Газиз АБИШЕВ, "Курсив", 1 апреля
Государство планирует усилить наказание за отсутствие регистрации по месту жительства. Эта норма прописана в проекте нового Закона "О миграции населения", презентованного в Парламенте ответственным секретарем Минтруда Тамарой Дюйсеновой. В законопроекте введен дополнительный раздел, посвященный внутренней миграции (в действующем законе, принятом в 1997 году, эта сфера не затрагивалась). Думается, власти обратили внимание на нерегулируемость внутренних перемещений казахстанцев после "шаныракских" событий в Алматы в 2006 году. Законопроект и сопутствующие ему поправки в Кодекс об административных правонарушениях призваны отрегулировать вопрос строго. Так, по проекту, "внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства на территории государства в течение 15 рабочих дней со дня снятия с учета по месту прежней регистрации". При этом не уточняется, обязаны ли граждане сниматься с учета в месте предыдущего проживания, или наличие регистрации в одном населенном пункте позволяет свободно жить и трудиться в другом. В то же время в предлагаемых поправках к КоАП указано, что "проживание без регистрации по месту жительства сроком свыше 15 рабочих дней со дня снятия с учета по месту прежней регистрации влечет штраф в размере 10 МРП". В случае повторного уличения в отсутствии регистрации – 20 МРП. "Предлагаемая норма ограничивает права граждан на свободу передвижения и противоречит руководящим принципам ОБСЕ по регистрации граждан", – утверждает координатор проекта Еврокомиссии "Шаңырақ – наш общий дом" Махамбет Абжан. По его мнению, введение столь строгого контроля усилит объем бюрократических процедур и озлобит граждан: "Кто будет осуществлять контроль за внутренней миграцией? Если опираться на новый законопроект – органы юстиции и внутренних дел. Но это повышает коррупциогенность всей сферы, так как внутреннему мигранту намного легче дать полицейскому взятку в 1,5-2 тыс. тенге, чем платить штраф в 20 МРП (примерно 40 тыс. тенге)". Махамбет Абжан предлагает расширить сроки безрегистрационного присутствия до полугода, разрешить временную регистрацию уведомительного характера без необходимости снятия предыдущей регистрации и заменить наказание предупреждением в случае нарушения указанных сроков. Однако, по словам члена комитета мажилиса по социально-культурному развитию Жарасбая Сулейменова, руководящего рабочей группой по рассмотрению предложения Минтруда, разработка Законопроекта "О миграции населения" обусловлена как раз необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с миграционными процессами, происходящими в РК, и требованиями международных правовых актов в рассматриваемой области. "С целью выявления возможной эффективности и возможных отрицательных последствий проведена научная правовая экспертиза с участием АО "Казахский гуманитарно-юридический университет", ТОО "Научно-исследовательский институт правового мониторинга, экспертизы и анализа", Национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен" и других. Во всех заключениях отмечается актуальность и необходимость принятия Закона Республики Казахстан "О миграции населения" в новой редакции" – прокомментировал он "Къ". Мажилисмен подчеркивает, что по рассматриваемому законопроекту поступает много предложений. "Нам еще предстоит обсуждать предлагаемые нормы, и мы будем брать во внимание весь спектр мнений. К слову, путь для обсуждения данного законопроекта ни для кого не закрыт", – заявил Жарасбай Сулейменов, предостерегая общественность от "дележки шкуры неубитого медведя". "Введение подобных норм – глупое решение, создающее дополнительные бюрократические препоны для многих граждан страны", – отмечает экономист Валентин Макалкин. По его мнению, 15 дней – весьма некорректная цифра, особенно с учетом создания Таможенного союза. "С введением в действие ЕЭП должно быть и свободное передвижение рабочей силы. А правительство, наоборот, ужесточает контроль над внутренней миграцией. В стране аграрное перенаселение – вполне закономерный процесс миграции из сел в города", – прокомментировал собеседник "Къ", с долей иронии предположив, что законопроект разработан с целью создания новых рабочих мест в системе юстиции. Насколько эффективно ограничение возможностей внутренней миграции, покажет экспертиза. Однако мировая практика показывает, что уровень экономической устойчивости во многих развитых странах зависит от уровня либеральности политики в области внутренней миграции. К примеру, в США, по исследованиям экспертов, именно перетоком рабочей силы объясняется быстрое выравнивание межрегиональных различий. В Америке, славящейся свободой внутригосударственного перемещения, механизм внутренней миграции включается уже через 2-3 года после начала региональной рецессии и в течение семи лет полностью справляется с региональным всплеском безработицы. Региональный спад сводится на нет за счет оттока трудовых ресурсов, при этом уровень безработицы возвращается к норме уже через семь лет. Высокая мобильность приводит и к тому, что уровень зарплаты почти не реагирует на рецессию, а межрегиональные различия в зарплатах неуклонно сокращаются со временем. |