Тулеген БАЙТУКЕНОВ, "Время", 4 марта
Прошлая неделя ознаменовалась поистине историческим событием - на "круглом столе", посвященном будущности казахской нации, сошлись вода и пламень, лед и камень, келін и ене, дала мен қала. Короче говоря, организаторы заседания решили свести в дискуссии представителей казахской интеллигенции и журналистов, пишущих на русском.
Было жарко.
Русскоязычные товарищи, естественно, старались говорить по-казахски, казахоязычные - по-русски. Тут же стало понятно, что дело не в различии языков, а в различиях людей. Даже если они изъясняются на одном наречии.
Генеральную линию обсуждению задал известный поэт и председатель общественного объединения "Государственный язык" Мухтар ШАХАНОВ. Как известно, Шаханов против предложенной доктрины национального единства, которая подразумевает "американскую модель" развития государства: все резиденты страны, независимо от этнической принадлежности, из казахов, русских, уйгуров и корейцев скачкообразно эволюционируют до ранга "казахстанцев".
- Они (власти. - Т.Б.) хотели внедрить свою доктрину до нового года и потом похвастать этим перед ОБСЕ, - заявил поэт. - Вот, мол, мы создали единую нацию...
Так или иначе сейчас Шаханов со товарищи работает вместе с властями над новой концепцией национальной политики. Однако за время противостояния поэт и его сподвижники успели заработать себе имидж не столько радетелей казахов, сколько пугателей всех других. Поэтому организаторы "круглого стола" осторожно предложили вместо терминов "нацпаты" и "националисты" использовать стерильную формулировку "активисты гражданского общества".
- В школе урок русского языка. Все придумывают слово на букву "ж", - незамедлительно откликнулся театральный режиссер Булат АТАБАЕВ. - Журавль, жажда, жабо. Вовочка тянет руку. Учительница его не замечает. Вовочка встает и говорит: "Жопа!". Учительница: "Нет такого слова!". Вовочка: "Странно, жопа есть, а слова нет".
И у меня такое же ощущение сейчас. Казахи есть, национал-патриоты есть, а слова нет, что ли? Почему мы должны перед кем-то оправдываться? Национал-патриоты - это естественное явление. Просто многие не понимают, чего они на самом деле хотят, и пугают ими общество. Раньше пугали террористами, а сейчас - националистами. У меня есть друг-режиссер, он бурят. Буряты вымирают, и скоро их совсем не останется на земле. Я не хочу, чтобы то же самое произошло с казахами.
- Все дело в трактовках, - продолжил мысль руководитель "Культурного фронта" Нурлан ЕРИМБЕТОВ. - Когда я слушаю Шаханова, я его понимаю и принимаю. Но когда в дело вступают "толкователи", становится не по себе. Важно донести мысль до народа в исконном виде.
Следом слово взял Адиль ТОЙГОНБАЕВ - казахский зять киргизского народа. Из всех известных отечественной науке зятьев он пока самый клеймоустойчивый, потому что нам бы со своими разобраться. Адиль мудро не стал ввязываться в дебаты, ограничившись зачитыванием бумажки. Одной из самых насущных проблем казахской нации Тойгонбаев назвал утечку мозгов за границу. Фамилии спикер не стал озвучивать, а то бы сразу стало понятно, что утекают не мозги, а деньги.
Вообще социально-политические проблески в небе дебатов на тему будущего нации вспыхивали то у одного оратора, то у другого, но каждый вертел своим пониманием текущего момента как мог. Например, главный редактор журнала "Мысль" Сейдахмет КУТТЫКАДАМ заявил, что согласно всем соцопросам хуже всего в Казахстане живут сами казахи. Он, правда, не сказал, кто конкретно виноват в том, что хуже всего в Казахстане живут казахи, но для оживления дискуссии и этого оказалось достаточно.
- Да люди живут плохо не потому, что они казахи, а потому, что они ленивые и безынициативные! - со знанием дела заявил представитель актюбинского движения "Ізгі амал" Талгат ЕСЕНКУЛОВ. - В России ДУГИН тоже с пеной у рта может доказывать, что какой-нибудь русский в далеком селе не работает. А он не работает потому, что пьет. Поэтому нам надо думать над построением гражданской нации.
И хотя Талгат прямо предположил, что живут плохо именно ленивые, а не казахи, однако упоминание в одном предложении слов "ленивый" и "казах" сразу вызвало всплеск эмоций. Пожурили Есенкулова и Булат Атабаев, и общественный деятель Мухтар ТАЙЖАН, а по залу пошел недовольный ропот.
А вот довольный ропот пошел, когда одна из участниц "круглого стола" гневно упрекала журналистов в употреблении термина "казахгейт". По мысли выступавшей, это слово оскорбляет всю нацию, поэтому надо конкретизировать!
То есть вы поняли: само событие не оскорбляет нацию, но вот название...
Послушав всех этих умных людей, ваш покорный слуга не выдержал и попросил слова, чтобы задать три вопроса аудитории.
1 В районе Аральска от радиационных выбросов обломков космических ракет болеют и умирают люди, которые казахи ничуть не меньше, чем "активисты гражданского общества". Почему национал-патриоты не проводят там акции протеста, митинги, собрания или хотя бы жесткие пресс-конференции?
2 Многие высокопоставленные чиновники, долгие годы живущие на одну зарплату, покупают за рубежом недвижимость, отдыхают по Гавайям, ездят на сверхдорогих машинах. В это же время казахские дети мерзнут зимой в школах без отопления. Это как-то заботит национал-патриотов?
3 В парламенте заседают и национал-патриоты, и русскоговорящие казахи, и русские. При этом по выхлопу разницы между ними никакой. Так, может, не в национальности дело?
Лучше всех на эти вопросы ответил редактор газеты "Жас қазак Үні" Умирзак АКЖИГИТ:
- Я заметил, что русскоязычная пресса всегда переводит вопросы национального на социальные темы. Как только мы говорим о положении казахской нации, там сразу говорят: "Посмотрите, сколько у нас проблем других!".
Все сразу поняли: у Умирзака Акжигита других проблем нет. |