Антон СОПРАНИН, www.contur.kz, 13 апреля
Революционные процессы в Киргизии вызвали в Казахстане схожее бурление – но все больше в виртуальном пространстве. И даже "удачно" подгаданный митинг молодежи 11 апреля прошел больше в Интернете, в комментариях под сообщениями о том, что Ж. Мамай и компания после одной-единственной встречи с чиновником алматинского городского акимата решили не выходить в воскресенье на Старую площадь в Алматы. В "реале", на площади "Астана" собрались люди старшего возраста и даже преклонных лет: люди зрелые хотели подстраховать юных протестующих от возможных силовых акций, которыми вроде как угрожала Мамаю власть. Но в итоге отстаивать пришлось не Мамая, а Ермека Нарымбаева, которого задержали на подступах к площади постольку, поскольку сотрудники полиции знали его в лицо как организатора несанкционированной акции протеста. Хотя Ермек Нарымбаев к мероприятию, анонсированному клубом "Рух пен тiл", отношения никакого не имел. Как только все прояснилось, люди со Старой площади ушли, тем более что сам Мамай так и не объявился. Продолжением виртуальной революции в Казахстане стало заявление, автор которого проживает за пределами нашей страны. То есть ему перевод агрессии из виртуального мира в мир реальный физически ничем не угрожает. Оттого и ответственности за свои слова – меньше. Поэтому Ержан Досмухамедов, лидер несуществующей партии "Атамекен", усиленно и проникновенно (даже Бога приплел!) призывает "начать процесс очищения" Центральной Азии. Который, прежде всего, должен стартовать именно в Казахстане – "экономическом центре" региона. Предполагаемые жертвы среди населения "очищающейся" страны уже получили в его заявлении необходимое моральное оправдание: "смерть за свободу родины священна". Ну и конечно, единственным виновником появления гипотетических жертв является власть – так, видимо, полагает Е. Досмухамедов, коль скоро погибшие в Киргизии, по его словам, есть "преступление бакиевского клана". При этом он, видимо, смешивает погибших при штурме Белого дома от рук спецназовцев и тех, кого пристрелили при обороне многочисленных торговых точек, банков, государственных объектов от мародерствующих масс – не войска, а обычные горожане, жители уже дважды поруганного Бишкека. Но вернемся к процессу очищения, который, по версии Досмухамедова, одновременно и неизбежен, и нуждается в явной эскалации. В одном месте он пишет: "Взрыв народного возмущения, как бы он не заглушался нефтедолларами казахского деспотического режима или карателями режимов менее богатых стран – неизбежен во всей Центральной Азии…". И чуть ниже: "Возродившаяся из пепла разочарования и разбитых надежд революция в братской Кыргызии – обречена на мучительную смерть, если во всей Центральной Азии – и ее экономическом центре Казахстане – не начнется процесс очищения…". Логика при сопоставлении этих двух мест заявления прослеживается такая: в Центральной Азии все равно пройдет парад революций, так что давайте ускорим его начало, чтобы киргизам не было обидно – они все-таки уже второй раз столицу зазря поломали. Но если "процесс очищения", по Досмухамедову, является делом естественным, то к чему ускорять его начало? Зачем забегать вперед, если жизнь в любом случае все расставит по своим местам? Допустим, уже сегодня, по желанию Досмухамедова, казахстанское общество начнет "очищаться". Но способно ли оно сейчас не наступить на старые грабли? Достаточно ли зрело наше общество, чтобы от жертв и потрясений был практический толк, общегосударственная польза? Не придет ли на смену одному дракону другой дракон, как это произошло в Киргизии? Увы, однозначно на это ответить можно лишь постфактум, на практике. Но нужна ли нам такая практика? И еще… Ержан Досмухамедов предлагает "очиститься"… А стоит подумать этому витии о том, что, чем прежде вещать нации на такие серьезные темы, надо бы самому кое от чего очиститься. У нас конечно демократия, и мы конечно же стремимся установить тотальную демократию – кстати, в таком стремлении к идеалу (правда, на словах) едины и власть и оппозиция – но мы все до сих пор продукт "совка" и нынешних наслоений (допустим. ислам и др. религии). Короче, народ, несмотря на демократическую риторику и свободу нравов, на показ по ТВ борек моисеевых и забитых под завязку подпольных борделей в обеих столицах и областных центрах… не любит, мягко говоря, персон с нетрадиционными пристрастиями и прочих извращенцев. Особенно в сфере политики. А так то, кто против? Пой птичка, пой. Танцуй, пиши вирши. Но только не политические воззвания. Ибо веры им не будет. Более того – это просто оскорбляет патриотические и прочие высокие гражданские чувства казахстанцев: "Ну вот, приехали. Нам теперь такие челы втирать будут за киргизов и за нас! Отвянь, болезный!". |