Нуржан Сарсекеев
Председательство Казахстана в ОБСЕ, став уже свершившимся фактом, продолжает вызывать противоречивые отклики экспертов и аналитиков, будоражить различные эмоции: от восторгов до признания постсоветского государства до гнева от излишнего внимания к "недемократической стране". Разработанная Казахстаном программа своего председательства, названная "Путь в Европу", также вызвала полярные мнения: одни эксперты считают, что предложенная республикой программа придаст Организации новый импульс в развитии, другие презрительно называют ее казахстанской "пи-ар-стратегией". Любопытно, что в данном случае отчасти правы все. Но лишь отчасти. Действительно, председательство в такой организации, как ОБСЕ – это лучшая реклама для любого государства. Звучащие в адрес Казахстана упреки в недемократичности – тоже не лишены оснований. Определенные проблемы действительно есть, и руководство страны их признает. Реформировать ОБСЕ, поставить Организацию на новые рельсы – а почему бы и нет? В конце концов, удалось же двум бывшим союзным республикам – Казахстану и России – за неполные двадцать лет не только остановить разруху, но и получить статус стран с рыночной экономикой и занять лидирующие места на мировых рынках сырья. Впрочем, столь амбициозной цели совершить морально-нравственный переворот в ОБСЕ нынешний председатель перед собой не ставит. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей статье "Судьба и перспективы ОБСЕ" твердо говорит: на посту председателя Казахстан станет продолжателем традиций Организации, и обеспечит преемственность греческого председательства. С другой стороны, Назарбаев подчеркивает: Казахстан в равной степени намерен развивать деятельность по трем основным направлениям (так называемые три корзины) ОБСЕ. И именно это намерение республики как раз и может стать существенным переломным моментом в работе Организации. В последние годы ситуация сложилась так, что ОБСЕ сосредоточило свои интересы преимущественно, вокруг "третьей корзины", или, проще говоря, вопросам соблюдения прав человека. Если спросить у рядового гражданина любого государства, мало-мальски интересующегося ситуацией в стране и в мире, чем занимается ОБСЕ, он, в первую очередь, вспомнит наблюдение за выборами и критику со стороны миссий ОБСЕ за ход голосования (в первую очередь, в странах СНГ). Затем последует воспоминание о БДИПЧ/ОБСЕ – Бюро по правам человека, о котором знают все, но чем конкретно, кроме все того же наблюдения за выбором, оно еще занимается, только предполагают. И практически никто не вспомнит, что появившееся в 1973 году в Женеве и Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, из которого и была преобразована впоследствии ОБСЕ, изначально преследовало совсем другую цель: лидеры стран Востока и Запада, впервые вступив в конструктивный диалог, сумели остановить грозившую вот-вот начаться ядерную войну. Сев за стол переговоров, и подписав в 1975 году Заключительный акт, участники Совещания, по сути, не допустили превращения "холодной войны" в горячую бойню. Широкий круг вопросов, входивший в сферу интересов Совещания, а затем и Организации охватывал вопросы от военно-политических до экономических и гуманитарных. Вслед за остановкой "ядерной гонки" последовало логическое намерение развить экономические взаимоотношения, совместные экологические проблемы, и так далее по нарастающей. Однако за последние годы все эти вопросы отошли на задний план, причем настолько, что порой складывалось впечатление, словно вся деятельность ОБСЕ сосредоточена лишь на одном – критике за недемократические выборы в молодых государствах постсоветского пространства. Именно поэтому казахстанская программа председательства должна стать своего рода переломом в деятельности ОБСЕ. Казахстан в приоритеты вынес буквально все: от всеобщей угрозы международного терроризма и экстремизма до мирного урегулирования конфликта в одном конкретном Афганистане, от общей обеспокоенности состоянием экологии до спасения Аральского моря. Причем принципиально важен тот факт, что действующий председатель не намерен зацикливаться лишь на своей стране или только Европе, а наоборот, акцентирует внимание на том, что ОБСЕ фактически уже давно действует в трансконтинентальном масштабе хотя бы по составу – в ОБСЕ входят страны Европы, Азии и Северной Америки. Казахстан убежден, что сегодня следует ставить вопрос не о европейской, а о евразийской безопасности, поскольку обеспечить безопасность Европы без учета ситуации в Азии, попросту невозможно. Что, кстати, отчетливо видно на примере Афганистана. 43 из 56 государств - членов ОБСЕ так или иначе участвуют в военных операциях или в восстановлении экономики в Афганистане. Однако ситуация в этой стране по-прежнему остается напряженной, а поток наркотрафика не только не уменьшился, а наоборот, значительно вырос. Причем афганский героин, проходя нелегальными тропами через несколько границ, включая казахстаную и российскую, направляется в Европу. А это уже представляет прямую угрозу европейским странам. Именно поэтому Казахстан предлагает подключить к урегулированию ситуации в Афганистане региональные организации. ОБСЕ могла бы в этом вопросе занять свою нишу, а государства – участники вполне могли бы разработать программы поддержки Афганистана, последовав казахстанскому примеру (республика, как известно, выделила 50 миллионов долларов обучения одной тысячи граждан Афганистана по различным гражданским специальностям в казахстанских учебных заведениях). Нелишне отметить, что, являясь своеобразным мостом и гарантом стабильности в Центрально-Азиатском регионе, Казахстан, предлагая такой шаг, основывается на собственном опыте. На сегодняшний день республика остается единственной в регионе страной, которую не затронули конфликты – межнациональные и межрелигиозные, даже несмотря на то, что предпосылки к ним были самые серьезные. Да и мирное сосуществование и сотрудничество государств Центральной Азии во многом – прямая заслуга Казахстана. В частности, именно по инициативе Нурсултана Назарбаева было создано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которое, кстати, отчасти является аналогом ОБСЕ в масштабе одного региона. СВМДА уже успело занять особое место в решении вопросов безопасности в Центральной Азии, и даже больше: когда-то именно на диалоговой площадке в рамках СВМДА за столом переговоров оказались Израиль и Палестина… Понятно, что один год – слишком малый срок для кардинального преломления ситуации, тем более в масштабах такой структуры, как ОБСЕ. Но, возможно, достаточно будет хотя бы заложить основу, напомнив, что безопасность государств, стабильность национальных экономик и благополучие граждан в современном мире зависит от всех. Что нельзя решать проблему безопасности одной страны, путем развязывания войны в другой. Что требование получить экономические выгоды только для своего государства может обернуться экономическим крахом для другого. А развитие масштабного производства в "своем приграничье" может убить экологию соседа… Если Казахстан за время своего председательства сумеет хотя бы повернуть ОБСЕ в этом направлении – это будет самая большая его заслуга и глобальная польза для всего мира.
----
Шаг в вечность Аскар Искаков, ЦентрАзия.Ру, 29 января
На днях в "Известиях" вышла статья президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, посвященная председательствованию нашей страны в ОБСЕ. В ней президент четко и последовательно объяснил, почему и насколько важна организация не только для нашей страны, но и для всего мира в целом. Для некоторых заинтересованных лиц в Казахстане, председательство в ОБСЕ является костью в горле – несомненный успех, к которому привел президент нашу страну на международной арене, колет, режет и не дает дышать тем, кто пытается дискредитировать роль председательствования нашей страны в столь серьезной организации. Впрочем, сейчас речь не об этом. Несколько тезисов, которые обозначил в своей статье президент, говорят о том, что он в курсе всех сложностей, с которыми может столкнуться Казахстан во время своего председательствования. В первую очередь, очень импонирует то, что президент сразу же отметил: за год всего не успеть. Но это совсем не означает, что мы будем сидеть, сложа руки. Судя из выступлений президента, Казахстан нужен ОБСЕ даже больше, чем ОБСЕ нужна Казахстану. Именно активность и идейность нашей страны должна придать новый импульс для развития организации, ведь она занимает огромную территорию – от Ванкувера до Владивостока и все еще продолжает играть большую роль, несмотря на то, что в последнее время процессы в организации идут довольно пассивно. Президент не зря написал о том, что нам предстоит важнейшая миссия – возродить "Дух Хельсинки". В связи с этим Нурсултан Назарбаев вспомнил историческую роль организации в прошлом, а также обозначил ее в будущем. Сама идея председательства Казахстана, базируется в том числе, а может быть и в первую очередь, на идее увеличения в глобальной геополитике роли "средних" государств, которые составляют большинство в мире. И, по словам президента, роль этих государств будет заключаться в том, чтобы добиваться глобальных стратегических решений консенсусным путем. Другими словами, Назарбаев не только выступает за равенство голосов всех стран, но и реально пытается сделать для этого что-то. То, что у нас получится – сомнений, почему-то не вызывает. И председательство Казахстана в ОБСЕ – первый шаг к обозначенной цели. Важный момент, переформатирование мировой геополитической карты стало реальностью сегодняшнего дня. Даже былой ястреб и апологет американского гегемонизма З.Бжезинский теперь выступает за прямые переговоры и сотрудничество НАТО и ОДКБ. Определенно наметился поворот к многополярной конструкции международных отношений, о чем прямо сказал американский Президент Б.Обама в последнем программном обращении к Конгрессу. Надо не упустить момент и использовать ситуацию на благо Казахстана. Трибуна ОБСЕ представляет собой не просто выгодную пиар-площадку, а именно рабочий инструмент изменения мирового политического климата. Наш президент видит возрождение ОБСЕ еще и в том, что организация должна наращивать уже имеющуюся позитивную практику контактов с другими региональными структурами. Именно энергичное взаимодействие с иными региональными проектами может придать новое дыхание ОБСЕ, открыть перед ней новые горизонты, наметить новые ориентиры. При этом Назарбаев абсолютно уверен, что ОБСЕ может прекрасно работать, даже имея окружение в виде других организаций, таких как ШОС, СВМДА, ЕврАзЭС, ОДКБ и СНГ. При всем вышесказанном, президент подчеркнул, что Казахстан пришел "на председательство" как продолжатель традиций. Другими словами, базовая деятельность ОБСЕ основывается на уже сформировавшихся принципах, стандартах и правилах, от которых Казахстан не намерен отказываться. Историческое для нашей страны председательствование в ОБСЕ должно стать историческим и для самого ОБСЕ. По крайней мере, наш президент и наша страна настроены на то, чтобы придать организации былую роль и былой авторитет. |