Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК, "Казахстанская правда", 24 апреля
Сегодня, спустя 18 лет после провозглашения Независимости, мы с полным правом можем сказать, что Казахстан состоялся как суверенное государство со всеми атрибутами государственности. В этом относительно небольшом отрезке времени для иных стран сосредоточены многие десятки лет эволюционного развития. Результатом преобразований в Казахстане стали современный конституционализм, демократическая государственность, активное гражданское общество, совершенно новый экономический строй, выверенная политика дальнейшего укрепления и либерализации нашей независимой страны. Необходимо отметить, что все эти сложнейшие процессы протекали в рамках Конституции, гарантом соблюдения которой всегда выступал Президент. Действующая модель формы правления позволила избежать противостояния между ветвями власти, присутствовавшего в некоторых постсоветских государствах, обеспечить поступательное, системное развитие республики на пути рыночной экономики и сконцентрировать усилия на основных направлениях уверенного движения по восходящей. Единство публичного властного ресурса стало возможным благодаря координирующим возможностям и арбитражной функции высшего должностного лица государства. Председательство Казахстана в такой авторитетной международной организации, как ОБСЕ, является свидетельством высокой и справедливой оценки достижений республики во всех сферах жизни. Как известно, институт президентства в Казахстане был введен еще до обретения им независимости. Его юридическое оформление было осуществлено Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года "Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР". Этот нормативный правовой акт был принят в условиях кризиса советской политической системы и государственности, завершившегося распадом СССР, изменением отношений собственности, созданием новых политических и административных институтов. В дальнейшем содержание данного института претерпело существенные изменения в Конституции 1993 года и получило новое концептуальное определение в принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 года действующей Конституции РК. Согласно Конституции (статья 40), Президент РК является Главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики. Президент выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом. Таким образом, на Главу государства возлагается высшая конституционная ответственность за сохранение и укрепление государственности, обеспечение прав человека и слаженной работы государственного аппарата в интересах казахстанцев. Конституционное оформление отечественного института президентства в определенной степени является результатом заимствования зарубежного опыта государственного строительства. При разработке проекта Основного закона изучались конституции многих стран Европы, Азии и Америки, прогрессивные положения которых нашли отражение в Конституции Казахстана. Однако речь не идет об автоматическом перенесении на отечественную почву готовой демократической формы со всеми ее особенностями. Институт президентства в Казахстане является особой формой институционализации наиважнейших функций государства, представляющей собой политико-правовую надстройку над другими ветвями власти. Столь высокое положение обеспечивает эффективное взаимодействие между ними, позволяет Главе государства выступать верховным арбитром и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Такая конструкция создана с учетом истории Казахстана, сложившегося типа общественно-государственных отношений, традиционного сознания общества. Очевидно, что при принятии конституций большинства государств наряду с другими сказывался фактор личности реформаторски настроенного лидера. Известно, что "история – это биография великих людей". К примеру, в Турции это был Мустафа Кемаль Ататюрк, во Франции – генерал Шарль де Голль, в России – Борис Ельцин, в Чехии – Вацлав Гавел, в Польше – Лех Валенса. Все они обладали харизмой, высоким авторитетом строителей нового государства или "национальных освободителей". В Казахстане, бесспорно, таковым является наш Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, стоявший у истоков Независимости и ставший генератором идей при разработке проекта Основного закона. Президент страны обладает высшей степенью легитимности. Власть Президента производна от народа. Он избирается им непосредственно на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании. На прошедших в декабре 2005 года президентских выборах в поддержку курса Главы государства высказались 6 млн. 147 тыс. 517, или 91,15% граждан, принявших участие в голосовании. Сказанное означает, что Президент является персонифицированным носителем совокупной воли жителей республики. Волеизъявление народа фокусируется вокруг личности, отвечающей его политическим, экономическим, социальным и культурно-бытовым чаяниям, что соответствует историческим особенностям и ментальности нашего населения, привыкшего на протяжении столетий индивидуализировать государственную власть. Подчеркивая значимость и действенность учрежденной Конституцией Казахстана модели института президентства, еще раз напомним о наделении Президента полномочиями по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов власти. Практика функционирования механизма государственной власти, сформированного на основе положений Конституции, показала оптимальность и выверенность принятой модели. На начальном этапе развития государства, который был успешно пройден, требовалось немедленно и достаточно жестко навести порядок, гармонизировать разбалансированные общественные отношения. Такая задача была выполнима только в условиях объединения потенциалов Президента и Кабинета министров. Это позволило мобилизовать возможности всего государственного аппарата на решении в кратчайший исторический срок задач по переходу к рыночной экономике и построению основ демократического и правового государства. Однако с лета 1994 года начался процесс "освобождения" Главы государства от текущего управления. В своем наиболее завершенном виде он нашел выражение в Конституции 1995 года. Властный ресурс Президента был сосредоточен на определении стратегии и тактики развития, обеспечении прав и свобод граждан, координационной и арбитражной функциях. Правительство возглавило исполнительную власть и несет ответственность за повседневное управление страной. В условиях социальной и экономической дифференциации современного общества, наличия в нем разнородных политических сил важнейшей задачей государства является демократическая консолидация общества. Для решения этой задачи наиболее приемлемым властным институтом является институт всенародно избираемого Президента. Недаром наша Конституция именно в этом контексте провозглашает, что Президент республики является символом и гарантом единства народа и государственной власти. Благодаря инициативам Главы государства Казахстан стал центром не только межнационального, но и межконфессионального согласия. Лидеры всех мировых религий стали регулярно встречаться и обсуждать за одним столом общие насущные проблемы именно у нас. Из уст руководящих должностных лиц государств так называемой "развитой демократии" все чаще раздаются признания о том, что они высоко ценят и намерены использовать казахстанский опыт мира и согласия. При существовании реального разделения власти, когда не исключены конфликты между ее ветвями, именно Глава государства обеспечивает гармоничные и слаженные отношения между ними, благодаря чему весь государственный механизм функционирует стабильно и без сбоев. Роль института президентства как центральной конструкции республики возрастает по мере углубления проводимых в стране реформ, требующих для успешного их осуществления постоянных и целенаправленных усилий верховной государственной власти. Казахстанская стратегия органичного интегрирования в мировое сообщество закономерно определяет необходимость существования сильного политического института, способного не только эффективно провести радикальную модернизацию, обеспечить согласие и стабильность в обществе, служить гарантом единства государственной власти, но и нейтрализовать в правовых рамках возможные деструктивные процессы. Сегодня можно услышать высказывания некоторых казахстанских политиков о том, что парламентская республика якобы более демократический институт, чем президентская. Эти утверждения звучат, как мне кажется, только у нас. Нигде за рубежом я не слышал о том, что президентская республика (например США) менее демократична, чем парламентарная республика (например, Италия, ФРГ или Австрия). В сравнительном плане президентская форма правления имеет много преимуществ. Полномочия Президента и Парламента являются различными, сферы их политического влияния, а также методы регулирования общественно важных отношений априори не могут быть равными. При этом в отличие от классической президентской республики казахстанская президентская форма правления предусматривает более разнообразные и действенные формы контроля Парламента над Правительством, а также процедуры выхода из кризиса между органами законодательной и исполнительной ветвей власти. Институт президентства в Казахстане создан народом непосредственно на референдуме, то есть с его прямым участием путем принятия Конституции. Кроме того, Конституция закрепляет (пункт 2 статьи 90), что установленные ею унитарность и территориальная целостность государства, форма правления республики не могут быть изменены. Это означает, что данное конституционное положение не может быть изменено даже путем внесения поправок в Конституцию. В этом плане хотел бы напомнить, что в течение 2006 – начала 2007 годов Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан работала над предложениями по дальнейшей политической модернизации общества и государства. Государственная комиссия рассматривала вопрос о перераспределении полномочий между Президентом и Парламентом, которое в определенных пределах было признано возможным. Внесенным Законом от 21 мая 2007 года № 254-III изменениями и дополнениями в Конституцию страны такое перераспределение произошло, и сделан существенный шаг в сторону президентско-парламентской республики. Вместе с тем существующая президентская форма правления была сохранена. Причиной тому, думаю, послужили реальные позитивные перемены, происшедшие за 18 лет суверенного развития страны, личное ответственное лидерство Главы государства в чрезвычайных ситуациях. Президенту страны принадлежит ключевая роль в организации и осуществлении деятельности по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции, защите основ конституционного строя. Казахстанская модель формы правления способствует активному участию Главы государства в правовой охране Конституции. Президент как символ и гарант незыблемости Конституции является интегрирующим элементом системы органов ее правовой охраны, обеспечивает единство и координацию всей государственной деятельности в данной сфере. Этому способствует его особое положение в системе государственной власти, заключающееся в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия ее ветвей. За время функционирования Конституционного совета ряд законов, принятых Парламентом и представленных на подпись Главе государства, были признаны не соответствующими Основному закону, так как посягали на устои государственности или допускали ущемление конституционных прав и свобод человека и гражданина. В подавляющем большинстве случаев такого рода конституционные производства возбуждались по инициативе Президента республики. К примеру, по законам "О средствах массовой информации", "О деятельности международных и иностранных некоммерческих организаций в Республике Казахстан", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам некоммерческих организаций", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений" и другим. В развитии потенциала Основного закона следует подчеркнуть особую роль Посланий Президента, с которыми он ежегодно обращается к народу Казахстана. Эти документы всегда содержат в себе новые подходы в государственном и общественном развитии. В них нередко предусматриваются основные направления конституционного развития, предполагающие углубление политических реформ в целях дальнейшей демократизации общества. Так, в период подготовки поправок к Конституции, внесенных в 1998 году, ключевые моменты конституционной реформы были изложены в сентябрьском Послании Президента "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии". Стратегические направления дальнейшей модернизации экономической и политико-правовой системы страны определены и в Послании Главы государства "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана", озвученном на совместном заседании палат Парламента 29 января текущего года. Полагаю, что обращение с подобными вопросами непосредственно к гражданам исходит от убеждения Президента решать самые важные вопросы совместно с народом Казахстана – автором Конституции. Конституционное строительство во многом зависит от качества правотворческой деятельности. В сфере законодательства одним из президентских полномочий, доказавших свою эффективность на практике, является определение им перспективных направлений развития правовой системы государства. Как известно, результатом первой Государственной программы правовой реформы в Республике Казахстан, утвержденной Указом Президента от 12 февраля 1994 года № 1569, стало принятие действующей Конституции и ряда конституционных законов, завершивших процесс юридического оформления основных атрибутов государственности. Данная стратегия нашла свое продолжение в Концепции правовой политики, одобренной Указом Главы государства от 20 сентября 2002 года № 949, в соответствии с которой до 2010 года осуществлялось дальнейшее совершенствование правовой системы. 24 августа 2009 года Президентом республики утверждена новая Концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2020 год, в которой определены перспективы развития национальной правовой системы на следующее десятилетие. Можно с уверенностью сказать, что с этого момента в Казахстане начинается новый этап в утверждении принципов правового государства. Законом от 21 мая 2007 года № 254-III "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК" Глава государства наделен правом законодательной инициативы. Теперь он вправе самостоятельно направлять в Парламент для рассмотрения и дальнейшего принятия проекты законов. Нашему обществу и государству предстоит еще многое сделать на пути достижения намеченных целей. И на этом непростом пути институт Президента играет и будет играть главную консолидирующую роль. При наличии сильного Парламента президентская форма правления была и остается главным конституционным гарантом успеха наших реформ, поступательного прогресса общества и укрепления Казахстана как независимого государства. |