NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:24 ast
13:24 msk

Стратегия-2020: новое десятилетие на основе эффективного государственного управления
К.Нурпеисов: Благодаря выверенной логике административных реформ к сегодняшнему дню в республике удалось сформировать достаточно эффективную модель государственной службы. По ряду параметров она ничуть не уступает зарубежным аналогам
20.04.2010 / политика и общество

Кайрат НУРПЕИСОВ, председатель Агентства РК по делам государственной службы, "Казахстанская правда", 20 апреля

В своих ежегодных Посланиях Глава государства Нурсултан Назарбаев подводит основные итоги минувшего периода в деятельности нашей страны и ее граждан, обозначает стоящие перед государством основополагающие задачи. Поэтому каждое из обращений Президента к народу становится знаменательным событием в жизни республики. Не стало исключением и нынешнее Послание, которое в полном смысле имеет стратегическое для казахстанского общества значение и нацелено на перспективу. Оно обозначило завершение первого десятилетнего плана по воплощению Стратегии "Казахстан-2030" и начало реализации нового десятилетнего плана развития страны. Глава государства как национальный лидер мобилизовал все общество на решение конкретных задач в рамках четко и емко обозначенных ориентиров развития нашей страны. Эти задачи реально выполнимы, так как для этого у Казахстана есть достаточный экономический потенциал и человеческие ресурсы.

2010 год – важнейший рубеж
За прошедшее десятилетие на основе принятого стратегического курса наша республика совершила качественный прорыв в своем развитии. Такого результата Казахстану было бы трудно достичь без реализации одного из приоритетов Стратегии "Казахстан-2030" по формированию профессионального Правительства. Данная стратегическая задача предполагает создание современной государственной службы, способной эффективно реализовывать функции государства.
Для ее решения еще в конце 1990-х годов Казахстан приступил к проведению глубоких и поэтапных административных реформ, напрямую затронувших систему государственной службы. Так, за прошедшие годы создано Агентство по делам государственной службы, принят ряд важных законов – "О государственной службе", "О борьбе с коррупцией", "Об административных процедурах", а также Кодекс чести государственных служащих.
Необходимо отметить, что благодаря выверенной логике административных реформ к сегодняшнему дню в республике удалось сформировать достаточно эффективную модель государственной службы. По ряду параметров она ничуть не уступает зарубежным аналогам, имея большой потенциал для дальнейшего развития. По оценке международных организаций и экспертов, наша страна значительно приблизила свое законодательство в этой сфере к современным международным стандартам.
Так, поступление на государственную службу у нас осуществляется на конкурсной основе. Согласно Конституции, каждый гражданин имеет право и возможность без какой бы то ни было дискриминации, необоснованных ограничений допускаться к государственной службе. Эта норма называется принципом равного доступа.
В стране действует кадровый резерв политической и административной государственной службы. Законодательно закреплена защита административных государственных служащих от необоснованных увольнений. Много внимания уделяется и социальной защите госслужащих. Те из них, кто показывают хорошие результаты, поощряются. Все это позволило сделать работу наших госорганов более прозрачной и повысить профессионализм государственных служащих.
Известно, профессионализма кадров невозможно достичь без их постоянной подготовки и переподготовки. Этим в Казахстане занимается Академия государственного управления при Президенте и недавно созданная Национальная школа государственной политики. Ряды государственных служащих также пополняются молодыми специалистами, проходящими обучение по программе "Болашак".
В целом предъявляемые к государственным служащим требования год от года возрастают. К примеру, сегодня, в эпоху информационного общества, предпочтительным является владение информационными технологиями. Большое значение также придается этической составляющей их работы. Каждый служащий должен уметь работать с обращениями граждан, вникать в их проблемы и принимать в рамках своих полномочий все усилия для их решения. При этом в своей работе госслужащие должны руководствоваться только интересами государства и общества, проявлять в любой ситуации качества патриота, политической нейтральности и верности закону.
Конечно, такие требования к госслужащим были актуальны и десять лет назад. Однако сегодня, когда Казахстан перешел к очередному этапу своего развития, они звучат по-особому.

Ориентир на будущее
Предстоящие десять лет станут периодом новой идеологии и стратегии опережающего развития нашей республики. Учитывая усиливающуюся роль государства в этот период, особое значение приобретает повышение качества государственного управления. Поэтому в Стратегическом плане-2020 определены приоритетные направления по его реформированию. Государственный аппарат должен работать на принципах результативности, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта.
Это очевидно, так как экономику нового десятилетия будут строить квалифицированные и компетентные кадры. Этим пронизана вся идеология Стратегического плана. Мы должны привлекать на государственную службу настоящих профессионалов. Об этом постоянно говорит Глава государства. Этого требует сама жизнь.
Словом, в ходе решения основных задач нового периода мы не должны сталкиваться с управленческим непрофессионализмом и тормозиться им. Напротив, наработанный за предыдущие годы управленческий профессионализм должен подняться на более высокий уровень. Это означает, что в идеологии государственного управления надо переходить к признанию приоритета человеческого потенциала. Есть все основания полагать, что личность госслужащего, ее деловые, нравственные и интеллектуальные качества будут играть все возрастающую роль.
Между этими двумя факторами – человеческим потенциалом и качеством государственного управления – существует как прямая, так и обратная связь. Она заключается в следующем. Только обладая высокопрофессиональными кадрами, можно ожидать повышения эффективности работы государственных институтов. И наоборот, повышение эффективности госуправления является важнейшим мерилом и "лакмусовой бумагой", определяющей повышение качества человеческих ресурсов. От удачного соотношения этих составляющих зависят своевременность и правильность принимаемых государственных решений.
От того, насколько быстро мы сегодня осознаем значение этих требований нового времени, о которых постоянно говорит Глава государства, зависят темпы развития нашей страны. Будущность нашего государства и общества в целом.

Профессионализм – требование времени
В соответствии со Стратегией-2020 реформа государственной службы будет сфокусирована на ее профессионализации. У Агентства по делам государственной службы уже есть видение того, как это можно сделать.
Так, система управления персоналом государственной службы будет строиться согласно этапам прохождения госслужбы, начиная с конкурсного отбора и заканчивая карьерным продвижением. В частности, будут приняты меры по совершенствованию порядка поступления на государственную службу. Это потребует внедрения определенных новшеств в систему конкурсного отбора. Здесь надо будет учесть как нашу предыдущую десятилетнюю практику, так и реалии.
В рамках совершенствования системы профессионального развития государственных служащих планируется внедрение ежегодных индивидуальных планов. Здесь должны учитываться результаты работы госслужащих, их аттестации, проводиться подбор программ обучения, прогнозироваться карьерное продвижение. Обучение каждого госслужащего должно носить постоянный характер, то есть осуществляться в течение всей его профессиональной карьеры с целью обретения новых навыков и знаний.
В данном случае важную роль должны играть кадровые службы государственных органов. Необходимо будет разработать единые стандарты работы кадровых служб, наделить их функциями кадрового менеджмента. Проще говоря, наши кадровые службы должны не только и не просто вести учет кадров, но и реально управлять кадрами в рамках своих ведомств.
Важным подспорьем в карьерном продвижении государственных служащих должна играть их ротация по линии "центр – регион", о чем говорил Президент в конце января текущего года. Проводимая сейчас между центральными государственными и местными исполнительными органами ротация кадров очень важна для страны. Как отметил Глава государства, при решении задачи по индустриально-инновационному развитию основной центр тяжести придется на регионы. Поэтому мы должны укрепить их в кадровом отношении. Именно в этом заключается основной смысл ротации, о которой сейчас часто стали говорить.
Ротация кадров на государственной службе успешно применяется во многих странах. К примеру, правительство Финляндии приняло проект "Стратегия по осуществлению ротации", согласно которому к 2015 году в этой стране планируется перевести от 4 000 до 8 000 государственных служащих в регионы. Можно привести и ряд других схожих примеров, которые свидетельствуют, что ротация положительно сказывается на функционировании государственного аппарата. Ведь длительное пребывание на одном месте снижает трудовую мотивацию госслужащих. Это также ведет к тому, что служащий ограничивает кругозор рамками одного участка и перестает обогащать свою деятельность новыми методами управления. Смена же мест дает ему возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям.

В повестке дня – потребители государственных услуг
Наше государство сегодня выстраивает качественно новую модель государственного управления, где во главу угла поставлены интересы потребителей государственных услуг. Главой государства подписан Указ "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы". В соответствии с этим документом за нашим агентством закреплена функция проведения оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов по таким направлениям, как оказание государственных услуг и управление персоналом.
Хочу отметить, что критериями оценки оказания государственных услуг являются качество, своевременность, доступность, процесс обжалования, вежливость, оказание госуслуг в электронном формате. В оценке качества будут использованы социологические опросы потребителей государственных услуг, статистические данные. Для проведения опроса станут привлекаться независимые эксперты и неправительственные организации. Это общепринятая мировая практика.
В прошлом году агентством уже проведено социологическое исследование по оценке качества государственных услуг. Методом анкетирования состоялся опрос населения, а также представителей СМИ и НПО. Согласно результатам, наиболее распространенной проблемой, с которой сталкиваются наши граждане при обращении в государственные органы, является волокита.
В целом нам еще очень много нужно сделать в этой сфере, в том числе решить одну из главных задач – временной фактор. Разумеется, длительные сроки предоставления услуг недопустимы.
Здесь важно учесть, что одним из условий совершенствования государственной службы является изменение ментальности госслужащих. На практике, будучи нанятыми государством, они призваны от его имени оказывать государственные услуги гражданам. Со своей стороны граждане, являясь плательщиками труда госслужащих, имеют право ожидать от последних качественного предоставления этих услуг.
От грамотного выполнения этой задачи во многом зависит уровень доверия граждан к госслужащим. Доверия, которое является не только критерием оценки деятельности госслужащих, но и мерилом их имиджа в обществе. Важно понимать, что имидж невозможно навязать, его можно только заслужить.
Что касается оценки управления персоналом, то она включает в себя такие критерии, как подбор, обучение и развитие, мотивация персонала, соблюдение этических норм госслужащими, уровень коррумпированности. Здесь нами будут использованы результаты мониторинга персонала государственной службы, опросы персонала госорганов, статистика коррупционных правонарушений и нарушений Кодекса чести госслужащих.
Таким образом, со вступлением в силу указа Президента задействован дополнительный механизм по повышению эффективности работы государственных органов. Уверен, это станет значимым подспорьем в той большой работе, которая проводится в рамках дальнейшей профессионализации государственной службы в нашей стране.
Подводя итоги, следует сказать, что государственная служба не есть "вещь в себе". Напротив, она, пронизывая всю систему государственного управления, призвана обеспечить эффективность самого государства. На сегодняшний день казахстанская государственная служба характеризуется динамичностью реформ в этой сфере. Это признают многие эксперты, в том числе зарубежные. Однако мы не должны останавливаться на достигнутом. Сегодня нам необходимо вырабатывать и реализовывать новые подходы по дальнейшей модернизации государственной службы. Словом, креативно мыслить и действовать. Только в таком случае все задачи, поставленные Главой государства в рамках Стратегии-2020, будут успешно выполнены.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2010
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 30.04.2010
Совещание в Министерстве связи и информации РК 30.04.2010
"В ходе разработки Доктрины национального единства Казахстана рассмотрено более 500 предложений" 30.04.2010
Казахстан-Австрия: в повестке дня – ОБСЕ, двустороннее сотрудничество 30.04.2010
Рубежи казахстанской науки 30.04.2010
В Астане состоялось очередное заседание инспекции Совета безопасности РК 30.04.2010
Мониторинг ЕНСЗ выявил нехватку медиков, лекарств, слабое техобеспечение медучреждений в селах 30.04.2010
Политические предпочтения казахстанцев: все предсказуемо и стабильно 30.04.2010
Медведи в "медовой ловушке" 30.04.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz