NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 14:54 ast
12:54 msk

"Единство народа - ключевая идейно-концептуальная составляющая государственного строительства"
С.Дьяченко: Доктрина национального единства станет мощным идейным фундаментом, на котором казахстанцы будут осмысленно созидать общую для всех нас идентичность
29.01.2010 / политика и общество

Ольга КАЗАНЦЕВА, "Казахстанская правда", 28 января

В течение нескольких месяцев общественность Казахстана обсуждает проект Доктрины национального единства - документа, призванного стать идеологической платформой национальной политики государства. Одной из первых к дискуссиям на эту тему подключилась Общественная палата при Мажилисе Парламента. О позиции представителей органа "народной экспертизы", а также о некоторых итогах деятельности Общественной палаты мы беседуем с ее руководителем, заместителем председателя Мажилиса, членом президиума парламентской фракции "Нур Отан" Сергеем Дьяченко.

- Сергей Александрович, в дискуссиях по проекту Доктрины национального единства, обсуждение которой идет очень активно, высказываются различные, нередко противоречивые позиции на предмет идеологических акцентов государственной национальной политики. В чем, по вашему мнению, суть и значимость этого документа?

- Начнем с того, что это, безусловно, очень важный стратегический документ, поскольку стабильность в обществе и единство народа являются исходной и ключевой идейно-концептуальной составляющей государственного строительства, проведения национальной политики в Казахстане. Это главные ценностные установки политики, которую последовательно проводит в жизнь Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев.

Думается, что Доктрина национального единства станет мощным идейным фундаментом, на котором казахстанцы будут осмысленно созидать общую для всех нас идентичность. Принято считать, что на государственном уровне идентичность определяет вектор развития страны, задает совокупность характеристик, от которых зависит устремленность нации к успеху, формирует "коллективное сознательное" и на его базе - единое социальное, культурное, экономическое и политическое пространство и, главное, общие перспективы, общее будущее.

Здесь заложена единая платформа взглядов, ценностей и символов, которые понятны и близки большинству граждан Казахстана. И поэтому документ, на мой взгляд, выступает системообразующим началом консолидации всех казахстанцев, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой устойчивого экономического развития государства.

Представляется важным, что в настоящее время проект доктрины проходит сквозь "сито" общественных и научных дискуссий во всех регионах Казахстана. Таким образом, каждый гражданин получает реальную возможность высказать свое мнение, видение и позицию относительно содержания документа.

- Каким образом вы можете резюмировать итоги обсуждения проекта на заседании Общественной палаты? Насколько мне известно, в ноябре оно проходило в Южно-Казахстанской области, случаен ли этот выбор?

- Конечно, не случаен. В Южно-Казахстанской области - в одном из наиболее густонаселенных регионов Казахстана - представлена вся многонациональная палитра нашего государства. Здесь в мире и согласии проживают представители десятков этносов и наработан богатый опыт межнациональной и межконфессиональной толерантности. И должен с удовлетворением отметить, что атмосфера дискуссии была конструктивной, много говорилось об актуальности и своевременности документа.

Действительно, несмотря на то что в Конституции содержатся основные принципы национальной политики государства, только юридическими нормами довольно сложно охватить столь деликатные явления, как толерантность, дружба, мирное и уважительное сосуществование граждан, совместное созидание единого государства.

На наш взгляд, сквозной идеей документа должно быть положение о том, что, с одной стороны, все этнические группы, безусловно, уникальны и различны - у каждого этноса свой язык, традиции, менталитет. Одновременно на заседании палаты подчеркивалась роль казахской нации как консолидирующего ядра, вокруг которого должно выстраиваться, но не растворяясь, культурное многообразие всех казахстанцев.

То есть доктрина должна стать тем объединяющим фактором, который будет учитывать все многообразие интересов этнических групп Казахстана, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования, обеспечивать объединение усилий органов государственной власти и этнических групп в достижении общей цели - улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов представителей всех национальностей.

По итогам заседания члены Общественной палаты направили в адрес специальной рабочей комиссии по доработке Доктрины национального единства Казахстана ряд предложений и рекомендаций. Особое внимание было уделено развитию государственного языка. Что и понятно, поскольку это важнейший вопрос не просто национальной политики, но становления государственности.

В ходе дискуссий было подчеркнуто, что казахский язык должен стать одним из главных объединяющих факторов народа Казахстана. В числе наших рекомендаций было и предложение о необходимости культивирования казахстанского патриотизма, основанное на чувстве гордости и любви к Отечеству. Мы также рекомендовали включить в состав рабочей комиссии по доработке документа нашего коллегу, известного общественного деятеля Мурата Ауэзова.

- В нынешнем году Казахстан возглавил ОБСЕ. Недавно в Вене на заседании Постоянного совета Организации были оглашены приоритеты нашего председательства, так называемые четыре "Т", из которых одно означает "толерантность" как составную часть обеспечения глобальной безопасности. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Недавно авторитетное международное издание "Forbes" опубликовало десять наиболее перспективных профессий будущего десятилетия, в число которых вошел специалист по национальным и религиозным конфликтам, задача которого - помогать находить общий язык людям разных культур и религий. Согласитесь, это говорит о многом. Можно предположить, что установление стабильных межнациональных и межконфессиональных отношений в скором времени будет неоспоримым приоритетом государственной политики для большинства государств мира. И Казахстану есть что предложить в этой сфере.

В том же Афганистане западные политики ищут новые подходы к решению проблем возрождения и установления межэтнического согласия. Между тем Казахстан, благодаря постоянному поиску путей стабильной эволюции и стремлению к разработке собственной модели национального возрождения, может предложить ряд конструктивных идей в "афганском вопросе". Более того, не секрет, что многие проблемные точки Европы и всего мира, на которые указывают эксперты и действующие политики, связаны с недопониманием между людьми разных национальностей и вероисповеданий. И здесь, чтобы не допустить столкновений и, тем более, вооруженных конфликтов, важно опираться на опыт толерантности, мирного сосуществования и уважения людей разных традиций, имеющийся в нашем государстве.

Мы должны донести до наших европейских партнеров осознание того, что национальный вопрос не может оставаться на "вторых ролях". Он должен рассматриваться в качестве одного из главных приоритетов при разработке общих стратегических документов ОБСЕ, наряду с вопросами демократизации, обеспечения экономического роста и безопасности.

- Сергей Александрович, если говорить в целом о деятельности Общественной палаты: удалось ли этому консультативно-совещательному органу за время его существования выполнить свое главное предназначение, а именно обеспечить участие политических сил, не сумевших добиться успеха на парламентских выборах, в принятии государственных решений?

- Общественная палата, имея в своих рядах представителей нескольких политических партий страны, лидеров авторитетных общественных движений, известных деятелей науки и культуры, за все время существования провела восемь заседаний cовета и 14 заседаний палаты, семь из которых проходили в регионах Казахстана. При этом одно заседание было проведено совместно с Комитетом Мажилиса по социально-культурному развитию.

В ходе заседаний обсуждено 22 законопроекта, по 19 из них в профильные комитеты Мажилиса и Правительство направлены соответствующие заключения палаты. Думается, что наши предложения позволили существенно расширить креативную базу разрабатываемых законов, а значит, и повысить качество законодательной работы.

В обсуждении вопросов повестки дня заседаний участвовало более 500 приглашенных должностных лиц - министры, председатели агентств, акимы областей, представители Генеральной прокуратуры, Верховного суда, члены Центральной избирательной комиссии, Ассамблеи народа Казахстана, общественных объединений и НПО.

Считаю важным, что 105 из 337 предложений, указанных в заключениях палаты, были полностью или частично учтены депутатами Мажилиса при работе над законопроектами в рабочих группах. 66 предложений уже приняты нормами 13 законов, подписанных Главой государства.

То есть, очевидно, Общественная палата постепенно становится реальной площадкой ретрансляции мнений различных политических групп и полноправным партнером власти в такой важнейшей сфере государственной деятельности, как законотворчество.

Безусловно, приведенные факты являются и конкретным подтверждением того, что партия "Нур Отан", парламентская фракция которой единогласно поддержала создание палаты, готова к конструктивному сотрудничеству с другими политическими силами и общественными объединениями при условии, что оно реально направлено на повышение благосостояния граждан и не является попыткой заработать некие политические дивиденды за счет популистской критики.

Представляется, что это и четкий, уверенный сигнал обществу о том, что власть твердо намерена придерживаться курса на либерализацию политической системы.

- Каков спектр проблем, обсуждаемых на заседаниях Общественной палаты?

- Темы для обсуждения мы стараемся подбирать с учетом их общественно-политической значимости, степени воздействия на социально-экономическую жизнь страны. Подчеркну, дискуссии на наших заседаниях ведутся предельно откровенно, открыто и свободно. Что же касается конкретных аспектов законодательной деятельности, то в сфере защиты прав и свобод человека нами обсуждены и выработаны конкретные рекомендации по законопроектам о внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам применения меры пресечения в виде ареста и о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения квалифицированной юридической помощью.

Экономический блок вопросов включал в себя обсуждение проектов законов "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", "О частном предпринимательстве", "О внесении изменений и дополнений в Закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках". В свое время бурную дискуссию вызвали проекты законов о политических партиях, выборах, средствах массовой информации, о местном государственном управлении и самоуправлении. Палатой было отмечено, что принятие блока этих актуальных законодательных актов, направленных на создание правовой основы дальнейшей демократизации общества и реализацию принятых поправок в Конституцию, станет значительным шагом в процессе либерализации политической системы страны.

- Планирует ли палата выйти на международный уровень? Ведь в развитых странах общественная экспертиза принимаемых государственными органами решений воспринимается как необходимое условие свободного развития общества.

- Идеи общественного участия в государственном управлении набирают все большую популярность и в странах ближнего зарубежья. В этом направлении мы уже имеем определенные наработки. В частности, во время визита членов Общественной палаты в Россию в мае 2008 года был подписан Меморандум о взаимопонимании и взаимодействии с Общественной палатой Российской Федерации.

Мы договорились укреплять сотрудничество с российскими коллегами, регулярно встречаться, обмениваться опытом и информацией. Уверен, что вовлечение институтов гражданского общества, экономических и общественных организаций в диалог между Казахстаном и Россией будет способствовать поддержанию атмосферы дружеского сотрудничества по самому широкому спектру двусторонних отношений.

С нынешнего года мы планируем установить деловые контакты с нашими европейскими коллегами. Ведь в западных странах процедуры общественного участия в государственных делах имеют глубокие корни, и аналоги нашей организации имеются во многих странах. Именуются они, к примеру, социально-экономическими советами, и их задача - налаживать диалог между обществом и властью в решении социальных проблем. Во Франции, например, существует социально-экономический совет, которому уже более 60 лет. Через этот орган французская общественность участвует в обсуждении государственных планов, их законодательном оформлении, изучении результатов их реализации.

- И последний вопрос. Каковы приоритеты деятельности Общественной палаты на ближайшее будущее?

- Кроме общественной экспертизы законопроектов, поступающих в Мажилис, важной задачей палаты является содействие в налаживании беспрерывного информационного обмена между властью и обществом. Ведь эффективность государственных решений во многом зависит от степени информированности власти. Другими словами, чтобы власть могла защищать интересы граждан, она должна знать, в чем заключаются эти самые интересы. Если же политические партии и представители "третьего сектора" реально будут работать в рамках Общественной палаты, уверен, что они смогут довести до государственных органов альтернативные мнения и предложения, которые позволят выработать оптимальные решения.

Ключевым направлением деятельности палаты стали осуществление мониторинга социально-экономических процессов, проведение гражданских экспертиз различных проектов и инициатив, выдвигаемых госорганами, участие в формировании повестки дня парламентских слушаний. Имея большие интеллектуальные резервы и представительный состав, палата вполне способна стать генератором новых идей развития страны, аккумулирующим энергию и творческий потенциал граждан, заинтересованных в создании сильного и процветающего государства.

В текущем году мы планируем провести выездное заседание в Актобе для обсуждения вопросов индустриально-инновационного развития. Кроме того, намечено проведение двух "круглых столов" - по вопросам обеспечения экологической безопасности и оценке деятельности самозанятого населения.

С большим нетерпением ждем поступления из Правительства проекта закона "О науке", имеющего ключевое значение в обеспечении конкурентоспособности нашего государства. В развитых странах расходы на науку достигают до 8% ВВП, мы же пока, к сожалению, не можем похвастаться такими показателями. И потому закон должен быть направлен на создание правовых основ для реализации мер государственной поддержки научной и научно-технической, педагогической и инновационной деятельности научных организаций и вузов, ученых и научных работников, в первую очередь через стимулирование молодого поколения к участию в развитии отечественной науки.

Члены Общественной палаты видят свое предназначение в необходимости согласования интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и обеспечении широких и разносторонних связей между обществом и государством. Конечной целью деятельности палаты являются реализация демократических принципов развития гражданского общества, сотрудничество с государственными органами при выработке общественно значимых решений, поддержка гражданских инициатив.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Судьба и перспективы ОБСЕ 29.01.2010
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 29.01.2010
Мажилис-Презентация: о сохранении Комитета финконтроля и его территориальных органов 29.01.2010
Мажилис: заседание Бюро Палаты 29.01.2010
Все молодежные организации должны быть объединены одной идеей и работать в духе казахстанского патриотизма 29.01.2010
Заявление Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 29.01.2010
Европейское турне действующего председателя ОБСЕ 29.01.2010
В Казахстане вступили в силу законодательные поправки, предоставляющие госслужащим право совершать инвестиции в рынок ценных бумаг 29.01.2010
"Единство народа - ключевая идейно-концептуальная составляющая государственного строительства" 29.01.2010
"Нарушения бывшего руководства статагентства РК стали причиной несвоевременной обработки данных переписи населения" 29.01.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz