NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 15:38 ast
13:38 msk

Президент республики – гарант незыблемости Конституции
И.Рогов: Волеизъявление народа фокусируется вокруг личности, отвечающей его политическим, экономическим, социальным и культурно-бытовым чаяниям, что соответствует историческим особенностям и ментальности нашего населения, привыкшего на протяжении столетий индивидуализировать государственную власть
26.04.2010 / политика и общество

Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК, "Казахстанская правда", 24 апреля

Сегодня, спустя 18 лет после провозглашения Независимости, мы с полным правом можем сказать, что Казахстан состоялся как суверенное государство со всеми атрибутами государственности. В этом относительно небольшом отрезке времени для иных стран сосредоточены многие десятки лет эволюционного развития. Результатом преобразований в Казахстане стали современный конституционализм, демократическая государственность, активное гражданское общество, совершенно новый экономический строй, выверенная политика дальнейшего укрепления и либерализации нашей независимой страны.
Необходимо отметить, что все эти сложнейшие процессы протекали в рамках Конституции, гарантом соблюдения которой всегда выступал Президент. Действующая модель формы правления позволила избежать противостояния между ветвями власти, присутствовавшего в некоторых постсоветских государствах, обеспечить поступательное, системное развитие республики на пути рыночной экономики и сконцентрировать усилия на основных направлениях уверенного движения по восходящей.
Единство публичного властного ресурса стало возможным благодаря координирующим возможностям и арбитражной функции высшего должностного лица государства. Председательство Казахстана в такой авторитетной международной организации, как ОБСЕ, является свидетельством высокой и справедливой оценки достижений республики во всех сферах жизни.
Как известно, институт президентства в Казахстане был введен еще до обретения им независимости. Его юридическое оформление было осуществлено Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года "Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР". Этот нормативный правовой акт был принят в условиях кризиса советской политической системы и государственности, завершившегося распадом СССР, изменением отношений собственности, созданием новых политических и административных институтов.
В дальнейшем содержание данного института претерпело существенные изменения в Конституции 1993 года и получило новое концептуальное определение в принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 года действующей Конституции РК.
Согласно Конституции (статья 40), Президент РК является Главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики. Президент выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом.
Таким образом, на Главу государства возлагается высшая конституционная ответственность за сохранение и укрепление государственности, обеспечение прав человека и слаженной работы государственного аппарата в интересах казахстанцев.
Конституционное оформление отечественного института президентства в определенной степени является результатом заимствования зарубежного опыта государственного строительства. При разработке проекта Основного закона изучались конституции многих стран Европы, Азии и Америки, прогрессивные положения которых нашли отражение в Конституции Казахстана. Однако речь не идет об автоматическом перенесении на отечественную почву готовой демократической формы со всеми ее особенностями.
Институт президентства в Казахстане является особой формой институционализации наиважнейших функций государства, представляющей собой политико-правовую надстройку над другими ветвями власти. Столь высокое положение обеспечивает эффективное взаимодействие между ними, позволяет Главе государства выступать верховным арбитром и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Такая конструкция создана с учетом истории Казахстана, сложившегося типа общественно-государственных отношений, традиционного сознания общества.
Очевидно, что при принятии конституций большинства государств наряду с другими сказывался фактор личности реформаторски настроенного лидера. Известно, что "история – это биография великих людей". К примеру, в Турции это был Мустафа Кемаль Ататюрк, во Франции – генерал Шарль де Голль, в России – Борис Ельцин, в Чехии – Вацлав Гавел, в Польше – Лех Валенса.
Все они обладали харизмой, высоким авторитетом строителей нового государства или "национальных освободителей". В Казахстане, бесспорно, таковым является наш Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, стоявший у истоков Независимости и ставший генератором идей при разработке проекта Основного закона.
Президент страны обладает высшей степенью легитимности. Власть Президента производна от народа. Он избирается им непосредственно на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании. На прошедших в декабре 2005 года президентских выборах в поддержку курса Главы государства высказались 6 млн. 147 тыс. 517, или 91,15% граждан, принявших участие в голосовании.
Сказанное означает, что Президент является персонифицированным носителем совокупной воли жителей республики. Волеизъявление народа фокусируется вокруг личности, отвечающей его политическим, экономическим, социальным и культурно-бытовым чаяниям, что соответствует историческим особенностям и ментальности нашего населения, привыкшего на протяжении столетий индивидуализировать государственную власть.
Подчеркивая значимость и действенность учрежденной Конституцией Казахстана модели института президентства, еще раз напомним о наделении Президента полномочиями по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов власти. Практика функционирования механизма государственной власти, сформированного на основе положений Конституции, показала оптимальность и выверенность принятой модели.
На начальном этапе развития государства, который был успешно пройден, требовалось немедленно и достаточно жестко навести порядок, гармонизировать разбалансированные общественные отношения. Такая задача была выполнима только в условиях объединения потенциалов Президента и Кабинета министров. Это позволило мобилизовать возможности всего государственного аппарата на решении в кратчайший исторический срок задач по переходу к рыночной экономике и построению основ демократического и правового государства.
Однако с лета 1994 года начался процесс "освобождения" Главы государства от текущего управления. В своем наиболее завершенном виде он нашел выражение в Конституции 1995 года. Властный ресурс Президента был сосредоточен на определении стратегии и тактики развития, обеспечении прав и свобод граждан, координационной и арбитражной функциях. Правительство возглавило исполнительную власть и несет ответственность за повседневное управление страной.
В условиях социальной и экономической дифференциации современного общества, наличия в нем разнородных политических сил важнейшей задачей государства является демократическая консолидация общества. Для решения этой задачи наиболее приемлемым властным институтом является институт всенародно избираемого Президента. Недаром наша Конституция именно в этом контексте провозглашает, что Президент республики является символом и гарантом единства народа и государственной власти. Благодаря инициативам Главы государства Казахстан стал центром не только межнационального, но и межконфессионального согласия. Лидеры всех мировых религий стали регулярно встречаться и обсуждать за одним столом общие насущные проблемы именно у нас. Из уст руководящих должностных лиц государств так называемой "развитой демократии" все чаще раздаются признания о том, что они высоко ценят и намерены использовать казахстанский опыт мира и согласия.
При существовании реального разделения власти, когда не исключены конфликты между ее ветвями, именно Глава государства обеспечивает гармоничные и слаженные отношения между ними, благодаря чему весь государственный механизм функционирует стабильно и без сбоев. Роль института президентства как центральной конструкции республики возрастает по мере углубления проводимых в стране реформ, требующих для успешного их осуществления постоянных и целенаправленных усилий верховной государственной власти. Казахстанская стратегия органичного интегрирования в мировое сообщество закономерно определяет необходимость существования сильного политического института, способного не только эффективно провести радикальную модернизацию, обеспечить согласие и стабильность в обществе, служить гарантом единства государственной власти, но и нейтрализовать в правовых рамках возможные деструктивные процессы.
Сегодня можно услышать высказывания некоторых казахстанских политиков о том, что парламентская республика якобы более демократический институт, чем президентская. Эти утверждения звучат, как мне кажется, только у нас. Нигде за рубежом я не слышал о том, что президентская республика (например США) менее демократична, чем парламентарная республика (например, Италия, ФРГ или Австрия).
В сравнительном плане президентская форма правления имеет много преимуществ. Полномочия Президента и Парламента являются различными, сферы их политического влияния, а также методы регулирования общественно важных отношений априори не могут быть равными. При этом в отличие от классической президентской республики казахстанская президентская форма правления предусматривает более разнообразные и действенные формы контроля Парламента над Правительством, а также процедуры выхода из кризиса между органами законодательной и исполнительной ветвей власти.
Институт президентства в Казахстане создан народом непосредственно на референдуме, то есть с его прямым участием путем принятия Конституции. Кроме того, Конституция закрепляет (пункт 2 статьи 90), что установленные ею унитарность и территориальная целостность государства, форма правления республики не могут быть изменены. Это означает, что данное конституционное положение не может быть изменено даже путем внесения поправок в Конституцию.
В этом плане хотел бы напомнить, что в течение 2006 – начала 2007 годов Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан работала над предложениями по дальнейшей политической модернизации общества и государства. Государственная комиссия рассматривала вопрос о перераспределении полномочий между Президентом и Парламентом, которое в определенных пределах было признано возможным. Внесенным Законом от 21 мая 2007 года № 254-III изменениями и дополнениями в Конституцию страны такое перераспределение произошло, и сделан существенный шаг в сторону президентско-парламентской республики. Вместе с тем существующая президентская форма правления была сохранена. Причиной тому, думаю, послужили реальные позитивные перемены, происшедшие за 18 лет суверенного развития страны, личное ответственное лидерство Главы государства в чрезвычайных ситуациях.
Президенту страны принадлежит ключевая роль в организации и осуществлении деятельности по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции, защите основ конституционного строя. Казахстанская модель формы правления способствует активному участию Главы государства в правовой охране Конституции.
Президент как символ и гарант незыблемости Конституции является интегрирующим элементом системы органов ее правовой охраны, обеспечивает единство и координацию всей государственной деятельности в данной сфере. Этому способствует его особое положение в системе государственной власти, заключающееся в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия ее ветвей.
За время функционирования Конституционного совета ряд законов, принятых Парламентом и представленных на подпись Главе государства, были признаны не соответствующими Основному закону, так как посягали на устои государственности или допускали ущемление конституционных прав и свобод человека и гражданина. В подавляющем большинстве случаев такого рода конституционные производства возбуждались по инициативе Президента республики. К примеру, по законам "О средствах массовой информации", "О деятельности международных и иностранных некоммерческих организаций в Республике Казахстан", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам некоммерческих организаций", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений" и другим.
В развитии потенциала Основного закона следует подчеркнуть особую роль Посланий Президента, с которыми он ежегодно обращается к народу Казахстана. Эти документы всегда содержат в себе новые подходы в государственном и общественном развитии. В них нередко предусматриваются основные направления конституционного развития, предполагающие углубление политических реформ в целях дальнейшей демократизации общества. Так, в период подготовки поправок к Конституции, внесенных в 1998 году, ключевые моменты конституционной реформы были изложены в сентябрьском Послании Президента "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии". Стратегические направления дальнейшей модернизации экономической и политико-правовой системы страны определены и в Послании Главы государства "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана", озвученном на совместном заседании палат Парламента 29 января текущего года.
Полагаю, что обращение с подобными вопросами непосредственно к гражданам исходит от убеждения Президента решать самые важные вопросы совместно с народом Казахстана – автором Конституции.
Конституционное строительство во многом зависит от качества правотворческой деятельности. В сфере законодательства одним из президентских полномочий, доказавших свою эффективность на практике, является определение им перспективных направлений развития правовой системы государства. Как известно, результатом первой Государственной программы правовой реформы в Республике Казахстан, утвержденной Указом Президента от 12 февраля 1994 года № 1569, стало принятие действующей Конституции и ряда конституционных законов, завершивших процесс юридического оформления основных атрибутов государственности.
Данная стратегия нашла свое продолжение в Концепции правовой политики, одобренной Указом Главы государства от 20 сентября 2002 года № 949, в соответствии с которой до 2010 года осуществлялось дальнейшее совершенствование правовой системы.
24 августа 2009 года Президентом республики утверждена новая Концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2020 год, в которой определены перспективы развития национальной правовой системы на следующее десятилетие. Можно с уверенностью сказать, что с этого момента в Казахстане начинается новый этап в утверждении принципов правового государства. Законом от 21 мая 2007 года № 254-III "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК" Глава государства наделен правом законодательной инициативы. Теперь он вправе самостоятельно направлять в Парламент для рассмотрения и дальнейшего принятия проекты законов.
Нашему обществу и государству предстоит еще многое сделать на пути достижения намеченных целей. И на этом непростом пути институт Президента играет и будет играть главную консолидирующую роль. При наличии сильного Парламента президентская форма правления была и остается главным конституционным гарантом успеха наших реформ, поступательного прогресса общества и укрепления Казахстана как независимого государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2010
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 30.04.2010
Совещание в Министерстве связи и информации РК 30.04.2010
"В ходе разработки Доктрины национального единства Казахстана рассмотрено более 500 предложений" 30.04.2010
Казахстан-Австрия: в повестке дня – ОБСЕ, двустороннее сотрудничество 30.04.2010
Рубежи казахстанской науки 30.04.2010
В Астане состоялось очередное заседание инспекции Совета безопасности РК 30.04.2010
Мониторинг ЕНСЗ выявил нехватку медиков, лекарств, слабое техобеспечение медучреждений в селах 30.04.2010
Политические предпочтения казахстанцев: все предсказуемо и стабильно 30.04.2010
Медведи в "медовой ловушке" 30.04.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz