NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 00:06 ast
22:06 msk

Итоги деятельности Агентства РК по управлению земельными ресурсами за 2009 год
За период с 1991 по 2008 годы площадь орошаемой пашни сократилась на 549,6 тыс. га. В 2008 году не использовалось 776,9 тыс. га или 37% орошаемых земель. В регионах, за исключением Кызылординской области, практически не ведется работа по надлежащему учету и инвентаризации орошаемых земель
28.01.2010 / политика и общество

www.auzr.kz, 20 января

20 января 2010 года с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Карима Масимова состоялось заслушивание отчета о деятельности Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами за 2009 год.
Особое внимание докладчиком было уделено поручению Главы государства озвученное в Послании народу Казахстана от 6 марта 2009 года "Через кризис к обновлению", где наряду с ключевыми приоритетами экономической политики, в котором Глава государства, наряду с ключевыми приоритетами экономической политики, особо отметил агропромышленный комплекс, благодаря развитию которого одновременно решаются две важнейшие для страны задачи – обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта.
В достижении этих задач немалая роль отводится потенциалу земельных ресурсов нашей страны и эффективности их использования.
Проведенные Агентством работы, а также вносимые в Земельный кодекс изменения и дополнения позволят решить поставленные Главой государства задачи.
Рассмотрена также деятельность межрегиональных земельных инспекций (МЗИ) по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, государственных казенных предприятий Агентства за 2009 год.
В прениях выступили руководители РГП "ГосНПЦзем" межрегиональных земельных инспекций по Восточно-Казахстанской и Павлодарской областям, Алматинской области и городу Алматы, казенных предприятий "Государственный институт сельскохозяйственных аэрофото-геодезических изысканий" и "Запгеодезия".
С учетом антикризисной программы Правительства и Стратегического плана Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами на 2010-2014 годы определены приоритетные направления в области управления земельными ресурсами, геодезии и картографии.
В заслушивании отчета приняли участие депутаты Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представители Администрации Президента и ряда государственных органов Республики Казахстан.

* * *

Доклад Узбекова У.У. – Председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами на расширенном заседании коллегии Агентства "Об итогах деятельности землеустроительной и топографо-геодезической служб за 2009 год и о задачах, стоящих

Құрметті Кәрім Қажымқанұлы!
Құрметті әріптестер!
Агенттіктің, оның өңіраралық жер инспекцияларының, жерге орналастыру, топографиялық-геодезиялық қызметтерінің 2009 жылғы жұмысын қорытындылай келе жер ресурстарын бойынша өзекті деректерді құру және жерді пайдалану мен қорғауды мемлекеттік бақылаудың тиімділігін жоғарылату, сондай-ақ мемлекет пен экономика салаларының қажеттілігін қамтамасыз ететін геодезиялық және картографиялық өнімдерді жасау саласындағы Агенттіктің стратегиялық жоспарында, сондай-ақ Меморандумда көзделген барлық көрсеткіштер мен нысаналы индикаторларға қол жеткізілгенін атап өткім келеді.
Ұлттық қауіпсіздікті қамтамасыз ету және республика аумағының тұтастығын қорғау мақсатында іргелес мемлекеттермен мемлекеттік шекараны рәсімдеу процессін геодезиялық және картографиялық қамтамасыз ету бойынша жұмыстар жоспарлы түрде жүргізілуде.
Өткен жылы, стратегиялық мақсаттарды жүзеге асырудан басқа Агенттік Мемлекет басшысының 2009 жылғы 6 наурыздағы Қазақстан халқына "ДАҒДАРЫСТАН ЖАҢАРУҒА ЖӘНЕ ДАМУҒА" атты жолдауында берген тапсырмаларын орындау бойынша жұмыстар жүргізді. Жолдауда Мемлекет басшысы экономикалық саясаттың негізгі басымдықтарымен қатар агроөндірістік кешенді ерекше атай отырып, осы саланың дамуымен бірге мемлекетте маңызы зор міндеттердің, яғни азық түлік қауіпсіздігін қамтамасыз ету және экспорттың диверсификациялау мәселелері іске асырылатынын атап өтті.
Осы міндеттерге қол жеткізуде еліміздің жер ресурстарының әлеуетінің және оларды пайдаланудың тиімділігін арттырудың мәні зор деп ойлаймын (слайды 1, 2).
В контексте решения указанных задач, 19 мая 2009 года под председательством Главы государства было проведено совещание Совета безопасности Республики Казахстан с повесткой дня "О мерах по обеспечению продовольственной безопасности Республики Казахстан", где Главой государства было поручено Правительству организовать контроль за эффективным и целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с этим позвольте кратко охарактеризовать ситуацию использования земель как сельскохозяйственного назначения, так и сельскохозяйственных угодий в составе других категорий земель.
Наиболее значимыми в структуре земельного фонда страны являются земли сельскохозяйственного назначения, которые составляют 91,7 млн. га, из них 23,2 млн. га пашни (слайд 3).
При этом необходимо отметить, что более 70% пашни сосредоточено в Костанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областях.
По данным земельного отчета, по состоянию на 1 ноября 2009 года земли сельскохозяйственного назначения увеличились на 2,7 млн. га, площадь пашни – на 0,6 млн. га за счет освоения земель запаса в сельскохозяйственных целях.
В настоящее время в республике числится 2,1 млн. га орошаемых земель, хотя к началу 90-х годов они составляли 2,4 млн. га, что обеспечивало получение около 30% валовой продукции сельского хозяйства.
В региональном плане более 80% площади орошаемых земель расположено в Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях.
За период с 1991 по 2008 годы площадь орошаемой пашни сократилась на 549,6 тыс. га, а залежь с оросительной сетью возросла на 344,4 тыс. га.
По данным Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в 2008 году не использовалось 776,9 тыс. га или 37% орошаемых земель.
Вместе с тем следует отметить, что в регионах, за исключением Кызылординской области, практически не ведется работа по надлежащему учету и инвентаризации орошаемых земель.
Хочу заметить, что, в соответствии с поручением Премьер-Министра от 12 ноября 2009 года по вопросу привлечения инвестиций для развития производства зернобобовых культур, до 1 февраля текущего года Акимам Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областей необходимо завершить инвентаризацию земель, пригодных для указанных целей в условиях орошения. Однако до настоящего времени отсутствуют какие-либо сведения о проводимых работах
В связи с этим управлениям земельных отношений указанных областей рекомендуется принять все необходимые меры по исполнению настоящего поручения в указанный срок. Со своей стороны Агентством даны соответствующие поручения РГП "ГосНПЦзем", в части обеспечения этих работ земельно-кадастровыми сведениями.
В организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения особая роль отводится проектам внутрихозяйственного землеустройства, в составе которых разрабатываются рекомендации по устройству территории пашни, пастбищ, сенокосов, а также структура севооборотов, пастбищеоборотов и другие мероприятия, направленные на рациональное использование земли.
Проекты землеустройства в рыночных условиях принципиально изменяют свою сущность, что требует пересмотра содержания землеустроительных проектов, усиления их экономико-экологической сущности, то есть создания механизма эффективного использования и охраны земель, формирования экологически ориентированного и адаптированного землепользования. В настоящее время эти виды работ практически не осуществляются, а частные субъекты аграрного сектора не проявляют заинтересованности в этом деле (слайд 4). В то же время практика прошлых лет и опыт стран, где доминирует сельское хозяйство, показывает, что эффективность таких проектов гораздо значительнее, чем освоение новых земель, а окупаемость затрат при этом составляет не более 5 лет.
В этой связи считается целесообразным местным исполнительным органам принять необходимые меры по разработке инвестиционных проектов организации территории и улучшения земель, в первую очередь - на землях сельскохозяйственного назначения. В качестве пилотных проектов предлагается выбрать несколько хозяйств области с различными производственными направлениями и провести полный комплекс работ по внутрихозяйственному землеустройству за счет бюджета. При этом полагаю, что эти виды работ можно было бы осуществить при непосредственном участии Социально-предпринимательских корпорации в регионах.
Думается, что данный шаг будет оправданным и даст импульс другим хозяйствующим субъектам по составлению таких проектов. Тем более, что в преддверии вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию вопросы конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей станут актуальными, и без научной организации территорий и укрупнения мелких хозяйств решение их будет весьма затруднительным.
Одним из действенных методов регулирования земельных отношений является государственный контроль за использованием и охраной земель. В то же время из-за малочисленности земельных инспекторов и отсутствием штатных единиц в районах осуществление государственного контроля на всей территорий Республики остается проблемой. Указанные вопросы поднимались на уровне всех областных исполнительных и представительных органов и города Алматы, однако данная проблема остается не решенным.
В этой связи, уважаемый Карим Кажимканович, просим Вас поддержать решение данной проблематики поэтапно.
Вместе с тем, в результате совместных работ с управлениями земельных отношений и сельского хозяйства областных местных исполнительных органов в 2009 году Инспекциями Агентства было выявлено более 12 тысячи неиспользуемых земельных участков на площади 3,3 млн. га, в том числе поставлены на учет как бесхозяйные 3,4 тыс. участков на площади 2,04 млн. га.
По итогам проверок к административной ответственности привлечено 894 субъекта (за нерациональное использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения), наложены штрафы на общую сумму 17,9 млн. тенге и в 119 случаях вынесены административные взыскания в виде предупреждений. Подготовлены иски в судебные органы по 9-ти земельным участкам на площади 41,1 тыс. га.
Хозяйствующим субъектам аграрного сектора выдано 5,1 тыс. письменных уведомлений о необходимости использования земель в соответствии с их целевым назначением на площади 583,9 тыс. га.
Возвращено в государственную собственность всего по республике 480,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе по результатам выданных предписаний Инспекций добровольно отказались от права землепользования 817 землепользователей на площади 458,7 тыс. га, а также в судебном порядке возвращено по искам Инспекций - 22 земельных участка общей площадью 21,5 тыс. га.
Во исполнение поручений Главы государства от 17 апреля 2007 года (по исключению спекуляции земельными участками), от 15 ноября 2007 года (относительно четкой регламентации вопросов изъятия земель для государственных нужд), от 28 мая 2008 года (ужесточение норм земельного законодательства за снижение продуктивности земель), от 17 октября 2008 года (относительно недопущения неконтролируемой передачи земель сельскохозяйственного назначения во владение иностранцам), от 19 мая 2009 года (по организации контроля за эффективным и целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения), а также в целях придания системности и эффективности осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель Агентством проведен анализ норм земельного законодательства и по результатам этих работ были подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан, в частности:
-по детальной регламентации порядка изъятия земель для государственных нужд, а также нормой, уточняющий перечень по которому земельный участок может быть изъят для государственных нужд. При этом в целях упорядочения изъятия земель для государственных нужд также предусматривается установление порядка резервирования земель для развития населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, в том числе зеленых зон (лесонасаждений) вокруг населенных пунктов, обороны и связи, энергетики, транспорта, а также для целей недропользования;
- по изменению компетенции местных исполнительных органов в части предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранцам, то есть такой компетенцией наделяются только областные исполнительные органы (исключена компетенция районных исполнительных органов), которые могут предоставить такие земельные участки после согласования с Агентством по управлению земельными ресурсами. Кроме того, также внесены изменения, согласно которым юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более 50 процентов, земельные участки сельскохозяйственного назначения будут предоставляться только на условиях аренды сроком до 10 лет, а также о запрете предоставления земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан, в частную собственность иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам;
- по установлению порядка и условий освоения земельных участков, то есть в целях исключения спекуляции земельными участками, предоставляемыми на бесплатной основе для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, они будут оформляться в частную собственность только после ввода объекта в эксплуатацию;
- по изменению срока неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, за которое предусмотрено принудительное изъятие земель. Поскольку существующий механизм изъятия земель за неиспользование земель достаточно сложен, т.е. без учета судебных процедур срок неиспользования по Кодексу составляет три года. В этой связи, в целях упрощения данной процедуры, подготовлены изменения и дополнения в Кодекс, суть которых заключается в исчислении срока неиспользования, т.е. двухлетний срок неиспользования исчисляется как совокупный срок в пятилетний период;
- по установлению механизма изъятия земель по причине ухудшения плодородия земель, вносятся изменения и дополнения в Кодекс, предусматривающие включение в компетенцию Правительства утверждения Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время Агентством разработан проект Постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения (пашня)", который будет внесен в Правительство после внесения вышеуказанных изменений в Кодекс.
- в целях повышения эффективности контроля за использованием и охраной земель вносятся изменения в компетенцию уполномоченных органов по земельным отношениям местных исполнительных органов, в соответствии с которыми местные исполнительные органы могут осуществлять контроль за использованием земель, предоставленных на праве землепользования, в части соблюдения условий Договора аренды земельного участка.
В настоящее время указанный законопроект находится в Мажилисе Парламента Республики Казахстан, и идет подготовка его ко второму чтению.
Кроме того, Законом Республики Казахстан от 10 июля 2009 года были внесены изменения и дополнения в Земельный кодекс, в соответствии с которыми в целях рационального использования земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются минимальные размеры сельскохозяйственных земельных участков, которые не могут быть разделены на части. В этой связи акиматам областей рекомендуется принять соответствующие меры по реализации данного Закона. (Для справки: эти размеры установлены только в Алматинской, Кызылординской и Костанайской областях). Кроме того, областным акиматам также необходимо принять меры по установлению водоохранных полос вокруг водных объектов.
Следует отметить, что во исполнение поручения Главы государства по вопросам предоставления земель вокруг города Астана и областных центров, в соответствии с Посланием народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики", 13 февраля 2009 года Законом РК по вопросам Фонда национального благосостояния были внесены отдельные изменения в Земельный кодекс, в соответствии с которыми земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в собственность или землепользование только через торги (конкурсы, аукционы), за исключением случаев, предусмотренных в статье 48 Земельного кодекса.
Полагаю, что указанные изменения и дополнения в Земельный кодекс позволяют устранить существующие нарушения в сфере земельных отношений и решить поставленные Главой государства задачи.
Во исполнение поручения Главы государства, данных на совещании от 8 октября 2009 года по вопросу развития и застройки г. Астаны, Агентством проведены проверки 96 собственников земельных участков, по результатам которых возвращены в государственную собственность 10 земельных участков площадью 150,5 га. Кроме того, приняты меры по оплате собственниками в бюджет 149, 6 млн. тенге за выкуп земельных участков. Работа в данном направлении продолжается и находится на постоянном контроле Агентства.
Для решения вопросов, связанных с обустройством Государственной границы Республики Казахстан, внесено дополнение в постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 2005 года № 771, учитывающее случаи, когда линия Государственной границы проходит по водному потоку реки, подверженной сезонным (паводковым) изменениям.
В целях выполнения второго этапа Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года, и во исполнение Вашего, уважаемый Карим Кажимканович, поручения, Агентством разработаны нормативные правовые акты по урегулированию вопроса выделения участков на прилегающей части казахстанского сектора акватории Каспийского моря, необходимых для обеспечения береговой инфраструктуры по поддержке нефтяных операций. При этом предлагаемые изменения в Земельный кодекс включены в законопроект, который в настоящее время находятся на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Полагаю, что оно будет принято в первом полугодии текущего года.
В рамках реализации поручений Главы государства от 17 июля 2009 года по оказанию государственных услуг Агентством разработаны стандарты государственных услуг по выдаче идентификационных документов на земельные участки, которые определяют процедуру и сроки их выдачи.
Во исполнение требований Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" Агентством разработана "Система управления рисками в сфере земельных отношений и в области геодезии и картографии", основной целью которой является снижение административного давления на субъекты частного предпринимательства при проведении государственного контроля за использованием и охраной земель и геодезического надзора, а также повышение эффективности государственного контроля в данной сфере.
В рамках "Прямой линии с Президентом Республики Казахстан", проведенной 13 ноября 2009 года, представители Агентства принимали непосредственное участие в рассмотрении и предоставлении ответов на поступившие вопросы в пределах своей компетенции.
При этом необходимо отметить, что большинство вопросов поступили от граждан, проживающих в городах Астаны, Алматы, областных центров и их пригородных зон.
Поводами обращений граждан является незнание ими действующего законодательства и отсутствие доступной информации для населения со стороны местных исполнительных органов относительно порядка предоставления земельных участков под ИЖС, а также наличия подготовленных территорий для отвода под строительство жилых домов. В этой связи местным исполнительным органам необходимо провести соответствующие работы разъяснительного характера, а также обеспечить доступность информации о выделяемых земельных участках под ИЖС.
В рамках Вашего, уважаемый Карим Кажимканович, поручения, данного по итогам расширенной коллегии Агентства от 19 января 2009 года, сообщаю, что совместно с Министерством юстиции и Агентством по информатизации и связи были проработаны вопросы интеграции автоматизированных систем земельного кадастра и кадастра недвижимости в рамках "Электронного правительства", а также по объединению земельного кадастра и кадастра недвижимости в единый кадастр и подготовлены соответствующие предложения, которые направлены в Правительство.
Вместе с тем Агентство по информатизации и связи сообщило о нецелесообразности, до завершения процесса перехода ГБД РН на новую платформу, проведения работ по доработке интеграции АИС ГЗК и ГБД РН с созданием единой информационной базы данных, объединяющей сведения земельного кадастра и кадастра недвижимости. В этой связи Агентство считает целесообразным вернуться к этому вопросу только после положительного решения вопроса об объединении указанных кадастров в единый кадастр недвижимости.
В порядке информации сообщаю, что для расширения интеграции автоматизированных систем земельного кадастра и кадастра недвижимости в рамках "Электронного правительства" требуется доработка информационных систем АИС ГЗК информационной системой ГБД РН, что составляет по предварительным расчетам около 200 млн. тенге.
Касательно вопроса объединения земельного и правового кадастров отмечаю, что согласно позиции Министерства юстиции при действующей системе регистрации прав на недвижимое имущество правовой кадастр должен вестись обособлено, и объединение земельного и правового кадастров нецелесообразно ввиду коренных различий в предметах и целях их ведения.
Вместе с тем Агентство считает, что более оправданным является слияние в перспективе земельного кадастра и кадастра зданий и сооружений (недвижимости) с созданием единого кадастра недвижимости, которому будут свойственны как вопросы, связанные с экономической стороной (планирование, налогообложение и др.), так и задачи по оформлению объектов недвижимости для целей государственной регистрации. При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (правовой кадастр) должна вестись отдельно.
Таким образом, для решения указанных проблем Агентство считает целесообразным на данном этапе объединить функции по государственному техническому обследованию зданий и сооружений (т.е. Центры по недвижимости) с земельным кадастром в единый кадастр недвижимости, с ведением его в одном ведомстве.
Такой подход уже нашел практическую реализацию во многих развитых странах (Норвегия, Англия, Российская Федерация), где правовой кадастр регистрирует права на недвижимость и сделки с ней, а земельные участки и недвижимое имущество, находящиеся на них, объединены в единый кадастр.

Уважаемый Карим Кажимханович!
Уважаемые коллеги!
Завершая свое выступления, хочу заметить, что именно консолидированная работа всех уровней государственного управления в сфере земельных ресурсов позволит навести порядок в системе регулирования земельных отношений.
С учетом антикризисной программы Правительства и Стратегического плана Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами на 2010-2014 годы определены следующие приоритетные направления в области управления земельными ресурсами, геодезии и картографии:
формирование актуальных данных по земельным ресурсам и повышение эффективности государственного контроля за использованием и охраной земель, а также уровня информационного обеспечения о состоянии земельных ресурсов;
совершенствование законодательства, методики управления земельными ресурсами, землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга земель;
обеспечение потребности государства в геодезической и картографической продукции;
техническое обеспечение демаркации государственной границы Республики Казахстан с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, а также разграничение дна Каспийского моря;
организационно-технические работы по построению спутниковой геодезической сети и установлению единой государственной системы координат на территории Республики Казахстан;
реализация поручений Главы государства и Правительства в области регулирования земельных отношений, геодезии и картографии.
Спасибо за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Судьба и перспективы ОБСЕ 29.01.2010
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 29.01.2010
Мажилис-Презентация: о сохранении Комитета финконтроля и его территориальных органов 29.01.2010
Мажилис: заседание Бюро Палаты 29.01.2010
Все молодежные организации должны быть объединены одной идеей и работать в духе казахстанского патриотизма 29.01.2010
Заявление Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 29.01.2010
Европейское турне действующего председателя ОБСЕ 29.01.2010
В Казахстане вступили в силу законодательные поправки, предоставляющие госслужащим право совершать инвестиции в рынок ценных бумаг 29.01.2010
"Единство народа - ключевая идейно-концептуальная составляющая государственного строительства" 29.01.2010
"Нарушения бывшего руководства статагентства РК стали причиной несвоевременной обработки данных переписи населения" 29.01.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz