NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 08:49 ast
06:49 msk

"Наша задача - в рамках Таможенного союза повысить конкурентоспособность отечественных товаров"
К.Масимов: Неоднократно говорил и еще раз хочу подчеркнуть: вступление в Таможенный союз не отразится отрицательно ни на экономических, ни на суверенных интересах Казахстана. Наоборот, это позволит национальному бизнесу развиваться. Да, увеличение импортных пошлин повлечет некоторое увеличение внутренних цен. Однако…
31.12.2009 / политика и общество

Дмитрий ПОПАЗОВ, "Казахстанская правда", 30 декабря

Первого января 2010 года стартует Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. Согласно договоренностям президентов трех стран с начала следующего года вступит в силу единый таможенный тариф. Собственно сам Таможенный союз будет запущен со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Это произойдет первого июля 2010 года. Тогда же будет снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год - на российско-казахстанской. "Казахстанская правда" задала Премьер-Министру Кариму МАСИМОВУ ключевые вопросы, посвященные созданию Таможенного союза.

- Сейчас много говорится о поддержке отечественного производителя. Насколько казахстанские товары будут конкурентоспособны на внутреннем рынке после вступления в силу Таможенного союза? С учетом того, что, к примеру, по продуктовому сектору в стране сейчас продается достаточно российских продовольственных товаров. К тому же хорошо известен пример ЕС. Когда Франция и Германия обеспечили защиту для своих сельхозпроизводителей и преградили выход на большой европейский рынок аналогичных товаров из Прибалтийских стран, которые вынуждены были ориентироваться на рынок внутренний и сопредельной Калининградской области РФ.

- При формировании единого таможенного тарифа мы учитывали уже существующие в нашей стране производства, а также перспективы дальнейшего развития национального промышленного сектора. Поэтому таможенные пошлины были установлены на таком уровне, который обеспечивает защиту отечественного производителя.

Что касается сельхозпродукции, то отечественным предприятиям, на мой взгляд, вполне можно закладываться на более широкий рынок, нежели внутренний. Тем более, если посмотреть на сопредельные нам области Российской Федерации - они тоже от центральной России далеко. И у нас как раз здесь появляются дополнительные возможности.

К тому же на сегодняшний день у Казахстана с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и другими странами СНГ действует режим свободной торговли, что означает беспошлинное движение товаров между нашими странами. При этом порядка 60% импорта сельскохозяйственной продукции ввозится из стран СНГ, и, в результате, размер таможенной пошлины не играет роли регулятора внешнеторговой деятельности. Таким образом, наша пищевая промышленность уже давно живет в жесткой открытой конкурентной борьбе с производителями России и других стран Содружества.

Однако важным позитивным моментом для производителей Казахстана является унификация действующих стандартов, требований, в частности ветеринарных. Так, рынки России для казахстанского мяса практически закрыты по причине несоответствия продукции предъявляемым российскими службами требованиям, в частности по качеству заготовки. Поэтому решено направить усилия на создание современных откормочных площадок и сети убойных цехов, где будут соблюдаться все санитарные нормы стран - импортеров нашего мяса. Дополнительно мы проводим работу по созданию необходимой нормативной базы для упрощенной оценки казахстанской мясной продукции российскими службами. Уже достигнута принципиальная договоренность, что ее сертификация будет проводиться совместными казахстанско-российскими комиссиями.

К примеру, Россия ежегодно импортирует в основном из Латинской Америки более чем на три миллиарда долларов мяса. Так что РФ - это объективно колоссальный рынок для казахстанского животноводства и птицеводства. Тем более у нас не будет никакого тарифного ограничения. Минсельхозу, холдингу "КазАгро" надо по этой части поработать.

Что касается тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров в Таможенном союзе, то порядок и условия их применения определены специальным Соглашением, которое Казахстан уже ратифицировал. На сегодня оговорен данный механизм в отношении импорта мяса птицы, говядины и свинины. Это связано с тем, что в России сейчас подобные меры уже действуют, а с первого января 2010 года наши страны будут проводить единую торговую политику в отношении третьих стран.

Следует отметить, что для Казахстана введение тарифной квоты на импорт указанных видов мяса позволит оказать поддержку национальным производителям данной продукции и сократить долю импорта на внутреннем рынке за счет установления более высоких таможенных пошлин на импорт, ввозимый сверх установленной квоты. Во избежание дефицита на внутреннем рынке и роста цен на данный вид товаров, объем мяса, разрешенного к ввозу по низким ставкам, рассчитывается исходя из производственных возможностей отечественных предприятий и спроса населения.

За счет постепенного сокращения объема продукции, ввозимой по низким ставкам, Правительство планирует существенно изменить и структуру внутреннего потребления, увеличив долю отечественного производства. В настоящее время по итогам проведенных переговоров по формированию единого таможенного тарифа размеры будущих квот и ставок импортных пошлин уже определены.

- На заседаниях Правительства неоднократно говорилось о точечном субсидировании товаропроизводителей с целью повышения их конкурентоспособности как в Таможенном союзе, так и вне его. О каких группах товаропроизводителей идет речь?

- Речь идет не о субсидировании, а о поддержке при реализации инвестиционных проектов, осуществляемых как по линии Программы форсированного индустриально-инновационного развития, так и вне ее. Данная поддержка будет реализовываться в рамках Закона Республики Казахстан "Об инвестициях" и выражается в освобождении от уплаты импортных пошлин при ввозе оборудования, комплектующих к нему и сырья, необходимого для производства.

Я думаю, что эта мера позволит нам повысить ответственность действующего отечественного бизнеса и в то же время создаст хорошие предпосылки для развития нового, так как предоставление льготы в виде освобождения от уплаты импортных пошлин накладывает определенные обязательства по развитию производства.

- В результате унификации с партнерами таможенных тарифов для Казахстана установятся более высокие тарифы по товарам из третьих стран. С одной стороны, это будет способствовать сокращению импорта из этих государств и позволит развиться местному производству. С другой стороны, существуют группы товаров (электроника, бытовая техника, автомобили, лекарства ряда групп - список можно продолжить), которые либо не производятся в странах ТС, либо их качество серьезно уступает западным аналогам. Однако цены на них все равно вырастут. Как планируется ликвидировать намечающийся ценовой дисбаланс?

- Неоднократно говорил и еще раз хочу подчеркнуть: вступление в Таможенный союз не отразится отрицательно ни на экономических, ни на суверенных интересах Казахстана. Наоборот, это позволит национальному бизнесу развиваться. Да, увеличение импортных пошлин повлечет некоторое увеличение внутренних цен.

Однако я считаю, что инфляционные ожидания значительно завышены. Предварительный анализ показывает, что удорожание импорта лишь незначительно отразится на уровне инфляции. Примерно он повысится только на 0,5-0,7%. При этом, если мы добьемся снижения доли импортных продуктов, заменяя их продуктами собственного производства, этот рост будет нивелирован.

По предварительному анализу, учитывая, что таможенные пошлины сегодня составляют около двух процентов в стоимости импорта (94,4 млрд. тенге объема таможенных пошлин на ввозимые товары из 4 626 млрд. тенге объема импорта в 2008 году), при двукратном увеличении тарифов (при введении единого таможенного тарифа (ЕТТ) импорт вырастет в цене в среднем на два процента.

Сокращение импорта, в свою очередь, даст шанс казахстанским товарам занять те ниши на внутреннем рынке, которые были прочно заняты товарами из третьих стран (в частности из Китая) в силу трудности конкурировать с ними по цене. Однако и Правительство, и бизнес должны четко понимать, что это преимущество весьма ограничено во времени. Поэтому мы обязаны эффективно воспользоваться моментом.

Вместе с тем Правительство будет заранее вырабатывать конкретные меры по защите отечественных производителей, ориентируя стратегически важные производства на более выгодные сектора рынка с учетом создания Таможенного союза.

К примеру, Глава государства перед нами поставил следующую задачу: к 2014 году 50% всей фармацевтической продукции в стране должно быть собственного производства. Президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно говорил о том же в отношении российских фармацевтических предприятий.

Здесь необходимо провести дополнительные консультации, потому что рынок с первого января у нас получается один. Надо отрегулировать все механизмы, примерно посмотреть, по каким группам товаров мы работаем, чтобы лишних инвестиций не делать ни с той, ни с другой стороны. Да и во избежание дальнейших проблем для отрасли как в одной, так и в другой стране.

Что касается определенных групп потребительских товаров, например автомобилей, стиральных машин или телевизоров, мы не предполагаем значительного роста цен на них. Ведь сегодня ценовую политику в потребительском секторе определяет рынок, категории спроса и предложения. И не важно, организованный ли это рынок, как в случае с бытовой техникой, или "серый", когда речь идет об импорте подержанных автомобилей, именно его принципы влияют на ценообразование этих товаров.

Это означает, что, к примеру, низкий спрос в Казахстане на подержанные авто из Европы или США из-за их высокой стоимости ввиду более высоких импортных пошлин будет, во-первых, стимулировать их продавцов максимально снижать издержки и торговую наценку, которая, по некоторым прогнозам, может достигать двух и более раз. Во-вторых, инвесторам - производителям автомобилей будет представлен широкий, почти 200-миллионный рынок для вложения средств в развитие тех же автосборочных производств на территории стран Таможенного союза, что означает кардинальный стимул для развития собственной автомобильной промышленности.

- В рамках Таможенного союза планируется создавать совместные вертикально-интегрированные корпорации России, Беларуси и Казахстана. В каких сферах станут создаваться подобные СП и как в процентном соотношении будет отображено участие вышеназванных государств: 50% на 50% или 70% на 30%? Планируется в такого рода предприятиях госфинансирование или это будут примеры государственно-частного странового партнерства?

- Пока этот вопрос находится на стадии проработки между бизнесменами, госкорпорациями двух стран. Однако уже сейчас могу привести примеры такого сотрудничества в будущем - допустим, производство белорусских тракторов и другой сельхозтехники непосредственно в зерносеющих областях Казахстана, или проект по сборке дорожно-строительной техники и автобусов на базе АО "Агромашхолдинг".

Доля участия компании из каждой страны, естественно, является предметом конкретных переговоров и экономической оценки - исходя из доступа к необходимым ресурсам, возможности привлечения финансирования, организации сбыта и логистики.

Однако мы договорились, что правительства всех трех стран в этом направлении будут оперативно и четко решать все поставленные вопросы для развития этих предприятий в рамках своей компетенции. Например, Правительство Казахстана профинансирует из бюджета строительство энергостанции или дороги, если завод будет находиться в Казахстане; правительство России станет способствовать передаче интеллектуальных прав на перспективную технологию от соответствующей госкорпорации, если уже есть такие наработки; правительство Беларуси построит логистический центр на границе с ЕС, если техника рассчитана на реализацию и на европейском рынке.

- Следующий этап интеграции - создание Единого экономического пространства, что означает для Казахстана прежде всего установление недискриминационного доступа к инфраструктуре наших партнеров. Это крайне важно для нас, как страны, отдаленной от основных рынков сбыта и не имеющей выхода к морским портам. Как республика планирует это обеспечить? Каковы перспективы введения единой валюты на пространстве ТС (в перспективе трансформирующегося в ЕЭП)? Будет ли это какая-то новая наднациональная валюта или одна из валют зоны ТС?

- "Стирание" границ между странами-участницами внутри союза позволит значительно сократить сроки и, соответственно, издержки прохождения казахстанских товаров, ориентированных на экспорт в Европу, что значительно снизит их себестоимость и, как следствие, повысит конкурентоспособность на внешних рынках.

Отличие Таможенного союза от Единого экономического пространства в том, что в рамках последнего не только унифицируются тарифы на железнодорожные перевозки, газ, электричество и прочие базовые товары и услуги, но и национальные правительства передадут часть функций их регулирования наднациональным органам.

Мы однозначно придем к ЕЭП, вопрос только в темпах нашего движения от Таможенного союза к Единому экономическому пространству. Но хочу напомнить, что Европейский союз этот путь проходил 18 лет, а мы хотим выйти на создание структуры уже через два года - к январю 2012-го.

Следующим шагом будет создание единой валютной зоны. Это еще более сложная и отдаленная задача. Однако и здесь первые шаги уже делаются. В октябре нынешнего года в Пекине заседал Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Было принято решение Совета глав правительств стран ШОС о создании рабочей группы по проработке вопроса перехода в расчетах между странами ШОС на национальные валюты стран - участниц этой организации.

Первое заседание такой группы на уровне руководителей центробанков и министерств финансов прошло в Алматы девятого декабря 2009 года. Первый раз руководители столь высокого уровня обсуждали в рабочем формате данный вопрос. Это очень симптоматично.

Что касается наднациональной валюты, которая смогла бы стать единой для пространства ЕЭП, то были разные предложения: и использовать российский рубль, и ввести наднациональную валюту - евраз или алтын. Однако сейчас, на мой взгляд, пока рано говорить, какая именно это будет валюта.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2009
"Наша задача - в рамках Таможенного союза повысить конкурентоспособность отечественных товаров" 31.12.2009
Заявление МИД РК 31.12.2009
Заявление Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 31.12.2009
"Нурсултан Назарбаев: энергичный лидер" 31.12.2009
Посол Азербайджана предложил переименовать столицу Казахстана в Султан-Ату 31.12.2009
Если человеку не дано, то и не дадут 31.12.2009
Встречи, согревающие сердца 31.12.2009
"Об увековечении памяти Турганбека Катаева" 31.12.2009
В учреждениях пенитенциарной системы республики проводится конкурс фигур, выполненных из снега 31.12.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz