NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 11:47 ast
09:47 msk

Защита предпринимателей от незаконных проверок
К.Мами: Несмотря на предпринимаемые меры, госорганы еще продолжают необосновано вмешиваться в дела предпринимателей, нарушая их права и законные интересы. Только в 2009 году органами прокуратуры выявлены более 11 000 таких нарушений, внесено более тысячи актов прокурорского реагирования
19.03.2010 / политика и общество

"Хабар", 18 марта

Сотрудники прокуратуры выявили более 11 тысяч случаев неправомерного вмешательства в деятельность бизнесменов за 2009 год. Как защитить предпринимателей от незаконных проверок? Этот вопрос сегодня бизнесмены обсудили с Генеральным прокурором Казахстана. Больше всего нарушений во время проверок предпринимателей совершают налоговики, сотрудники акиматов, органов внутренних дел и санэпиднадзора.
Бизнесменов принуждают оказывать спонсорскую помощь. Их облагают поборами как должностные лица, так и сотрудники негосударственных предприятий. Такие выводы сделали в Генпрокуратуре.
Кайрат Мами, Генеральный прокурор РК:
- В Павлодаре представители Общества по защите прав потребителей по существу вымогали у предпринимателей членские взносы, взамен обещая не направлять соответствующую информацию на них в государственные органы. А тем, кто отказывался от такого предложения, указанным обществом составлялся донос, после которого, как правило, к ним приходили различные комиссии с проверками.
На рост незаконных проверок влияет безграмотность контролирующих органов и самих бизнесменов. Многие предприниматели не владеют информацией о полномочиях проверяющих. Они должны извещать о плановой проверке не меньше, чем за 30 дней. Анонимные жалобы не могут стать основанием для внеплановой проверки. Бизнесмены, чьи экономические интересы были нарушены, должны смело заявлять о своих требованиях, - говорят прокуроры. Ведь закон позволяет взыскать ущерб не только с органа, который помешал работе компании, но и с конкретного чиновника.
Кайрат Мами, Генеральный прокурор РК:
- Согласно принятым поправкам предметом проверок отныне является соблюдение субъектами предпринимательства требований только законов и постановлений правительства. Это очень серьезная поправка, учитывая, что в настоящее время свыше 10 тысяч нормативных правовых актов содержат различные требования к бизнесу.
О фактах незаконных проверок и примерах рейдерства Генеральному прокурору рассказали представители казахстанского бизнеса. Кайрат Мами потребовал разобраться во всех случаях. Сегодня подписаны меморандумы о взаимном сотрудничестве по вопросам защиты предпринимателей между Генеральной прокуратурой, Союзом "Атамекен" и ассоциацией " Форум предпринимателей Казахстана".
Райымбек Баталов, председатель Ассоциации " Форум предпринимателей Казахстана":
- Я думаю, что это как раз продолжение того импульса, который дал глава государства 26 февраля на Совете предпринимателей. Сегодняшний круглый стол и тот меморандум, который мы подписали, надеемся, что это поможет нам выработать системные предложения.
Для пресечения нарушений прав предпринимателей в прокуратурах созданы мобильные группы. Также Генпрокуратура намерена разобраться по каждому обращению, поступившему на сайт главы государства в раздел " Президентская защита бизнеса".

------

Наибольшее число неправомерных проверок предпринимателей проводится органами санэпидслужбы - председатель комитета Генпрокуратуры РК
АСТАНА. 18 марта. "КАЗИНФОРМ" /Расул Бахамов/

Анализ показывает, что наибольшее число неправомерных проверок предпринимателей зафиксировано со стороны органов санитарно-эпидемиологической службы, сказал председатель комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК Марат Ахметжанов. Это заявление он сделал в четверг в Астане в ходе работы круглого стола "Законность и прозрачность государственного контроля - основа защиты прав предпринимателей".
М. Ахметжанов также отметил, что множество неправомерных проверок предпринимателей и неправомерного вмешательства в их деятельность фиксируется со стороны налоговых органов, местных акиматов и органов внутренних дел.
Более половины нарушений совершено во второй половине 2009 года, после внесения в законодательство о частном предпринимательстве изменений. Зачастую в действиях работников контролирующих органов просматривается элементарная правовая безграмотность.
В то же время, многие незаконные проверки остаются вне поле зрения органов прокуратуры. Зачастую в этом есть вина самих предпринимателей, заявил М. Ахметжанов. Они слабо владеют информацией о своих правах и не знают о конкретных полномочиях контролирующих госорганов.
В свою очередь, органы прокуратуры готовы оказывать правовую помощь как в Астане, так и на местах. Для этого имеются телефоны доверия, готовность со стороны работников прокуратуры к личному диалогу, а также имеется информация на сайтах Генпрокуратуры, отметил М. Ахметжанов.
В дальнейшем предприниматели будут относиться к различным группам риска, что позволит определять сроки, методичность и нормы их проверок контролирующими органами. Благодаря этому, будет налажен эффективный государственный контроль и оказываться содействие развитию предпринимательства. Сами же предприниматели будут заинтересованы вести дела так, чтобы не оказываться в группах высокого риска и реже подвергаться проверкам.
Важна также и ответственность госчиновников. По каждому факту незаконного вмешательства должно следовать адекватное наказание нарушителя, считает руководитель комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.

-----

В Генпрокуратуре обсудили вопросы защиты предпринимателей от неправомерного вмешательства
АСТАНА. 18 марта. "КАЗИНФОРМ" /Расул Бахамов/

В четверг Генеральная прокуратура Казахстана провела круглый стол по вопросам защиты предпринимателей от неправомерного вмешательства в их деятельность контрольно-надзорных органов.
В ходе мероприятия под названием "Законность и прозрачность государственного контроля - основа защиты прав предпринимателей" обсуждены административные барьеры, препятствующие повышению предпринимательской активности, а также вопросы противодействия проявлениям коррупции и совершенствования законодательства в этой сфере.
"Несмотря на предпринимаемые меры, госорганы еще продолжают необосновано вмешиваться в дела предпринимателей, нарушая их права и законные интересы", - заявил на открытии мероприятия генпрокурор РК Кайрат Мами.
По его словам, только в 2009 году органами прокуратуры выявлены более 11 000 таких нарушений, внесено более тысячи актов прокурорского реагирования.
Участники круглого стола отметили, что, в соответствии с определенной Главой государства экономической политикой, государственными органами принимаются меры по недопущению случаев воспрепятствования законной деятельности предпринимателей и необоснованных ограничений.
Вместе с тем, требуется принятие дальнейших совместных мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и ограждению представителей бизнеса от незаконных проверок государственных органов.
Итогом мероприятия стало подписание меморандума о взаимном сотрудничестве по вопросам защиты прав предпринимателей Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, союзом "Атамекен" и ассоциацией "Форум предпринимателей Казахстана".
Также выработаны рекомендации, способствующие повышению прозрачности государственного регулирования частного предпринимательства.
В работе круглого стола приняли участие представители Администрации Президента РК, Канцелярии Премьер-Министра, депутаты Парламента, представители Генеральной прокуратуры, сотрудники других министерств и ведомств, а также бизнес-сообщества страны.

-----

Пресс-служба Министерства экономического развития и торговли, 18 марта

Сегодня в Астане под эгидой Генеральной прокуратуры Республики Казахстан состоялся круглый стол по вопросам защиты предпринимателей от неправомерного вмешательства в их деятельность со стороны контрольно-надзорных органов, на котором с докладом выступил Вице-министр экономического развития и торговли Тимур Сулейменов.
В своем докладе Вице-министр Т.Сулейменов отметил основные новшества Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства", разработанного в реализацию поручения Главы государства с целью упорядочения и оптимизации проверок госорганов.
Впервые в едином Законе прописан общий почти для всех государственных органов (за исключением АФН, НБ, АЗК, Счетного Комитета и силовых органов) порядок проведения проверок.
Раньше порядок проведения был прописан в большом количестве отраслевых законов, а иногда даже и подзаконных актов, несмотря на требование Закона РК "О частном предпринимательстве".
В Законе обновлены принципы, задачи госконтроля за субъектами частного предпринимательства, определены цели, предмет, формы проверок, устанавливается единый порядок их проведения, систематизированы виды проверок и основания их назначения.
Существенно сокращен и конкретизирован перечень освобожденных от регистрации в органах правовой статистики проверок.
Бизнесу предоставлены дополнительные возможности для самозащиты своих прав при проверках.
С 2011 года все требования к проверяемым субъектам года будут устанавливаться только законами, указами Главы государства и постановлениями Правительства.
Оптимизация и упорядочение проверок, проводимых государственными органами, достигается за счет внедрения систем оценки рисков, утверждения форм проверочных листов, ведомственной статистической отчетности.
В настоящее время Министерством подписаны 84 из 100 совместных приказов с 31 контролирующими органами по утверждению систем оценки рисков, форм проверочных листов и ведомственной отчетности. Из них зарегистрированы в Министерстве юстиции - 39.
Размещение на сайтах Генпрокуратуры и госорганов планов проверок, СОР, проверочных листов позволяет предпринимателю определить к какой группе риска он относится, с учетом каких критериев, время проведения проверок и круг проверяемых вопросов. Кроме того, государственные органы обязаны ежемесячно размещать на своих сайтах статистические данные о проведенных проверках и их результатах.
Также, Т.Сулейменов проинформировал о планах предполагаемых Министерством совместно с заинтересованными государственными органами на 2010 – 2011 годы.

* * *

Доклад Вице-министра экономического развития и торговли Т.М. Сулейменова на Круглом столе по теме: "Прокуратура - гарант защиты предпринимательства" 18 марта 2010 года

17 июля 2009 года вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства". Он разрабатывался и принимался по прямому поручению Главы государства с целью упорядочения и оптимизации проверок госорганов.
Впервые в едином Законе прописан общий почти для всех государственных органов (за исключением АФН, НБ, АЗК, Счетного Комитета и силовых органов) порядок проведения проверок (слайд 1).
Раньше порядок проведения был прописан в большом количестве отраслевых законов, а иногда даже и подзаконных актов, несмотря на требование Закона РК "О частном предпринимательстве".
В Законе обновлены принципы, задачи госконтроля за субъектами частного предпринимательства, определены цели, предмет, формы проверок, устанавливается единый порядок их проведения, систематизированы виды проверок и основания их назначения.
Существенно сокращен и конкретизирован перечень освобожденных от регистрации в органах правовой статистики проверок.
Бизнесу предоставлены дополнительные возможности для самозащиты своих прав при проверках.
С 2011 года все требования к проверяемым субъектам года будут устанавливаться только законами, указами Главы государства и постановлениями Правительства.
Внедрение системы оценки рисков (слайд 2)
Оптимизация и упорядочение проверок, проводимых государственными органами, достигается за счет внедрения систем оценки рисков, утверждения форм проверочных листов, ведомственной статистической отчетности.
В настоящее время Министерством подписаны 84 из 100 совместных приказов с 31 контролирующими органами по утверждению систем оценки рисков, форм проверочных листов и ведомственной отчетности. Из них зарегистрированы в Министерстве юстиции - 39.
Размещение на сайтах Генпрокуратуры и госорганов планов проверок, СОР, проверочных листов позволяет предпринимателю определить к какой группе риска он относится, с учетом каких критериев, время проведения проверок и круг проверяемых вопросов. Кроме того, государственные органы обязаны ежемесячно размещать на своих сайтах статистические данные о проведенных проверках и их результатах.
Какой это даст эффект для бизнеса?
Происходит сокращение плановой частоты проверок для законопослушных предпринимателей и ее увеличение для нарушителей. На первоначальном этапе ввиду более полной регистрации количество проверок по статистике возрастет, но этого не следует бояться, т.к. они просто выйдут из "тени".
По целому ряду сфер сокращается установленная продолжительность проверок: по лини СЭС – в 2 раза, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынков – в 6 раз, а это в сумме не менее половины всех проводимых проверок.
Теперь о планах на 2010 – 2011 годы. (слайд 3)
· В настоящее время разработан проект Закона, предусматривающий дальнейшую систематизацию государственного контроля с учетом внесенных новых поправок в Законы "О частном предпринимательстве" и "Об административных процедурах".
Им предусматривается:
1) исключение компетенции государственных органов и наделение Правительства полномочиями на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам частного предпринимательства;
2) исключение ограничений по перечню актов, которыми могут устанавливаться требования к субъектам частного предпринимательства (перечень дополняется указами Главы государства);
3) урегулирование существующих противоречий в сфере рекламной деятельности: конкретизация понятия "наружная реклама";
4) уточнение объектов ветеринарного и фитосанитарного контроля;
5) уведомление органов прокуратуры о проведении внеплановых и встречных проверок.
Последняя, очень важная поправка была предложена Генеральной прокуратурой уже на завершающей стадии.
Дальнейшая работа по снижению административных барьеров будет проводиться по следующим направлениям (слайд 4)
В сфере нормативно-правового регулирования:
· Государственным органам необходимо пересмотреть до конца 2010 г. все (более - 10 тыс.) нормативно-правовые и нормативно-технические, нормативно-технологические акты, устанавливающие общие требования для бизнеса (внесение поправок в Закон "О НПА");
· создание градуированной системы штрафов (2010-2011гг);
· обеспечение всеобщего бесплатного доступа к базе НПА (2011г)
В контрольно-надзорной деятельности госорганов:
• урегулирование проверок правоохранительных органов, практическая реализация систем управления рисками (СУР), разграничение полномочий государственных органов по горизонтали (2010-2011гг);
• развитие системы контроля за бизнесом без участия госорганов (техрегулирование) (2010-2012гг);
• создание Комитета по защите прав предпринимателей (2010г.)
По вопросу создания Комитета хотелось бы остановиться подробнее. (слайд 5)
В соответствии со статьей 15 Закона "О частном предпринимательстве" уполномоченный орган по предпринимательству вправе:
осуществлять контроль за соблюдением государственными органами, наделенными регулятивными, реализационными и контрольными функциями, законных прав предпринимателей;
информировать Президента и Правительство Республики Казахстан о нарушениях местными и центральными органами власти законодательства РК, регламентирующего деятельность субъектов частного предпринимательства.
Однако указанная компетенция уполномоченного органа в настоящее время не может быть реализована ввиду отсутствия в структуре уполномоченного органа соответствующего ведомства, наделенного контрольными (надзорными) функциями.
Поэтому реализация заложенных в Законе "О частном предпринимательстве" новых принципов "справедливого и разумного государственного контроля" происходила в последние 6 месяцев путем заключения Соглашений с государственными органами, т.е, по сути, на добровольной основе.
Сложившаяся практика государственного регулирования предпринимательской деятельности не способствует реальному улучшению бизнес-среды.
Так, например, Кодекс "Об административных правонарушениях" содержит 4 статьи, предусматривающих ответственность чиновников за нарушение законных прав предпринимателей при государственном контроле, лицензировании, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и только одну - в отношении субъектов частного предпринимательства (за воспрепятствование государственному инспектору при госконтроле).
При этом, по трем административным составам, направленным на защиту предпринимательства, (статьи 151, 153, 357-3 КоАП) установлено нарушений со стороны госорганов: за 2007 год – 79, за 2008 год – 32, за 10 месяцев 2009 года– 44.
По единственному административному составу, действующему в защиту чиновников, (статья 356 КоАП) нарушений установлено: за 2007 год – 516, за 2008 год – 561, за 10 месяцев 2009 года – 481 (справка прилагается).
Данные факты свидетельствуют, что, несмотря на наличие законодательных возможностей, реальная защита законных прав предпринимателей осуществляется неэффективно.
При этом приоритетным направлением работы Комитета будет выявление наиболее существенных и массовых нарушений прав предпринимателей, их обобщение и систематизация.
Помимо прямого эффекта в виде улучшения бизнес-климата в стране создание Комитета по защите прав предпринимателей позволит приступить также к непосредственному мониторингу эффективности исполнения государственными органами своих полномочий, и на этой основе – к дальнейшему продолжению административной реформы. На данном этапе мониторинг будет организован в отношении государственных контрольно-надзорных, лицензионно-разрешительных функций.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2010
Зарплаты бюджетников и стипендии повышаются с 1 апреля 31.03.2010
Состоялась презентация законопроектов 31.03.2010
Атырауские ветераны войны и труда добиваются присвоения родному городу особого статуса 31.03.2010
"Сегодня мы вершим историю" 31.03.2010
Помогают всем миром 31.03.2010
Переименованы улицы 31.03.2010
Социальный консорциум Ассамблеи народа Казахстана создал "Театр наций Казахстана" 31.03.2010
Рабочий график Главы государства 30.03.2010
Указ Президента Республики Казахстан 30.03.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz