Ботагоз Танатова, "Бизнес и власть", 23 апреля
Казахстан пересматривает условия контрактов по стратегическим проектам в "нефтянке". Крупные компании могут оспорить подобное решение властей страны в международном суде. Шансы Казахстана в этих процессах видятся экспертам вовсе не радужными. Правительство Казахстана не обсуждает с участниками международного консорциума North Caspian Operating Company (NCOC) вопросы перехода на действующий режим налогообложения. Об этом на неделе заявил министр нефти и газа Сауат Мынбаев. "С Карачаганаком переговоры ведутся, но там широкий контекст, и здесь комментировать что-то до окончания переговоров нельзя", – сказал он. Пока правительство Казахстана ломает голову над тем, как воплотить в жизнь президентскую инициативу о применении одинаковых налоговых режимов для всех недропользователей, такие компании, как, например, Agip Karachaganak B. V, Shell Kazakhstan Development B. V, Сhevron Munaigas Inc., не спешат делать заявления, никак не комментируя ситуацию. Как и два года назад, вероятнее всего, стороны начнут долгий процесс переговоров и согласования условий. При этом президент Казахстанской ассоциации юристов нефтяной отрасли Жумагельды Елюбаев считает, что площадка для компромисса имеется. "Представим, что был заключен СРП на 40 лет, прошло 17 лет, проект успешно развивается, и разведанные запасы позволяют увеличить срок эксплуатации месторождения еще на 10 лет, – объясняет ситуацию "&" юрист. – Тогда государство предлагает продлить контракт с этим недропользователем еще на 10 лет, а он взамен идет на уступки – принимает ужесточение налогового режима. Если недропользователь поймет, что та маржа, которую он получает, тоже приличная, он поступится ее частью ради стабильности". Для изменения СРП должны иметься веские основания, говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, изменение налогового законодательства является таким основанием. Однако во избежание нарушения закона изменяться СРП должны только в части налогов. Все остальные изменения недопустимы. "Если СРП будут всего лишь приведены в соответствие с действующим законодательством, то здесь никакой угрозы для Казахстана нет. Если же власти под шумок попытаются изменить еще какие-либо положения СРП, то это чревато международным скандалом, расторжением многих СРП и исками в суды. Репутации страны и ее инвестиционной привлекательности будет нанесен непоправимый ущерб, на ликвидацию которого уйдут годы, а возможно, и десятилетия", – отметил в беседе с "&" аналитик. Г-н Елюбаев не исключает вероятности пересмотра СРП в одностороннем порядке. "Я не думаю, что недропользователи со всем согласятся, и тогда будут крупные арбитражные процессы, и это не отразится положительно на имидже, деловой репутации и инвестиционном климате страны", – считает он. С ним соглашается начальник отдела аналитических исследований инвест-групп "Универ", аналитик по нефти Дмитрий Александров. "На инвестиционном климате пересмотр скажется негативно. Вопрос только в том, насколько глубоко он ущемляет интересы недропользователей. Но если им предложат адекватную компенсацию, то, я думаю, они согласятся. Компромисс будет найден, никто из Казахстана убегать не будет. Может, идти будут не так активно, хотя, зная аппетит китайских инвесторов, уверен, что свято место пусто не будет", – отметил он в беседе с "&". В свою очередь ведущий научный сотрудник Института экономики МОН РК Олег Егоров считает, что решение Казахстана ставит под удар инвестиционный климат страны. По его словам, заманив инвесторов на благодатную почву, сегодня страна начинает играть не по правилам. "Мы сейчас говорим: да мы вообще заблуждались, сегодня ситуация изменилась и изменилось отношение к инвесторам. Давайте приведем законодательство к новому образцу. Это вызовет не только недовольство, а протест", – сказал "&" экономист. По словам г-на Егорова, таким образом решить ситуацию в пользу Казахстана будет очень сложно. "Когда мы начинаем считать, что мало с них имеем, это не означает, что надо пускать в бой тяжелую артиллерию в виде новых законодательных актов. Надо просто разобраться, где, кто и сколько недоплачивает", – поделился он своей точкой зрения. По его мнению, иногда деньги уходят сами по себе, минуя государственную казну. "Вот здесь надо работать и разбираться, – считает эксперт. – И именно тут надо искать причину, почему иногда коэффициент налоговой нагрузки у нас недостаточно высок по сравнению с теми же европейскими странами. Надо было поискать причину, почему по Кашагану бюджет разработки месторождений был увеличен в несколько раз. В чем причина? Или это скрыто от общественности? Никто не пытается понять, почему до нас не доходят дивиденды от эксплуатации и реализации углеводородных ресурсов, которые могли бы поступить в бюджет, в Национальный фонд. Все эти вопросы не находят ответа, а мы пытаемся закон исправить". Г-н Егоров не отрицает того, что пересмотр контрактов отрицательно скажется на имидже страны: "Нефть – это политика. Отрицательное отношение в случае пересмотров СРП точно будет. Потому что одно дело, когда мы обещаем, мол, не волнуйтесь, вы пришли к нам на 40 лет, работайте спокойно. А другое дело, когда вдруг начинаем аттракцион: сегодня такие законы, завтра другие. Это не совсем корректно". |