NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)
Вам какой президент больше нравится?








Поиск  
Понедельник 16.09.2019 07:21 ast
04:21 msk

Рубежи казахстанской науки
Б.Жумагулов: Президент выдвинул масштабную и блестящую идею формирования интеллектуальной нации, задачи такого уровня еще не было в истории нашей страны
30.04.2010 / политика и общество

Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, ректор Казахского национального университета им. Аль-Фараби, "Казахстанская правда", 29 апреля

Мировой кризис последних лет стал важнейшей вехой в оценке результатов кардинальных преобразований, прошедших в суверенном Казахстане, нашей готовности противостоять негативным тенденциям и находить эффективные пути не только для достойного выхода из сложной экономической ситуации, но и осуществления качественного рывка вперед. Именно с этих позиций, думаю, нужно анализировать основные шаги, сделанные государством в научной сфере, и, безусловно, системообразующую роль в этих процессах идей и стратегических замыслов Первого Президента Казахстана.
Проведенный Главой государства в первые же после распада СССР годы анализ показал, что оставшаяся от Союза структура научных учреждений и система управления научной деятельностью в условиях перехода к рыночной экономике являются полностью несостоятельными. Основные результаты этого анализа были изложены, в частности, в речи на сессии общего собрания Национальной академии наук РК 2 февраля 1994 года.
Во-первых, подавляющая часть научных организаций республики, особенно отраслевых институтов, находилась в прямом подчинении союзному центру и выполняла лишь отдельные элементы крупных научных программ.
Полностью были дистанцированы от решения казахстанских проблем уникальные оборонно-технические комплексы, базирующиеся на Семипалатинском ядерном полигоне, ракетном полигоне Сарышаган, на других полигонах и в центрах союзного подчинения, размещенных в республике.
То же самое относится к прикладной науке и опытно-конструкторским разработкам, которые практически полностью были "замкнуты" на военно-промышленном, транспортном, горно-металлургическом и других комплексах тоталитарного государства. Произошедший на рубеже 80–90-х годов прошлого века разрыв союзных связей резко оборвал эту "цепочку востребованности" отечественных исследований, поставил руководство страны и казахстанскую науку перед необходимостью разработки новых принципов, механизмов, целей и масштабов осуществления научной и научно-технической деятельности. Остро встал вопрос о выборе новых приоритетов и направлений, отвечающих потребностям молодого суверенного государства.
Во-вторых, в советское время существовал отлаженный механизм использования результатов научных исследований и разработок. На "вертикальном" уровне он базировался на связи академических институтов, осуществлявших фундаментальные и прикладные исследования, с отраслевыми научно-исследовательскими и проектными организациями, обычно входившими в структуру министерств и на плановой основе доводившими научные результаты до промышленных предприятий, также включенных в структуру данных министерств.
На "горизонтальном" уровне ученые выполняли прямые хозяйственные договоры с предприятиями. В эту деятельность были активно вовлечены многие видные ученые и научные коллективы вузов, академических и отраслевых НИИ. Такие договоры обеспечивали, с одной стороны, соответствие исследований потребностям и возможностям предприятий, с другой – доведение исследований до промышленно освоенного технологического или технического продукта.
Оба этих механизма с распадом союзного государства полностью прекратили свое существование и поставили под большой вопрос промышленную востребованность отечественной науки. Положение усугубилось тем, что значительная часть предприятий Казахстана в кризисные 90-е практически прекратила или существенно сократила производственную деятельность.
Для подъема промышленности Главой нашего государства были предприняты поистине титанические усилия, благодаря чему начался приток в страну иностранных инвестиций. Однако новые инвесторы были мало заинтересованы в обновлении производства (в основном это делалось только за счет привлечения уже отработанных за рубежом технологий, в большинстве же случаев они ориентировались на максимальную эксплуатацию имевшихся на предприятиях ресурсов и оборудования).
В-третьих, и это немаловажно, никак не обеспечивался такой канал, как интеграция науки с высшим образованием. Между тем во всем мире наука развивается прежде всего в ведущих университетах (за исключением особых научных центров, связанных, к примеру, с обороной, космическими исследованиями). Здесь она становится востребованной еще задолго до каких-либо практических достижений в промышленности: идеи и даже промежуточные результаты активно используются в учебном процессе, к исследованиям в массовом порядке подключаются студенты, магистранты и докторанты. Все это существенно поднимает качество подготовки специалистов, которые уже со студенческой скамьи приобретают навыки активного поиска и накопления новых знаний, принятия решений в условиях недостатка информации.
Эти качества особенно ценны для формирования интеллектуальной элиты, поэтому не случайно такие университеты, как Кембридж, Оксфорд, Стэнфорд, Йель и другие, которые с полным правом именуются "исследовательскими университетами", являются главными "кузницами" элиты своих государств.
Анализ развития ведущих стран мира, таких как США, Великобритания, Германия, Южная Корея, Япония, показывает, что приоритетность и качество образования – не следствие благосостояния государства, а его основная предпосылка. В связи с этим уместно вспомнить слова одного из президентов США: "В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты".
В бывшем Советском Союзе наука была искусственно отделена от системы высшего образования. В качестве исключения можно назвать ограниченное число вузов, активно развивавших науку и привлекавших к ней студенчество: МГУ, МВТУ, МИФИ, МФТИ, Новосибирский государственный университет… В целом же научные результаты находили свое отражение в учебном процессе вузов через союзное министерство высшего и среднего специального образования, разрабатывавшего образовательные программы по всем специальностям. Дополнительным, хотя и весьма слабым механизмом привлечения студентов к научным исследованиям служили уже упомянутые хозяйственные договоры вузов с предприятиями. Естественно, с разрывом союзных связей данные механизмы также были ликвидированы, и возникла ситуация, при которой наука, предприятия и вузы существовали сами по себе.
Таким образом, в начале 90-х годов для науки Казахстана сложилась, как говорят шахматисты, патовая ситуация: все имевшиеся каналы ее связи с обществом были обрублены. Выделяемые на продолжение деятельности имеющихся научных учреждений бюджетные средства во многом затрачивались впустую...
В этой обстановке Нурсултан Назарбаев проявил уникальные качества лидера, способного не теряться в сложнейшей ситуации, а ставить цели и задачи с учетом не только возможностей страны, но и отдаленных перспектив ее развития. Глава государства подчеркивал: "Если мы не будем одновременно забегать вперед, уже сейчас закладывать базу для кардинального прорыва, то можем бесповоротно оказаться на позициях, на которых будем аутсайдерами в мировых цивилизационных процессах. Завоевать же себе достойное место мы можем в значительной мере только при достаточно высоком уровне развития национальной технологической базы, прикладной и фундаментальной науки, при обеспечении высокой квалификации научных и инженерных кадров".
В сфере науки требовались кардинальные реформы, соотносимые по масштабу с реформами в экономике и политике. Они должны были обеспечить "встраивание" науки в систему рыночных отношений. При этом требовалось, опять-таки, на новых принципах обеспечить целостность цепочки: "идея – научные исследования – разработки – промышленная реализация наукоемкой продукции – подготовка кадров".
По инициативе Нурсултана Назарбаева уже 15 января 1992 года был принят Закон "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан", в феврале того же года образовано Министерство науки и новых технологий. На этой базе государство приступило к поиску новых форм управления научной отраслью. В тот период были сделаны, на мой взгляд, как минимум три принципиальных шага для перевода науки на качественно новые рельсы развития.
Во-первых, осуществлен переход от чисто административного к программно-целевому методу планирования и финансирования исследований. Тем самым была создана конкурентная среда, позволявшая отбирать для государственной поддержки те научные идеи и проекты, которые в наибольшей степени соответствовали потребностям страны.
Во-вторых, впервые на постсоветском пространстве внедрен хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике механизм независимой научно-технической экспертизы всех проектов и разработок, создана государственная научно-техническая экспертиза (ГНТЭ).
В-третьих, сформированы национальные научные центры. Они позволили объединить под единым руководством чисто научные организации с мощным прикладным потенциалом, имевшимся в таких отраслях, как ядерная физика, биотехнологии, электроника, связь, переработка минерального сырья и других.
Несмотря на то что реформы осуществлялись в условиях жесточайшего дефицита времени и крайне сложного экономического положения страны, жизнь подтвердила действенность принятых тогда решений. По сей день эффективно работают Национальный ядерный центр, национальные центры биотехнологий и комплексной переработки минерального сырья, ГНТЭ и система конкурсного отбора научных проектов и программ. Все это убедительно свидетельствует о ярком даре предвидения нашего Президента.
Одновременно огромное внимание Нурсултан Абишевич уделял перестройке и развитию инженерной деятельности как важнейшего звена, связывающего науку и реальный сектор экономики. Мы знаем, что эпоха политического и экономического застоя 80-х годов самым тяжелым образом отразилась на профессии инженера. Его труд просто перестал цениться. И в это время колоссальных трудностей и кардинальных реформ в Казахстане появилась Инженерная академия (с 2003 года – Национальная инженерная академия) Республики Казахстан, и Глава государства в 1993 году нашел время и возможности принять участие в работе Первого съезда инженеров Казахстана.
Нас по-настоящему окрылили слова Президента: "В целом положительно оценивая плодотворный труд инженеров республики, хотелось бы привлечь ваше внимание к нескольким крупным проблемам… В экономической политике нам, по-видимому, придется решать нечто вроде инженерной задачи возбуждения резонанса общественных, производственных и технологических процессов. Для нас настал момент проявить свой потенциал не только в сфере прогрессивных политических инициатив, но и в области экономических и технологических нововведений. При этом особенно технологическая и, в частности, инженерная политика должна стать относительно самостоятельной ветвью преобразования общества".
Четкое понимание того, что Республика Казахстан испытывает острую потребность в консолидации научных и инженерных сил, предварило дальнейшие масштабные инициативы Главы государства, выдвинутые им в сфере науки в последующие годы. Они стали ответом на новые вызовы, когда резко обострилась кадровая ситуация, во много раз сократился приток в научную сферу талантливой молодежи.
В высшем образовании усилился перекос в сторону экономических, финансовых, юридических специальностей, не обоснованный реальными потребностями страны. При этом наглядно проявилось явное отставание науки от динамики социально-экономической жизни республики. Да и сами ученые были инертными в вопросах реформирования науки.
Эти и многие другие негативные факторы и тенденции постоянно находились в зоне особого внимания Главы государства, их анализ озвучивался, в частности, в его выступлениях на сессиях общего собрания Национальной академии наук в 1994, 1996, 2001 годах, выступлении в Московском государственном университете им. М. Ломоносова в 1996 году. Как говорил Михаил Ломоносов: "Ошибки замечать немного стоит: дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку". Президент страны активно продолжал творческий поиск новых моделей и механизмов поддержки науки и ее органического включения в жизнь страны.
Одним из таких механизмов стало создание Межотраслевого научно-технического совета по проблемам развития промышленности, энергетики, строительства, транспорта и коммуникаций (МНТС). Это решение, позволившее сконцентрировать в те трудные годы пока еще очень ограниченные бюджетные средства на наиболее актуальных научно-технических разработках, дало возможность Казахстану, в отличие от большинства стран СНГ, сохранить значительную часть отраслевых научных и проектных организаций, профессиональные научно-инженерные кадры.
Была реформирована Национальная академия наук. И хотя ряд конкретных мер Правительства и уполномоченных органов в этом направлении воспринимался порой неоднозначно, их генеральный вектор позволил эффективно разграничить функции и полномочия органов государственного управления и научного сообщества, приступить к созданию таких условий, которые стимулировали бы ученых соотносить свои научные интересы с реальными потребностями производства, бизнеса и государства.
В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан "О науке", соответствующий новым реалиям выхода Казахстана из этапа кризисного развития, в следующем году – Закон "Об инновационной деятельности".
Принципиальным прорывом к новому пониманию роли науки в современном обществе стало выдвижение Нурсултаном Абишевичем идеи создания Национальной инновационной системы и Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан (2003 год).
Необходимость принятия такой стратегии была жестко обусловлена положением дел в казахстанской экономике. Анализ темпов промышленного производства на тот период свидетельствовал, что объем валового внутреннего продукта в 2003 году, который составлял около четырех с половиной триллионов тенге, был в основном обеспечен за счет нефтегазового комплекса. Учитывая высокую изменчивость конъюнктуры на мировом рынке углеводородов и принципиальную ограниченность, невосполняемость запасов нефти, Казахстан должен был в кратчайшие сроки разработать долговременную модель постепенного перехода от сырьевой экономики к сервисно-технологической с высоким уровнем развития ориентированных на экспорт производств.
Для реализации поставленных задач сделано было немало, созданы базовые институты развития, среди которых Банк развития, Инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Также был утвержден ряд программ отраслевого и межотраслевого характера: по формированию и развитию национальной инновационной системы, развитию строительной индустрии, энергосбережению и другие. Принято более 20 новых законов, в том числе "О техническом регулировании", "Об инвестиционных фондах", "Об Инвестиционном фонде Казахстана", началась реализация проектов, в основном относящихся к транспортной и энергетической инфраструктуре.
