NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 23:48 ast
21:48 msk

Новый импульс в развитии законодательного обеспечения в сфере жилищных отношений
Е.Нигматулин: Необходимо признать, что сегодня социально-значимые нормы Закона, такие как вопросы по оказанию жилищной помощи, созданию на местах жилищной инспекции, контролю за состоянием общего имущества объектов кондоминиума и другие реализуются не в полной мере
23.04.2010 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 22 апреля

Необходимо признать, что сегодня, социально-значимые нормы Закона, такие как вопросы по оказанию жилищной помощи, созданию на местах жилищной инспекции, контролю за состоянием общего имущества объектов кондоминиума и другие реализуются не в полной мере.
Об этом заявил сегодня заместитель руководителя фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Ерлан Нигматулин при открытии в Парламенте круглого стола на тему "Практические аспекты реализации законодательства, регулирующего жилищные отношения".
Обращаясь к участникам, депутат сказал: "Сегодня, Совет по связям с общественными организациями при Фракции НДП "Hyp Отан" в Мажилисе Парламента проводит круглый стол, посвященный актуальной теме, затрагивающей интересы всех граждан – сфере жилищных отношений.
Как вам известно, в целях проведения системных преобразований в жилищном секторе 8 июня 2009 года Главой Государства подписан Закон по вопросам жилищно-коммунальной сферы. Депутаты хорошо помнят все сложности прохождения и принятия данного закона в стенах Мажилиса, ключевыми вопросами которого являлись:
-определение механизма финансирования поддержания состояния и обновления существующего жилищного фонда;
-обеспечение надлежащего ремонта общего имущества объектов кондоминиума (крыш, подвалов, лифтов и общедомовых сетей);
-внедрение механизма оказания жилищной помощи и государственной поддержки малообеспеченных граждан;
-изготовление технического паспорта на объект кондоминиума на безвозмездной основе;
и установление полномочий жилищной инспекции по организации технического обследования общего имущества объекта кондоминиума.
Уважаемые коллеги, к сожалению, необходимо признать, что сегодня, социально-значимые нормы Закона, такие как вопросы по оказанию жилищной помощи, созданию на местах жилищной инспекции, контролю за состоянием общего имущества объектов кондоминиума и другие реализуются не в полной мере. Хотя для реализации государственной политики по развитию и реформированию жилищно-коммунального хозяйства в прошлом году Указом Президента было создано самостоятельное Агентство Республики Казахстан.
В связи с чем, хотелось бы отметить, что помимо законодательного закрепления норм в данной сфере, необходима их своевременная реализация. Поэтому сегодняшний круглый стол, проводимый Советом, возглавляемый депутатом Доскаловым Валерием Алексеевичем с участием видных ученых, экспертов, представителей регионов, министерств и ведомств, думаю придаст новый импульс в развитии законодательного обеспечения в сфере жилищных отношений, основанного на Вашем накопленном опыте, а также практическому его внедрению".
Эти и другие вопросы по данной теме обсуждены с принятием рекомендаций при участии депутатов Мажилиса Парламента РК, председателя Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, заместителей акимов областей, городов Астаны и Алматы, представителей общественных объединений (КСК) (тезисы некоторых выступающих):
* * *
Серик Нокин – председатель Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства:
"Одним из важных направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение ремонта общего имущества объектов кондоминиума.
Здесь основными проблемами являются отсутствие накоплений в КСК на проведение ремонта и высокий уровень неплатежей граждан.
Для решения этих проблем в прошлом году принят Закон "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунальной сферы".
Данный закон, наряду с прочими нормами, предусматривает новый механизм оказания жилищной помощи малообеспеченным гражданам – без предварительной оплаты расходов и выплаты бюджетных средств на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Для того, чтобы этот механизм начал действовать, в декабре прошлого года Правительством утверждены Правила предоставления жилищной помощи.
На их основе Маслихаты должны были утвердить свои региональные правила. На сегодняшний день это сделано только в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.
В то же время даже при наличии региональных Правил, но при отсутствии жилищной инспекции, граждане данную помощь на ремонт общего имущества не смогут получить.
Дело в том, что по Закону, смету расходов на ремонт общего имущества, производимого за счет жилищной помощи, должна согласовать жилищная инспекция.
Пока эти инспекции созданы в городах Астана и Алматы, в Актюбинской, Атырауской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областях.
Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что только при наличии Правил и жилищной инспекции акиматы на законном основании смогут направлять средства местного бюджета на ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов через жилищную помощь.
С целью разъяснений положений Закона в Астане в ноябре 2009 года в филиале "Бирлик" НДП "Нур Отан" были проведены общественные слушания на тему "Жилищно-коммунальное хозяйство, проблемы и пути их решения".
По итогам Правительственного часа в Мажилисе Парламента 25 января текущего года депутатами были даны рекомендации акимам областей, городов Астаны и Алматы по созданию жилищных инспекций и принятию новых Правил жилищной помощи.
Для реализации данных рекомендаций проведены выездные совещания в городах Алматы, Кокшетау, Актау, Актобе, Атырау, Караганда, Кызылорда, Павлодар, Тараз, Шымкент и Уральск.
Считаем, что акимам регионов необходимо ускорить принятие новых Правил и создание жилищных инспекций.
При этом следует учесть, что обязанность по сохранению жилищного фонда возложена на местные исполнительные органы еще в 2001 году Законом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В связи с чем, предложения отдельных акиматов, к примеру, Костанайской области, по увеличению штатной численности в связи с новыми функциями Министерством экономического развития и торговли не поддерживается.
Особое место в работе Агентства занимают вопросы развития жилищного строительства.
За счет поддержки долевого строительства в 2009 году был обеспечен ввод жилья в объеме 6,3 млн. кв. метров.
В текущем году также будет обеспечен запланированный ввод жилья в объеме 6,2 млн. кв. метров.
В 2011 году общий объем жилищного строительства может существенно снизиться, так как отсутствуют заделы строительства коммерческого жилья.
Для сохранения темпов жилищного строительства Главой государства поручено использовать потенциал жилищных строительных сбережений граждан.
Агентством совместно с АО "Жилищный строительный сберегательный банк" и акиматами разработаны схемы строительства и реализации жилья.
Согласно схеме Жилстройсбербанк должен сформировать пул вкладчиков, желающих купить жилье по определенной стоимости и классу комфортности, а акимат должен выделить земельные участки с подведенной инженерной инфраструктурой.
При строительстве и реализации жилья через местный исполнительный орган Жилстройсбербанк направляет ему заявки на строительство жилых домов.
Акимат за счет кредитов из республиканского бюджета производит строительство жилых домов.
После ввода жилого дома в эксплуатацию местный исполнительный орган заключает договоры купли-продажи с вкладчиками Банка, а Жилстройсбербанк перечисляет местному исполнительному органу средства вкладчиков.
Местный исполнительный орган погашает кредит из республиканского бюджета.
При строительстве и реализации жилья через частного инвестора используется аналогичный механизм, только частный инвестор производит строительство жилых домов за счет собственных и заемных средств.
Реализацию данных механизмов предусмотрено начать уже в текущем году в виде пилотных проектов во всех регионах республики. Для чего Агентством внесена бюджетная заявка в Министерство финансов на кредитование местных исполнительных органов. (всего – 35,5 млрд. тенге, в том числе в 2010 году – 14,7 млрд. тенге, в 2011 году – 20,8 млрд. тенге)
Крайне важно начать кредитование акиматов уже в первом полугодии текущего года с целью создания заделов строительства, которые позволят сохранить темпы жилищного строительства в следующем году.
На сегодня в четырех регионах отрабатываются вопросы использования средств вкладчиков Жилстройсбербанка при строительстве жилья частными инвесторами. Это города Астана и Алматы, Костанайская и Кызылординская области.
Считаем необходимым акиматам проработать это перспективное направление и в других регионах.
В соответствии с поручениями Главы государства проводится работа по поддержке долевого строительства жилья.
Под руководством Первого заместителя Премьер-Министра Шукеева У.Е. на постоянной основе действует рабочая группа для оперативного руководства деятельностью акиматов по долевому строительству
Аналогичные рабочие группы (межведомственные комиссии) в соответствии с Планом первоочередных действий созданы во всех регионах, где имеется долевое строительство.
Результатом деятельности рабочих групп является выявление всех сдерживающих факторов и их причин и принятие конкретных мер по каждому объекту.
В целях мониторинга строительно-монтажных работ, силами Агентства проводятся еженедельные объезды по объектам в городах Астане и Алматы, где сосредоточено более 90% объектов долевого строительства.
По результатам объездов проводятся совещания и принимаются оперативные меры по решению проблемных вопросов.
Благодаря принятым мерам, на 1 апреля 2010 года из 450 жилых комплексов (62 889 дольщиков), которые строились в 4 квартале 2007 года, осталось завершить 117 объектов (25 423 дольщика),
в том числе:
в Астане – 59 объектов (12 181 дольщик);
в Алматы – 28 объектов (7 657 дольщиков);
в Акмолинской области – 2 объекта (2 197 дольщиков);
в Алматинской области – 9 объектов (2 489 дольщиков).
В остальных регионах – 19 объектов (899 дольщиков)
Агентством совместно с ФНБ "Самрук-Казына" прорабатывается вопрос оказания господдержки и другим регионам. Данный вопрос, в ближайшее время будет вынесен на заседание Государственной комиссии по модернизации экономики.
Основная задача акиматов – обеспечить ввод объектов долевого строительства в соответствии с утвержденными графиками, и в конечном итоге – защитить права всех дольщиков".
В Послании Главы государства подчеркивается принципиальная важность интеграции Казахстана в региональный и мировой рынок, как необходимого условия для дальнейшего развития страны.
Одним из серьезных препятствий на пути интеграции является устаревшая и неэффективная система технического регулирования строительной отрасли.
Агентством в 2009 году по поручению Правительства была проведена работа с привлечением зарубежных и казахстанских экспертов, в результате которой:
• обобщен и проанализирован отечественный опыт технического регулирования;
• изучен зарубежный опыт технического регулирования в строительстве ряда экономически развитых стран, включая Австралию, Великобританию, страны Европейского Союза, Канаду, Новую Зеландию, США и Японию, а также обобщен недавний опыт реформ по адаптации модельных строительных норм и правил в Нью-Йорке, Абу-Даби и Саудовской Аравии.
Анализ мирового опыта реформ, показал необходимость одновременного и комплексного реформирования всех компонентов системы технического регулирования – нормативной базы, системы оценки соответствия и системы надзора и контроля.
В рамках реформы строительного законодательства предполагается разработка нового документа – Строительного технического регламента Республики Казахстан.
По своему правовому статусу он будет нормативным правовым актом, утверждаемым Правительством. Этот документ будет устанавливать общие обязательные требования ко всем объектам нормирования в строительстве.
В настоящее время Агентством по поручению Правительства и в соответствии с Концепцией реформирования выполняются первоочередные мероприятия. Распоряжением Премьер-Министра создана Межведомственная комиссия, которая на постоянной основе рассматривает ход развития строительного комплекса.
Реформа технического регулирования в строительстве позволит Казахстану интегрироваться в качестве равноправного участника в международное торгово-экономическое сообщество, повысит конкурентоспособность экономики и ее высокотехнологическое развитие.
Ключевой задачей для дальнейшего развития отрасли является качество строительства. Агентство проводит работу по выполнению поручения Главы государства по усилению контроля за безопасностью и качеством строительства.
По нашему мнению основными причинами общего снижения качества являются:
• несовершенство системы лицензирования,
• отсутствие достаточной квалификации и профессионализма участников строительства (проектировщиков, строителей, представителей служб технического и авторского надзора),
• несовершенство законодательства в сфере государственного контроля в строительстве.
Одним из важнейших механизмов, напрямую влияющих на качество вводимых объектов, является лицензирование строительной деятельности. Но, как показывает практика, действующая система несовершенна и нуждается в изменении.
Поэтому, одним из приоритетных направлений Агентства по реформированию технического регулирования, является совершенствование системы лицензирования строительной отрасли.
В этой связи Агентством уже разработан и внесен ряд предложений в законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования разрешительных процедур", которые, предполагают следующие меры:
• исключение из лицензируемых видов деятельности производства строительных материалов, конструкций и изделий с передачей их в сферу сертификации;
• исключение из лицензируемых видов деятельности
• передача экспертных работ и инжиниринговых услуг из сферы лицензирования в сферу аттестации;
• введение категорий лицензиатов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
• разработка новых квалификационных требований к соискателям и обладателям государственных лицензий;
• повышение ответственности юридических и физических лиц за несоблюдение требований государственных нормативов.
Кроме того, на качестве и безопасности строительства отражается ослабление работы органов государственного архитектурно-строительного контроля на местах.
Данная проблема возникла в связи с внесенными изменениями в порядок проведения проверок и контроля согласно Закону "О частном предпринимательстве".
В рамках этого Закона контроль в строительстве должен осуществляться без права посещения объекта. Эти запрещающие нормы, также предусмотрены и в проекте Закона РК "О государственном контроле и надзоре в РК".
Между тем, специфика работы органов государственного архитектурно-строительного контроля заключается в обязательном контролировании каждого этапа строительства, в том числе "нулевого цикла", каждого этажа, инженерных систем и т.д.
Поэтому предлагаем внести изменения в Закон "О частном предпринимательстве", предусматривающее полноценный контроль с посещением объекта государственными строительными инспекторами и эти же нормы учесть при рассмотрении проекта Закона РК "О государственном контроле и надзоре в РК".
Если мы упустим контроль сейчас, то впоследствии это может привести к массовым и очень серьезным нарушениям требований безопасности и качества строительства.
Одним из важных элементов обеспечения качества строительства является организация проектирования.
Однако, следует признать, что качество проектов, продолжает оставаться низким. Например, по данным Госэкспертизы, в 2009 году по объектам, финансируемым за счет государственных инвестиций, было рассмотрено 11 тысяч 134 проектов.
В результате корректировок по замечаниям Госэкспертизы суммарная сметная стоимость строительства была снижена на 605 млрд.тенге, в том числе на 516 млрд.тенге государственных инвестиций. Кроме того, 234 проекта с заявленной стоимостью 236,4 млрд.тенге, содержащих необоснованное завышение сметной стоимости были возвращены Госэкспертизой на доработку.
Экспертиза, как один из завершающих аналитических этапов разработки проектов, проводится с целью установления эффективности инвестиций и качества проектов, оценки их соответствия законодательству, регламентам и государственным нормативам.
Также, Госэкспертиза в пределах своей компетенции участвует в мероприятиях по увеличению казахстанского содержания во всех проектах независимо от источников их финансирования.
Проведенный анализ показал, что доля казахстанского содержания в проектах строительства составила в 2009 году около 40% от сметной стоимости, а за первый квартал текущего года выросла до 53%.
В настоящее время Госэкспертизой ведется подготовка предложений по мерам, принимаемым для улучшения индикаторов рейтинга Казахстана в рамках программы "Doing Business" путем устранения излишних административных процедур для проектирования и строительства.
Ведется работа по обеспечению прозрачности ее деятельности посредством веб-сайта для заказчиков и проектировщиков. Для них же выпускаются реферативные сборники и методические указания.
Прорабатывается вопрос об исключении многочисленных требований по ведомственным и отраслевым экспертизам. Принятие указанных поправок практически обеспечит принцип "одного окна" при проведении государственной экспертизы.
С 2010 года Агентство приступило к разработке новой сметно-нормативной базы. Для перехода на новые принципы ценообразования потребуется корректировка действующих и подготовка новых нормативных правовых документов.
Планируется от элементной системы ценообразования перейти к системе ценообразования по укрупненным показателям стоимости строительства.
Для совершенствования системы ценообразования необходимо решить следующие задачи:
1) организация разработки новой сметно-нормативной базы;
2) определение и разработка методики по переходу на новые сметные нормы;
3) разработка программного обеспечения по расчету сметной документации;
4) приведение к текущему уровню цен стоимости строительной продукции на основе постоянного мониторинга.
5) создание региональных центров по ценообразованию в строительстве.
Уважаемые депутаты!
Обсуждаемые сегодня вопросы имеют важное значение для дальнейшего развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства и в конечном итоге для улучшения уровня жизни населения страны.
Позвольте заверить, что Агентство выполнит все важные задачи, поставленные Главой государства в Послании народу Казахстана и на 12-ом съезде "Нур Отан".
* * *
Амангос Утегенов – депутат Мажилиса, член Совета по связям с общественными организациями при фракции НДП "Нур Отан":
Всем нам известно, что с начала 2000-х годов в республике остро стал вопрос проблемы содержания жилищного фонда.
В Законе от 16 апреля 1997 года под № 94 не были определены вопросы ответственности государственных и местных исполнительных органов в вопросах содержания не государственного жилого фонда. Затем в 2002 году поступает проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунальной сферы". И депутаты отрабатывают данный проект, но правительство отозвало данный законопроект в 2003 году.
Далее, 13 февраля 2007 года в Мажилис поступил проект Закона в новой редакции, который в результате был доработан и подписан Президентом 8 июня 2009 года.
Ключевым вопросом при принятии данного Закона был вопрос обеспечения надлежащего ремонта общего имущества объектов кондоминиума – крыш, подвалов, лифтов и общедомовых сетей.
Депутаты Мажилиса неоднократно обращались в Правительство с предложениями о прямом бюджетном финансировании ремонта общего имущества. Как вам известно, наши предложения правительство не приняло.
Тем не менее обеспокоенные состоянием многоквартирного жилого фонда, в рамках рабочей группы по рассмотрению проекта закона депутатами совместно с заинтересованными государственными органами был выработан принципиально новый механизм оказания жилищной помощи малообеспеченным гражданам на ремонт общего имущества.
Также, в данном законе конкретно расписан вопрос обеспечения государственного контроля за состоянием общего имущества многоквартирных домов.
В редакции закона от 16 апреля 1997 года, компетенции государственных органов не было.
В правительственном варианте проекта закона от 13 февраля 2007 года внесены компетенция Правительства, уполномоченного органа, маслихатов и акиматов. К данному варианту депутатами внесены следующие изменения:
В компетенцию Правительства добавлено:
1) Утверждение правил представления жилищной помощи;
2) Определение единого порядка осуществления государственного учета жилищного фонда РК.
В компетенцию уполномоченного органа:
1) Разрабатывает и вносит в Правительство Республики Казахстан правила содержания жилищного фонда, правила предоставления жилищной помощи, а также типовые договора сотрудничества между органом управления объектом кондоминиума и субъектами рынка поставляющими коммунальные услуги конечным потребителям.
2) Разрабатывает, утверждает типовую форму протокола собрания собственников помещений (квартир) и листа голосования при проведении опроса собственников помещений (квартир), отчета по управлению объектом кондоминиума.
В компетенцию акиматов:
1) Осуществляет государственный контроль за соблюдением жилищного законодательства Республики Казахстан.
2) Организуют работу жилищной инспекции на подведомственной им территории по контролю за деятельностью органов управления объектов кондоминиума по сохранению и надлежащей эксплуатацией жилищного фонда.
3) Принимают меры по содержанию земель общего пользования не включенных в состав кондоминиумов за счет средств местных бюджетов.
4) Принимают меры по оказанию жилищной помощи за счет средств местных бюджетов.
5) Обеспечивают возмещение расходов по изготовлению технических паспортов на объект кондоминиума в случаях предусмотренных пунктом 2-2 статьи 32 настоящего Закона за счет средств местных бюджетов.
В рамках правительственного часа на тему "Об итогах работы Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства за 2009 год и основных направлениях реформирования жилищно-коммунального сектора" состоявшегося 25 января этого года, было обсуждение этого вопроса, были даны рекомендации по проведению работ по разъяснению правил предоставления жилищной помощи, а также ускорить создание жилищных инспекций для внедрения нового механизма оказания жилищной помощи.
Но удивляет безразличие и нежелание местных исполнительных органов к данному вопросу. Акимы и руководители зачастую обращаются к депутатам и в Правительство по вопросам выделения бюджетных средств для своих регионов.
А в данном случае Закон принят, Постановление по утверждению правил оказания жилищной помощи с опозданием более чем на полгода принят. Но несмотря на это жилищная помощь не оказывается. И не один аким ни куда с этим вопросом не обратился.
Указанный выше закон очень подробно и достаточно ясно определяет порядок проведения обследования общего имущества, полномочия, права и обязанности участников проверок.
Данные функции осуществляют жилищные инспекции, которые должны быть созданы акимами регионов. Однако, на сегодняшний день жилищная инспекция есть только в Астане, которая создана в 1999 году в составе 3-х человек, что явно недостаточно.
В городе Алматы постановление о созданию жилищной инспекции находится на подписи.
По областям. В семи из четырнадцати областей, а именно Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Мангыстауской, Павлодарской и Южно – Казахстанской областях они решены не по области в целом, а только по отдельным городам и районам.
Оставшиеся семь областей только находятся на стадии подготовки или утверждения постановления по жилищной инспекции.
По вопросу о принятии нормативно – правового акта для утверждения Правил предоставления жилищной помощи. Они приняты только: Алматинская область – в трех районах; Восточно-Казахстанская область – в трех районах; Павлодарская область – в г.Павлодар и Аксу; Южно- Казахстанская область – в г. Шымкент.
Но при отсутствии жилищной инспекции граждане данную помощь на ремонт общего имущества не смогут получить.
Дело в том, что по закону, смету расходов на ремонт общего имущества производимого за счет жилищной помощи должна согласовывать жилищная инспекция. То есть нет инспекции значит и нет жилищной помощи на ремонт общего имущества.
Не смотря на все усилия Агентства по созданию жилищных инспекций акимы регионов не спешат использовать законодательную норму по контролю за состоянием объектов кондоминиума.
Хотелось бы отметить, что в действующем законе предусмотрена ответственность акиматов за состояние жилищного фонда. Ранее акимы говорили о том, что нет законодательного права по содержанию жилого фонда, несмотря на то, что небольшие средства для проведения ремонта они имеют.
Не хотелось бы говорить критично, но после ознакомления с поступившими из регионов предложениями создается мнение, что многие руководители с законом не знакомились полностью, так как ссылаются на отсутствие финансовых средств и штата для жилищной инспекции. Но эту проблему мы уже подымали, об этом я вам уже сказал.
По моему мнению, при сегодняшней ситуации по бюджету любой аким города мог бы выделить определенную сумму на жилищную помощь, а на не достающее дать заявку через республиканский бюджет. Это мы неоднократно здесь обсуждали и министерство экономики и бюджетного планирования подтверждали, что законодательно это возможно. Никто не хочет сказать, что сделать это надо за ближайшие несколько лет, так как есть возможность привести это в порядок за 10-12 лет.
Для этого я предлагаю начать с малого, т.е. один два дома в первый год, затем согласно результатов, обследования жилищной инспекции составляется график по ремонту жилищного фонда и плавно приводить жилой фонд в нормальное состояние в течении 10 лет, иначе мы по истечении определенного времени будем иметь большие проблемы если также будем ждать и надеется, что кто – то нам это сделает.
В порядке рекомендаций и в качестве пилотного проекта предлагаю начать апробирование положений Закона в части оказания жилищной помощи в городах категории "малые города" город Экибастуз Павлодарской области и город Семей Восточно-Казахстанской области не являющийся областным центром".
* * *
Заместитель акима Карагандинской области Армана Турлыбека "О текущем состоянии жилого фонда Карагандинской области и предложения по его качественному содержанию":
"Общая площадь жилищного фонда Карагандинской области, а это 102 тысячи 343 жилых дома, составляет около 26 миллионов 633 тысячи квадратных метра, в том числе площадь многоэтажных домов составляет 14 миллионов 472 тысяч квадратных метров (6982 многоэтажных жилых дома), из них:
в удовлетворительном состоянии – 4752 дома (9504,0 тыс.м2) 68%;
в неудовлетворительном состоянии – 2230 домов (4968,0 тыс.м2) 32%.
Многоквартирные жилые дома обслуживаются различными формами управления, в том числе действует:
- 482 кооператива собственников квартир (КСК);
- 25 ТОО, КГП;
- 1985 домовых комитетов (домкомы, КСУ).
Справочно:
В 2008 году на содержание жилищного фонда области было затрачено 915 млн.тг., из них, на ремонт 179 фасадов -420,8 млн.тг., 123 кровли – 245,7 млн.тг., 60 лифтов – 248,4 млн.тг.
Меморандумы о взаимном сотрудничестве между акиматом области и системообразующими предприятиями позволили выполнить в 2008 году ремонт 106 фасадов и 52 кровли многоэтажных домов.
В 2010 году планируется выполнить ремонт фасадов 44 домов на сумму 89,779 млн.тенге. Также, предприятиями предоставляется оцинкованная жесть около 400,0 тонн для ремонта кровли многоэтажных домов.
Как в области реализуются основные пункты Закона РК "О жилищных отношениях" с внесенными изменениями и дополнениями.
Агентством РК по делам строительства и ЖКХ проделана огромная работа по совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере привлечения бюджетных средств на капитальный ремонт жилых многоэтажных домов. Приняты поправки в вышеуказанный Закон о необходимости создания и организации работы жилищных инспекций, участие государства в предоставлении жилищной помощи на оплату капитального ремонта общего имущества объектов кондоминиума.
На 1 этапе предполагалось создать отдельное ГУ "Жилищная инспекция" как самостоятельное юридическое лицо. Однако из-за отсутствия бюджетных средств и Единой бюджетной классификации бюджетной программы по финансированию деятельности жилищных инспекций и дополнительной штатной численности не позволило создать жилищные инспекции и их финансирования.
Несмотря на это, во всех городах и районах области будут созданы жилищные инспекции до 1 июля 2010 года, а в отдельных городах они уже функционирует при ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог".
В зависимости от количества многоэтажных домов будет определена штатная численность создаваемых жилищных инспекций, из расчета 300-500 домов на 1 сотрудника.
Нами разработан пошаговый механизм по созданию жилищных инспекций и проведения бюджетных процедур, состоящих из 38 пунктов, весь процесс составляет 85 дней и проводится соответствующий мониторинг.
Мы предлагаем создать жилищные инспекции как отдельное юридическое учреждение в форме с правом управления жилым фондом, на примере г.Астаны и Алматы, а также, разработать Типовое положение о жилищной инспекции.
Что касается жилищной помощи, то она предоставляется семьям в том случае, если расходы на оплату содержания жилья и потребления коммунальных услуг в пределах нормы площади жилья и нормативов оказания услуг, в бюджете семьи превышают долю предельно допустимых расходов.
Справочно.
Доля предельно допустимых расходов – это процентное соотношение предельно допустимого уровня расходов семьи на оплату содержания и потребления коммунальных услуг к среднемесячному совокупному доходу семьи.
В настоящее время по области ее средний размер составляет:
- в сельской местности – 14,7 %,
- в городах – 10,2 %.
Из предварительных расчетов видится, что получатели жилищной помощи станут и жители с достаточно высоким уровнем заработной платы.
В настоящее время проводятся работы по реализации выше представленного Алгоритма и вносятся соответствующие изменения в Положение с последующим утверждением маслихатами.
Уважаемые депутаты, также, предлагаем на Ваше рассмотрение следующие дополнения и изменения в жилищное законодательство, которые на наш взгляд улучшит работу ЖКХ:
1. Принятие жилищного Кодекса РК.
На сегодняшний день отношения между КСК и потребителями регулируются Гражданским Кодексом РК и Законом РК "О жилищных отношениях".
Однако, в существующей законодательной базе:
- государство не может участвовать в содержании и финансировании ремонта жилого фонда, предусмотрено только в виде жилищной помощи малообеспеченным семьям.
- отсутствие поддержки государства, социальной защиты (например, предоставление дотаций КСК на капитальный ремонт домов с высоким износом основных фондов).
2. Создать Единую бюджетную классификацию бюджетной программы по финансированию деятельности жилищных инспекций.
3. Мы поддерживаем инициативу депутатов Мажилиса Парламента, министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан о разрешении приватизации квартир, выданных местными исполнительными органами участникам и ветеранам Великой Отечественной Войны в канун исторической даты Великой Победы.
И просим предусмотреть вопрос приватизации коммунального жилья, построенного в рамках Государственной программы развития жилищного строительства в РК на 2005-2007 годы, предоставленного льготным категориям граждан
4. Ужесточить контроль со стороны государства по самовольной перепланировке.
-Перепланировка должна осуществляться только с разрешения местных исполнительных органов, в том числе жилищных инспекций, которые необходимо прописать в их функции.
5. О включении понятия Де-приватизация, обратный процесс передачи квартиры в государственную собственность.
-возврат жилища в коммунальную собственность производится по решению суда либо на основании волеизъявления собственника.
6. Об отказе очередниками предложенного жилья.
-дополнить ст.76 Закона РК "О жилищных отношениях" – в случае отказа от предоставляемого жилья более трех раз, граждане снимаются с учета (при предоставлении гражданам для проживания коммунального или арендного жилья, граждане имеют право выбора жилого помещения с учетом этажности и т.д.).
7. Закрепить защиту прав несовершеннолетних детей, брошенных с рождения и находившихся в детских домах.
-дополнить ст. 74 Закона РК "О жилищных отношениях" – сиротам, за которыми при определении в детские учреждения не было закреплено жилье, жилище должно предоставляться в первоочередном порядке.
8. Разработать единый Перечень по оплате эксплуатационных услуг за содержание многоэтажных жилых домов предоставляемых КСК.
9. Принятие Закона РК "О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ".
Принятие данного Закона позволит значительно улучшить работу коммунальных предприятий, особенно планово – убыточных (оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения)
10. Особенности налогообложения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Предприятия ЖКХ требуют значительных ассигнований. Однако средства местных бюджетов зачастую недостаточны для того, чтобы возместить издержки предприятий ЖКХ.
В связи с этим, все более актуальным становится вопрос об изменении подходов к налогообложению в сфере ЖКХ, особенно в период реформирования комплекса.
К тому же, налог на добавленную стоимость напрямую зависит от объемов и видов потребляемого топлива и транспортных затрат.
11. Снижение налоговой нагрузки на инвестиции в ЖКХ.
Не менее сложной проблемой является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры.
В частности, при проведении реконструкции инфраструктуры ЖКХ могут быть применены льготы по налогу на имущество организаций ЖКХ, на прибыль, освобождение инвестиций от НДС при условии использования современных технологий и оборудования.
Это способствовало бы энергосбережению, оптимизации расходов и сокращению потерь в коммунальном хозяйстве и создало бы реальные возможности для снижения тарифов по оплате ЖКХ.
12. Реструктуризация накопленной задолженности.
Для привлечения инвестиций первоочередной задачей является решение проблемы реструктуризации накопленной задолженности, списание сумм задолженности зачетами и др. Все эти вопросы должны быть проработаны в проекте Закона РК "О финансовом оздоровлении в ЖКХ".
13. Создание газовых инспекций при Министерстве по чрезвычайным ситуациям.
На сегодняшний день этот сектор законодательно никак не урегулирован.
В настоящее время участились случаи хлопков газовой смеси именно баллонного газа, при расследовании причин практически отсутствует возможность установить собственника баллона, т.к. нет контролирующего органа.
Создание газовых инспекций, наделенных полномочиями, позволит упорядочить реализацию баллонного газа, принимать меры к нерадивым реализаторам и т.д.
14. Создание управляющих компаний с государственным участием.
Источниками финансирования деятельности КСК являются средства жителей по обязательным платежам. Однако неустойчивая финансовая база КСК не позволяет сохранить и самостоятельно содержать жилищный фонд, прежде всего это связано:
- с высоким износом основных фондов;
- неэффективным управлением и низкой ответственностью органов управления КСК;
- неплатежами собственников квартир;
- отсутствие регулирования цен на услуги КСК.
В связи с чем, есть необходимость в создании управляющих компаний.
Во вновь созданных управляющих компаниях необходимо создать диспетчерские службы, аварийные службы, осуществляющие круглосуточный режим работы в 4 смены, выполнение заявок от жителей или КСК на устранение крупных аварий. При создании таких компании ожидаются следующие результаты:
-улучшение качества предоставления коммунальных и эксплуатационных услуг населению;
-сохранение жилого фонда;
-создание рабочих мест;
-дополнительные поступления в бюджет налогов от деятельности предприятий и т.д.
15. Разработка и утверждение гарантированных норм жилищно-коммунальных услуг.
Под жилищно-коммунальной услугой понимается номенклатура жилищно-коммунальных услуг, включающая предоставление электроэнергии, питьевой воды, тепловой энергии или энергоносителей, предоставление которых любому пользователю услугами ЖКХ во всех населенных пунктах Республики Казахстан в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным
Также, предлагаем рассмотреть наши предложения в сфере энергосбережения:
1. Создание в области энергосервисной компании (ЭСКО).
С каждым годом уровень потребления энергоресурсов неизменно увеличивается. 65% от общей доли энергии потребляются объектами промышленности крупных компаний нашего региона как ТОО "Корпорация "Казахмыс", АО "АрселорМиттал Стил".
В связи с чем, считаю необходимым на основе нормативных правовых актов рассмотреть разработку программ энергосбережения крупными корпоративными предприятиями под руководством создаваемых рабочих групп.
Графическая схема первой модели "Энергоэффективный КСК", которая будет отрабатываться через ЭСКО, на зданиях жилищного сектора.
Предлагаемая модель будет в ближайшее время отработана в пилотном проекте, на 5 домах – 1 КСК г.Караганды.
Источником финансирования при этом выступает созданная ЭСКО, при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ.
В течение действия договора заключенного между ЭСКО и энергосбытовой компанией, производится компенсация затрат ЭСКО путем ежемесячных перечислении, средств, сэкономленных на отоплении, за счет разницы между показаниями общедомового теплосчетчика и выставляемых потребителям размеров плат по нормативу.
Энергоснабжающая организация составляет Соглашение с КСК о выставлении жильцам дома в течение действия соглашения размеров плат по отоплению, исходя из прежних нормативов (при установленном общедомовом теплосчетчике).
ЭСКО составляет Соглашение с КСК об оплате за обслуживание установленного энергосберегающего оборудования.
КСК обеспечивает сохранность установленного энергосберегающего оборудования.
Предварительный расчетный срок окупаемости проекта при действующих тарифах 5-6 лет.
На следующем слайде предложена вторая модель, которая будет отрабатываться на бюджетных зданиях (школы, больницы и т.д.), через ЭСКО, которая будет создаваться на основе действующего КГП.
Предлагаемый, источник финансирования – бюджетные средства.
Согласно заключенному контракту ЭСКО за счет собственных средств реализует все необходимые мероприятия по энергосбережению на объектах бюджетной организации.
После завершения работ по контракту из суммы экономии, полученной за счет внедрения энергосберегающих мероприятий, бюджетная организация расплачивается с ЭСКО. Предварительно составленные расчеты показывают, что даже при нынешних тарифах, срок окупаемости составляет 3-5 лет, что выгодно для бюджета.
В обеих моделях используется принцип – энергосберегающее оборудование окупает "само себя", возврат вложенных средств достигается через экономию потребления тепловой энергии.
В этой связи просим вас рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство, а именно:
Первое. По делегированию потребителями своих прав на заключение договора на установку приборов учета регулируемых услуг, органу управления объектом кондоминимума, кооператору собственников квартир;
Второе. По механизму возврата потребителями денежных средств ЭСКО затраченных на установку автоматизированного теплового пункта через разницу между начислением по утвержденной плате за квадратный метр и суммой по прибору учета, возвращаемой энергоснабжающей организацией в ЭСКО.
Также, в области разрабатывается программа энергосбережения, мы предлагаем семь направлений работы, которые необходимо учесть при составлении проекта Закона "Об энергосбережении", а именно:
Первое направление – "Считай, экономь и плати", с целью формирования бережливой модели потребления энергоресурсов, координации программ по установке и производству приборов учета.
Второе – "Новый свет" – поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства, включая развитие национального производства энергоэффективных заменителей, техническое регулирование качества поставляемой на рынок продукции, сопровождение передовых технологий.
Третье – "Энергоэффективный квартал" – реализация в нескольких городах масштабируемых комплексных программ повышения энергоэффективности.
Четвертое – "Энергоэффективный социальный сектор" – реализация на примере школ, поликлиник и больниц масштабируемых программ повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Пятое – "Энергоэффективная промышленность" -повышение эффективности тепло и электроснабжения потребителей за счет производства и внедрения энергоэффективного оборудования для промышленности
Шестое – "Инновационная энергетика" – инновационные решения в сфере энергетики.
Седьмое – "Энергосервисный контракт" – реализация энергосберегающих мероприятий за счет инвестиционных ресурсов.
Структура потенциала энергосбережения по Карагандинской области. В общем потреблении 50-55% занимает доля промышленности и строительства. Поэтому предлагаем включить в проект Закона "Об Энергосбережении" применение штрафных санкций в отношении руководителей предприятий за невыполнение мероприятий по энергосбережению. Аналогичные меры применяются в Законе "О защите окружающей среды" к предприятиям, не выполняющие экологические требования".
* * *
Айтказы Шерубаев – начальник управления энергетики и коммунального хозяйства ВКО:
"На сегодняшний день одним из актуальных вопросов в области жилищно-коммунального хозяйства остается надлежащее содержание жилого фонда. Жилой фонд Восточно-Казахстанской области составляет более 205 тыс. домостроений, из которых многоквартирный жилой фонд 2-х и более этажей более 5 тыс. объектов кондоминиумов. Государственный жилой фонд составляет 373 дома.
Эксплуатацию и содержание жилого фонда в основном осуществляют кооперативы собственников квартир (КСК). В настоящее время на территории региона действуют 386 КСК, из которых в городах – 350 и районах – 36. Охват другими формами управления составляет 55% от общего количества домов (солидарное, физические управляющие, юридические лица).
Основными проблемными вопросами в работе КСК являются – проведение капитального ремонта кровель, фасадов, лифтов и внутридомовых инженерных коммуникаций. Из-за дефицита финансовых средств проведение текущего ремонта должного эффекта не дает.
Одними из путей решения создавшейся ситуации является:
- приведение в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов местных представительных органов по вопросам оказания жилищной помощи. Это позволит направлять бюджетные средства на проведение капитального ремонта общего имущества кондоминиумов. На сегодняшний день акиматами городов и районов разработаны Правила оказания жилищной помощи малообеспеченным семьям (гражданам) с введением новых размеров расходов и норм потребления коммунальных услуг которые будут утверждены решениями сессий маслихатов;
- создание жилищных инспекций. Деятельность данного органа позволит организовать контроль за соблюдением требований законодательных и нормативных актов по надлежащему содержанию жилого фонда как физическими так и юридическими лицами.
На данный момент жилищные инспекции созданы в 7 акиматах, в остальных акиматах данная работа находится в стадии завершения. Из-за отсутствия бюджетных программ по финансированию жилищных инспекций, местные исполнительные органы вынуждены создавать инспекции в рамках штатной численности отделов жилищно-коммунального хозяйства путем перераспределения внутренних обязанностей специалистов, что не может не сказаться на качестве проводимых работ.
Для создания оптимальных условий деятельности жилищных инспекций предлагаем следующее:
- внести дополнения в Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2009 года №1654 "Об утверждении типовой структуры местного государственного управления Республики Казахстан и признании утратившими силу некоторых решений правительства", приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 22 декабря 2009 года №265 "Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан" в части дополнения администраторам бюджетных программ для создания государственного органа "Управление жилищной инспекции".
При создании Управления в областном центре полагаем целесообразным создание линейных отделов жилищной инспекции при акиматах в городах и отдельных районах в зависимости от удаленности от областного центра и количества жилого фонда на территории региона".
* * *
Ербол Шорманов – заместитель акима Алматы:
"Позвольте ознакомить Вас в краткой форме с положением дел в жилищно-коммунальной сфере города Алматы.
В семи районах города Алматы проживает более 1.5 миллионов человек, имеются 7 074 многоквартирных жилых домов, которые управляются 719 КСК, и 102311 одноэтажных домов.
По состоянию на 30.03.2010 г. создано и зарегистрировано 1743 объектов кондоминиума.
С целью реализации Постановления Правительства Республики Казахстан за № 553 от 15 июня 2006 года "Об утверждении Программы развития жилищно-коммунальной сферы в Республике Казахстан", в настоящее время акиматом города Алматы разрабатывается программа Развития жилищно-коммунальной сферы на предстоящие годы совместно с общественным Советом по рассмотрению и разрешению социальных конфликтов города Алматы.
Основными проблемами жилищно-коммунальной сферы в части состояния жилых зданий являются:
1) слабая правовая подготовленность большинства собственников – участников кондоминиумов, неразвитая система общественного контроля по управлению объектами кондоминиумов со стороны собственников, самоустранение собственников от обязанностей собственника;
2) низкий уровень коммунальных платежей, производимых собственниками, и необходимые затраты на содержание и капитальный ремонт жилищного фонда;
3) отсутствие полноценного рынка услуг по эксплуатации и надлежащему содержанию жилищного фонда, проведение капитального ремонта жилых зданий, а также внутренних инженерных систем жизнеобеспечения;
4) необходимость повсеместного проведения ремонта и повышения эксплуатационных характеристик ветхих жилых домов;
5) необходимость усиления несущих конструкций и повышение эксплуатационных характеристик жилых домов, в первую очередь в сейсмоопасных районах;
6) физический и моральный износ основных фондов коммунальной инфраструктуры, ресурсосбережения и снижение уровня потерь при доставке до потребителя коммунальных услуг по теплоснабжению, газоснабжению, водоснабжению и канализации;
7) недостаточность законодательного подкрепления мер и действий по развитию жилищно-коммунальной сферы, нормативно-техническое и методологическое обеспечение новых прогрессивных подходов в управлении жилищным фондом и жилищно-коммунальным хозяйством, эксплуатация и содержание жилых домов (жилых зданий).
Для решения проблем и вопросов, накопившихся в жилищно-коммунальной сфере, требуется дальнейшее совершенствование системы управления жилищным фондом, коммунального обслуживания и финансирования в жилищно-коммунальной сфере.
Акиматом города Алматы для достижения цели по реформированию ЖКХ проделана определенная работа.
Ветхое жилье
Установлено наличие 907 малоценных, ветхих домов, подлежащих оперативному сносу, что составляет 9220 квартир полезной площадью 422,5 тысячи кв.метров.
За счет средств местного бюджета производится поэтапное отселение жильцов из аварийных домостроений. Так, в 2007 году произведено отселение из двух аварийных домов, в 2008 году – из трех, в начале 2009 года – из одного дома в Турксибском районе.
По предварительным расчетам на снос ветхого домостроения при условии предоставления площади равной занимаемой потребуется 419,9 тысяч кв.метров, что составит около 39 миллиарда тенге (419900 кв.м. х 71774 тенге).
Строительство арендного жилья
В рамках "Государственной программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы" за счет средств республиканского бюджета осуществляется финансирование строительства и приобретения арендного жилья в городе Алматы. В этом году на распределение в акимат города поступили первые 32 квартиры арендного жилья в микрорайоне "Кокжиек" и были заселены очередниками районных акиматов (Размер арендной платы – за 1 кв.метр в месяц составляет 59.81 тенге. Арендная плата в месяц за 32 квартиры, общей площадью 1545.7 кв.метров, составит 92 448.32 тенге).
Состояние лифтов
Необходимо отметить вопрос технического состояния лифтов, обслуживающих высотные дома города Алматы.
На основе мониторинга, проведенного в 2008 году, определен объем необходимых работ и средств на восстановление лифтового хозяйства. По данным обследования установлено, что 299 лифтов отслужили свой срок службы, из них необходимо заменить 14 лифтов, 285 подлежат реконструкции, 210 лифтов обслуживаются без диспетчерской связи, необходима замена систем диспетчерской связи 2572 лифтов.
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях" лифт является общедомовым имуществом и бремя по его содержанию должно ложиться на собственников квартир (помещений) и оно в настоящее время непосильно собственникам.
Если не заниматься этими проблемами целенаправленно и постоянно, то это может спровоцировать ситуацию, когда лифты будут в массовом порядке останавливаться из-за их не пригодности к дальнейшей эксплуатации. Если экстраполировать ежегодные данные по количеству лифтов, исчерпавших свой срок эксплуатации на среднесрочную перспективу, то картина по состоянию лифтов будет пиковой. В ближайшем будущем через 2–3 года количество лифтов, не подлежащих ремонту, будет составлять от 500 ед. и выше. Работа по замене или модернизации лифтов является капиталоемким мероприятием и полагаем, что осуществление его за счет жилищной помощи представляется затруднительным.
Ремонт общедомового имущества
Также проведение таких работ как ремонт кровли, фасадов, сейсмоусиление зданий и т.д. за счет средств, предоставляемых в виде жилищной помощи без участия государства в финансировании невозможно. Поэтому, считаем необходимым, решить вопрос об источниках и механизмах финансирования жилищного сектора, т.е. вопросы субсидирования, кредитования и т.д., что предусмотрено проектом Закона Республики Казахстан "О коммунальном хозяйстве в Республике Казахстан". Считаем необходимым ускорить принятие указанного Закона.
О штатной численности жилищной инспекции
В соответствии с изменениями и дополнениями в Закон РК "О жилищных отношениях" Государственный контроль в области жилищного фонда предусматривается реализовывать органом жилищной инспекции, организацию которой предполагалось осуществить за счет внутренних резервов акимата. Однако, в связи с сокращением штата акимата города на 123 единицы в соответствии с постановлением Правительства РК от 09.07.2009 г. за № 1041, без привлечения дополнительных единиц осуществление данного мероприятия не представляется возможным.
Для эффективного решения задач, возложенных на жилищную инспекцию, необходимо предусмотреть 24 штатных единиц, из них: технический отдел – 3 единицы, жилищная инспекция – 21 единиц (по три на семь районов города).
В настоящее время путем внутренней оптимизации штатной численности изыскана возможность в выделении 4 единиц для создания отдела жилищной инспекции на базе существующего управления жилья, что не обеспечит в полной мере эффективную работу, возложенную на отдел.
В целях осуществления надлежащего контроля деятельности в сфере жилищных отношений необходимо внесение Правительством Республики Казахстан дополнений в Единый бюджетный классификатор, в части включения бюджетной программы по финансированию деятельности жилищных инспекций.
Уважаемые участники "круглого стола", как видите, вопрос реформы жилищно-коммунальной сферы актуален и его успешное решение требует не только государственного участия, но и участия общественности, собственников жилища. Хочу выразить благодарность в адрес Фракции НДП "Нур Отан" за организованное мероприятие и надеюсь, что совместными усилиями будут найдены пути решения проблем ЖКХ".
* * *
Шолпан Айитенова – заместитель президента Ассоциации "Гражданский Альянс Казахстана":
Сегодня в нашей стране идут несколько тесно связанных друг с другом реформ. Это административная реформа и реформа жилищной сферы, в том числе и жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальная реформа занимает особое место среди проводимых в стране социально-экономических преобразований, так как затрагивает интересы и влияет на жизненный уровень каждого гражданина страны.
Именно "голос" собственников жилья должен быть громким и организованным. Не все жители понимают, что это делать гораздо легче, если за спиной стоят общественные организации, такие как союзы квартиросъемщиков в Швеции, ассоциации жителей в Англии или домкомы и ассоциации ТСЖ в России. Организации, способные жителя защитить, его интересы представить, проблемы, связанные с содержанием и эксплуатацией жилья взять на себя, а также объяснить, научить, найти партнеров, наладить конструктивный диалог с властью и жилищными компаниями.
В центре данных публичных слушаний должны стать также вопросы активного и конструктивного взаимодействия некоммерческих организаций, активно действующих в жилищной сфере, с властью и бизнесом.
Потребительские расходы в 2007 году составили 142 тыс. тенге на одно домашнее хозяйство, из них 10 % или 14 тыс. тенге – на коммунальные услуги. Это наибольшая после расходов на продукты питания и одежду статья расходов населения.
Действующим жилищным законодательством введен новый подход к управлению жилищным фондом. Единственным и полноправным субъектом управления многоквартирными домами стал собственник помещений, который несет полную ответственность не только за содержание своего индивидуально обособленного имущества (квартиры), но и за содержание общего имущества. Являясь основным заказчиком на рынке ЖКХ, он вправе формировать управленческую политику и требовать предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.
Реформа ЖКХ, практически развернувшаяся в стране с 1996 года приватизацией жилья, обеспечила поэтапный переход к тарифам на услуги коммунальных предприятий, проведение демонополизации сектора и массовой приватизации жилого фонда, но не привела к развитию рыночных отношений в сфере ЖКХ, и в частности – к появлению эффективного заказчика жилищно-коммунальных услуг в лице собственника жилого помещения.
И это, при том, что на сегодня в Казахстане в частной собственности физических и юридических лиц находится более сколько % жилищного фонда.
Одной из главных причин такого положения является то, что как центральные, так и региональные власти проводят реформу ЖКХ "сверху", практически без главного субъекта сферы ЖКХ – собственника помещения.
Низкий уровень участия населения в программе реформирования сферы ЖКХ, а главное – отсутствие информационно-разъяснительной, агитационной и учебной работы, направленной на пробуждение у собственников жилья чувства хозяина, ответственности за сохранение своего имущества – собственной квартиры.
Спецификой жилищно-коммунальной отрасли является множественный характер субъектов хозяйственного взаимодействия, которые представлены институтами всех секторов экономики: коммерческие и некоммерческие организации, государственные структуры, физические лица и сообщества физических лиц. Система отношений, возникающих при этом, имеет сочетание коммерческих и некоммерческих начал, границы которых подвижны, что обуславливает процесс взаимопроникновения.
Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают необходимость формирования знаний и навыков в сфере жилищного управления, защиты своих прав перед другими участниками жилищно-коммунальных отношений у собственников помещений многоквартирных домов.
Объединение собственников помещений многоквартирных домов в кооператив собственников квартир приобретают все большее значение в свете развития демократических ценностей государства, формирования его правовой и экономической составной в одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности – сохранении и содержании жилищного фонда. КСК является механизмом реализации коллективного права собственников помещений на управление приватизированными квартирами и общим имуществом многоквартирных домов. Он позволяет обеспечить развитие рынка качественных жилищных услуг и контроль над сохранением качества продукта, производимого внешними поставщиками.
Идущие в стране процессы изменения в социальной сфере, в том числе в жилищной политике подразумевают внедрение новых моделей и механизмов взаимодействия государства, бизнеса и граждан, что требует от людей более активной гражданской позиции и принципиально новых знаний
Однако на практике декларируемые законом свобода создавать объединения граждан и право граждан на принятие решения по выбору способа управления многоквартирными домами трудно реализуемы в силу отсутствия должного информационного сопровождения жилищной реформы как со стороны органов власти так и отсутствия жилищной культуры населения
Доверие населения к частным компаниям также пока невелико вследствие неразвитой конкуренции на рынке управляющих организаций в сфере жилищного хозяйства, роста тарифов и цен на услуги в ЖКХ и отсутствие проработанных договорных отношений.
Роль НПО заключается в способствованию повышению эффективности системы жилищного управления и развитию кооперативов собственников квартир через внедрение новых управленческих моделей при активном участии институтов гражданского общества
Проведение подобных публичных слушаний по вопросам реформирования ЖКХ является актуальным и своевременным и должно иметь продолжение в виде публичных слушаний в регионах. Это будет свидетельствовать о том, что состоявшееся собрание не разовое мероприятие, не свисток для спускания пара, а реально действующий механизм участия граждан в местном самоуправлении, для решения проблем в сфере ЖКХ и влияния на формирование и реализацию жилищной политики. И Гражданский альянс Казахстана как крупнейшая неправительственная организация страны, имеющая представительство во всех регионах Казахстана готова инициировать подобные слушания в регионах страны для вовлечения общественности в процесс обсуждения планируемых реформ в сфере ЖКХ.
Рекомендации
1. Создание инструментов поддержки жилищных организаций посредством развития новых институтов жилищного самоуправления (ассоциаций, союзов и проч.);
2. Формирование системы информационного обеспечения жилищной реформы;
3. Выделить средства в бюджетах всех уровней и принять на всех уровнях программы широкомасштабной информационно-разъяснительной, учебной и агитационной работы по тематике реформы ЖКХ, направленную на привлечение граждан к активному участию в реформе, рассчитанную в основном на участие СМИ и НПО на конкурсной основе
4. Обмен международным опытом и лучшими практиками в области жилищного самоуправления.
5. Содействие развитию сети некоммерческих организаций в сфере поддержки КСК (консультационных центров) – "Школа жилищного просвещения"
6. Содействие местным органам власти в развитии систем управления ЖКХ
7. Создание диалогового пространства для экспертного сообщества; НПО, занимающихся поддержкой КСК; ассоциаций КСК; управляющих и эксплуатирующих организаций
8. Предусмотреть законодательством существенное участие собственников помещений в капитальном ремонте жилых домов, в его проведении на всех стадиях: в обследовании домов, выборе проекта, в том числе перечня и сметы работ, в выборе подрядных организаций, в контроле за проведением работ и в их приемке. Собственники помещений должны не только принять на общем собрании решение о проведении капремонта, но и заключить договор на его проведение. Заключительный акт о приемке работ должен иметь юридическую силу только при наличии подписи представителя собственников.
В паспорт программы
Задачи
Общее предложение к формулировкам цели и задач – не повышение, обеспечение, модернизация, а повысить, обеспечить, провести модернизацию.
"Обеспечение ремонта и содержания многоквартирных домов" добавить нормативного т е Обеспечить нормативное содержание и необходимый ремонт многоквартирных домов.
Поставить целевые индикаторы дополнительно к ситуации по управлению и ремонту объектов кондоминиума, например:
o Регистрации объектов кондоминиума 100 % к 2015 году
o Регистрация дворовых участков
o Проведение необходимых ремонтов на 50 % домов к 2015 году.
o Рост накопительных фондов
o Наличие договоров на управление во всех домах
3.1.Состояние жилищного сектора
Добавить информацию – количество домов без формы управления.
Добавить – количество КСК, ПКСК которые не действуют, хотя числятся по регистрации в управлении юстиции. (По ним придется принимать отдельное решение по ликвидации по инициативе налогового комитета).
Добавить наличие жилищных инспекций по регионам и их численность.
3.2. Текущая ситуация
Во всех разделах упущена информация о проектной (реальной) мощности коммунальных предприятий по регионам , их текущей загрузке и прогнозному росту потребления. Необходимо определить регионы требующие расширение мощностей.
3.2.1Водосбабжение и водоотведение
В разделе упущена ситуация с ливневой канализацией (подземной и открытой).
3.2.2. Теплоснабжение
Цифра по установке 50,8 % теплосчетчиков на объектах кондоминиума требует уточнения.
3.2.4.Газоснабжение
Количество действующих ГРУ в ВКО требует уточнения, ситуация там значительно хуже.
3.3.Анализ государственного регулирования
Целесообразно показать различие нормативов потребления коммунальных услуг в разрезе регионов.
3.6.Анализ кадрового обеспечения
Необходимы специальности ПТУ "Управляющий объектом кондоминиума", "Смотритель здания". На начальном этапе необходимо через социальный заказ организовать курсы повышения квалификации действующих работников КСК.
4.1.1.Проведение оценки технического состояния объектов коммунального сектора.
Необходимо решить вопрос и прямо указать – как, в какие сроки и за чей счет будет производится оценка технического состояния ВСЕХ объектов кондоминиума., а так же проведение энергетического аудита.
4.3.Обеспечение ремонта и содержания многоквартирных жилых домов.
Решение вопроса "приемлемых условий кредитования" причем не КСК, а собственников является учет оплаченных процентов по кредиту (в том числе и ипотечному на единственную квартиру) при расчете жилищной помощи. В международной практике такое предусмотрено, так как данные расходы для семьи являются существенными и необходимыми.
Категорически нельзя писать о бюджетном финансировании общими фразами. Вместо стимулирования ремонтов и накоплений мы получим ожидание бюджетных средств. Если что-то решено необходимо указать конкретно: когда, кто, на каких условиях, и на какие цели будет выдавать. Если не решено – лучше вообще не писать и не дезориентировать людей.
4.4.1.Внедрение новых механизмов финансирования и управления.
Важнейший раздел. Это все-таки программа. Необходимо убрать художественные умозаключения и ввести реализуемые мероприятия, которые страна будет внедрять на государственном уровне через изменение законодательства и финансирование.
Инвестиционная привлекательность достижима при тарифах обеспечивающих доходность для инвестора. Повышение тарифов ухудшит ситуацию с платежами и взысканием задолженности. Необходимо строительство социального жилья (приютов) для лиц, потерявших жилье. Без реальной возможности обращения взыскания на квартиру и мотивации собственника ни в коем случае не допустить этого – всегда будут трудности с ростом неплатежей".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2010
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 30.04.2010
Совещание в Министерстве связи и информации РК 30.04.2010
"В ходе разработки Доктрины национального единства Казахстана рассмотрено более 500 предложений" 30.04.2010
Казахстан-Австрия: в повестке дня – ОБСЕ, двустороннее сотрудничество 30.04.2010
Рубежи казахстанской науки 30.04.2010
В Астане состоялось очередное заседание инспекции Совета безопасности РК 30.04.2010
Мониторинг ЕНСЗ выявил нехватку медиков, лекарств, слабое техобеспечение медучреждений в селах 30.04.2010
Политические предпочтения казахстанцев: все предсказуемо и стабильно 30.04.2010
Медведи в "медовой ловушке" 30.04.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz