Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 15 апреля
Сегодня Консультативный совет по вопросам миграции и связям с соотечественниками при Мажилисе совместно с депутатской группой "Жаңа Қазақстан" провел круглый стол на тему "Миграционное законодательство Казахстана: пути совершенствования". Депутаты, представители государственных органов и неправительственных организаций обсудили проект Закона РК "О миграции населения", находящийся на рассмотрении Палаты. - С момента принятия в 1997 году действующий Закон "О миграции населения" трижды претерпел законодательные поправки, – сообщил во вступительном слове председатель Консультативного совета по вопросам миграции и связям с соотечественниками при Мажилисе Уалихан Калижанов. – О необходимости принятия нового Закона говорил и Глава государства. 28 августа 2007 года его Указом утверждена Концепция миграционной политики на 2007 – 2015 годы, в целях реализации которой разработан обсуждаемый законопроект. Свои предложения в проект внес и руководитель депутатской группы "Жаңа Қазақстан" Кайрат Садвакасов, которые были выработаны еще в мае 2009 года в Мажилисе по итогам круглого стола "Современные задачи миграционной политики". Депутат считает, что предлагаемые им поправки найдут свое отражение в новом проекте Закона. Касаются они присвоения статуса оралмана, выделения дополнительных льгот и компенсаций для этнических казахов, прибывающих не по квоте, а самостоятельно, предусмотрев для них перемещение их имущества через границу без взимания таможенных платежей, а также государственной поддержки частных предпринимателей из числа этнических казахов, прибываюших с целью постоянного проживания в республике. О приоритетах миграции в рамках обеспечения социальной стабильности доложил и ответил на депутатские вопросы председатель Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты РК Хабылсаят Абишев: "Глобализация экономики и неравномерность социально-экономического развития стран привели к тому, что миграция населения приобрела в современном мире беспрецедентное значение. Активным участником мировых миграционных процессов за годы независимости стала и Республика Казахстан. С распадом Советского Союза все союзные республики стали суверенными, отдельными государствами, но суверенитет в свою очередь принес и разрыв производственно-хозяйственных связей некогда единого производственного комплекса Союза. Это привело к остановке заводов, фабрик и тому следствие безработица, недостаток товаров народного потребления, отдельных продуктов питания, все это подтолкнуло население к стихийному миграционному движению. Каждый искал свой путь выживания, одни подались на историческую родину, другие в поисках работы переселялись в другие области, в другие государства началось великое перемещение народов во всем постсоветском пространстве. Огромное выбытие населения перетерпел и Казахстан, где пиком эмиграции был 1994 год, когда из страны за год выбыло около полумиллиона человек, что сравнимо с население таких городов как Караганда или Павлодар с Акмолой вместо взятых, при этом 2/3 выбывших составляли люди в активном трудоспособном возрасте. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), Казахстан относится к странам мира, где наблюдаются наиболее сильные миграционные процессы. В 90-х годах на долю нашего государства проходилось около 0,4 процента от общего числа международных мигрантов. В то же врем, численность населения Казахстана составляет примерно 0,003 процента всего мирового населения, разница в более чем сто раз. В результате миграции, Казахстаном был потерян естественный прирост населения, огромные потери трудовых ресурсов. За эти годы численность населения республики сократилось почти на 2 миллиона человек. За годы независимости Казахстана, участниками миграционных процессов оказались около четверти населения, т.е. это население практически не участвовало в производстве материальных благ, а только потребляло. Как видите, масштабы миграционных процессов в Казахстане огромные и их влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране ощутимое, притом, что республика уже сейчас испытывает давление иммиграционных потоков. В этой связи, с первых лет независимости, вопросы регулирования миграционных процессов оказались одним из важных направлений государственной политики. Основу миграционной политики Казахстана составляют: - Конституция Республики Казахстан, закрепившая право граждан на свободное передвижение и выбор места жительства, права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства; - ряд нормативных правовых актов по регулированию миграционных процессов, принятые в 1993-1995 годы; - Закон "О миграции населения", принятый в 1997 году; - Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2007 и 2007-2015 годы. Благодаря проводимой целенаправленной миграционной политике, миграционные процессы к началу нынешнего столетия стабилизировались. В рамках реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2007 годы было достигнуто: 1) положительное сальдо миграции и его увеличение в последующие годы:
(тыс.человек)
Годы | Количество прибывших | Количество выбывших | Сальдо миграции | 1994 | 70,4 | 447,1 | - 406,7 | 2001 | 34,4 | 104,3 | - 69,9 | 2004 | 68,3 | 65,5 | + 2,8 | 2005 | 74,3 | 52,2 | + 22,1 | 2006 | 67,4 | 33,9 | + 33,5 | 2007 | 53,4 | 42,4 | + 11,0 | 2008 | 47,6 | 45,2 | + 2,4 | 2009 | 42,2 | 34,3 | + 7,9 |
2) ежегодное увеличение этнических иммигрантов в рамках квоты иммиграции оралманов, утверждаемой Указом Президента Республики Казахстан. По состоянию на 1 января 2010 года в Казахстане проживают 201 309 семей или 789 339 этнических казахов. Все переселившиеся получили соответственную государственную помощь, установленную законодательством Республики Казахстан. В настоящее время миграционная ситуация в республике характеризуется: - ростом объемов трудовой миграции. В 2001 году было привлечено 10,7 тысяч, то в 2009 году – 31,0 тыс. человек в рамках квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, устанавливаемой ежегодно Правительством Республики Казахстан. В связи с растущей экономической привлекательностью Казахстана увеличивается количество трудовых мигрантов, желающих работать в Казахстане; - увеличением масштабов незаконной миграции. Геополитическое расположение Республики Казахстан, прозрачность границ со странами СНГ, благоприятный экономический климат, социально-политическая стабильность, либеральная международная миграционная политика являются основными факторами, способствующими незаконной миграции. В период легализации в 2006 году выявлено 164,5 тыс. иностранных граждан, незаконно осуществлявших трудовую деятельность на территории республики; - наличием беженцев. Присоединение к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, нестабильная социально-экономическая и общественно-политическая обстановка в ряде соседних государств обусловили присутствие беженцев в Республике Казахстан. По состоянию на 1 января 2010 года число признанных беженцев в Республике Казахстан составляет 622 человек или 243 семей; - интенсивной внутренней миграцией. Ее составляющими является миграция населения из сельских населенных пунктов в регионы с более высоким уровнем жизни и развитой инфраструктурой, из экологически неблагополучных регионов в регионы с лучшей экологической средой. С изменением миграционной ситуации в 2007 году принята новая Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы. Центральное место в миграционной политике Республики Казахстан занимает регулирование этнической миграции. Начиная с 1993 года, переселение этнических мигрантов регулируется установлением квоты иммиграции. Квота иммиграции оралманов в 2000-2001 годы составляла 500-600 семей в год, (2005 – 2008 гг. по 15 тыс.), на 2009 – 2011 годы, квота иммиграции оралманов увеличена до 20 тыс. семей в год. Квота иммиграции оралманов за 2004-2008 годы выполнена полностью, а в 2009 году выполнение составило 81,7 %, за год приняты 16336 семей или 62624 этнических казахов. В демографическом отношении более половины (54,1 %) прибывших оралманов – лица трудоспособного возраста. На долю детей до 18 лет приходится 41,2 % и пенсионеров – около 5% от общей численности оралманов. В основном семьи оралманов многодетные, что оказало позитивное влияние на демографическую ситуацию страны, способствовало росту численности населения, пополнению трудовых ресурсов. В соответствии с данными переписи населения в 2009 году на 1 января 2010 года численность населения Казахстана составила 16 миллионов 196,8 тысяч человек. За межпереписной период с 1999 года численность населения увеличилась на 1 миллион 22,9 тысяч человек, где соответствующая часть прироста обеспечена прибытием оралманов. В период с 1991 по 2009 год республика приняла более 1 млн. этнических иммигрантов, которые в первоочередном порядке получили разрешение на постоянное проживание и приобретение гражданства Республики Казахстан. Им оказывается финансовая поддержка за счет государственного бюджета в виде выплаты единовременного пособия, возмещения транспортных расходов за проезд и провоз имущества, выделения средств на приобретение жилья, первоочередная поддержка в трудоустройстве. На оказание социальной помощи оралманам за счет средств республиканского бюджета ежегодно предусматривается в среднем свыше 17 млрд. тенге. Этнические иммигранты до получения статуса иммигранта для проживания могут воспользоваться услугами центров временного размещения и центров адаптации и интеграции, где они получают бесплатные адаптационные услуги (изучение казахского и русского языков, правовые консультации, обучение восстребованным профессиям, повышение квалификации и переобучение). В 2009 году Центры адаптации и интеграции оралманов в гг.Караганда, Шымкент и с.Аксукент Южно-Казахстанской области посетили 230 семей в составе 645 человек. Из них 363 человека получили правовую консультацию, 341 человек обучались языкам, профессиональную подготовку прошли 159, переподготовку – 83 и трудоустроены 44 человек. В целях проведения дальнейшей политики по успешной адаптации оралманов, в марте 2010 года завершено строительство типового Центра адаптации в г. Актау Мангистауской области, который отвечает всем современным требованиям по организации представления адаптационных услуг. Для создания благоприятных условий переселения с одновременным учетом интересов государства в регулировании миграционных процессов, реализуется разработанная и принятая в соответствии с поручением Главы государства Программа "Нұрлы көш". Главной задачей Программы является рациональное расселение на добровольной основе этнических казахов, соотечественников, проживающих за рубежом, и граждан Казахстана, проживающих в неблагоприятных регионах страны в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников Проекта. Данная Программа предусматривает определение зон расселения в соответствии с действующими программными документами, принятие комплекса социально-экономических и организационных мер, стимулирующих расселение и обеспечивающих адаптацию и интеграцию участников Программы "Нұрлы көш" в соответствующих зонах расселения, разработку механизмов кредитования строительства или покупку жилья, дифференцированных по составу участников Программы и зон расселения. Решение об участии, выбор места проживания и работы в зонах расселения участником Программы осуществляется на добровольной основе. При этом численность этнических казахов, привлекаемых в качестве участников Программы, будет определяться в рамках ежегодной квоты оралманов. Численность соотечественников – участников Программы – будет включена в квоту привлечения иностранной рабочей силы. Численность граждан Казахстана, проживающих в неблагополучных территориях страны, будет определяться на основе квоты для внутренних мигрантов, которая будет формироваться исходя из потребностей зон расселения на основе спроса работодателей на конкретные виды специальностей и с учетом реализации прорывных проектов. В принятой Программе для каждой из вышеуказанных категорий предусматривается определенная социальная поддержка. В отличие от существовавшей социальной поддержки оралманов, участники Программы и члены их семей получат право на социальную поддержку, дифференцированную по категориям участников Программы и зонам расселения. Социальная поддержка включает для: 1) этнических иммигрантов: - приоритетное включение в квоту иммиграции оралманов, имеющих соответствующее образование, квалификацию и опыт работы в том или ином секторе экономики; - бесплатное предоставление адаптационных услуг (за счет средств республиканского бюджета); - выплату единовременного пособия, возмещение расходов по проезду и провозу имущества (за счет средств республиканского бюджета) дифференцированного по осям расселения. Для определения размеров единовременного пособия будут установлены поправочные коэффициенты (для макрозон Северной оси – 2,0; Центральной – 1,0; Южной – 1,7); 2) граждан Казахстана, проживающих в неблагополучных районах страны: профессиональную подготовку и переподготовку (за счет средств местных бюджетов); 3) бывших граждан Казахстана – соотечественников: - предоставление права на постоянное проживание и приобретение гражданства Республики Казахстан. Для всех участников Программы предусматриваются равные условия по обеспечению жильем. Строительство жилья осуществляется на средства республиканского бюджета, которое дается местным исполнительным органам и СПК. Через АО "ЖССБК" предоставляется оралманам кредит на приобретения жилья в размере 4,5% годовых. При строительстве жилья используются трудовые ресурсы самих оралманов, которое, в конечном итоге дает снизить кв.м жилья до 350 долларов США. Для обеспечения своевременности погащения кредита, оралманы будут трудоустроены. В необходимых случаях выделяются кредиты по низким процентным ставкам на введения личного хозяйства, на открытия коммерческих дел. Также, предусмотрены обучения и повышения квалификации оралманов в рамках проектов "Дорожной карты". В рамках Программы "Нұрлы көш" в 2009 году реализованы 3 пилотных проекта (г.Шымкент Южно-Казахстанской области, село Красный Яр Акмолинской и г. Курчатов Восточно-Казахстанской областей). В микрорайоне "Асар" в г.Шымкент в настоящее время полностью закончено строительство 532 жилых домов, а в остальных 43 домах ведутся отделочные работы. Для участия в данном проекте поступило 575 заявлений, заселились 150 семей. Остальные заявления рассматриваются жилищной комиссией. В селе Красный Яр г. Кокшетау Акмолинской области рабочей комиссией завершены строительство 138 двухквартирных домов. Для участия в данном проекте поступило 218 заявлений, заселились 95 семей. В городе Курчатове Восточно-Казахстанской области идет восстановительные работы 200 квартир, на сегодняшний день принято 166 заявлений на участие в пилотном проекте, заселились 8 семей. В 2010 году строительство жилья по данной программе планируется в Акмолинской области (г.Степногорск), Актюбинской (с.Коктау), Восточно- Казахстанской (г.Усть-Каменогорск), Костанайской (п.Заречный), Северо-Казахстанская (с.Байтерек) и Южно-Казахстанская (мкр. "Асар" г.Шымкент). Принятые меры позволят улучшить социально-психологическое состояние наших соотечественников и их быстрейшую адаптацию и интеграцию в казахстанское общество. Трудовая миграция С ростом экономики, социальной стабильностью и либеральной миграционной политикой Казахстан стал центром притяжения трудовых мигрантов. Экономическим стимулом миграции в Казахстан явились динамичность рынка труда и разнообразие предоставляемых рабочих мест, относительно высокий уровень заработной платы в стране по сравнению с ее соседями. Привлечение в казахстанскую экономику иностранных работников является одним из важных вопросов государственной миграционной политики, создающей условия для обеспечения конкурентноспособной экономики квалифицированной рабочей силой. Тенденция к увеличению трудовой миграции в Казахстане достаточно четко прослеживается на протяжении последних лет. Миграционная политика по регулированию трудовой миграции предполагает привлечение высококвалифицированных зарубежных кадров для работы в отраслях, стратегически определенных государством приоритетными. В этой связи вопрос управления трудовой миграцией на сегодняшний день для Казахстана становится все более актуальным, как и во всех странах, принимающих и посылающих трудовых мигрантов. В настоящее время рынок труда республики характеризуется устойчивым снижением уровня безработицы и ростом численности занятого населения. Вместе с тем, республика, располагая значительными ресурсами, не может использовать их в полном объеме, и вынуждена привлекать иностранных специалистов и компании. Связано это с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков среди местного населения. Если в 2001 году было привлечено 10,7 тыс. иностранных работников, а в 2008 году привлечение достигло 54,2 тыс. единиц, увеличение в 5 раз. За 2009 год привлечение составило 31,0 тыс. иностранной рабочей силы. География привлечения ИРС обширная, в 2009 году привлечено ИРС из более ста государств. Лидирующие страны-импортеры рабочей силы, привлекаемой в республику: Турция – 23,3% (7201чел.), Китай – 22,1% (6856), Индия – 7,7% (2398), Великобритания – 6,5% (2017), Италия – 4,8% (1493), Россия – 4,1% (1276). Сферами применения иностранной рабочей силы являются строительство (57,3%), горнодобывающая (10,7%) и обрабатывающая (8,9%) промышленности. В региональном аспекте преобладает ввоз иностранной рабочей силы в города Астана (25,0%) и Алматы (22,2%), Атраускую (33,6%), Мангистаускую (10,0%), Алматинскую (8,3%), Западно Казахстанскую (6,2%) области, города Алматы (17,7%) и Астана (13,9%), т.е. в регионы нефте-газовой отрасли и развития строительства. В целях регулирования процессов трудовой миграции и защиты внутреннего рынка труда ежегодно Правительством Республики Казахстан устанавливается квота на привлечение иностранной рабочей силы. Квота на привлечение иностранной рабочей силы распределяется между областями и городами Астана, Алматы. Вместе с тем, законодательством Республики Казахстан выделение целевой квоты и выдачи разрешений для граждан отдельного государства не предусмотрено. Квотирование иностранной рабочей силы позволяет эффективно ограничивать и распределять привлекаемую иностранную силу с учетом ситуации на рынке труда и потребностей экономики в квалифицированных трудовых ресурсах. Министерством на постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере привлечения иностранной рабочей силы. За 2008 – 2009 годы дважды вносились изменения в Правила определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан. Правила направлены на обеспечение приоритетного привлечения высококвалифицированной рабочей силы, а также прозрачности разрешительных процедур, связанных с привлечением иностранной рабочей силы. В частности обеспечение потребности экономики в высококвалифицированной иностранной рабочей силе будет осуществляться путем регулирования качественного состава привлекаемой иностранной рабочей силы, предусматривающее: - дифференцированный подход при установлении квоты по категориям; - обеспечение прозрачности и упрощения процедур выдачи разрешений на привлечение высококвалифицированной иностранной рабочей силы; - выдачу персонифицированного (на физическое лицо) разрешения на иностранного работника; - внедрение балльной оценки квалификационных характеристик привлекаемого иностранного специалиста с учетом следующих критериев: образование, стаж работы по профессии, наличие (отсутствие) спроса на конкретную специальность (профессию) на рынке труда. Результаты балльной оценки будут учитываться уполномоченным органом при принятии решения о выдаче разрешения. Для создания благоприятных условий для притока инвестиций упрощен порядок привлечения: для первых руководителей юридических лиц Республики Казахстан, в уставном капитале которых доля участия иностранных юридических и (или) физических лиц составляет не менее 50 %; для членов совета директоров акционерных обществ Республики Казахстан, в которых не менее 50 % акций принадлежит государству либо иностранным юридическим или физическим лицам; 3) преподавателей и научных работников высших учебных заведений и научных организаций; 4) иностранных работников организациями, участвующими в реализации проектов в рамках Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана". При привлечении данной категории иностранных работников не осуществляется поиск на внутреннем рынке труда. Кроме того, при привлечении первых руководителей юридических лиц Республики Казахстан и членов совета директоров акционерных обществ Республики Казахстан, в которых доля участия иностранных юридических и (или) физических лиц составляет не менее 50 %: - разрешения для привлечения данной категории иностранных работников выдаются на срок действия трудового договора. Важной особенностью новых Правил является то, что в случае отклонения работодателем кандидатуры казахстанских граждан с соответствующим профессиональным образованием и опытом работы, претендующих на занятие вакантного рабочего места квалифицированного рабочего по причине недостаточности у них специальных знаний, навыков, то разрешение на привлечение иностранного работника выдается на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации казахстанских граждан, кандидатуры которых отклонены либо из числа работников работодателя с дальнейшей заменой иностранной рабочей силы местными кадрами. В 2009 году, в условиях мирового кризиса, в целях улучшения ситуации на рынке труда южных регионов республики, содействия занятости местного населения и снижения социальной напряженности не привлекалась иностранная рабочая сила по 4 категории (рабочие, занятые на сезонных сельскохозяйственных работах в соответствии с международными договорами о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов). Это условие сохранено и на 2010 год. Наряду с легальной трудовой миграцией в Казахстане получило значительное распространение трудовая миграция в ее нелегальной форме, которая является серьезной проблемой для нашего государства. Нелегальные мигранты оказывают существенное влияние на местные рынки труда и государство несет значительные убытки в виде неоплаченных налогов и прямой утечки наличных денег за рубеж. В результате разовой акции в 2006 году легализовано более 160 тысяч незаконных трудовых мигрантов. Из них, из Узбекистана – 71,1%, Кыргызстана – 14,5%, России – 6,5%, Таджикистана – 2,8%, другие страны – 4,9%. В целом разовая акция способствовала урегулированию правового статуса трудовых мигрантов и их социальной защиты, пополнению бюджета путем налогообложения трудовых мигрантов, снижению теневого сектора рынка труда, минимизации условий для коррупций, а также снижению риска ухудшения в целом криминогенной ситуации. Важным аспектом в миграционной политике является регулирование внутренней миграции. Внутренняя миграция – это межобластная и внутриобластная миграция. Внутренняя миграция представляет собой самовольное перемещение граждан Республики Казахстан из одного региона в другой вследствие экономических, социальных, экологических и др. обстоятельств. С 1993 по 2009 годы оборот внутренней миграции составил более 4-х миллионов человек. В целом ежегодно по республике во внутреннем перемещении участвуют более 300 тысяч человек, в 2009 году 363,1 тысячи. Интенсивность внутренней миграции не снижается, остается высоким отток населения из отдельных областей – Акмолинской, Актобинской, Южно-Казахстанская, Жамбылской, Восточно-Казахстанской области. С другой стороны сформировались регионы, принимающие население в результате межобластной миграции. В первую очередь это города Алматы и Астана, а также Алматинская, Атырауская, Мангистауская области. Такая ситуация сложилась в результате оттока населения из сельской местности в городские поселения. В этой связи сохраняется высокая интенсивность миграции сельского населения из-за интенсивности сельско-городской внутриреспубликанской миграции. В перемещениях наиболее подвижно коренное население: удельный вес казахов во внутриреспубликанской миграции за последние 3 года составил 76%. Продолжается процесс урбанизации, но преимущественно из-за негативных обстоятельств тяжелого положения в аграрном секторе и недостаточного социально – экономического развития села. Внутреннее перемещение населения в большой мере приобретает стихийный характер и нуждается в государственном регулировании. Основной причиной внутреннего перемещения населения остается неблагополучная социально-экономическая ситуация в местах прежнего проживания (отсутствие работы, отдаленность от городов, отсутствие соответствующей инфраструктуры населенного пункта и др. За последние годы обозначились существенные проблемы стихийных поселений, так называемый самострой внутренних мигрантов, вокруг больших городов, типа (Шанрак, Бакай) в Алматы, (Ондирис) в Астане и другие, в которых предстоит работа по решению их проблем. В 2009 году в межрегиональной миграции участвовали 171051 чел., в региональной миграции – 192072 чел., всего – 363123 человек. В межобластном обмене отрицательное сальдо миграции составляет по Акмолинской области – (- 6586), Актобинской (- 4093),Южно-Казахстанской –(-14157), Жамбыльской – (-7076), Восточно-Казахстанской – (-6529). Положительное сальдо миграции в Алматинской области – (+501), Атырауская – (+224), Мангистауской области – (+3256), в городах Алматы – (+14607) и Астаны – (+32194). Сальдо миграции в городских поселениях составляет (+53066), а отрицательное сальдо в сельской местности – (- 53066). Для урегулирования внутренней миграции, целесообразно: - создание экономических условий (обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда) для повышения территориальной мобильности рабочей силы; - разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда; - мониторинг экологической обстановки регионов, в частности, наличия чистой питьевой воды, загрязненности окружающей среды, а также социальной и экономической его депрессивности. В связи с чем разработана и принята вышеуказанная Программа "Нұрлы көш", внесены дополнения в проект Закона Республики Казахстан "О миграции населения" в новой редакций. Как член мирового сообщества, Казахстан принимает активное участие в решении проблем беженцев. Выражая приверженность страны целям и принципам, закрепленным Уставом ООН и Всеобщей Декларацией прав человека, был принят Закон Республики Казахстан "О присоединении Республики Казахстан к Женевской Конвенции 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу к ней от 1967 г., касающемуся статуса беженцев" от 15 декабря 1998 года. В Республике Казахстан статус беженца предоставляется на один год и через год статус пересматривается и продлевается или дается отказ в продлении статуса. Лица, получившие отказ, добровольно или в принудительном порядке выдворяются из территории Казахстана. По состоянию на 1 января 2010 года число признанных беженцев в Республике Казахстан составляет 622 человек или 243 семей. Из них: - по национальному составу контингент беженцев составляет: хазара -104 чел., пуштуны – 142 чел., таджики – 338 чел., узбеки – 26 чел., др. национальности – 12 чел.; - по странам выбытия: 618 человек – выходцы из Афганистана, 1 – из Сомали, 1 – из Нигерии, 2 гражданина из Эфиопии; В целом по республике беженцы зарегистрированы в 2-х регионах: в Южно-Казахстанской области (15,3%) и г. Алматы (84,6 %). Основная часть беженцев работает в различных структурах или самозаняты. Более уязвимой ее части, оказывают помощь международные организации – УВКБ ООН, Красный крест. Беженцы в Республике Казахстан проживают без каких-либо притеснений со стороны государства и им обеспечено законное пребывание в Казахстане до изменения обстоятельств, обративших их в бегство. Регулирование вопросов беженцев осуществляется на основе принятого в 2009 году Закона Республики Казахстан "О беженцах". Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан постоянно работает над совершенствованием механизма регулирования миграционных процессов в Республике Казахстан, содействием этническим, трудовым и внутренним мигрантам в получении разрешительных документов, правовое и иное сопровождение. В целях совершенствования миграционной политики, с учетом проблемных вопросов текущей ситуации в этой сфере, Министерством разработан проект закона "О миграции населения" в новой его редакции. Основная задача данного законопроекта – внедрить в себя все лучшее из международного опыта, осуществить коренной перелом не только в вопросах внешней миграции, но и внутренней миграции. Урегулировать эти вопросы в правовом поле, чтобы жизнь переселенцев на исторической родине или в другом регионе страны с первого же дня их переселения становилась более привлекательной, добротной и качественной. Уважаемые дамы и господа! Миграция – это постоянный процесс, видоизменяющийся в соответствии с изменением социально-экономической ситуации в странах выбытия и прибытия. В этой связи выявление причин миграции, направление ее в позитивное русло работа всех специалистов государственных органов и результаты сегодняшней нашей встречи, обмен мнениями помогут Вам в работе по регулированию миграционных процессов, тем самым позволять обеспечить стабильность в обществе, нашу безопасность". |