Системообразующее значение для инновационного развития и, шире, для обеспечения конкурентоспособности Казахстана в глобальном мире имели положения, выдвинутые Нурсултаном Назарбаевым в лекции, прочитанной в 2006 году в Евразийском национальном университете. Главное из них – интенсивно развивать собственную науку для создания конкурентоспособных технологий как стержня инновационной экономики, чтобы преодолеть технологическую отсталость и не оказаться в зависимости от развитых стран. Как выразился Нурсултан Абишевич, "ни одна уважающая себя страна не станет устраивать распродажу новых технологий и секретов производства". Значит, нельзя опираться только на заимствованные технологии, необходимо ускорить мобилизацию собственного научно-технического потенциала.
В числе новых мер, направленных на такое развитие, Глава государства назвал существенное повышение финансирования научно-инновационной сферы, создание Высшей научно-технической комиссии под руководством Премьер-Министра, создание в Министерстве образования и науки Комитета по науке, Фонда науки для финансирования и координации опытно-конструкторских разработок. А также создание пяти национальных лабораторий открытого типа и пятнадцати университетских лабораторий инженерного профиля с самым передовым научным и технологическим оборудованием.
И отрадно, что практически все эти положения уже реализованы и существенно укрепили научный потенциал страны. Уже к 2006 году в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития и Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы на 2005–2015 годы было реализовано 520 инвестиционных проектов. Под эгидой институтов развития начато финансирование 90 проектов стоимостью 2,2 млрд. долларов.
Началась успешная реализация важнейших проектов в целях развития несырьевого сектора экономики. Это строительство третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода, горно-обогатительных комбинатов и медеплавильного завода в Актюбинской области, алюминиевого завода и завода по производству хлора и каустической соды в Павлодарской области, организация сортопрокатного производства и производства металлургического кремния в Карагандинской области и так далее.
Вместе с тем в сфере освоения научных достижений ситуация продолжала оставаться сложной: недостаточными темпами формировалась технологическая инфраструктура, способная эффективно превращать научные результаты в реальные новые продукты и технологии, не удалось в должной мере заинтересовать бизнес во вложении средств в эту сферу. Положение усугубилось, на мой взгляд, и некоторыми недостаточно продуманными со стороны исполнительных органов реформами, в частности созданием пяти научных центров на базе бывших академических НИИ. Как и предсказывали ученые, на новые структуры уходили колоссальные государственные деньги, а научная деятельность была до предела забюрократизирована.
Мировой экономический кризис показал необходимость нетерпимого отношения ко всему, что тормозит прогресс. В этих условиях Президент нашей страны, как ученый-экономист высочайшего уровня, не только детально проанализировал истоки и причины мирового кризиса, но и предложил для всех уровней (общемирового, регионального, государственного) системные меры его преодоления. Его статьи "Ключи от кризиса", "Пятый путь" и фундаментальная монография "Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций" демонстрируют огромную глубину и оригинальность подхода к решению сложнейших проблем современности. Здесь нужно особо подчеркнуть всеобъемлющий подход Нурсултана Назарбаева к проблемам взаимодействия цивилизаций, когда мир должен приобрести совершенно новые черты – перейти от изоляционистских, конфронтационных и жестко конкурентных отношений к творческому диалогу. Новый мир, по мнению нашего Президента, – это мир многополярный, интенсивно и инновационно развивающийся, более справедливый и человечный. И один из путей, ведущих к подобному мироустройству, – сближение уровня технологического развития стран и цивилизаций.
На 12-м съезде Народно-демократической партии "Нур Отан" Нурсултан Назарбаев выдвигает новую программу форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на предстоящие пять лет. Оно будет осуществляться на принципиально новых условиях, четко ориентироваться на диверсификацию экономики, качественное повышение технологического уровня и наукоемкости продукции. К решению данной задачи подключаются не только политические и экономические механизмы, но и сферы, если можно так выразиться, "обеспечивающего плана" – наука и образование. И здесь Нурсултан Абишевич обозначает кардинально новые подходы и решения. 4 сентября 2009 года на совещании под руководством Президента на меня и моих коллег огромное впечатление произвела принципиально новая модель управления научной сферой. Она кардинально меняет базовые принципы взаимоотношений государства и науки, возвышает роль ученых.
В очень кратком изложении данные подходы можно сформулировать так.
Во-первых, Президентом страны предложено принципиально новое для нас видение градации и взаимодействия исследований и разработок. Произведен отход от устаревшей "линейной" модели "фундаментальная наука – прикладные исследования – практические разработки", которая достаточно часто не срабатывала и приводила к "сбоям" во взаимодействии науки и практики. Дело в том, что фундаментальные исследования далеко не всегда дают четко выраженный прикладной эффект, а часто остаются просто вкладом в мировую копилку знаний.
С другой стороны, прикладные исследования могут привести не только к практическим разработкам, но и к по-настоящему фундаментальным открытиям. В связи с этим можно вспомнить классический пример разработок российского ученого Павла Черенкова, который в 1932 году приступил к чисто прикладным, как тогда казалось, исследованиям люминесценции растворов урановых солей. Однако в результате был открыт принципиально новый вид излучения (эффект Вавилова – Черенкова), ставший фундаментальным открытием, удостоенным впоследствии Нобелевской премии.
С учетом таких факторов Глава государства выстраивает более сложную, "многосвязную" модель сферы научных исследований и закладывает ее в основу системного видения многогранной роли науки в развитии экономики, общества и государства.
Во-вторых, принято решение о выводе науки из сферы действия законодательства о госзакупках, которое превратилось в бюрократический тормоз. Вводятся два принципиально новых вида финансирования – базовое, предназначенное для поддержания научной инфраструктуры, и грантовое, ориентированное не только на научные организации, но и персонально на ученых и их творческие коллективы. Это, в частности, даст возможности выполнять исследования при помощи методов и оборудования мирового класса в любой точке земного шара. На этом основан широко проявившийся в последние десятилетия эффект глобализации научного потенциала в масштабах планеты, и теперь уже и наши ученые получают принципиальные возможности использовать определенную часть мирового научного потенциала в интересах развития своей страны. Принятое сегодня программно-целевое финансирование останется только в стратегических направлениях и отраслях – здравоохранении, оборонном комплексе, сельском хозяйстве и так далее.
В-третьих, производится сокращение бюрократических барьеров и процедур в цепочке принятия решений о финансировании проектов. Теперь за уполномоченным органом в сфере науки остаются только координация и техническое обеспечение финансирования, решения же о реализации проектов будут приниматься не чиновниками, а национальными научными советами. В связи с этим существенно возрастет роль научного сообщества в управлении научной деятельностью. Стратегическим органом такого управления становится Высшая научно-техническая комиссия, где также будут представлены ведущие ученые страны.
В-четвертых, на новый качественный уровень переводится государственная научно-техническая экспертиза за счет обязательного привлечения зарубежных специалистов и выделения в особую структуру – Национальный центр.
В-пятых, осуществляется коренной поворот в сторону форсированного развития науки в ведущих вузах страны, взята ориентация на создание в Казахстане исследовательских университетов, хорошо зарекомендовавших себя в мировой практике. Такое решение будет иметь по-настоящему кумулятивный эффект. К научным исследованиям подключится огромный кадровый потенциал наших ведущих вузов, появится также реальный механизм омоложения научных кадров за счет активного участия в исследованиях магистрантов и докторантов. Объединение науки и образования резко поднимет качество подготовки специалистов, об этом однозначно говорит опыт крупнейших университетов мира.
Для законодательного закрепления выдвинутых положений Президентом страны дано поручение в кратчайшие сроки разработать новый проект закона РК "О науке" и на его основе приступить к практической реализации новых подходов. Предложенные Главой государства масштабные и фундаментальные решения получили самый широкий отклик со стороны казахстанских ученых, возродились их надежды на восстановление былой славы фундаментальной и прикладной науки, высокого статуса ученого и полноценную интеграцию Казахстана в мировое научно-инновационное пространство.
В сфере образования важнейшим событием последнего времени стала актовая лекция Нурсултана Назарбаева в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби в октябре минувшего года, когда отмечался 75-летний юбилей нашего вуза. Выступление Главы государства транслировалось в интерактивном режиме во все ведущие казахстанские вузы. Обсуждение лекции началось буквально на следующее утро, по всей стране прошли "круглые столы", семинары, дискуссии, появились многочисленные отклики в печати.
В лекции, по сути, приведена квинтэссенция видения Главой государства всего круга проблем инновационного процесса: прорыв в развитии системы образования, развитие науки и повышение научного потенциала, развитие системы инноваций. Президент выдвинул масштабную и блестящую идею формирования в нашей стране интеллектуальной нации. На мой взгляд, это самое принципиальное положение лекции. Задачи такого уровня еще не было в истории Казахстана.
При этом особого внимания, в частности, заслуживает подход Главы государства к кардинальному повышению качества подготовки кадров. Первой ласточкой здесь стала выдвинутая в 1993 году инициатива Нурсултана Абишевича о подготовке квалифицированных казахстанских специалистов в лучших университетах мира, реализовавшаяся, наверно, впервые в мировой практике в виде масштабной президентской программы "Болашак". Инициативы последнего времени – создание интеллектуальных школ и формирование исследовательских университетов, что также будет работать на воспитание интеллектуальной элиты Казахстана. В КазНУ им. Аль-Фараби, обладающем весомым научным потенциалом и включающем в свою структуру более 20 научных центров и НИИ, технопарк, две самые современные национальные лаборатории по нанотехнологиям, эти инициативы восприняты с огромным энтузиазмом и надеждой.
Сегодня с высоты приобретенного суверенным Казахстаном и всеми нами опыта, с высоты новых знаний и объединяющей нас мечты приблизить расцвет государства мы отчетливо видим главный феномен Президента нашей страны – в предвидении, в способности предложить обществу научно обоснованный, убедительный и перспективный курс развития. И настойчиво направлять деятельность всех государственных институтов и граждан на достижение высоких целей.
Известный американский генерал Дуглас Макартур в свое время говорил: "В этом мире нет гарантий, есть только возможности". Но у нас, казахстанцев, думаю, есть серьезная гарантия достижения поставленных целей – масштабная личность и выверенный стратегический курс лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. Сильного государственного руководителя и ученого.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2010
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 30.04.2010
Совещание в Министерстве связи и информации РК 30.04.2010
"В ходе разработки Доктрины национального единства Казахстана рассмотрено более 500 предложений" 30.04.2010
Казахстан-Австрия: в повестке дня – ОБСЕ, двустороннее сотрудничество 30.04.2010
Рубежи казахстанской науки 30.04.2010
В Астане состоялось очередное заседание инспекции Совета безопасности РК 30.04.2010
Мониторинг ЕНСЗ выявил нехватку медиков, лекарств, слабое техобеспечение медучреждений в селах 30.04.2010
Политические предпочтения казахстанцев: все предсказуемо и стабильно 30.04.2010
Медведи в "медовой ловушке" 30.04.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.09.19 Понедельник
79. ЖУЙРИКТАЕВА Мария
77. БИЕКЕНОВ Марат
71. АБАЙДИЛЬДИН Талгатбек
70. ДЖАКУПОВ Кабибулла
66. НУРКЕНОВ Толеугазы
63. ЧЕРЕПАНОВ Александр
61. ТАСТЕМИРОВ Агзам
59. ЕСИМСЕИТОВ Ергали
53. САРТБАЕВ Медет
51. ЕРУБАЕВ Серик
49. БУРАБАЕВ Ерлан
48. ЕСЕНБАЕВ Ерик
45. САЙМАСАЕВ Мухит
44. БУРОКОВСКИЙ Алексей
43. СЕЙТКАСИМОВА Айнур
...>>>
17.09.19 Вторник
88. ЕРЕМЕНКО Анатолий
80. ТОКПАКБАЕВ Сат
75. БАЙНАЗАРОВ Галым
73. БЕРДИНОВА Жакен
71. ЛУКПАНОВ Таумурат
71. ПРИМБЕТОВ Сеpик
71. СКАКОВ Амангельды
69. ТАСМАГАМБЕТОВА Нурсулу
66. ЕЛЕВФЕРИЙ
64. АШИРБАЕВ Бауржан
62. ЖЫЛКЫШИЕВ Болат
62. ЧУДРОВ Яхия
60. АПСАЛИКОВ Серик
58. КОРОЛЬ Андрей
55. АЙДАРБЕКОВ Зейнабил
...>>>
18.09.19 Среда
79. ДАВЛЕТОВА Людмила
71. ШНЕЙДМЮЛЛЕР Владимир
67. НАКАНОВ Болат
65. КАСЫМОВ Алибек
64. САГАЛИЕВА Наслизат
63. АБИЛЬДИН Танжарык
62. АРТЫКБАЕВ Марат
59. БЕКБАСАРОВ Шакир
55. АЛИПБЕРГЕНОВ Махмут
54. БЕКТАНОВ Мурат
52. ТОРТАЕВ Бауржан
49. АЙСАРИЕВА Мадина
48. АБДЫГАЛИЕВ Берик
48. КАЗИЕВ Ильяс
45. АЗИРБАЕВ Мухит
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz