября

Глава государства Нурсултан Назарбаев на "прямой линии" пообещал дать ответ на все тревожащие казахстанцев вопросы, а среди них оказалось немало таких, которые были связаны с системой образования.
Например, почему в общеобразовательных школах столицы имеются коммерческие классы? Или почему нельзя поступить в музыкальную школу-интернат им. К. Байсеитовой? В прозвучавших вопросах неожиданно встала проблема равенства и выражения индивидуальности в общеобразовательных школах. Сегодня газете "Литер" на все тревожащие население вопросы дал ответ министр образования и науки Республики Казахстан Жансеит Туймебаев. Со своей стороны редакция тоже обещает, что продолжит знакомить казахстанцев с ответами других министров.
Как и обещал глава государства, ни один из 32 тысяч вопросов, поступивших к нему от казахстанцев в ходе "прямой линии", не останется без ответа. Мы публикуем блок ответов на вопросы, связанные с проблемами образования. Жителей страны волнует качество преподавания в вузах, необходимость школьной формы, развитие государственного языка, а также получение мест в детских садах. На эти и другие вопросы отвечает министр образования и науки Республики Казахстан Жансеит Туймебаев.
– В школах г. Алматы практикуется следующее: персональные данные учеников младшего звена (Ф.И.О, адрес и т.д., вплоть до их достижений в спортивных кружках) без ведома их родителей заносятся в программу (по-видимому, Департамента образования) в режиме онлайн. Скажите, пожалуйста, насколько это необходимо, насколько это безопасно – выкладывать информацию о детях в онлайн (в наше время даже банковские сайты взламывают) и насколько это согласуется с законодательством РК, в частности со статьей 18 Конституции РК?
– Подобная практика абсолютно не согласуется со статьей 18 Конституции Республики Казахстан.
Размещение такой информации о вашем ребенке в режиме онлайн является неправомерным действием со стороны организаций образования.
Администрация школы имеет право запрашивать у вас только ту информацию, которая указана в классном журнале, но не для размещения в режиме онлайн.
– Прошу вас оказать мне содействие и помочь решить положительно данный вопрос. После моих хождений по всем инстанциям я с ужасом прихожу к одной только мысли, что дети-инвалиды в родном Казахстане никому не нужны и что моя материнская боль никому, кроме моей семьи, не нужна. Это очень страшно!!! Когда государству нужны были специалисты в оказании помощи в ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС, мой муж (гражданин, патриот своей Родины) откликнулся на этот призыв. Тогда он был нужен, нужны были его руки. А теперь, когда он уже инвалид, ни он, ни его семья никому не нужны. Как быть тогда нам – гражданам, патриотам своей Родины, если наша же Родина не может нам помочь?!
– В соответствии с законом РК "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан" инвалиды в Республике Казахстан имеют право на:
1) социальную защиту, в том числе реабилитацию, интеграцию в общество;
2) доступ к объектам социальной инфраструктуры;
3) доступ к информации;
4) образование, свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой;
5) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;
6) профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление трудоспособности и трудоустройство;
7) жилище в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан;
8) первоочередное обслуживание в государственных и иных организациях, в том числе в организациях здравоохранения, культуры, связи, транспорта, сфере услуг;
9) поддержку творческих способностей инвалидов.
Более того, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах имеют право на получение пособий в соответствии с законом РК "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан".
– Зачем нужна школьная форма, ведь этим ребенок не может выразить свою индивидуальность?
– По мнению родителей, учителей, введение единой школьной формы позволит больше дисциплинировать учащихся, а также предотвращать конфликты на почве социального неравенства.
В соответствии с пунктом 12 статьи 36 закона Республики Казахстан "Об образовании" вопрос введения школьной формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения и обязательно должен быть прописан в уставе и в правилах внутреннего распорядка.
В связи с этим Министерством образования и науки Республики Казахстан в областные департаменты образования были направлены рекомендательные письма.
В регионах вопрос введения единой школьной формы был рассмотрен на совещаниях с директорами школ, общешкольных родительских и классных собраниях, в отдельных школах среди учащихся было проведено анкетирование.
По поручению министерства Алматинский колледж новых технологий, Алматинский колледж сервиса, Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства, Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова, Алматинский технологический университет и ТОО "Мурагер" Семипалатинская швейная фабрика" разработали эскизы моделей школьной формы, которые были рекомендованы фирмам, изготавливающим форменную одежду.
Так, например, Академией моды "Сымбат" была разработана полная техническая документация на выпуск детской одежды, разработан широкий ассортимент школьной формы, состоящий из различных вариантов пиджаков, жакетов, жилетов, блузок, юбок, сарафанов, брюк, галстуков.
При разработке моделей были учтены функциональность, актуальность, практичность моделей одежды, соответствие национальному колориту, применение государственных символов или логотипа организации образования.
К примеру, советом по введению школьной формы города Алматы принято решение о поэтапном введении единой школьной формы – темно-синего цвета, с учетом мнений родителей и руководителей школ в целях удобства при переводе детей в другую школу внутри города. Общая стоимость таких комплектов – 5000 тенге, и приобретаются они родителями через розничную торговую сеть. Учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей города Алматы получили форму бесплатно за счет средств фондов всеобуча, фирм, занимающихся пошивом формы, и других спонсоров.
Школьная форма, изготовленная фирмами Академия моды "Сымбат", "Ерке Нур", "Кыз Жибек", "Алекс Ланд", "Ангелхер", пользуется большим спросом в республике.
По информации областных департаментов образования, единая школьная форма для учащихся с 1-го по 11-й класс стопроцентно введена в организациях образования города Алматы, Акмолинской области. От 80 до 85 процентов – в школах Западно-Казахстанской, Актюбинской, Жамбылской, Карагандинской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областей. В Атырауской области до конца учебного года во всех организациях области с 1-го по 11-й класс будет введена традиционная школьная форма.
Следует отметить, что собственная школьная форма подчеркивает отличие от всех прочих учебных заведений и вводится в целях безопасности школьников. Она облегчает работу службы охраны, работникам которой легче отсеивать посторонних, пытающихся попасть в здание школы.
Однако у школьной формы есть и свои минусы. Несмотря на то что спрос на нее сегодня большой, в Казахстане не так уж много фабрик, которые специализируются на изготовлении недорогой, а главное – красивой и качественной школьной одежды.
В основном это традиционная форма: костюм – для мальчиков, для девочек – блузка и юбка.
В этой связи Министерством образования и науки изучен мировой опыт по внедрению школьных форм.
– Какие права есть у ребенка?
– С 2002 года в стране действует закон "О правах ребенка в Республике Казахстан", которым ребенку обеспечиваются следующие права:
– на охрану здоровья;
– на индивидуальность и ее сохранение;
– на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни;
– на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни;
– на необходимый уровень жизни;
– на имущество;
– на жилище;
– на образование;
– на свободу труда;
– на государственную помощь;
– на отдых и досуг;
– на проживание с родителями;
– на общение с отдельно проживающими родителями.
– Мне 49 лет, но я инвалид второй группы. У меня опухоль головного мозга, я потеряла зрение, парализована на левую сторону в 37 лет. Пенсию получаю в сумме 16100 тенге. В разводе с 03.07.2000 года, муж уехал в Россию, г. Астрахань, женился. У нас трое совместных детей, он алименты ежемесячно не платит. Одна поднимаю детей. Свекровь проживает в отдельной квартире в г. Павлодаре, ул. Кутузова, 89, кв. 402, получает пенсию 15000-16000 тенге. У нее скопился долг по квартплате: электроэнергия – 66536 тенге, пеня – 3489, за тепло – 4555 тенге, ОДН – 2846 тенге, ОДС – 1318 тенге, всего 78744 тенге. Гос. пошлина – 2366, услуги банка 100 тенге. Представительские услуги – 7874 тенге, итого – 89082 тенге. Судья Павлодарского городского суда Жумаксанова Е.Ш., причем заочно, в присутствии представителя истца АО "Энергоцентр" Е.Е. Белого, на основании ордера, выданного в начале 90-х годов, решила в солидарном порядке удерживать сумму долга с моего мужа (которого нет в Казахстане), с ее умершего сына, дочери Айгуль, с меня и еще с моих двух дочерей. В ГЦВП города начальник отделения Н.И. Уалиттенова вручила мне справку о моем согласии на удержание с моей пенсии. Обращаюсь к президенту: скажите, на каком основании удерживают задолженность моей бывшей свекрови с моей мизерной пенсии? Ведь у меня на иждивении младшая дочь, которая учится в 11-м классе, а свекровь-то живет одна, почему она сама не платит свои долги? И еще помогите с поступлением дочери в вуз. Очень прошу ответить на мой вопрос. Не оставьте без внимания. Я устала.
– Вы можете обжаловать решение Павлодарского городского суда по данному факту, обратившись с заявлением в надзорную коллегию Павлодарского областного суда. Ваша дочь может поступить в высшее учебное заведение на конкурсной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере образования.
– Почему в общеобразовательных школах г. Астаны имеются коммерческие классы? Это разрешено законом? Ведь совершенно не хватает мест, классы переполнены и дети учатся в две смены.
– В общеобразовательных школах города Астаны нет коммерческих классов. Обучение в две смены – явление временное. Возводятся новые школы.
– Когда решится проблема нехватки детских садов?
– Нам понятна ваша заинтересованность в развитии системы дошкольных организаций, стремление улучшить детство маленьких граждан нашего государства. Данный вопрос развития системы дошкольных организаций, острый дефицит которых чувствуется сейчас в стране, волнует многих.
В республике, по данным на 1 июля 2009 года, функционируют 4568 дошкольных организаций, из них государственные детские сады – 1707, частные – 2010, мини-центры – 2057. В них воспитываются 356 тысяч детей, что составляет 37 процентов от общего количества детей дошкольного возраста. 260 тысяч детей ожидают своей очереди в детский сад.
На 1 октября 2009 года сеть дошкольных организаций увеличена на 805 единиц (детских садов – на 114 и мини-центров – на 661).
Для развития альтернативной сети разработаны методические рекомендации по открытию частных детских садов, мини-центров. Утверждены типовые правила об организации деятельности семейного детского сада, комплексов "школа – детский сад", кабинетов коррекции и инклюзивного образования, консультационных пунктов для родителей.
В качестве краткосрочных мер по расширению сети дошкольных организаций проведена большая работа по двум направлениям: первое – по Астане, второе – по республике.
Организовано выездное совещание с активом города Астаны и осмотрен ряд объектов. В столице недавно открыт один детский сад на 240 мест.
Предусматривается упрощение получения лицензии для дошкольных организаций. Размещение государственного заказа в дошкольных организациях, независимо от их формы собственности.
Разработан стандарт государственной услуги, где предусмотрено первоочередное предоставление мест в дошкольных организациях для детей из числа социально уязвимых слоев населения.
Ведется работа по исключению лицензирования дошкольных организаций с сохранением для них налоговых льгот.
Вносятся изменения в действующие СанПиНы в части нормативов по площадям и размещению дошкольных организаций.
Также до 15 декабря нынешнего года акиматы подготовят план-график ввода объектов дошкольных организаций за счет государственных и частных инвестиций на 2010–2015 годы, предусматривая увеличение количества частных дошкольных организаций.
Высвобождаются здания бывших детских садов, которые ныне занимают госорганы, для передачи их в коммунальную собственность.
При уточнении республиканского бюджета будут предусмотрены дополнительные средства на 2010–2012 годы на формирование государственного заказа для увеличения (дополнительно) сети дошкольных организаций.
В результате принятых мер до конца 2009 года будут введены 9 дошкольных организаций на 976 мест, что в четыре раза больше количества мест, введенных в этом году в Астане. По республике к новому году будет введено 24500 мест.
Конкретно по городу Астане следующее.
На сегодняшний день потребность составляет около 31535 мест, обеспеченность – 37,4 процента.
Для разрешения сложившейся ситуации приняты следующие меры:
– в текущем году возвращен в коммунальную собственность и отремонтирован детский сад на 240 мест;
– до конца года планируется обеспечить ввод в эксплуатацию объектов, которые сократят потребности еще на 976 мест, в том числе за счет:
– размещения групп предшкольной подготовки в школе № 26 (обеспечено 300 мест);
– оборудования помещений в сдаваемых объектах ТОО "Жана курылыс" (231 место);
– трех частных детсадов полного дня (360 мест);
– двух частных детсадов кратковременного пребывания (85 мест).
Для удовлетворения указанной потребности акиматом Астаны разработан план действий на среднесрочную перспективу по четырем основным направлениям.
Первое. Выделение помещений на 1–3-м этажах жилых домов коммерческой застройки для открытия дошкольных организаций.
В целом за 2009–2012 годы в жилых домах коммерческой застройки планируется ввести для размещения мини-центров кратковременного пребывания детей (до 16 часов) на 9027 мест.
Второе. За счет строительства объектов силами ТОО "Жана курылыс" возможен ввод жилых домов, в которых предполагается разместить мини-центры кратковременного пребывания детей. Это позволит обеспечить около 3067 мест.
Третье. Возврат зданий детских садов, используемых не по назначению.
Всего по городу насчитывается 14 типовых зданий детских садов, используемых не по назначению. В настоящее время организована работа по возврату четырех детских садов, что позволит обеспечить 775 мест.
Четвертое. В настоящее время акиматом Астаны выделены земельные участки под строительство 30 детских садов и зарезервированы земельные участки под размещение 14 детских садов.
Это позволит возвести на территории города в 2010–2013 годах 44 новых детских сада на 11780 мест.
Таким образом, в целом новое строительство за счет разных источников позволит обеспечить к 2013 году 12300 мест.
Итого за счет всех возможных мер планируется обеспечить до 2013 года ввод детских садов на 28865 мест, довести нормативную обеспеченность до 95 процентов.
– С обретением независимости Республикой Казахстан остро встал вопрос популяризации казахского языка и его использования. По этой теме выходит много статей и телепередач и даже есть какие-то попытки реформ. Но мы все видим, что заметных результатов все это не приносит. Сейчас многие молодые семьи не только казахской национальности думают об этом вопросе и отдают своих детей в детские сады и школы с казахским уклоном. Но такие шаги не решат данный вопрос в масштабе всей страны. Почему наши ученые и чиновники вместо того, чтобы просто обсуждать этот вопрос, не займутся разработкой многолетней программы развития казахского языка. Ведь силой невозможно заставить людей выучить язык. Нужно использовать научные методы и начинать нужно с детей. Имея четко прописанную и закрепленную материалами программу, через 10–15 лет мы получим большое количество молодежи, свободно владеющей казахским языком.
– Центром интенсивного обучения государственного языка при Министерстве культуры и информации разработаны различные методы обучения для всех уровней развития государственного языка, в том числе и для молодежи. Главное – чтобы было желание и чувство патриотизма.
– Почему казахстанские контролирующие структуры по Карачаганакскому месторождению не усилят контроль по данной ситуации? У нас достаточно молодых специалистов, получивших достойное образование по программе "Болашак", нужно дать им возможность развиваться. Начать особый контроль за данной ситуацией. Сформировать отдел в головном офисе, который контролировал бы уровень, качество и профессионализм сотрудников в регионах, но при этом не использовать дорогой, но не в меру востребованный менеджмент из-за "бугра", а привлекать местных специалистов, знающих специфику регионов.
– Вузы заключают меморандумы с местными крупными компаниями и фирмами по подготовке и дальнейшему трудоустройству студентов в соответствии с потребностями регионов.
– Мы, студенты университета "Аулие-ата", учимся на "отлично", активисты. Предусмотрены какие-нибудь скидки при оплате за обучение? Нам в этом году обещают только 10 процентов скидки. Когда мы подходили к ректору университета, нам сказали, чтобы мы привлекли 10 человек в университет. Этого достаточно, чтобы полностью получить грант, а чтобы получить 50 процентов скидки, надо привлечь 5 человек. Предусмотрены ли такие условия в системе образования? И могут ли они требовать форму? Правильно ли это?
– Студентам высших учебных заведений, которые учатся на "отлично", выданы дополнительные государственные гранты. Тем, кто учится на "удовлетворительно", скидки не предусмотрены, а 150 студентам-отличникам Жамбылского гуманитарно-технического университета (университета "Аулие-ата") выделены дополнительные гранты.
– Как решается вопрос с общежитием в ЕНУ? Когда он решится и будет ли начато строительство студенческого городка в районе по ул. Кенесары или в районе спортивного комплекса "Казахстан"? Данная проблема волнует всех студентов Евразийского университета.
– Со следующего года планируется строительство студенческого общежития Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева на 250 мест.
– Не хватает спортивных залов в университетах, как решается этот вопрос? Возможно ли спортивные компании Казахстана передать на баланс Евразийскому университету, а также снизить цены на эти спортивные комплексы хотя бы в 2 раза?
– Вузам совместно с местными исполнительными органами поручено рассмотреть вопрос строительства и ремонта спортивных залов, а также их оснащения спортивным инвентарем.
– В Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева не хватает учебных корпусов. Будет ли решаться проблема разгрузки учебных корпусов, так как трехсменное обучение неэффективно? Будет ли решаться вопрос по строительству новых корпусов для Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, чтобы студенты могли обучаться в одну смену и когда будет решен данный вопрос?
– По данным руководства Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, учебная площадь на одного студента равна 8 кв. м при норме 6 кв. м.
– Мы оралманы. Приехали в 1991 году из Монголии. Мой брат Мусиев Берикбол умер 14.10.2009 года. Два года назад умерла его жена. Остались четверо детей. Они жили в Астане. Сейчас дети проживают в с. Жолымбет. В данное время опекунство не установлено. Дети временно проживают у родственников. Своего жилья не имеют. Если мне помогут с жильем, я готов их забрать к себе как ближайший родственник. Прошу помочь мне с жильем и деньгами. Адрес: ул. Кенесары, 65, кв. 91, тел. 519395.
– В случае, если ребенок (дети) остался без попечения родителей, его устраивают в семью под опеку (попечительство), патронат. При этом за детьми сохраняется право на получение пособий по утере кормильца.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и переданные под опеку (попечительство), патронат, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РК от 25.01.2008 года № 64, имеют право на получение бесплатных учебников, питания, материальной помощи в виде одежды и обуви.
Также государством предусмотрено оказание социальной помощи гражданам, имеющим детей, в период получения ими образования, когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости продовольственной корзины. Кроме того, законодательством Республики Казахстан предусмотрено обеспечение местными исполнительными органами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем и дальнейшее трудоустройство.
В соответствии со статьей 68 закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати трех лет, могут быть поставлены в очередь на получение жилища из государственного фонда.
По вопросу назначения опеки или патроната вы можете обратиться в управление образования города Астаны по адресу:
пр. Бейбитшилик, 11, каб. 705. Телефоны: 8(7172)556875, 8(7172)556879.
– Почему мне не разрешают усыновить ребенка, если нет собственного жилья? Как я могу попасть в фонд Сары Назарбаевой, который обеспечивает приемных детей и их новых родителей жильем?
– Граждане Республики Казахстан имеют право усыновить (удочерить) ребенка. Для этого необходимо собрать пакет документов и сдать их в органы опеки и попечительства по месту жительства. Кандидаты в усыновители (удочерители), согласно казахстанскому законодательству, должны иметь все условия для содержания, воспитания и образования усыновленного (удочеренного) ребенка. Поэтому органы опеки и попечительства проводят акты обследования условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка, и готовят заключение о соответствии граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка, быть родителями. При этом органы опеки и попечительства исходят прежде всего из интересов ребенка.
Относительно предоставления жилья. Данным вопросом занимаются местные исполнительные органы. Вам нужно обратиться в департамент жилья по месту жительства и встать в очередь на получение жилья.
Фонд Сары Алпысовны Назарбаевой не занимается обеспечением жильем приемных детей и их новых родителей.
– Какую помощь можете оказать детям-сиротам, у которых нет отца, а мать больна раком молочной железы, для поступления в музыкальную школу-интернат им. К. Байсеитовой? Я обращалась туда, хотела устроить племянника Каримова Асхата, 12 лет, но получила отказ (Омарова Назира Каримовна).
– В Республиканскую школу-интернат набор осуществляется только в первый класс, согласно уставу данного учреждения. В конкурсном отборе имеют право принимать участие дети 6-летнего возраста со всех регионов республики. Вместе с тем вы вправе отдать своего племянника в любое внешкольное учреждение для получения музыкального образования. По данному вопросу вы можете обратиться в управление образования города Алматы. Контактный телефон 8(727)2721400.
– Почему студентам архитектурного факультета выдается так мало образовательных грантов?
– При формировании госзаказа прежде всего учитывается потребность в кадрах на основе заявок государственных органов. В 2008/09 учебном году объем госзаказа по специальности "Архитектура" – 30 грантов. По сравнению с прошлым годом количество грантов увеличено по этой специальности на 10 грантов.
– Я закончила колледж в этом году, поступила в высшее учебное заведение на заочное отделение. Хочу устроиться на работу, но везде требуется опыт и стаж работы, откуда может взяться стаж, если я только в этом году закончила колледж? Везде предлагают сетевой бизнес, где уровень зарплаты зависит от многих факторов. Чтобы устроиться на более серьезную работу, нужны связи и деньги. Как быть нам, молодым специалистам?
– Да, вопрос непростой. Согласно закону Республики Казахстан "Об образовании", трудоустройство предусмотрено только для лиц из числа аульной (сельской) молодежи, поступивших в пределах квоты на обучение по педагогическим и медицинским специальностям, которые обязаны в установленном порядке отработать в организациях образования и медицины, расположенных в сельской местности, не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения.
Законом не предусмотрено персональное распределение молодых специалистов, и в компетенциях Министерства образования и науки Республики Казахстан не определены вопросы трудоустройства выпускников вузов. Хотя на уровне МОН РК, ректоратов вузов делается многое, чтобы трудоустроить выпускников. В частности, проводятся встречи с работодателями, ярмарки "Карьера" и так далее.
– Я ученица 11 "А" класса СШ № 88 города Караганды, мне бы хотелось узнать, почему высшее образование в Казахстане стоит дороже, чем, к примеру, европейское, ведь уровень подготовки кадров у нас остается на прежнем уровне. Мы только стоим на пути к развитию, но сейчас перед многими молодыми людьми, и мною в том числе, стоит один вопрос: где учиться – уехать в Европу или остаться в Казахстане?
– Конечно, право выбора страны обучения остается прежде всего за вами. Государство гарантирует получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе. Нельзя сказать, что стоимость обучения в вузах Казахстана намного дороже, чем в европейских странах. Самая высокая оплата за обучение в Казахстане – это в Казахстанско-Британском техническом университете и КИМЭП. Средняя стоимость обучения в КБТУ составляет 787 тыс. тенге, что примерно 5 тысяч долларов США. Тогда как в странах Европы стоимость обучения превышает в разы.
О качестве образования в этих вузах можно судить по высокому спросу выпускников среди работодателей.
Также в текущем году создан Новый университет в г. Астане. Целью данного вуза является дать качественное образование, соответствующее мировым стандартам. Обучаясь в данном вузе, казахстанская молодежь получит качественное образование в отечественном университете.
Также ведется большая работа по повышению качества и совершенствованию системы высшего образования. Можно сказать о двудипломном образовании. Словом, студент, обучаясь в Казахстане, может параллельно получить образование по программе зарубежного вуза, а по окончании получит дипломы сразу двух вузов: отечественного и зарубежного.
– Я студентка 3-го курса КазНТУ им. Сатпаева. Хотелось бы знать, почему нет возможности переводить студента хотя бы с одной тройкой на грант уже с 1-го курса? Для таких студентов, как я, это было бы отличной возможностью, так как мой папа – пенсионер, мама – домохозяйка, оплачиваем кредит за квартиру по ипотеке. У меня всего лишь одна тройка за 1-й курс 1-го семестра, сейчас у меня большинство пятерок и высокий GPA, но до сих пор обучаюсь на платной основе. Как бы я ни старалась, не получается перевестись на грант. Будет ли у меня возможность учиться на гранте хотя бы на 4-м курсе?
– Вакантные образовательные гранты, высвободившиеся в процессе получения высшего образования (в разрезе специальностей обучения), присуждаются на конкурсной основе обучающимся на платной основе. Кандидатуры студентов и необходимые документы для перевода представляются в МОН РК высшими учебными заведениями до 25 июля и до 25 января.
Критерием для присуждения вакантных образовательных грантов является средний балл успеваемости за весь период обучения. С одной оценкой три вы можете участвовать в конкурсе по присуждению образовательного гранта, но преимущественным правом обладают обучающиеся, имеющие оценки только А, А– ("отлично"), затем оценки от А, А– ("отлично") до В+, В, В– ("хорошо") за весь период обучения.
При наличии вакантных мест по соответствующей специальности вы можете во время зимних каникул подать заявление для участия в конкурсе на присуждение образовательного гранта.
– Почему выпускники колледжей не могут претендовать на грант при поступлении в вуз?
– С дипломом колледжа можно поступить в вуз. Согласно типовым правилам приема, прием на родственные специальности проводится в соответствии с утвержденным перечнем.
В случае желания обучения по родственной специальности в рамках государственного образовательного заказа необходимо сдать комплексное тестирование и участвовать в конкурсе на присуждение образовательного гранта в период с 21 по 31 июля текущего года.
– Наша дочь является студенткой 3-го курса Лисаковского факультета дистанционного обучения Рудненского индустриального института и обучается очно на платной основе по специальности "Экономика". Вам известно, что этот факультет является одним из первых экспериментальных проектов. Успеваемость дочери как в школе, так и в институте почти отличная, она принимает активное участие в общественной жизни как института, так и города, является корреспондентом молодежной газеты. Когда мы узнали о присуждении дополнительных грантов, что студенты 3-го и 4-го курсов, успешно обучающиеся в институте, получат грант на продолжение обучения, мы, конечно, были очень обрадованы и уверены, что наша дочь получит этот грант, что немаловажно в материальном плане для нашей семьи. И как же мы были расстроены, когда узнали о том, что ничего этого нет и не будет, а если будет, то только тогда, когда высвободятся гранты от других студентов, уже закончивших институт. Почему студентам, обучающимся в городе Алматы, с успеваемостью как у моей дочери и по такой же специальности на 3-м курсе присуждается грант (у меня там учится племянница), а у нас нет? Может быть, в нашем институте что-то недопоняли? Моя дочь обращалась в деканат института, но внятного ответа не получила.
– Для оказания социальной поддержки студентам 3-го и последующих курсов, обучающимся на платной основе, очной формы обучения предусмотрены дополнительные образовательные гранты по всем специальностям.
Критерием для присуждения дополнительных образовательных грантов является отличная успеваемость за весь период обучения или по итогам последней экзаменационной сессии.
Для студентов заочной и дистанционной формы обучения дополнительные образовательные гранты не предусмотрены.
– Когда будет рассмотрен вопрос о снижении цен за обучение в вузах?
– Законом Республики Казахстан "Об образовании" затраты организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы послесреднего, высшего и послевузовского образования, на одного обучающегося по договору возмездного оказания образовательных услуг не могут быть менее размера образовательного гранта.
Министерство рекомендовало вузам предусмотреть гибкий график оплаты за обучение (помесячная, квартальная оплата либо индивидуальные сроки оплаты), продолжить работу по предоставлению льгот по оплате за обучение и социальной поддержке студентам из многодетных и малообеспеченных семей, сиротам, инвалидам, по учреждению грантов на обучение студентов, а также, по возможности, предоставлять студентам оплачиваемую работу в вузе.
Предложено временно (на 2009–2011 годы) снизить стоимость обучения для студентов очной формы обучения из малообеспеченных семей, принятых в вузы до 2009 года, за счет оптимизации текущих расходов, кроме зарплаты работников вуза.
– При распределении грантов по вузам в этом году почему-то Евразийскому национальному университету им. Л.Н. Гумилева выдали очень мало грантов. По сравнению с Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби – в 2 раза меньше и на 20 грантов меньше, чем в прошлом году. С чем это связано? Многие студенты планировали поступать именно в ЕНУ на грант. Из-за малочисленности грантов многие остались без грантов. Я полагаю, что это подрывает имя и статус ведущего вуза. Будет ли в этом году увеличен в 3 раза государственный грант в магистратуру ЕНУ?
– Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с послевузовским образованием (магистров и докторов PhD) размещается согласно заявке вуза и с учетом материально-технической базы, профессорско-преподавательского состава и наличия научной школы. Министерством предпринимаются меры по увеличению объема госзаказа по магистратуре и докторантуре PhD.
– На данный момент я являюсь ученицей 11-го класса. Много раз возникал вопрос о выборе высшего учебного заведения в Казахстане. Пока остановилась на ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Причина выбора этого университета – нашла именно тот факультет, на который хочу поступить. Выбираемый мною факультет – это биотехнология. Но теперь передо мной встала другая проблема: будет ли востребована моя профессия после окончания вуза? Это будет примерно к 2014–2015 году. Думаю, со мной согласятся многие студенты, ученики и выпускники вузов. Это очень серьезная проблема: у нас в стране открывается большое количество новых факультетов, но она (страна) еще не готова принять такое количество выпускников, которые затем не смогут найти себе работу. И встает вопрос: а нужно ли было вообще учиться? Если ты не нужен своей стране как специалист и если ты еще потратил на это деньги, и немалые… Слышала очень много и читала, что биотехнология – это работа будущего и что она будет востребована. Но вопрос: будет ли востребована она у нас? Будут ли создаваться для этого вакантные места, а именно будет ли развиваться сама биотехнология как наука?
– Ключевым конкурентным преимуществом Казахстана на мировом рынке является активная мобилизация научно-технического потенциала страны. Поэтому имеется острая необходимость привлечения современных и классических источников фундаментальной и приоритетной прикладной науки и производства для глубокого и всестороннего изучения биотехнологических и биоинженерных проблем.
В этой связи специальность "Биотехнология", качественные кадры по данной специальности всегда будут иметь спрос на рынке труда. Биотехнология – приоритетное направление государственной программы развития науки на 2007–2012 годы.
– В связи с созданием Таможенного союза не пора ли наконец признавать дипломы профессора, доктора и кандидата наук России, Казахстана и Белоруссии без всякой там переаттестации, нострификации и др.? Это у нас происходит очень долго, сложно и со всякими бюрократическими и другими перегибами. Ведь нельзя же думать, что российский или белорусский диплом стоят ниже казахстанского? Амбиции амбициями, а наука-то у нас единая. Она не делится и не может делиться по странам, для нее не существует никаких границ. То, что сейчас в этом плане происходит, считаю – нонсенс! А как вы считаете?
– Граждане нашей республики имеют право защищать диссертации в других государствах, и все заключенные Казахстаном соглашения предусматривают признание документов об ученых степенях и званиях, выданных в других странах, через переаттестацию их владельцев. И во всех государствах СНГ применяется подобная процедура переаттестации.
Аналогичная процедура существует в других странах, и, к примеру, наш казахстанский диплом кандидата или доктора наук также должен пройти процедуру переаттестации в России, Белоруссии, Узбекистане и т.д. Эта процедура проходит без всяких бюрократических проблем, а в строгом соответствии с нормативными требованиями. Соискатель сдает в государственный орган аттестации, которым в настоящее время является комитет по контролю в сфере образования и науки МОН РК (бывший ВАК), соответствующие документы (копии дипломов, список научных публикаций, личный листок), а главное – саму диссертацию и автореферат, по которым будет проведена научная экспертиза членами экспертного совета по данной отрасли науки. Это известные ученые, представители различных научных организаций, объективные и принципиальные специалисты.
К сожалению, не все работы, защищенные за пределами республики, отличаются высокими параметрами. Поэтому вопрос переаттестации во всех государствах СНГ является сложным и ответственным. И это отмечали все председатели государственных органов аттестации научных кадров (Армения, Молдова, Украина, Узбекистан и т.д.) на всех совещаниях по вопросам именно признания дипломов.
Приведем статистику: в 2007–2008 годах для переаттестации поступили 440 диссертаций, защищенных в России, Узбекистане, Кыргызстане, Украине, Беларуси, Молдове. Из них утверждено 320 и вынесено 120 отрицательных решений. В чем же причина отрицательных решений? Наши эксперты, к сожалению, выявляют при рассмотрении данных работ нелицеприятные вещи. Например, поступали диссертации, защищенные, например, в Российской Федерации, где был выявлен обширный плагиат: в кандидатской диссертации по истории, защищенной при Томском государственном университете, выявлено 75 фактов заимствования из диссертации казахстанского профессора (заимствованы также и приведенные архивные материалы). В другой работе присутствовало явное не- соответствие содержания заявленной специальности: работа защищена по двум специальностям разных наук – истории и политологии (07.00.02, 23.00.02); соискателю присуждена ученая степень кандидата исторических наук, а содержание диссертации, все публикации полностью соответствуют политологии. В работах, например, по педагогическим наукам присутствовало несоответствие темы и содержания диссертации: предмет исследования – вопросы обучения в казахстанских вузах, школах, а соискатель постоянно ссылается на нормативно-правовые акты по образованию России. Вполне обоснованно возникают сомнения в самостоятельности таких трудов.
В чем причина подобного положения? В халатности, попустительстве диссертационных советов при рассмотрении работ граждан из других государств? В неосведомленности по некоторым научным разработкам нашей страны? В приведенном примере о плагиате в диссертации по историческим наукам все заимствования были из работ казахстанского ученого, которые, по всей видимости, не были известны в России. Да и защищаться по казахстанской тематике в России при функционировании нескольких советов по данной специальности в Казахстане, наверное, не было необходимости.
Существует еще одна проблема в данной сфере. В последнее время поступают документы на переаттестацию наших граждан, дипломы которых выданы негосударственными органами других государств. Данные организации не являются официальными органами аттестации и представляют собой зачастую явный обман и мошенничество. И когда данные соискатели были приглашены на заседание экспертного совета, выяснилось, что они не обладают элементарными знаниями в этой отрасли науки, не говоря уже о научных результатах "своей диссертации".
Таким образом, процедура переаттестации существует во всех государствах СНГ. К тому же если работа написана на высоком профессиональном уровне, то никаких проблем с переаттестацией не может быть, и здесь речь идет не о российских, или узбекских, или казахстанских дипломах кандидата и доктора наук, а о конкретной диссертации, о конкретном ученом, о его честности и добросовестности. А барьеров для настоящей науки, для достойной научной работы действительно нет и быть не может.
– Мы с моим мужем обучались по государственному кредиту в институте в 2000–2005 годах. В 2005 году вышел указ о том, что студенты, обучающиеся на кредитах, переводятся на государственные гранты, им по окончании учебы выдали графики погашения и все нужные документы. Но мы не попали под этот указ. Ходили слухи, что нам кредиты простят и их не нужно платить, так как трехсторонние договоры были составлены неправильно, ни графиков погашения, ни общей суммы долга, ни реквизитов, куда нужно платить, – ничего не дали, и по окончании нас не трудоустроили. Но 2 года назад пришла бумажка о том, что надо заплатить 50 тысяч тенге. Больше никогда никаких документов не приходило. Мы не хотим платить, если не должны, и не хотим быть должниками, если обязаны заплатить. Объясните, пожалуйста, где правда, что нам делать? Ведь тысячи таких, как мы, не ведают, что делать!
– Перевод с государственного образовательного кредитования на государственные образовательные гранты в 2005 году стал адекватной реакцией государства в сложившихся экономических условиях для создания единой системы финансирования обучения студентов из государственного бюджета. Данная мера была направлена на улучшение социального положения молодежи. Кроме того, система государственного образовательного кредитования ранее рассматривалась не как коммерческая программа, а как форма дополнительной поддержки абитуриентов, поступающих на специальности с небольшим числом бюджетных мест.
Что касается указанных вами "слухов" о списании правительством Республики Казахстан государственных образовательных кредитов, то вы проинформированы неверно. Все студенты, обучавшиеся на государственном образовательном кредите, были переведены на обучение по государственным образовательным грантам с 1 сентября 2005 года. Вместе с тем перевод на государственный образовательный грант не освобождает студентов-заемщиков от принятых ими обязательств по возврату бюджетных средств, затраченных на их обучение, полученных до 1 сентября 2005 года. В соответствии с заключенным трехсторонним кредитным соглашением они должны погасить в установленный срок сумму кредита, затраченную на его обучение до момента перевода на грант.
Информация о порядке погашения государственного образовательного и студенческого кредита была направлена в свое время во все вузы республики для доведения студентам-заемщикам, кроме этого, данная информация периодически печаталась в средствах массовой информации республиканского значения и была размещена на сайтах Министерства образования и науки Республики Казахстан и АО "Финансовый центр".
– Кто выпускает учебники для школьников? Есть ли контроль над изданием школьных учебников? Книги издаются с ошибками.
– Через школу – от начальной до высшей – проходит каждый житель страны, будь то слесарь или инженер, врач или министр. Отсюда и высокие требования к учебникам, так как уровень образования во многом зависит от качества учебников. В мире учебная литература создается в свободной рыночной среде.
В учебно-воспитательном процессе используются и альтернативные учебники. Они создаются издательскими компаниями, которые формируют авторские коллективы. Издательства непосредственно работают с авторами и несут персональную ответственность за качество учебников.
В стране создана конкурентная среда для разработки качественных альтернативных учебников на основе творческой состязательности.
Утвержденные министерством "Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий" определяют порядок разработки, проведения экспертизы, допуска к изданию учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий.
В перечень учебников и учебно-методических комплексов (УМК), разрешенных к использованию в общеобразовательных школах, включаются учебники и УМК, получившие положительное заключение экспертизы в республиканском научно-практическом центре "Учебник".
Кстати, МОН РК была проведена республиканская акция "Учебник без ошибок", в которой приняло участие более 3500 человек.
Министерством проведено республиканское совещание с участием депутатов парламента Республики Казахстан, начальников областных, городов Астаны и Алматы управлений образования, руководителей издательств, авторов учебников, учителей организаций образования, специалистов республиканского научно-практического центра "Учебник", экспертов по учебникам, где выработаны рекомендации издательствам по улучшению качества.
В настоящее время ведется работа по применению новейших технологий в полиграфическом процессе создания книг, по использованию интегрированного переплета.
– В этом году моя дочь закончила МГУ, экономический факультет, по линии "Болашак". До сегодняшнего дня ни государство, ни "Болашак" не гарантируют трудоустройство. Что ей делать? В национальных компаниях и в других фирмах говорят, что у нее нет стажа работы. Получается, что государственные деньги выброшены на ветер?!
– С 2007 года в структуре АО "Центр международных программ" Министерства образования и науки РК функционирует отдел по работе с выпускниками. Центр по мере возможности оказывает содействие в трудоустройстве выпускников программы "Болашак". Кстати, туда поступило запросов на 1165 позиций. Это в основном вакансии в учреждениях образования и здравоохранения республики.
Рекомендуем вашей дочери быть на связи с центром, уверены, что все выпускники программы "Болашак" востребованы.
– У меня вопрос, волнующий всех деятелей вузов: мы перешли на обучение по кредитной технологии согласно Болонскому принципу в образовании. Когда будут изменены ГОСО в соответствии с обновленной системой обучения? Иначе в системе образования не может быть места для инноваций. Старые кадры не дают хода инновационным нововведениям, требуя обучения только в рамках устаревших ГОСО. Как быть в такой ситуации?
– В настоящее время подготовка кадров осуществляется в соответствии с Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования, гармонизированным с Международной стандартной классификацией образования (МСКО), и соответствует основным положениям Болонской декларации.
Государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО) разработаны на основе компетентностной модели подготовки кадров.
Компетентностная модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности для решения конкретных задач определенной сферы деятельности.
В ГОСО включены совокупность компетенций, в том числе социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, профессиональные и специальные компетенции.
Таким образом, ваши предложения об изменении государственных общеобязательных стандартов образования в соответствии с обновленной системой обучения учтены при разработке вышеназванных стандартов.
– Почему есть такая "маленькая" проблема, как нехватка школьных учебников?
– В соответствии с законом РК "Об образовании" обеспечение учебниками и учебно-методическими комплексами организаций образования находится в компетенции местных исполнительных органов. Закуп учебников и УМК осуществляется местными органами власти на основе выбора организаций образования.
С февраля 2003 года учебниками бесплатно обеспечиваются воспитанники интернатных организаций, дети-сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей.
По информации управлений образования областей, городов Астаны и Алматы вышеуказанная категория учащихся обеспечена на 100 процентов.
Кроме этого, акимам предоставлены права дополнительно определять категории обучающихся, имеющих право на бесплатное пользование учебниками.
По республике на закуп учебников в 2009/10 учебном году выделено из государственного бюджета 4 млрд 597 млн тенге.
Обеспеченность учебниками в этом учебном году в среднем по республике составляет 92,2 процента.
– Я являюсь выпускницей 2003 года, обучалась по государственному образовательному кредиту. Обращаюсь к вам от имени моих однокурсников. В течение 11 лет, до 2014 года, мы должны выплачивать на счет "Финансового центра" МОН РК средства, затраченные государством на наше образование. Исходя из сложившейся практики, мы наблюдаем, что в последующие после нашего выпуска годы многие успешные студенты были переведены на обучение по государственному образовательному гранту. Соответственно, нас интересует, возможно ли рассмотрение вопроса о прощении долга, хотя бы частично, тем выпускникам, которые в свое время обучались по государственному образовательному кредиту, окончили вузы с отличием, в качестве меры поощрения? На наш взгляд, это было бы справедливым!
– Смысл образовательного кредитования заключается в том, чтобы дать человеку возможность получить высшее образование. В свое время правительством Республики Казахстан была разработана льготная программа государственного образовательного и студенческого кредитования (без залогового обеспечения, комиссионных сборов, вознаграждения и т.д.) для молодежи страны, при этом было оставлено право выбора для каждого казахстанца получить высшее образование по своему усмотрению. У каждого есть право воспользоваться этой возможностью либо искать другие источники финансирования. Однако, делая выбор в пользу образовательного кредитования, студент и его поручитель берут на себя ответственность по возврату образовательного кредита. Образовательный кредит, полученный вами, является беспроцентным и долгосрочным, и очевидно – льготным в сравнении с теми же банковскими кредитами.
Государственные образовательные кредиты выделялись по принципу возвратности, предусматривающему обязательность погашения бюджетного кредита в соответствии с кредитным договором.
– Когда в Казахстане будет ясен статус магистра, доктора PhD? И какая сейчас разница между кандидатом наук и магистром? Ведь, по сути, у нас и до этого была трехуровневая модель образования. Так в чем же разница? Плата за обучение в магистратуре растет, а статус магистра до сих пор не ясен.
– В соответствии с "Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы" структура высшего и послевузовского профессионального образования трансформирована в многоуровневую систему подготовки кадров через бакалавриат, магистратуру и докторантуру (трехступенчатая модель). Она предполагает присвоение на заключительном этапе обучения степени доктора философии (PhD), которая будет являться завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Магистр – это академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы послевузовского образования.
Кандидат наук – это ученая степень по прежней традиционной системе подготовки научных кадров. В проекте нового закона РК "О науке", который находится в настоящее время на рассмотрении в парламенте РК, внесено предложение, предусматривающее статус данных степеней: степень доктора философии (РHD) эквивалентна ученой степени кандидата наук.
– К сожалению, методика преподавания государственного языка в русских школах остается несовершенной и неэффективной. Мы, родители, которые приготовились изучать казахский язык вместе со своими детьми-первоклашками, в недоумении. Детей не учат элементарному общению, они бессмысленно заучивают стихи и тексты. Учебники непонятны, занятия проводятся неинтересно, дети быстро теряют интерес к изучению языка. Создается впечатление, что в русских школах делается все, чтобы русскоязычные дети не знали государственный язык.
– С 2007 года часы на изучение казахского языка в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего общего образования Республики Казахстан увеличены на 2 часа, т.е. в 1–4-м, 10–11-м классах – до 4 часов, а в 5–9-м классах – до 5 часов в неделю.
Для изучения государственного языка в школах с русским языком обучения созданы все необходимые условия, а именно проходят тщательную экспертизу и совершенствуются учебники по казахскому языку, разработана методика изучения государственного языка с 1-го по 11-й классы, внедряются разнообразные формы и методы обучения, включая игровые, интерактивные, занимательные.
Для повышения качества знаний учащихся в 2009 году Министерством образования и науки РК проведена работа по разработке уровневых учебных программ казахского языка для школ с неказахским языком обучения, концептуальной основой которых является система уровней владения языком, разработанная в документе Совета Европы "Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка".
А также разработан план мероприятий на 2008–2010 годы по реализации государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы.
Для повышения престижа государственного языка, совершенствования методики преподавания предмета ежегодно проводятся конкурсы "Лучший учитель казахского языка".
– Я студент 1-го курса Государственного агротехнического университета имени С. Сейфуллина. Обучаюсь на платной основе на экономическом факультете по специальности "Учет и аудит". Для получения льготного кредита Альянс Банк установил дополнительные требования: получить льготный кредит могут студенты из малоимущих семей. В этой связи нельзя ли расширить круг лиц, нуждающихся в этой государственной поддержке, для получения образования, чтобы быть полезным обществу?
– В марте текущего года в целях расширения рамок программы образовательного кредитования была разработана и внедрена государственная программа льготного кредитования, нацеленная на поддержку социально незащищенных слоев студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Было подписано соглашение о взаимодействии между МОН РК, Минздравом РК и АО "ФНБ "Самрук-Казына" по поддержке студентов путем кредитования их обучения в вузах. Банком-агентом было определено АО "Альянс Банк".
В настоящее время внесены изменения по получению долгосрочных кредитов на обучение, сняты ограничения по специальностям. Теперь кредит под гарантию АО "Финансовый центр" могут получить студенты и магистранты, обучающиеся на платной основе, по очной форме обучения, имеющие оценки "хорошо" и "отлично" за весь период обучения или не ниже 65 баллов по результатам ЕНТ/КТ, из числа многодетных, неполных и малоимущих семей, сирот или оставшихся без попечения родителей, инвалидов либо родители которых являются инвалидами или достигли пенсионного возраста.
Данная программа направлена на поддержку социально незащищенных слоев студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Если у вас не соответствует социальный статус, вы можете оформить образовательный кредит под гарантию АО "Финансовый центр" в банках-партнерах – АО "Народный банк Казахстана" и АО "БТА Банк".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана принял участие в саммите Евразийского экономического сообщества 30.11.2009
Селекторное совещание в правительстве 30.11.2009
Взаимополезный диалог 30.11.2009
В Западном Казахстане побывал первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" 30.11.2009
Предсказамус нострадал 30.11.2009
Суды Казахстана должны перейти от карательного правосудия к восстановительному 30.11.2009
"Проект поворота сибирских рек на юг имеет большое значение для Казахстана" 30.11.2009
Поздравление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с праздником Курбан айт 27.11.2009
Верховный муфтий и глава русской православной церкви Казахстана поздравили мусульман с праздником Курбан-айт 27.11.2009
Следуя традициям духовности 27.11.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz