Джанибек БАЙТЫРОВ, www.better.kz, 12 апреля
"Один хвалился, да в лужу свалился". Детский фольклор
Бунт в Киргизии, неожиданный для всех, кто не особо интересовался делами этой республики, в 2005 году уже изгнавшей президента при помощи толпы, имеет особое значение для Казахстана. Значение, скажем так, прикладного пропагандистского характера. И эта сторона киргизской медали уже начала проявляться. Например, все знают, что на 11 апреля в Алматы был намечен митинг. Митинг должен был состояться при активном участии в его организации молодежного клуба "Рух пен тiл". Руководитель клуба, юноша по имени Жанболат Мамай, добрый месяц появлялся на страницах оппозиционной прессы и в сетевых ресурсах с заявлениями о том, что "матч состоится в любую погоду". То есть, даже если власть и не разрешит решительно настроенной Жанболатом Мамаем молодежи погорланить на Старой площади, то она все равно это сделает – без разрешения. Требования к власти, которые должны прозвучать на митинге, не по молодежному серьезны: немедленный выход из Таможенного союза, полный переход государственных органов в работе на казахский язык и т.п. Как будто не Мамай выступал, а сам Шаханов в очередную голодовку готовился. Сходство с поэтом-песенником и экс-послом РК в Киргизии усилилось в минувшую пятницу, когда мамаевские ребята созвали пресс-конференцию, на которой сообщили, что необходимость в митинге отпала. Почти теми же словами Мухтар Шаханов отказывался голодать за все казахское против всего казахстанского. Что же произошло с Мамаем? Произошел бунт в Кыргызстане, вылившийся в бегство президента Бакиева, разграбление столицы, трупы и уличные бои. После этого бунта произошел вдумчивый разговор с Мамаем взрослых людей из алматинского акимата. Мы не знаем, что сказали революционно настроенным поклонникам Шаханова люди из акимата, но на людях мамаевцы сказали следующее: "…была проведена встреча и договоренность о том, что будет создана регулярная диалоговая площадка по разрешению проблем молодежи. В принципе, те изначальные требования, которые были указаны в нашем письме, выполнены…". Видимо, сказано это было все же не для взрослых людей, а для тех, кто собирался вместе с Мамаем выходить в воскресенье на Старую площадь. Потому что взрослые люди понимают: требование выхода Казахстана из Таможенного союза, или опцию о немедленной и стопроцентной казахизации госслужбы выполнить акимат города Алматы (даже не столичное градоначальство!) не в силах. И, соответственно, утверждениям о том, что "изначальные требования выполнены" могут поверить лишь слабообразованные или попросту невнимательные лица. В принципе, к таковым можно смело отнести алматинское студенчество, которое и собиралось в количестве 17 000 человек заявиться на Старую площадь в Алматы. По крайней мере, в этом всех уверял оргкомитет митинга и Мамай лично. Очень жаль, что данное утверждение не удалось проверить на практике. Словом, с мамаевцами и прочими шахановцами Киргизия уже сыграла злую шутку, явив разительный контраст между "мало говорят, но много делают" и "очень много говорят, но ни хрена не делают". К первым, сами понимаете, относятся киргизы, ко вторым…. Помимо Шаханова в этот славный список можно смело включать всю доблестную казахстанскую оппозицию, много раз возмущавшуюся, к примеру, результатами выборов, но ни разу не подтвердившую на деле, что голоса народа были действительно похищены и он, народ, готов засвидетельствовать это в акциях протеста. То ли народ на самом деле не готов, то ли голоса на самом деле никто не крал, и казахстанская оппозиция за все года так и не смогла подняться выше своего нынешнего уровня – ниже плинтуса. Есть еще третий вариант – боязнь народа. И дело тут вовсе не в пресловутой ответственности за судьбы тех, кто выйдет на майдан – на киргизской открытке отлично видно, чего стоят все эти политики вместе взятые, что оппозиция, что власть. Дело в элементарном страхе – ведь если наш народ все же поднимется, как бы вместе с теми, кто сейчас его обирает и унижает, он не смЕл бы заодно и всех этих "буть" с их "рамсторами", переобувшихся прокуроров с отставными лизоблюдами, всех этих банальных падальщиков. В этой связи особо "умиляют" восхищенные разговоры о том, что "братский киргизский народ" вновь показал свой норов доносящийся из стана оппозиции. Скажем, об этом (вновь!) кукарекнул из своего европейского далека Ержан Досмухамедов, экзотический политфрик и ярый "борец с режимом". Однако, ему хватило ума не появляться с оранжевым шарфиком на улицах разнузданного Бишкека и не кричать такие слова как "геть" и "кет"... Впрочем, такого прагматичного ума хватило и другим видным оппозиционерам. "Братья-киргизы" очень наглядно показали, что центральная площадь Бишкека под монументом Независимости и киевский Майдан – это почти две разные вселенные. А мы живем все таки ближе к первому, нежели ко второму... Что же до казахстанской власти, то в ее арсенале вновь появился козырь – революции сопровождаются мародерством, как в очередной раз было продемонстрировано в Бишкеке. Готовы ли граждане страны терять свое имущество и, возможно, лишаться жизни ради эфемерной мечты о построении справедливого общества. Ведь может оказаться как в Киргизии – вместо ожидаемого народом Джорджа Вашингтона придет Курманбек Бакиев. И Аскар Акаев уже вспоминается с ностальгией. Неуловимым образом линия протеста уперлась в глухую стену, которую не обойти. Имя этой стене – страх перед неизвестностью. Если вчера чуть ли не каждый второй был согласен с Сергеем Дувановым насчет того, что президентов нужно менять так же часто, как памперсы, то сегодня этот же каждый второй подумает: "А, может, не будем торопиться с выводами?". |