NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 06:03 ast
04:03 msk

В Правительстве обсужден вопрос об основных направлениях развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2020 года
А.Кусаинов: Необходимо повышение тарифа в 2010 году на 17,6%, с 2011 по 2014 годы - на 15% ежегодно с последующей корректировкой на уровне инфляции; обновление пассажирского подвижного состава до 2020 года за счет средств республиканского бюджета в размере около 160 млрд тенге; осуществление дерегулирования тарифов…
02.12.2009 / политика и общество

Пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций РК, 1 декабря

26 февраля 2008 года Министр транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаинов и президент АО "НК "Казахстан темір жолы" Аскар Мамин выступили на заседании Правительства по вопросу об основных направлениях развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2020 года.
В своем выступлении глава транспортного ведомства А.Кусаинов подчеркнул, что в транспортно-логистическом комплексе Казахстана железнодорожный транспорт играет решающую роль и на его долю приходится примерно 60 процентов всего грузооборота.
За последние 10 лет Правительством РК было приняты две программы реформирования отрасли. В целом, промежуточные результаты структурно-институциональной реформы отрасли были положительными.
Справочно: Не все мероприятия выполнены в полном объеме и цели реформы пока не достигнуты. Действующая модель железнодорожного транспорта характеризуется следующим образом: конкурентный рынок сформирован только в сегменте оперирования вагонами и пассажирских перевозок (конкуренция "за рынок"); операционная модель сформирована в результате реструктуризации не по функциям, а по группам активов; основные сегменты – услуги инфраструктуры и перевозка грузов и пассажиров функционируют в монопольном режиме под жестким и неэффективным государственным регулированием; тарифы на услуги железнодорожного транспорта, на практике, являются инструментом социально-экономической политики.
В результате реформ из состава АО "НК "КТЖ" выведены непрофильные виды хозяйственной деятельности и социально-бытовые активы; ремонтные компании переданы в конкурентный сектор; пассажирские перевозки отделены от грузовых; законодательно определена сфера естественной монополии железнодорожного транспорта - услуги по предоставлению магистральной сети; внедрен механизм государственного субсидирования пассажирских перевозок; в бюджетный кодекс введены нормы, предусматривающие государственное финансирование железнодорожной инфраструктуры; сформирован рынок оперирования вагонами; внедрен механизм финансирования и строительства инфраструктурных объектов на концессионной основе.
В период с 1996 по 2008 годы среднегодовой прирост тарифов составил всего 5%. Из-за отставания роста тарифов по отношению к росту цен в экономике, отрасль была не в состоянии аккумулировать инвестиции для обновления основных средств. В результате, износ объектов МЖС на сегодня составляет - 70%, а подвижного состава – 72%.
При сравнении железнодорожных тарифов Казахстана, России и Белоруссии видно, что средний уровень тарифов в России в 2,3 раза выше среднего уровня тарифов Казахстана, а в Белоруссии - в 1,7 раз.
В 2008 году из Республиканского бюджета на покрытие убытков пассажирских перевозок выделено - 9,4 млрд. тенге или 25% от потребного объема субсидий. В период до 2020 года среднегодовая потребность в государственных субсидиях составляет – 41,8 млрд. тенге.
Справочно: С учетом динамики выбытия по сроку службы основных средств для обеспечения прогнозных объемов перевозок до 2020 года необходимо осуществить:
- модернизацию и обновление 12 тыс. км верхнего строения пути
(14 тыс. км – эксплуатационная длина, 19 тыс. км – развернутая длина);
- реконструкцию 236 объектов искусственных сооружений (2,5% от общего количества);
- приобретение 1,5 тысяч локомотивов, 53 тысяч грузовых и порядка 2 тысяч пассажирских вагонов.
Отставание темпов развития железной дороги от современных потребностей экономики и населения обусловлено следующими проблемами:
- сохранение перекрестного субсидирования социально-значимых услуг за счет рентабельных;
- уровень тарифов не обеспечивает покрытие операционных и инвестиционных затрат;
- неравные условия ценообразования для АО "НК "КТЖ" (АО "Казтеміртранс") и частных операторов грузовых вагонов;
- посредством действующей тарифной политики осуществляется субсидирование отдельных отраслей экономики (горнодобывающая, строительная и агропромышленный комплекс).
Для обеспечения развития отрасли, повышения эффективности и качества услуг, привлечения инвестиций в обновление активов необходима комплексная реформа экономической модели и институциональной структуры отрасли и реализация масштабной инвестиционной программы.
В связи с этим Министерством транспорта и коммуникаций, Фондом национального благосостояния "Самрук-Казына" и АО "НК "Казахстан темир жолы" разработаны основные направления развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2020 года в целях удовлетворения растущих потребностей населения, экономики и государства в перевозках по объему, качеству и эффективности.
Общий потребный объем инвестиций в отрасль до 2020 года составляет 4,26 трлн. тенге, объемы инвестиций в разрезе активов представлены на слайде.
Целевая модель отрасли направлена на обеспечение эффективной и качественной работы железнодорожного транспорта, привлечение инвестиций и инноваций в условиях открытого рынка и конкуренции. Соответственно, предусмотрена реорганизация АО "НК "КТЖ" в холдинговую структуру с корпоративным центром и дочерними компаниями по перевозкам грузов, перевозкам пассажиров и услугам магистральной железнодорожной сети.
Реформа государственного регулирования будет осуществляться поэтапно. В 2010 году предусматривается выведение вагонной составляющей тарифа за перевозку грузов из-под государственного тарифного регулирования, а с 2013 года предполагается дерегулирование перевозочной деятельности.
При этом предполагается обеспечение 72% потребных объемов инвестиций за счет собственных средств АО "НК "КТЖ", 4% – за счет средств республиканского и местного бюджета, и 24% – за счет частных инвестиций. Средства госбюджета будут направлены на обновление пассажирского подвижного состава наряду с инвестициями частного сектора и Нацкомпании.
Потребный объем субсидирования пассажирских перевозок до 2020 года за счет средств республиканского и местного бюджетов составляет 382 млрд. тенге и 15 млрд. тенге соответственно.
Вместе с тем, на обновление пассажирских локомотивов и вагонов за счет средств республиканского бюджета необходимо 160,9 млрд. тенге, а из средств местного бюджета – 2,4 млрд. тенге.
Таким образом, внедрение целевой модели отрасли предполагает принятие основных решений на правительственном уровне и на уровне АО "НК "КТЖ".
: На уровне государства необходимо обеспечить
- установление уровня железнодорожных тарифов, необходимого для восполнения парка вагонов и локомотивов и реабилитации магистральной железнодорожной сети;
- отмену тарифного регулирования АО "НК "КТЖ" по операторской и перевозочной деятельности независимо от доли, занимаемой Национальной компанией на открытом рынке;
- 100%-ное субсидирование социально-значимых перевозок и целевое финансирование за счет средств Республиканского бюджета инвестиций в пассажирский подвижной состав.
В свою очередь, АО "НК "КТЖ" осуществит:
- разделение перевозочной деятельности от инфраструктуры и создание технологического механизма недискриминационного доступа к инфраструктуре независимых перевозчиков
- реализацию инвестиционной программы и проведение модернизации и обновления основных средств в полном объеме, что позволит обеспечить улучшение качественных и экономических показателей работы железнодорожного транспорта, в том числе повышение безопасности движения, увеличение провозной и пропускной способности и т.д.
- достижение конкурентоспособного уровня качества транспортных услуг.

-----

Премьер-Министр РК одобрил основные направления развития железнодорожного транспорта до 2020 г.
Пресс-служба АО "НК "КТЖ", 1 декабря

Компании "Казахстан темір жолы" (КТЖ) и "Российские железные дороги" (РЖД) в рамках Таможенного союза договорились о снижении транзитных ставок в общем объеме на 350 млн долларов. Об этом сообщил президент КТЖ Аскар Мамин, отвечая на соответствующий вопрос Премьер-Министра Карима Масимова во время заседания Правительства.
"Нами была проведена работа с РЖД, удалось достичь договоренности в последние дни и подписать соответствующий документ о снижении транзитных ставок в общем объеме порядка 350 миллионов долларов", - сказал он.
По его словам, это означает, что на 350 млн долларов снизилась транспортная составляющая для наших экспортеров.
"Кроме этого, нами проводится работа по достижению таких же договоренностей с третьими странами. Это страны Прибалтики, Украина, которые также присоединятся к этому соглашению", - отметил А.Мамин.
Он подчеркнул, что в случае достижения этих договоренностей с третьими странами дополнительный эффект составит более 50 млн долларов, а общий экономический эффект для наших экспортеров оценивается порядка более 400 млн долларов. Это только на следующий год.
Казахстан избавится от дефицита пассажирских вагонов уже в 2014 году. Об этом сообщил президент АО "НК "Казахстан темір жолы" Аскар Мамин.
"Это произойдет за счет капитально-восстановительных работ имеющегося парка, а также оптимизации пассажирских маршрутов и их перевода на скоростное движение", - сказал он.
По словам А.Мамина, на сегодня для повышения конкурентоспособности КТЖ и увеличения его доли на рынке перевозок необходимо увеличение количественного состава и изменение структуры вагонного парка за счет увеличения доли подвижного состава для перевозки высокодоходных грузов.
"В течение 3-4 лет дополнительно к восполнению убывающего парка необходимо привести более 12 тысяч вагонов для замещения иностранных операторов в данных доходных сегментах рынка", - отметил глава КТЖ. Это позволит сбалансировать на рынке долю высокодоходных и социально значимых услуг.
Кроме того, А. Мамин сообщил, что для доведения уровня износа активов до нормативного, качественной их модернизации и обеспечения адекватной транспортной основы роста экономики в период до 2020 года компания планирует инвестировать порядка 3 триллионов тенге. В том числе 1 триллион 294 миллиарда - в обновление парка грузовых вагонов и тягово-подвижного состава, 105 миллиардов тенге - в обновление пассажирских вагонов, 1 триллион 424 миллиарда - в модернизацию объектов магистральной инфраструктуры и 241 миллиард - в телекоммуникационную инфраструктуру.
Премьер-Министр РК К.Масимов поручил компаниям АО "НК "Казахстан темір жолы" и "КазАгро" отработать вопрос покупки и производства зерновозов.
Премьер-Министр РК, обращаясь к президенту АО "НК "Казахстан темір жолы" А.Мамину, отметил: "Вместе с "Казагро" надо отработать вопрос покупки зерновозов. Это всегда наша "ахиллесова пята", чего нам всегда не хватает. А еще лучше не покупку зерновозов, а их производство на одном из объектов". Он также подчеркнул, что зерно - наш экспортный продукт и зерновозов нам объективно не хватает.
В настоящее время в Казахстане насчитывается 5 200 зерновозов, а потребность в них составляет 8-9 тысяч.
О необходимости повышения тарифа на железнодорожные перевозки в 2010 году на 17,6%, сообщил министр транспорта и коммуникаций РК Абельгазы Кусаинов.
"В целях обеспечения инвестиционной потребности (железнодорожной отрасли) необходимо: повышение тарифа в 2010 году на 17,6%, с 2011 по 2014 годы - на 15% ежегодно с последующей корректировкой на уровне инфляции; обновление пассажирского подвижного состава до 2020 года за счет средств республиканского бюджета в размере около 160 млрд тенге; осуществление дерегулирования тарифов по вагонной составляющей 2010 года и по перевозочной деятельности 2013 года", - сказал А.Кусаинов, выступая с докладом проекта программы по реформированию железнодорожной отрасли до 2020 года.
По его словам, с 1996 года по 2008 годы среднегодовой прирост тарифов составлял 5%. Из-за отставания роста тарифов по отношению роста цен в экономике отрасль была не в состоянии аккумулировать инвестиции для обновления основных средств. В результате износа объектов МЖС составляет 70%, а подвижного состава - 72%, отметил А.Кусаинов.
По словам министра транспорта и коммуникаций РК, с учетом динамики выбытия по сроку службы основных средств для обеспечения прогнозных объемов перевозок до 2020 года необходимо осуществить модернизацию обновления 12 000 км верхнего строения пути, реконструкцию 236 объектов искусственного сооружения, приобрести 1,5 тыс локомотивов, 53 000 грузовых и 2000 пассажирских вагонов.
Общий объем инвестиций в отрасли до 2020 года составляет 4,26 трлн тенге.
Премьер-Министр РК поручил еще раз критически рассмотреть программу развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2020 года с учетом вступления в Таможенный союз с Россией и Беларусью.
Как отметил К.Масимов, во время встречи в Минске было дано поручение переговорным группам готовиться к следующему этапу Таможенного союза - созданию Единого экономического пространства, что напрямую касается и железной дороги. Достигнутые договоренности рассчитаны на переходный период, а в перспективе тарифообразование должно быть единое на всем пространстве Таможенного союза.
"С этой точки зрения надо внимательно посмотреть на призму вот этой программы, потому что она готовилась в рамках отсутствия Таможенного союза. То есть надо еще раз критически посмотреть и, возможно, какие-то дополнения и изменения внести", - сказал он.
Также глава Правительства подчеркнул, что поскольку у нас теперь Единое транспортное пространство, надо посмотреть как это будет влиять на нашу экономику, так как тарифообразование в России объективно выше.
"Поэтому надо внимательно посмотреть, как это скажется на тарифообразовании внутри, как это скажется на всей экономике", - заключил Премьер-Министр.

