"kazworld.info", 24 ноября
Сегодня о том, что без демократии - никуда, не говорит, пожалуй, лишь совершенно аполитичный и ленивый. Именно демократия почему-то воспринимается как панацея от всех проблем, которые существуют в нашем обществе. И никто не хочет задуматься о том, что отчасти именно демократия и стала причиной появления этих проблем.
Демократические принципы, являющиеся сегодня догмой для большинства европейских государств, у нас превратились, по сути, в шаблоны. Мы разбрасываемся высказываниями о нарушениях прав человека, совершенно не задумываясь о том, к месту они в данном конкретном случае, или нет. Тем самым, давая возможность под прикрытием заявлений о нарушениях прав и свобод человека, свободы слова, совершать любые преступления.
Подобных заявлений сегодня звучит не просто много, а даже в избытке. Возбудили уголовное дело в отношении бывшего главы "Казатомпрома" Мухтара Джакишева - нарушение прав человека. А как же иначе - ведь он такой хороший и честный, у него пятеро детей, да и вообще - не знаем мы о нем, как о даже потенциальном политическом игроке. Осудили на три года лишения свободы Рамазана Есергепова - нарушение принципов свободы слова. Приговорен к отбыванию срока в колонии правозащитник Евгений Жовтис - вообще беда международного масштаба, не взирая на то, что правозащитник-то, пусть и невольно, но убил человека. Даже тот, кем еще несколько лет назад в Казахстане разве что детей не пугали - экс-посол республики в Австрии Рахат Алиев, известный своими примитивными бандитскими методами сколачивания собственного капитала, - и тот, прикрываясь избитыми лозунгами, объявил себя борцом за демократические ценности и оппозиционером в вынужденном изгнании.
Обидно становится. За демократию. Потому что демократия как идея - очень привлекательна, только вот в человеческом воплощении на практике она приобретает извращенные формы. К пониманию этого сегодня приходят в Европе, ставшей фактически заложницей демократии. Повышенное внимание к правам человека привело к тому, что в европейских странах дети подают в суд на родителей, отсуживая право на самостоятельную жизнь в 10-12 лет. Убийца или насильник вполне законно выходит на свободу, если полицейские, оттаскивая преступника от тепленького еще трупа маленькой девочки, над которой он несколько минут назад надругался, излишне сильно приложили этого ирода мордой об капот или защелкнули на нем наручники так, что синяки остались. Мало того, эти полицейские ему еще и компенсацию выплатят - за причиненный моральный ущерб. Пресловутой свободой слова пользуются нацисты и террористы, на депутатские мандаты и прочие выборные должности могут баллотироваться преступники… Не слишком ли много свободы получается? Да и нужна ли обществу такая свобода?
В Европе это понимают, а потому сейчас активно занимаются переформатированием общественного сознания, чтобы на смену нормам законов, гарантирующих права человека, пришли законы общечеловеческие, которые называются моралью и нравственностью. Чтобы на защиту полицейских вставало все общество, а насильник даже не смел рта раскрыть и понес заслуженное наказание. Чтобы во власть не проникали преступники, а нацисты не принимались бы общественностью.
К сожалению, нам до этого понимания пока еще далеко. Не хлебнув демократии во всей красе, мы продолжаем захлебываться лозунгами о свободах, даже не задаваясь мыслью о том, что эта свобода повернется против нас же самих. Почему? Да потому, что и Джакишев, и Есергепов, и Жовтис, и Алиев, и другие - результат той самой свободы. Изначально, в совершении своих преступлений они, имея власть, свободно ей воспользовались: Джакишев - продавая месторождения урана по бросовым ценам, Алиев - убивая, похищая людей, отбирая бизнес. Есергепов и Жовтис - прикрываясь данной им же свободой: один, по сути, на преступление против государства пошел, опубликовав на страницах своей газеты документы под грифом "секретно", второй - сбив насмерть человека, решил избежать наказания извинением перед семьей погибшего. Мол, морально раскаялся, что еще надо?..
Когда-то было сказано, что Казахстан - демократическое государство. Но внедрять в общество, ошалевшее от плюрализма и гласности после 70 лет вынужденного молчания, идеи демократии будут своими, персонально-страновыми методами. И, быть может, той же старушке Европе стоит попристальнее присмотреться к этой практике и кое чему поучиться у Астаны. Ведь сейчас в Казахстане на официальном уровне делается то, над чем ломает голову весь демократический мир - внедряют демократию, основанную на моральных и нравственных принципах всего человечества. И исключают современную попутчицу власти демоса - анархию в умах. |