Александр КАМИНСКИЙ, "Экспресс-К", 30 марта
Кто владеет информацией - владеет миром. И наоборот, гражданин, информации лишенный и своих прав не знающий, представляет собой дойную корову для всякого рода коррупционеров и прочих чиновных лихоимцев. Казалось бы, нет недостатка в законодательных актах, декларирующих право казахстанца на осведомленность. Так, закон "О государственных секретах" четко определяет, что не могут быть тайной ни сведения о катастрофах и стихийных бедствиях, ни информация о состоянии здравоохранения, образования, экологии или преступности. Не входят в разряд секретов страны данные о привилегиях и льготах, о фактах нарушения законности государственными органами и "художествах" отдельных должностных лиц. Тем не менее, как считает депутат мажилиса Жакип Асанов, в законодательстве хватает правовых пробелов, пользуясь которыми государственные органы сами решают: давать или не давать гражданам информацию. Это напрямую ведет к коррупции и служит объяснением неудач ряда государственных программ. Жакип Асанов является членом группы разработчиков закона "О доступе к информации". Он считает, что закон должен обеспечить контроль со стороны граждан над внутренней кухней государственных органов. Это будет полезно как для общества, так и, в конечном счете, для официальных структур, обеспечивая большую адекватность принимаемых ими решений. Первопроходцами принятия подобного закона были основоположники западной демократии - англичане. Но и в Великобритании законопроект рождался в муках. Его начали разрабатывать в 1975 году, но лишь тридцать лет спустя он вступил в силу. Планируемое принятие казахстанского закона "О доступе к информации" уже было перенесено с 2010-го на 2011 год. Непонятно также, под чьей эгидой он должен разрабатываться. И уж совсем нет никакой ясности, как доступ к информации должен быть реально обеспечен. И частным лицам, и организациям приходится пользоваться базой данных "Юрист". База создана Республиканским центром правовой информации при Минюсте. Почему этот источник информации платный? Разве знание закона - привилегия обеспеченных слоев населения? Почему состоящие на госслужбе юристы торгуют информацией, которую они, по идее, должны сами распространять и пропагандировать? Простите за тавтологию, но до сих пор нет закона о доступе к законам. Многие нормативные акты разрозненно и фрагментарно можно разыскать на сайтах разных ведомств, но это лишь добрая воля создателей сайта. Не захотят - не выложат. Кстати, о сайтах. Их обязали иметь все министерства, но какова актуальность опубликованной там информации? Сделано из-под палки и тут же забыто. Квоты на добычу мамонтов, объявление о конгрессе шаманов: Бизнесмены работают, не зная административных процедур и лиц, персонально ответственных за их выполнение. Сплошь и рядом их штрафуют на основании внутриведомственных документов, содержания которых они даже теоретически не могут знать. Интересно получается: предпринимателя, проигнорировавшего очередной запрос контролирующей инстанции, обязательно оштрафуют. Но вот если бизнесмен обратится за информацией в то же ведомство и не получит ответа, то чиновник абсолютно ничего не выложит из своего кармана за допущенное беззаконие. Согласно процессуальным нормам, гражданин, не получивший от госоргана ответа или получивший пустую отписку, может опротестовать действия чиновника в течение трех месяцев. Откуда такой срок? Разве речь идет об имущественном праве? И вообще, почему доступ к информации в принципе ограничивается по времени? Разве три месяца спустя действие статьи 18-й Конституции перестает защищать интересы гражданина? А вот журналиста легко можно поймать за язык и пару лет спустя. Раз уж речь зашла о пишущей братии, то встает вопрос об устном получении информации. Сейчас оно никак не регламентируется. Журналисты вынуждены идти общим путем - писать запросы, регистрировать письма в канцелярии, выжидать положенные для ответа сроки. Но ведь СМИ работают не ради собственного любопытства, они отражают интересы читателя. А читатель хотел бы знать мнение должностного лица немедленно после события, а не месяц спустя. Как видно, закон "О доступе к информации" обещает быть очень непростым. Жакип Асанов считает, что единственный выход в том, чтобы закон четко определил запретные моменты, когда информация не предоставляется. Во всех прочих случаях должна быть расширительная трактовка - гражданин имеет право знать все. |