NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 20:07 ast
18:07 msk

О IV Гражданском Форуме Казахстана
На сегодняшний день гражданское общество Казахстана представлено 10-ю политическими партиями, свыше 4 тысяч религиозных организаций, несколько десятков профессиональных союзов, 3 тысячами СМИ, а также порядка 18 тысяч НПО, реализующими широкий спектр услуг для общества
26.11.2009 / политика и общество

mki.gov.kz, 25 ноября

23-24 ноября 2009 года в городе Астане состоялся IV Гражданский форум, организаторами которого выступили Гражданский Альянс Казахстана и Министерство культуры и информации Республики Казахстан.
23 ноября в выставочном комплексе "Ехро-центр "Көрме" прошла конференция на тему "IV Гражданский форум: подведение итогов и определение приоритетов развития гражданского общества", с участием первого заместителя премьер-министра О.Шукеева, министров социального блока. На пленарном заседании также выступили представители неправительственных организаций. Во второй половине дня на семи дискуссионных площадках встретились представители НПО и государственных органов.
Вечером в Национальном театре оперы и балета имени К.Байсеитовой, состоялось вручение премии общественного признания "Таным".
В этом году на форум съехались около 800 делегатов от областей, городов Астана и Алматы, избранные на региональных форумах, представители политических партий, профессиональных союзов, СМИ, международных и иностранных НПО, центральных и местных исполнительных органов.
Необходимо отметить, что в сравнении с 2003 годом количество участников форума возросло в два раза. Во многом это связано с динамичным развитием институтов гражданского общества.
На сегодняшний день гражданское общество Казахстана представлено 10-ю политическими партиями, свыше 4-х тысяч религиозных организаций, несколько десятков профессиональных союзов, 3-мя тысячами СМИ, а также порядка 18-ти тысяч НПО, реализующими широкий спектр услуг для общества.
Всего в Казахстане зарегистрировано около 35 тысяч некоммерческих организаций.
Всевозрастающий интерес международного сообщества к Казахстану обусловил высокое внимание к IV Гражданскому форуму со стороны неправительственных организаций стран Европы и Азии. Участие в форуме приняли представители 10 иностранных НПО из Китая, Индии, Франции, Румынии, Болгарии, Азербайджана.
Приветствия в адрес участников форума направили 18 иностранных НПО из Австрии, Канады, Израиля, Литвы, Польши, Венгрии, Индии, Китая, Кыргызстана. В их числе Культурно-просветительское и правозащитное общество "Теэна" (Иерусалим) и Израильская Ассоциация в Поддержку Детей Репатриантов, Китайская народная Ассоциация дружбы с зарубежными странами и Всекитайская федерация профсоюзов Департамента международного сотрудничества, Общественная палата Кыргызской Республики, Индийский Центр по женским исследованиям "Сароджни Найду" при Университете Джамия Миллия Исламия и Индийская НПО "Центр по исследованиям в сфере защиты окружающей среды и экологического образования", Общества сотрудничества дружбы "Польша - Восток".
24 ноября состоялось Пленарное заседание IV Гражданского форума. Форум открыла выставка "Партнерство во благо общества!", на которой были представлены лучшие социально-значимые проекты со всех регионов страны.
С приветственной речью к участникам форума обратился государственный секретарь- министр иностранных дел Республики Казахстан К. Саудабаев.
В ходе пленарного заседания форума выступили Президент Гражданского альянса Казахстана, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Айгуль Соловьева, председатель ОО "Жанартау Атырау" Дмитрий Юн., председатель ОО "Федерация женщин "STATUS" Ирина Унжакова, председатель негосударственного объединения подростковых клубов "Болашак" Роза Абилова, председателя Гражданского альянса Северо-Казахстанской области Сергей Худяков, председатель ОЮЛ "Центрально-Азиатская информационная сеть по устойчивому развитию" Алина Хаматдинова, председатель правления РОО "Шанырак" Асылбек Кожахметов, председатель МОО "Жастар үні" Даурен Бабамуратов.
По результатам Форума совместными усилиями представителей государственных органов, НПО и бизнеса были выработаны рекомендации и предложения для дальнейшей эффективной работы по реализации II-го этапа Концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы.
Рекомендации IV Гражданского форума станут реальной основой для развития институтов гражданского общества и ключевым документом в процессе реализации гражданских инициатив!
Таким образом, IV Гражданский форум – один из самых важных общественно-политических событий 2009 года.

-----

Выступление Государственного секретаря – Министра иностранных дел Саудабаева К.Б. на IV Гражданском форуме Казахстана г.Астана, 24 ноября 2009 года
portal.mfa.kz, 24 ноября

Прежде всего, я хочу передать искренние слова приветствия Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, адресованные участникам сегодняшнего форума. Лидер страны, находящийся в служебной командировке, специально поручил мне передать вам, что государство будет и дальше создавать все необходимые условия для успешного развития институтов гражданского общества.
С первых дней независимости Казахстана развитие гражданского общества было важнейшим направлением внутренней политики страны. Сегодня деятельность осуществляет более 25 тысяч некоммерческих организаций, более 13-ти тысяч из которых – НПО. Только за последний год число неправительственных организаций возросло на 10%. Более 550 тысяч человек задействовано в "третьем секторе".
В текущем году завершается реализация первого этапа Концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы, утвержденной Указом Главы государства.
В его рамках продолжился процесс создания эффективной законодательной базы. Изменениями, внесенными в Конституцию, отменен запрет на государственное финансирование общественных объединений. Принят и усовершенствован целый ряд законов: об Ассамблее народа Казахстана, о местном самоуправлении, о политических партиях, выборах и СМИ.
Эти законы способствовали активизации работы с институтами гражданского общества и внесли значимый вклад в процесс внедрения стандартов ОБСЕ.
Кроме того, действующая сегодня правовая база предусматривает льготы по налогам для некоммерческих организаций, особый порядок государственных закупок социальных услуг НПО.
По оценкам экспертов, законодательство Казахстана об НПО является одним из лучших в СНГ.
За время, прошедшее с предыдущего форума, значительно возросли объемы финансовой поддержки "третьего сектора" государством.
Невзирая на экономическую конъюнктуру, только в этом году по поручению Президента страны на реализацию государственного социального заказа по министерствам социального блока предусмотрены расходы в сумме более 1,2 млрд. тенге, что на 45% больше, чем в 2008 году.
В текущем году только по заказу Министерства культуры и информации 206 неправительственных организаций реализовали 226 социально значимых проектов по самым различным направлениям.
Также в этом году по поручению Главы государства впервые поддержана деятельность республиканских этно-культурных объединений и творческих союзов.
В предстоящие три года объем финансирования проектов НПО составит около полутора миллиарда тенге – на республиканском и около миллиарда тенге – на местном уровне ежегодно.
Продолжается дальнейшее развитие инфраструктуры третьего сектора.
Повседневной практикой госорганов стало широкое привлечение НПО к разработке законопроектов, реализации программ, проведению общественных слушаний по социально значимым проблемам.
На всех уровнях действуют консультативно-совещательные органы. Координационный совет по взаимодействию с НПО действует при Правительстве. Исполнительная власть не принимает ни одного важного решения в социальной сфере, не посоветовавшись с общественностью.
При Мажилисе Парламента действует Общественная Палата, деятельность которой обеспечивает общественную экспертизу на законодательном уровне.
Мы активно сотрудничаем с международными и зарубежными неправительственными организациями по самому широкому спектру вопросов.
В ходе подготовки председательства Казахстана в ОБСЕ международные организации внесли существенный вклад в разработку программы "Путь в Европу", Национального плана действий в сфере прав человека на 2009-2011 годы.
Правительством на постоянной основе реализуется целый комплекс совместных социальных программ с ЮСАИД, Всемирным банком развития, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПРООН и другими международными организациями.
И мы признательны всем нашим партнерам за деятельный вклад в развитие гражданского общества в Казахстане.
В свою очередь, в нашей стране созданы максимально благоприятные условия для их работы. 162 международные организации, осуществляющие гранты и программы в Казахстане, полностью освобождены от налогов.
В целом отмечу, что задачи, поставленные в рамках первого этапа Концепции развития гражданского общества, решены. И непосредственное участие в этом принимали сами НПО.
* * *
В ходе реализации второго этапа по поручению Президента страны предстоит решить следующий ряд задач.
Первое. Дальнейшее совершенствование правовой базы деятельности НПО с учетом достигнутого уровня институционального развития.
Прежде всего, целесообразно рассмотреть возможность упрощения процедуры регистрации, ликвидации и реорганизации НПО. Здесь нужно исходить из международной практики.
Важнейшая и назревшая необходимость – качественные изменения системы государственного социального заказа.
Все механизмы реализации государственного социального заказа могли бы быть урегулированы одним профильным Законом "О государственном социальном заказе", а не отсылочными нормами на Закон "О государственных закупках" и неким теоретически возможным "особым порядком", предусмотренным в нем.
Очевидно, что в условиях, когда все госорганы проводят конкурсы на основе Закона "О госзакупках", во главу угла ставится принцип наименьшей цены. Это не всегда применимо в отношении институтов гражданского общества.
Наряду с этим, важно рассмотреть возможность создания государственного или общественного (в рамках государственно-частного партнерства) Фонда поддержки гражданских инициатив, который мог бы стать единым оператором госсоцзаказа. Рассмотрение проектов НПО, претендующих на финансирование на грантовой основе, могло бы осуществляться при широком участии членов Гражданского Альянса, депутатов, политических партий, общественности, а само финансирование, учитывая переход на трехлетний бюджет, быть долгосрочным и ориентироваться на конечный результат.
Данные проекты могут касаться очень важных социальных функций. Такую форму работы могли бы использовать общественные центры по лечению наркозависимых, социализации людей с ограниченными возможностями, оказанию консультативной помощи оралманам, воспитанию молодежи, жертвам преступлений и многие другие проекты.
Данный механизм государственной поддержки НПО будет соответствовать мировой практике и способствовать росту социального коэффициента полезного действия НПО. По итогам форума соответствующие госорганы и Гражданский альянс могли бы подготовить предложения по этому поводу.
Кроме того, нужно изучить вопрос исключения двойного налогообложения на средства государственного социального заказа. Сейчас НПО, получая бюджетные средства на проекты, снова платят налоги в бюджет.
Также требуется законодательно закрепить понятие "социально ответственный бизнес", что станет хорошим стимулом для компаний, постоянно практикующих благотворительность.
Министерство культуры и информации должно рассмотреть эти вопросы и внести свои предложения.
Также уполномоченным госорганам следует разработать и внедрить стандарты качества социальных услуг, на основе которых можно делать выводы об эффективности социальных программ.
Постепенно государство может уменьшить присутствие в социальной сфере, освободив пространство для некоммерческих организаций.
В этом случае за государством останутся прежде всего функции разработки приоритетов и обеспечения финансирования, контроля и оценки реализации программ НПО.
Второе. Это дальнейшее институциональное развитие "третьего сектора".
Во всем мире сектор НПО – один из крупнейших работодателей, в котором на постоянной основе трудятся миллионы человек и еще большее число волонтеров. Учитывая значимость повышения профессионализма, внедрения социального маркетинга и системы сертификации деятельности НПО, считаю целесообразным изучение возможности введения в вузовские программы дисциплины некоммерческого менеджмента.
Для достижения качественного роста НПО и повышения эффективности их работы можно было бы создавать и всемерно поддерживать функционирование ресурсных центров.
На этапе становления сектора в Казахстане эту функцию выполняли международные организации. Одной из основных целей ресурсных центров на втором этапе реализации Концепции должны стать обучение и подготовка кадров НПО для местного уровня.
В этой связи Министерство культуры и информации совместно с акиматами могло бы инициировать создание ресурсных центров на уровне районов.
По статистике в сельской местности проживает более половины населения Казахстана.
Сейчас в ряде сельских населенных пунктов начаты пилотные проекты по применению практики местного самоуправления. Их надо обязательно поддержать.
Очень важна практика инициирования НПО на селе по вопросам, которые волнуют сельские сообщества: фермерство, занятость, питьевая вода, досуг молодежи и женщин, благоустройство и озеленение сел и многие другие.
Одним из приоритетов работы должно стать развитие института волонтерства.
Сейчас Министерство культуры и информации разрабатывает предложения по нормативному документу, регламентирующему эту сферу.
Всем заинтересованным органам важно включиться в эту работу и внести соответствующие предложения.
Третье. Следующий год станет годом председательства Казахстана в ОБСЕ.
В качестве действующего председателя ОБСЕ Республика Казахстан будет заниматься продвижением ряда инициатив в гуманитарном измерении Организации. Акцент будет делаться на вопросах борьбы с дискриминацией, формирования стабильной и бесконфликтной атмосферы в политэнических и поликонфессиональных обществах.
Казахстан имеет большой опыт обеспечения гуманитарной безопасности, в том числе в вопросах организации эффективной совместной работы в данной области государственных и общественных институтов.
Учитывая это, важно обеспечить активное участие экспертов из числа представителей НПО в проработке содержательной части названных инициатив.
Кроме того, в рамках председательства нам важно не только продвигать наш опыт. Большое значение имеет привнесение в нашу практику европейских стандартов и принципов работы гражданского общества. Нам важно тщательно изучить опыт европейских государств по формированию национальных программ в различных сферах, обеспечить интеграцию казахстанских институтов гражданского общества с международным сообществом некоммерческих организаций.
В этой связи важно активное участие казахстанских неправительственных организаций в мероприятиях и проектах, которые будут осуществляться Организацией в следующем году.
Одним из знаковых мероприятий в данном направлении станет Форум лидеров неправительственного сектора стран-членов ОБСЕ, запланированный на 2010 год в Астане.
Нам важно организовать всестороннее изучение европейского опыта по широкому спектру вопросов деятельности гражданского общества. По итогам этой работы необходимо подготовить развернутый аналитический доклад по применению европейского опыта для совершенствования казахстанской модели гражданского общества.
Единогласное решение 55 государств-участников ОБСЕ о председательстве Казахстана в этой авторитетной международной организации стало высокой оценкой и объективным признанием успехов, достигнутых за эти недолгие годы независимости нашей страной.
Председательство в ОБСЕ – высокая честь и огромная ответственность не только для государственных органов, но и для всех институтов гражданского общества. Не случайно, Президент назвал наше председательство общенациональным стратегическим проектом.
В этой связи призываю все неправительственные организации проявить истинный патриотизм, единство, внести свой весомый вклад в обеспечение успешного председательства Казахстана в ОБСЕ. Мы должны сполна реализовать этот уникальный шанс и показать миру успешный и демократический Казахстан, который вносит достойный вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности, обеспечение прав и свобод человека.

-----

Выступление Ответственного секретаря Министерства культуры и информации Ж.Д. Курмангалиевой на IV Гражданском Форуме, Астана, 23-24 ноября 2009 г
mki.gov.kz, 25 ноября

Қадірлі форумға қатысушылар!
Ханымдар мен мырзалар!
Мәдениет және ақпарат министрлігі атынан төртінші Азаматтық форумға қатысушылардың барлығын шын жүректен құттықтаймын. Әсіресе алыс және жақыннан арнайы келген халықаралық және шетелдік үкіметтік емес ұйымдар мен бұқаралық ақпарат құралдарының өкілдеріне алғысымызды білдіргім келеді.
Бұл алқалы басқосу небәрі алты жыл ішінде дәстүрге айналып қоғамдық өмірдегі елеулі оқиғалардың бірі бола алды.
Елбасымыз Екінші Азамматтық форумда "біз үшін үкіметтік емес ұйымдар мен мемлекет арасындағы әріптестік қатынастарды дамыта берудің маңызы айрықша зор", - деп атап өткен болатын. Бұл форум мемлекеттің сол нық ұстанымының айқын көрінісі деп санаймын.
Сонымен қатар, Азаматтық форум тарихы біздің елемізде азаматтық қоғамның қалыптасу белестерін жарқын бейнелейді.
История нашей диалоговой площадки является ярким отражением основных вех развития гражданского общества.
Полагаю, большинство присутствующих здесь помнят I Гражданский форум, состоявшийся в 2003 году с участием Главы государства. Именно тогда, укрепление неправительственного сектора было означено в числе приоритетов демократического развития Казахстана, и положено начало формированию системного механизма взаймодействия институтов гражданского общества с госорганами.
В 2005 году в ходе II Гражданского форума была широко обсуждена, а впоследствии утверждена Главой государства, Концепция развития гражданского общества Республики Казахстан на 2006-2011 годы. Она стала основой для разработки соответствующих целевых программ и нормативных правовых актов.
III Гражданский форум в 2007 году прошел под знаком дальнейшего развития партнерства в рамках демократизации общества. Полагаю, этот форум запомнился всем нам тем, что впервые руководители центральных госорганов обсудили с представителями гражданского общества основные направления своей деятельности.
Таким образом, сегодня очевидно, что за прошедшие годы сотрудничество госорганов и НПО приобрело системный характер. Консультации с НПО, их участие в разработке важнейших законов, программ развития различных отраслей, мобилизация потенциала профильных объединений для решения общественно значимых проблем – все это широко практикуется центральными органами власти.
Хотела бы отметить, что на заседаниях, совещаниях Правительства, на которых обсуждались и принимались важнейшие решения в рамках антикризисной программы, неизменно участвовали представители "третьего сектора".
Лидеры НПО представлены сегодня в Парламенте страны, маслихатах. При Правительстве и местных органах власти действуют координационные Советы по взаимодействию с НПО.
Таким образом, сегодня мы можем говорить о налаженном системном партнерстве государства и НПО. Но мы также должны, и полагаю, будем обсуждать, как повысить коэффициент полезного действия этого партнерства для социума? Партнерство не во имя партнерства, а во имя решения конкретных проблем наших сограждан и дальнейшего динамичного развития нашей страны во всех сферах.
Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня сообща, и прежде всего, на заседаниях 7 диалоговых секций, где широко представлены все центральные госорганы. К примеру, только от Министерства образования в секциях заявлены 24 человека во главе с ответственным секретарем; от министерства охраны окружающей среды – 11 человек; от министерства экономики – практически все руководство.
В этом контексте я хотела бы немного остановиться на опыте Министерства культуры и информации.
Прежде всего, в начале этого года при конструктивном взаимодействии с институтами гражданского общества, международными организациями были внесены изменения и дополнения в законодательство о СМИ и политических партиях.
Нормативно-правовые акты по наиболее важным вопросам развития отрасли проходят экспертизу в аккредитованных НЭП "Союз Атамекен" и Ассоциации телерадиовещателей Казахстана.
Значительная работа совместно с НПО была проведена по совершенствованию института госсоцзаказа. И здесь не могу не отметить, что, невзирая на мировую экономическую конъюнктуру, благодаря поддержке Главы государства и вниманию Правительства средства на проекты НПО не только не были сокращены, но и возросли.
Но и министерство, ставя во главу угла проблемы, с которыми сталкиваются люди вследствие кризиса, уделило повышенное внимание проектам социально-уязвимых групп.
Во исполнение поручения Главы государства, данного на прошлогодней сессии Ассамблеи народа Казахстана, в текущем году были впервые предусмотрены средства на поддержку деятельности этно-культурных объединений республиканского уровня.
В орбите внимания Министерства – деятельность наших уважаемых партнеров - творческих союзов и журналистских организаций.
Большой сегмент проектов связан с патриотическим воспитанием и социализацией молодежи; противодействием таким социальным явлениям как наркомания, алкоголизм, девиантное поведение, ВИЧ-инфекция и т.д.
Кроме того, реализуется целый ряд проектов аналитическо-исследовательского, культурологического, образовательного, просветительского характера.
Приоритетное внимание было уделено повышению прозрачности и транспарентности института госзаказа.
Впервые наряду с конкурсной комиссией, работали две экспертные комиссии, в состав которых вошли руководители НПО, эксперты по профильным направлениям, ученые.
Был создан специальный сайт monitoring.academy.kz, на котором публикуется вся информация о проектах НПО, реализуемых за счет республиканского бюджета.
В целом, в текущем году по заказу МКИ 206 неправительственных организаций реализуют 226 проектов по самым различным направлениям. А палитра проектов также разнообразна как сама Жизнь.
Очевидно, что все сказанное не исчерпывает всего содержания нашего сотрудничества с НПО.
И пользуясь случаем, хотела бы пригласить всех наших давних и новых партнеров к совместной работе в следующих направлениях.
Во-первых, как вы знаете, сегодня идет широкое обсуждение проекта Доктрины национального единства Казахстана. Как подчеркнул Глава государства во время Прямой линии, в обсуждении этого стратегического документа важно задействовать весь интеллектуальный потенциал нации. Неправительственные организации могли бы стать эффективной диалоговой площадкой.
Во-вторых, сфера деятельности нашего министерства представляет огромный интерес для реализации гражданских инициатив. В числе наиболее перспективных направлений сотрудничества мы видим совместные проекты по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, развитию государственного языка, улучшению качества контента в СМИ, реализации творческого потенциала казахстанцев и многим другим направлениям.
В-третьих, очевидно, что неправительственным организациям следует расширить географию своей деятельности. Общеизвестно, что основное внимание НПО концентрируется на крупных городах. Министерство готово оказать самую активную поддержку ресурсным центрам, которые будут работать с селом.
В-четвертых, мы начинаем работу над изменениями в Закон о "Государственном социальном заказе". Концепция документа была одобрена Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности. Мы приглашаем всех желающих войти в рабочую группу.
В завершение, желаю всем нам успешных и конструктивных дискуссий на благо развития нашей страны. И пусть в спорах не погибает Истина, а рождается большое общее Дело. Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана принял участие в саммите Евразийского экономического сообщества 30.11.2009
Селекторное совещание в правительстве 30.11.2009
Взаимополезный диалог 30.11.2009
В Западном Казахстане побывал первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" 30.11.2009
Предсказамус нострадал 30.11.2009
Суды Казахстана должны перейти от карательного правосудия к восстановительному 30.11.2009
"Проект поворота сибирских рек на юг имеет большое значение для Казахстана" 30.11.2009
Поздравление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с праздником Курбан айт 27.11.2009
Верховный муфтий и глава русской православной церкви Казахстана поздравили мусульман с праздником Курбан-айт 27.11.2009
Следуя традициям духовности 27.11.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz