Газета "Фокус", 16 марта
Главный редактор справочника "Кто есть кто в Казахстане" Данияр АШИМБАЕВ: Вызывают интерес полномочия создаваемого министерства связи и информации - Повышение статуса Асета Исекешева вполне очевидно. Во-первых, на его ведомство сейчас сделан упор в правительственной политике в связи с принятием очередной программы по индустриализации. Во-вторых, он занял вакантное кресло вице-премьера (после ухода Серика Ахметова акимом Карагандинской области), курирующего промышленные вопросы, предпринимательства и т.д. В перераспределении полномочий между Министерством экономики и бюджетного планирования и Министерством индустрии и торговли ничего нового не вижу, это уже неоднократно делалось. И я не думаю, что эта реорганизация приведет к каким-то серьезным сдвигам. Более интересна реорганизация Министерства культуры и информации... Министерство культуры уже неоднократно выделялось в самостоятельное ведомство и все равно сливалась с ведомством, отвечающим за идеологию. А вот полномочия создаваемого Министерства связи и информации вызывают большой интерес. Ему теперь фактически подчинены два холдинга – "Арна медиа" и "Зерде", то есть мы имеем в одном лице "хозяина" всех государственных СМИ и телекоммуникационного холдинга. При этом, кстати, "Казтелеком", которым прежде руководил А. Жумагалиев, остается в ведении "Самрук-Казыны". С одной стороны, приход на должность министра г-на Жумагалиева – это некоторая попытка "деполитизировать" идеологический блок, с другой стороны, новое ведомство по определению является и политическим, и идеологическим, и его роль будет зависеть от того, как ему удастся выстроить отношения с разными силами в аппарате Президента, правительстве, холдингах, партии и т.д.
Директор "Группы оценки рисков" Досым САТПАЕВ: Наши министры не любят брать на себя ответственность - В Казахстане принята программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 г.г., которая входит в общую стратегическую программу до 2020 года. Правительство ставит определенные задачи в этом плане, и, конечно, происходит переформатирование этих структур. Лично я довольно скептически отношусь к таким формам реформирования госаппарата, когда создаются новые госструктуры либо реорганизуются старые. Потому что это не всегда отражается на качестве их работы. Сейчас самая большая проблема – это размытость ответственности в госорганах за реализацию тех или иных проектов. Именно ее и нужно увеличивать. (...) Нужно учитывать, что наши министры не любят брать на себя ответственность и инициативу. Их основная задача – пересидеть на своем месте без шума, гама и скандала и желательно без жестких упреков со стороны Президента.
Руководитель фонда Алтынбека Сарсенбайулы Айдос САРЫМ: За кадровыми перестановки должны последовать и другие изменения во власти - Произошедшие на днях структурные изменения в правительстве, по всей видимости, являются первым шагом, за которым по логике должны последовать и другие. Похоже, это были те меры, которые не вызывали особо серьезных споров и потребовали меньшего количества согласований внутри госаппарата и лоббистов. Вопрос только в том, насколько глубокими и системными будут дальнейшие действия власти? Логичным, на мой взгляд, выглядит создание Министерства экономического развития и торговли, в чем можно увидеть российскую кальку. Следует отметить усиление полномочий Минфина, который наконец-то получил функции бюджетного планирования, консолидировав таким образом весь бюджетно-фискальный блок. Особо следует сказать о таком новом госоргане, как Министерство связи и информации. Решение интересное, но вызывающее несколько важных вопросов. Например, какими станут приоритеты нового ведомства: технологическими или политическими? Понятно, что до сих пор много говорилось о необходимости модернизации отрасли телекоммуникаций, переходе на новые технологии, в том числе на цифровое телевидение. И с этой точки зрения назначение перспективного технологически подкованного Аскара Жумагалиева – шаг, безусловно, логичный. Но очевидно и то, что я деятельность данного ведомства имеет большую политическую составляющую. Это и госполитика, и выстраивание отношений с основными медиаигроками, и развитие сферы интернета, и контрпропаганда. Есть вопросы и по другим решения. Например, насколько эффективным будет создание Министерства индустрии и новых технологий без собственной научной и образовательной базы? Создание Миннефтегаза много говорит о приоритетах правительства, но ставит вопрос о необходимости ФНБ "Самрук-Казына" и мегахолдинга "КазМунайГаз". Создание самостоятельного Министерства культуры – шаг верный, но остаются вопросы, связанные с тем, кто будет заниматься госполитикой в сфере поддержки НПО и т.д. Так что, как ни крути, данные изменения должны повлечь за собой новые. Без них они эффекта иметь не будут. |