Юлия Мамырбаева, "Известия-Казахстан", 8 апреля
Китайские компании догоняют "КазМунайГаз" по объему добычи углеводородов в Казахстане. Их доля составляет пятую часть в стратегической отрасли нашей республики. Есть ли угроза экономической безопасности страны? Стоит ли ограничивать китайское проникновение в казахстанскую экономику или все-таки принимать более активные меры по увеличению местного содержания? Эти вопросы обсуждали вчера в Алматы в рамках круглого стола, организованного Институтом экономики минобразования и Агентством по исследованию рентабельности инвестиций. К слову, организаторы изначально поставили перед участниками обсуждения цель: детально, без эмоций разобраться в том, какие угрозы и возможности несет в себе влияние Китая на казахстанскую экономику. А также отметили, что китайская экономическая экспансия – это глобальная тенденция, но только слабые страны поддаются фобии с приставкой "China", сильные же ищут собственные выгоды в растущем влиянии КНР. Впрочем, и без эмоций, замешанных на слухах и предположениях, а только на основе фактов и статистики, можно говорить о том, что есть причины если не для фобии, то для определенной настороженности. - Китайские компании контролируют около 970 миллионов тонн запасов нефти в Казахстане. Годовая добыча углеводородов компаниями КНР составляет 13-14 миллионов тонн, в то время как национальная компания "КазМунайГаз" добывает 18-19 миллионов тонн нефти и газоконденсата, – говорит директор Института экономики, академик Национальной инженерной академии Оразалы Сабден. – Столь интенсивное проникновение в стратегический сектор экономики вызывает серьезные опасения. Как отмечает в своем докладе главный научный сотрудник Института экономики Олег Егоров, китайские компании уже сейчас, но особенно в перспективе, представляют собой серьезного конкурента национальному нефтедобытчику. Причем и на внутреннем, и на внешнем рынках. Их присутствие при этом не ограничивается только добычей углеводородов. Китайские компании участвуют в переработке казахстанской нефти. В том числе в их активе – пятидесятипроцентная доля Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. В распоряжении китайских компаний – трубопроводная система и сеть автозаправочных станций. - Все это должно уже сейчас вызывать настороженность, так как подобная ситуация угрожает экономической и национальной безопасности страны, – заключает эксперт. - Интересы казахстанской экономики надежно защищены, – возражает заместитель председателя Агентства по защите конкуренции Борис Парсегов. – Хотя за последние 10 лет китайские компании и купили ряд нефтяных предприятий Казахстана, они имеют доли только в 19 компаниях из 79, добывающих нефть. При этом только треть из этих компаний добывает более миллиона тонн нефти в год и показывает положительную динамику добычи. Остальные предприятия либо демонстрируют падение объемов, либо не добывают и 100 тысяч тонн в год. По данным антимонопольного ведомства, в сфере нефтедобычи китайские компании сегодня занимают 17 процентов. Куда большее участие у США – 29 процентов. Казахстанское содержание составляет 46 процентов. Что же до конкуренции "КазМунайГазу", то нашей нацкомпании есть что противопоставить инвесторам Поднебесной. В их активе – вторая половина Шымкентского и более половины Павлодарского НПЗ, а также 98 процентов акций Атырауского НПЗ. - Кроме того, китайские компании покупали наши месторождения с условием стопроцентной оплаты китайской стороной при передаче половины АО "НК "КазМунайГаз", – напомнил Борис Парсегов. – Это дало возможность национальной компании увеличить долю в общем объеме добычи нефти по республике с 14 до 30 и более процентов. В рамках круглого стола прозвучало мнение о том, что стоило бы обнародовать условия контрактов с иностранными компаниями. Это нужно для того, чтобы казахстанцы понимали, почему доли в тех или иных предприятиях нефтегазового сектора продавались именно этим инвесторам. В этом случае меньше было бы необоснованных предположений, в том числе о продаже долей китайским партнерам. Однако приводились аргументы и в пользу того, чтобы вовсе ограничить доступ к нашим ресурсам инвесторам из Поднебесной. То есть ввести на государственном уровне что-то вроде фейсконтроля по национальному признаку. Представитель антимонопольного ведомства высказался резко против такого предложения, сославшись на то, что казахстанский закон стоит на страже наших интересов и он един для компаний любой национальности. - С точки зрения защиты конкуренции, конечно, неправильно смотреть на национальность компании. Но с точки зрения национальных экономических интересов, безусловно, за этим смотреть надо, – считает Ораз Жандосов, директор центра экономического анализа "Ракурс". – Не только в отношении китайских инвесторов, потому что завтра те же сомнения могут возникнуть и в отношении, например, российского участия. Мне кажется, что должна быть сформулирована национальная политика в отношении предельной доли участия иностранных компаний. Понятно, что это не должно касаться всех секторов, а только ключевых – сырьевых сфер, телекоммуникаций и ряда других. Подобные ограничительные институты, как рассказал Ораз Жандосов, есть во многих странах. В том числе, аналогичный механизм действует и в США – стране, которая особо не опасается экономической экспансии. Но одновременно с этим, как полагает советник генерального директора Казахстанского института нефти и газа Шакарима Жансеитова, нужно принимать реальные меры по увеличению казахстанского содержания. Но для того, чтобы эта работа не прошла даром вместе с выделяемыми на эти цели бюджетными средствами, нужна персональная ответственность за реализацию давно уже озвученной задачи. А до тех пор, как считает эксперт, игра будет идти в одни ворота. Стоит ли говорить, что не в нашу пользу? |