Татьяна Терюкалова, Ринат Абдулаев, www.31.kz, 11 февраля
Учебник будущего, каким он должен быть? Представители образования четырех стран сегодня решали этот и другие вопросы. Возможно, уже скоро школьники будут смотреть на бумажные книги как на раритет, а их заменят современные электронные. Татьяна Терюкалова продолжит.
Министр образования Жансеит Туймебаев вместе с учеными из-за рубежа сегодня обсуждают, каким должен быть современный школьный учебник? Вопросов о создании качественных учебников, соответствующих стандартам, накопилось во всех странах, потому проблема учебного книгоиздания вышла на первый план.
ЖАНСЕИТ ТУЙМЕБАЕВ, МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ РК:
- Над учебниками работает группа ученых. Доктора наук, профессоры и допускают ошибки. Когда ошибка выявляется, они ссылаются друг на друга. Это не красиво.
Несмотря на то, что школьные книги регулярно проходят экспертизу и каждые четыре года переиздаются, искоренить в них ошибки и недостатки полностью пока не удалось.
АЛМА АБЫЛКАСЫМОВА, ДИРЕКТОР НАУЧНОГО ЦЕНТРА "УЧЕБНИК" МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК:
- Сегодня цель - дать созданию учебников и учебной литературе определенное научное направление. Определить фундаментальные прикладные линии и сконцентрировать силы наших авторов в это русло, и совершенствовать наши учебники для всех уровней образования. В том числе и электронных.
Электронные учебники по прогнозам экспертов уже через десять лет заменят обычные. В соседней России учебная литература для школ, которая не переиздавалась 30 лет, перестанет использоваться еще раньше. Ученые говорят, за электронными книгами будущее.
МИХАИЛ РЫЖАКОВ, ДИРЕКТOР ИНСТИТУТА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
- Книжный фонд учреждений образования придет в полную негодность через четыре-пять лет. А восполнять на бумажных носителях так дорого и сложно, что, по всей видимости, это воспроизведется в будущем в электронных книгах.
В Казахстане, кроме перехода на электронные школьные книги, вынуждены думать и об улучшении их содержания. Для этого предлагают создать школу для авторов учебников и экспертов.
------
Будущее казахстанских учебников "Хабар", 11 февраля
Как улучшить качество учебников и смогут ли электронные учебники заменить обычные? Об этом шла речь на конференции, в которой приняли участие специалисты из Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана.
Когда учебники нового поколения только появились в школах, их авторам пришлось несладко. Жесткая критика звучала из уст учителей, родителей и независимых экспертов, которые находили опечатки, ошибки, неточные формулировки и просто нелепости. К примеру, в учебнике по физкультуре для первоклашек утверждается, что бег - это цитата - "поочередное отрывание ног от земли". Больше всего нареканий было в адрес создателей учебных пособий по химии, биологии, математике, истории. Всего в стране разработано и издано 714 учебников. Несколько лет назад начали проводить их экспертизу. В итоге - каждые четыре года пособия дорабатываются и переиздаются. Однако, проблема остается открытой. По мнению министра образования Жансеита Туймебаева, чтобы улучшить отечественные учебники нужно сформировать совет по их качеству, а также создать школы авторов и экспертов. Правда, о том, кто же будет учить авторов писать учебники, пока ничего не говорят.
Алма Абылкасымова, директор республиканского научно-практического центра "Учебник":
- Конечно, эта школа нужна, школа авторов. Как писать, например, учебники для начальной школы? То есть преемственность содержания от дошкольного образования к начальному, дальше к основной школе и старшей школе. Вот здесь, конечно, нужна определенная методическая инструкция, методические подходы, рекомендации и так далее.
На конференции говорили также и о преимуществе электронных учебников. Министр образования считает, что надо улучшить их содержание и обеспечить доступ к ним учителей и учеников. Возможно, через 10 лет компьютерные учебники вытеснят обычные. Такое предположение сделал академик Российской академии образования Михаил Рыжаков.
Михаил Рыжаков, академик Российской академии образования:
- Книжный фонд учреждения образования придет в полную негодность в ближайшие 4-5 лет. А восполнять его на бумажных носителях окажется настолько дорого и сложно, что по всей видимости это восполнение будет проходить постепенно с помощью вот этих новых электронных книжек, куда действительно можно закачать огромные фонды библиотечные, если надо и использовать их на занятиях.
В обсуждениях о повышении качества книг и электронных пособий, прозвучало предложение отправлять авторов учебников в школы, где бы они преподавали по своим книгам. Возможно, тогда станет больше взаимопонимания между учителями и учениками. |