-----

Премьер-Министр РК поручил отработать вопрос покупки и производства зерновозов
АСТАНА. 1 декабря. "Казинформ" /Серик Сабеков/

Сегодня на заседании Правительства Премьер-Министр РК Карим Масимов поручил компаниям АО "НК "Казахстан темір жолы" и "КазАгро" отработать вопрос покупки и производства зерновозов.
Премьер-Министр РК, обращаясь к президенту АО " НК "Казахстан темір жолы" Аскару Мамину, отметил: "Вместе с "Казагро" надо отработать вопрос покупки зерновозов. Это всегда наша "ахиллесова пята", чего нам всегда не хватает. А еще лучше не покупку зерновозов, а их производство на одном из объектов". Он также подчеркнул, что зерно -наш экспортный продукт и зерновозов нам объективно не хватает.
В свою очередь министр сельского хозяйства РК Ахылбек Куришбаев сообщил, что сейчас мы имеем 5 200 зерновозов, а потребность в них составляет 8-9 тысяч. Кроме того, по его словам, нам нужен терминал в Китае.

---

Необходимо ввести повышение тарифа на железнодорожные перевозки в 2010 году на 17,6% - глава МТК
АСТАНА. 1 декабря. "Казинформ" /Канат Кульшманов/

Необходимо ввести повышение тарифа на железнодорожные перевозки в 2010 году на 17,6%. Об этом на заседании Правительства сообщил министр транспорта и коммуникаций РК Абельгазы Кусаинов.
"В целях обеспечения инвестиционной потребности (железнодорожной отрасли) необходимо: повышение тарифа в 2010 году на 17,6%, с 2011 по 2014 годы - на 15% ежегодно с последующей корректировкой на уровне инфляции; обновление пассажирского подвижного состава до 2020 года за счет средств республиканского бюджета в размере около 160 млрд тенге; осуществление дерегулирования тарифов по вагонной составляющей 2010 года и по перевозочной деятельности 2013 года", - сказал А. Кусаинов, выступая с докладом проекта программы по реформированию железнодорожной отрасли до 2020 года.
По его словам, с 1996 года по 2008 годы среднегодовой прирост тарифов составлял 5%. Из-за отставания роста тарифов по отношению роста цен в экономике отрасль была не в состоянии аккумулировать инвестиции для обновления основных средств. В результате износа объектов МЖС составляет 70%, а подвижного состава - 72%, отметил А.Кусаинов.
По словам министра транспорта и коммуникаций РК, с учетом динамики выбытия по сроку службы основных средств для обеспечения прогнозных объемов перевозок до 2020 года необходимо осуществить модернизацию обновления 12 000 км верхнего строения пути, реконструкцию 236 объектов искусственного сооружения, приобрести 1,5 тыс локомотивов, 53 000 грузовых и 2000 пассажирских вагонов.
Общий объем инвестиций в отрасли до 2020 года составляет 4,26 трлн тенге.

----

Премьер РК поручил предусмотреть вопрос создания рабочих мест в Мангыстауской области
АСТАНА. 1 декабря. "Казинформ" /Серик Сабеков/

Сегодня на заседании Правительства Премьер-Министр РК Карим Масимов поручил предусмотреть вопрос создания рабочих мест в Мангыстауской области.
Обращаясь к своему первому заму, Умирзаку Шукееву, он поручил: "Вместе с акимом Мангыстауской области предусмотреть создание рабочих мест, в том числе с разрешением этого вопроса в проблемных зонах региона".
Также он поручил рассмотреть вопрос создания профтехучилищ, чтобы на месте готовили кадры по транспортному развитию, в том числе по автомобильным дорогам, по строительству битумного завода, по строительству железной дороги.
"Это целый комплекс, который надо включить во все развитие Мангыстауской области", - заключил К.Масимов.

--

Компании КТЖ и РЖД договорились о снижении транзитных ставок в общем объеме на 350 млн долларов
АСТАНА. 1 декабря. "Казинформ" /Серик Сабеков/

Компании "Казахстан темір жолы" (КТЖ) и "Российские железные дороги" (РЖД) в рамках Таможенного союза договорились о снижении транзитных ставок в общем объеме на 350 млн долларов. Об этом сообщил в ходе заседания Правительства президент КТЖ Аскар Мамин, отвечая на соответствующий вопрос Премьер-Министра РК.
"Нами была проведена работа с РЖД, удалось достичь договоренности в последние дни и подписать соответствующий документ о снижении транзитных ставок в общем объеме порядка 350 миллионов долларов", - сказал он.
По его словам, это означает, что на 350 млн долларов снизилась транспортная составляющая для наших экспортеров.
"Кроме этого, нами проводится работа по достижению таких же договоренностей с третьими странами. Это страны Прибалтики, Украина, которые также присоединятся к этому соглашению", - отметил А.Мамин.
Он подчеркнул, что в случае достижения этих договоренностей с третьими странами дополнительный эффект составит более 50 млн долларов, а общий экономический эффект для наших экспортеров оценивается в более 400 млн долларов. Это только на следующий год.

----

Казахстан избавится от дефицита пассажирских вагонов уже в 2014 году - КТЖ
АСТАНА. 1 сентября. "Казинформ" /Серик Сабеков/

Казахстан избавится от дефицита пассажирских вагонов уже в 2014 году. Об этом сообщил президент АО "НК "Казахстан темір жолы" (КТЖ) Аскар Мамин во вторник, 1 декабря, на заседании Правительства РК.
"Это произойдет за счет капитально-восстановительных работ имеющегося парка, а также оптимизации пассажирских маршрутов и их перевода на скоростное движение", - сказал он.
По словам А. Мамина, на сегодня для повышения конкурентоспособности КТЖ и увеличения его доли на рынке перевозок необходимо увеличение количественного состава и изменение структуры вагонного парка за счет увеличения доли подвижного состава для перевозки высокодоходных грузов.
"В течение 3-4 лет дополнительно к восполнению убывающего парка необходимо привести более 12 тысяч вагонов для замещения иностранных операторов в данных доходных сегментах рынка", - отметил глава КТЖ. Это позволит сбалансировать на рынке долю высокодоходных и социально значимых услуг.
Кроме того, А. Мамин сообщил, что для доведения уровня износа активов до нормативного, качественной модернизации их технического комплекса и обеспечения адекватной транспортной основы роста экономики в период до 2020 года компания планирует инвестировать порядка 3 триллионов тенге. В том числе 1 триллион 294 миллиарда - в обновление парка грузовых вагонов и тягово-подвижного состава, 105 миллиардов тенге - в обновление пассажирских вагонов, 1 триллион 424 миллиарда - в модернизацию объектов магистральной инфраструктуры и 241 миллиард - в телекоммуникационную инфраструктуру.

--

Премьер РК поручил рассмотреть программу развития железнодорожного транспорта до 2020 г. с учетом вступления в Таможенный союз
АСТАНА. 1 декабря. "Казинформ" /Серик Сабеков/

Премьер-Министр РК Карим Масимов поручил еще раз критически рассмотреть программу развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2020 года с учетом вступления в Таможенный союз с Россией и Беларусью. Такое мнение он высказал во вторник, 1 декабря, на заседании Правительства.
Как отметил К.Масимов, во время встречи в Минске было дано поручение переговорным группам готовиться к следующему этапу Таможенного союза - созданию Единого экономического пространства, что напрямую касается и железной дороги. Достигнутые договоренности рассчитаны на переходный период, а в перспективе тарифообразование должно быть единое на всем пространстве Таможенного союза.
"С этой точки зрения надо внимательно посмотреть на призму вот этой программы, потому что она готовилась в рамках отсутствия Таможенного союза. То есть надо еще раз критически посмотреть и, возможно, какие-то дополнения и изменения внести", - сказал он.
Также глава Кабмина подчеркнул, что поскольку у нас теперь Единое транспортное пространство, надо посмотреть как это будет влиять на нашу экономику, так как тарифообразование в России объективно выше.
"Поэтому надо внимательно посмотреть, как это скажется на тарифообразовании внутри, как это скажется на всей экономике", - заключил Премьер-Министр.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2009
"Наша задача - в рамках Таможенного союза повысить конкурентоспособность отечественных товаров" 31.12.2009
Заявление МИД РК 31.12.2009
Заявление Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 31.12.2009
"Нурсултан Назарбаев: энергичный лидер" 31.12.2009
Посол Азербайджана предложил переименовать столицу Казахстана в Султан-Ату 31.12.2009
Если человеку не дано, то и не дадут 31.12.2009
Встречи, согревающие сердца 31.12.2009
"Об увековечении памяти Турганбека Катаева" 31.12.2009
В учреждениях пенитенциарной системы республики проводится конкурс фигур, выполненных из снега 31.12.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz