Оксана МАРТЫНЮК, www.suncar.kz, 12 апреля
Состояние нестабильности казахстанского законодательства стало самым обсуждаемым моментом VIII международной Атырауской правовой конференции, традиционно организованной ОО "Казахстанская Ассоциация юристов нефтегазовой отрасли (KPLA) и ТШО. Выступавшие говорили о самых разных вещах - инвестициях, налогах, недропользовании, транcфертах, арбитраже и даже климатической конвенции, но тема неясности, невнятности, возможности различного толкования и трактовки законодательства всплывала в каждом докладе. "Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли РК" - такова была тема конференции, прошедшей 9 апреля. И действительно актуальных вопросов было поднято немало. Президент KPLA , управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации "Шеврон", кандидат юридических наук Жумагельды Елюбаев, к примеру, представил свои суждения по вопросу, касающемуся "казахстанского содержания". От решения этого вопроса напрямую зависит будущее Казахстана. По статистике, в настоящее время доля казахстанского содержания в контрактах на недропользование не превышает 7-15%. Для сравнения: в Бразилии, Малайзии, Норвегии, Великобритании - от 50% до 80%, в США - 77%, в Германии - 90%, даже в Нигерии - 30%.
Что же такое "казахстанское содержание"? В соответствии с ранее действовавшим законодательством под этим термином понималось процентное содержание ежегодных объемов задействованных при исполнении контракта казахстанских кадров, а также объемов стоимости товаров, работ услуг казахстанского происхождения. Сегодня, согласно действующему законодательству понятие "казахстанское содержание" разделили содержание в работе, услуге, содержание в товаре, содержание в кадрах, хотя по сути ничего не изменилось. Ввели новые определения реестров и единую методику расчета. Раньше мониторинг, контроль за выполнением обязательств по казахстанскому содержанию, а также многие другие функции относились к компетенции Министерства индустрии и торговли РК, затем были переданы Министерству энергетики и минеральных ресурсов, теперь, после его расформирования, скорее всего, будут переданы недавно созданному Министерству нефти и газа. Последним законодательным новшеством расширен круг обязанностей недропользователя. По мнению Жумагельды Елюбаева, система государственного управления этим процессом чрезмерна забюрократизирована, нет единого уполномоченного органа, ответственного за реализацию госпрограммы по импортозамещению. Частое изменение законодательства, регулирующего отношения, связанные с обеспечением казахстанского содержания, не позволяют сформировать эффективную контрактную практику по привлечению казахстанских кадров, товаров, услуг. Текущее толкование понятия "казахстанское содержание" весьма неудачное, не всегда позволяет объективно и точно оценить объемы поставляемых отечественными производителями товаров и услуг, а также объемы выплат за их приобретение. Возникает проблема адекватности информации, предоставляемой недропользователями. Известны факты, когда недропользователи включали в объем казахстанской составляющей уплачиваемые в бюджет налоги другие обязательные платежи, зарплату национальных работников, денежные средства социальных программ и т.д.
Не надо лучше, и так возьмут Увеличению казахстанского составляющего мешают низкая конкурентоспособность отечественной продукции, отсутствие у казахстанских производителей достаточных объемов оборотных средств и современных технологий, новых и качественных образцов продукции, которые бы не уступали иностранным аналогам, отсутствие научно-конструкторской базы, высокая себестоимость товаров и услуг. Елюбаев уверен, что, пока наличие казахстанского содержания будет обеспечиваться нормами законодательства, улучшения качества можно не ждать. Законы, обязывая недропользователя закупать казахстанские товары, работы, услуги, никаких требований не выставляют к производителю этих самых товаров-работ-услуг. Это, естественно, не может стимулировать производителя к повышению качества продукции, конкурентоспособности. Елюбаев привел высказывание президента КМГ Кабылдина, который сказал, что низкое качество выпускаемой казахстанской продукции в конечном итоге приводит к увеличению расходов компании, так как вынуждает отвлекать дополнительные средства на ремонт или замену некачественного оборудования.
Пути решения Елюбаев отмечает, некоторые правоведы видят пути решения в том, чтобы, опираясь на новое законодательство о недрах и недропользовании, внести поправки во все ранее заключенные контракты по вопросам, касающимся мониторинга казахстанского содержания и закупочного процесса. Причем такой подход относят к вопросам национальной и экономической безопасности. Но эта позиция противоречит положению и нормам законодательства, предоставляющим недропользователям гарантии стабильности контрактных отношений. Есть случаи, когда недропользователи соглашаются внести в контракт изменения и дополнения касательно казахстанского содержания. Но среди них нет крупных недропользователей, которые предпочитают всеми способами отстаивать стабильность контрактных положений. Существует множество проблем и в области привлечения недропользователями иностранных специалистов. Эта область отношений регулируется не только законодательством о недрах и недропользовании, но и трудовым законодательством, а также международными правовыми актами и договорами. К примеру, Республика Казахстан, ратифицировав Договор к Энергетической Хартии, взяла на себя определенные обязательства по вопросам привлечения иностранной рабочей силы. Положения этого международного договора отдают предпочтение нормам национального законодательства при найме рабочей силы для использования в энергетической сфере. Между тем, этот международный правовой акт налагает обязанность и на Республику Казахстан "добросовестно рассматривать просьбы инвесторов" о выдаче разрешений на наем иностранного персонала, что подразумевает вдумчивый и объективный подход госорганов, исключающий безмотивный и безосновательный отказ в выдаче разрешений. Анализ Договора к Энергетической Хартии показывает, что его положения обеспечивают в максимальной степени баланс интересов участников этого международного договора, инвесторов-недропользователей, работников, а также защищает рынок труда Казахстана от безосновательного и бесконтрольного ввоза иностранной рабочей силы. В заключение Президент KPLA отметил, что для обеспечения казахстанского содержания в сфере недропользования законным и цивилизованным путем необходимо, во-первых, создание конкурентоспособных, наукоемких и высокотехнических производств. При этом для ускорения процесса необходимо привлечь мировые промышленные бренды путем образования совместных предприятий, предоставив им наилучшие привлекательные инвестиционные условия. Во-вторых, нужно внедрение международных стандартов качества продукции отечественных производителей. В-третьих, надо подготавливать квалифицированные кадры с целью максимального замещения иностранных специалистов. Кроме того, следует разработать эффективные экономические модели, стимулирующие недропользователя к пересмотру действующих контрактов с целью включения в них обязательств по казахстанскому содержанию. Предоставить недропользователям налоговые льготы и иные преференции в обмен на их действия по привлечению казахстанских товаров, работ, услуг. Нужно упростить процесс и обеспечить прозрачность мониторинга за деятельностью недропользователей по вопросам выполнения ими обязательств по казсодержанию. Ну и, конечно, необходимо сформировать единообразную правоприменительную практику и обеспечить стабильность законодательства. |