NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 22:12 ast
20:12 msk

Вне зоны доступа
Как считает депутат мажилиса Жакип Асанов, в законодательстве хватает правовых пробелов, пользуясь которыми государственные органы сами решают: давать или не давать гражданам информацию. Это напрямую ведет к коррупции и служит объяснением неудач ряда государственных программ
30.03.2010 / политика и общество

Александр КАМИНСКИЙ, "Экспресс-К", 30 марта

Кто владеет информацией - владеет миром. И наоборот, гражданин, информации лишенный и своих прав не знающий, представляет собой дойную корову для всякого рода коррупционеров и прочих чиновных лихоимцев.
Казалось бы, нет недостатка в законодательных актах, декларирующих право казахстанца на осведомленность. Так, закон "О государственных секретах" четко определяет, что не могут быть тайной ни сведения о катастрофах и стихийных бедствиях, ни информация о состоянии здравоохранения, образования, экологии или преступности. Не входят в разряд секретов страны данные о привилегиях и льготах, о фактах нарушения законности государственными органами и "художествах" отдельных должностных лиц.
Тем не менее, как считает депутат мажилиса Жакип Асанов, в законодательстве хватает правовых пробелов, пользуясь которыми государственные органы сами решают: давать или не давать гражданам информацию. Это напрямую ведет к коррупции и служит объяснением неудач ряда государственных программ.
Жакип Асанов является членом группы разработчиков закона "О доступе к информации". Он считает, что закон должен обеспечить контроль со стороны граждан над внутренней кухней государственных органов. Это будет полезно как для общества, так и, в конечном счете, для официальных структур, обеспечивая большую адекватность принимаемых ими решений.
Первопроходцами принятия подобного закона были основоположники западной демократии - англичане. Но и в Великобритании законопроект рождался в муках. Его начали разрабатывать в 1975 году, но лишь тридцать лет спустя он вступил в силу. Планируемое принятие казахстанского закона "О доступе к информации" уже было перенесено с 2010-го на 2011 год. Непонятно также, под чьей эгидой он должен разрабатываться. И уж совсем нет никакой ясности, как доступ к информации должен быть реально обеспечен.
И частным лицам, и организациям приходится пользоваться базой данных "Юрист". База создана Республиканским центром правовой информации при Минюсте. Почему этот источник информации платный? Разве знание закона - привилегия обеспеченных слоев населения? Почему состоящие на госслужбе юристы торгуют информацией, которую они, по идее, должны сами распространять и пропагандировать?
Простите за тавтологию, но до сих пор нет закона о доступе к законам. Многие нормативные акты разрозненно и фрагментарно можно разыскать на сайтах разных ведомств, но это лишь добрая воля создателей сайта. Не захотят - не выложат. Кстати, о сайтах. Их обязали иметь все министерства, но какова актуальность опубликованной там информации? Сделано из-под палки и тут же забыто. Квоты на добычу мамонтов, объявление о конгрессе шаманов:
Бизнесмены работают, не зная административных процедур и лиц, персонально ответственных за их выполнение. Сплошь и рядом их штрафуют на основании внутриведомственных документов, содержания которых они даже теоретически не могут знать. Интересно получается: предпринимателя, проигнорировавшего очередной запрос контролирующей инстанции, обязательно оштрафуют. Но вот если бизнесмен обратится за информацией в то же ведомство и не получит ответа, то чиновник абсолютно ничего не выложит из своего кармана за допущенное беззаконие.
Согласно процессуальным нормам, гражданин, не получивший от госоргана ответа или получивший пустую отписку, может опротестовать действия чиновника в течение трех месяцев. Откуда такой срок? Разве речь идет об имущественном праве? И вообще, почему доступ к информации в принципе ограничивается по времени? Разве три месяца спустя действие статьи 18-й Конституции перестает защищать интересы гражданина? А вот журналиста легко можно поймать за язык и пару лет спустя. Раз уж речь зашла о пишущей братии, то встает вопрос об устном получении информации. Сейчас оно никак не регламентируется. Журналисты вынуждены идти общим путем - писать запросы, регистрировать письма в канцелярии, выжидать положенные для ответа сроки. Но ведь СМИ работают не ради собственного любопытства, они отражают интересы читателя. А читатель хотел бы знать мнение должностного лица немедленно после события, а не месяц спустя.
Как видно, закон "О доступе к информации" обещает быть очень непростым. Жакип Асанов считает, что единственный выход в том, чтобы закон четко определил запретные моменты, когда информация не предоставляется. Во всех прочих случаях должна быть расширительная трактовка - гражданин имеет право знать все.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2010
Зарплаты бюджетников и стипендии повышаются с 1 апреля 31.03.2010
Состоялась презентация законопроектов 31.03.2010
Атырауские ветераны войны и труда добиваются присвоения родному городу особого статуса 31.03.2010
"Сегодня мы вершим историю" 31.03.2010
Помогают всем миром 31.03.2010
Переименованы улицы 31.03.2010
Социальный консорциум Ассамблеи народа Казахстана создал "Театр наций Казахстана" 31.03.2010
Рабочий график Главы государства 30.03.2010
Указ Президента Республики Казахстан 30.03.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz