Талгат Ибраев
В самое ближайшее время страну ждет масса дискуссий на самых разных уровнях. Повод тому - инициирование тремя мажилисменами законопроекта, предлагающего добавить к статусу Нурсултана Назарбаева - Первого президента Казахстана титул "Лидер Нации". Но это, по сути, вряд ли будет оспариваться противниками идеи. Они, скорее всего, сделают акцент на паре других предлагаемых норм. В первую очередь основная масса противников "зациклится" на предложении гарантировать неприкосновенности имущества не только Первого Президента (данная норма уже прописана в законе "О первом президенте РК"), но и на совместно проживающих с ним членов его семьи. Именно это, наверняка, станет главным "козырем" в руках политических оппонентов Назарбаева - оппозиции. Равно как и депутатское предложение о том, что Первый Президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения - связанные с осуществлением своего статуса Первого Президента Республики Казахстан. Исключительное положение президентов, действующих и бывших, принято во многих странах развитой демократии. Но страны Европы и Америки потому и считаются "корифеями демократии", что могут гарантировать ушедшему с поста президента гражданину "спокойную жизнь". И в значительной мере причиной тому является то, что Запад пережил период "грубой борьбы за власть" больше сотни лет назад. Казахстан же переживает сейчас расцвет разгула этакой уличной демократии, готовой ввергнуть страну в анархию, лишь бы власть захватить. По сути, эти нормы - результат осмысления нашей недавней истории. В СССР повелось: стоит человеку лишиться пьедестала, политического ли, экономического ли, как его тут же отдают на растерзание толпы. Изыскиваются даже самые мелкие его ошибки (без них не может обойтись ни один человек), представляются как целенаправленные деяния против общества и государства. Так что с учетом казахстанских реалий - реакционной оппозиции, во сне и наяву мечтающих самим занять президентское кресло не путем вполне законного выигрыша на выборах, а исключительно по причине СВЕРЖЕНИЯ действующего президента - эта норма становится хоть каким то гарантом того, что Назарбаева, после окончания его президентских полномочий восторженная оппозиция не четвертует на ближайшей площади. Как, например, поступают наши ближайшие соседи из Кыргызстана, требующие на "суд инквизиции" уже второго свергнутого президента (кто свергает - требует, потом его же коллеги его свергают и уже его на расправу вылавливают). Там не ломают голову, как ВЫИГРАТЬ выборы, там президентами становятся по совсем иному сценарию. Вот и казахстанские оппозиционеры ох как не прочь такой же сценарий повторить. Да и ринуться в азарте победы по президентским резиденциям (государственным, кстати) грабить народное (ведь строились и обставлялись они на средства налогоплательщиков) добро. Что же касается нормы о родственниках… Да, звучит, прямо скажем весьма недемократично, ставя, быть может, под сомнение принцип равенства всех перед законом. Ведь в традиционно-демократичных странах, на которые равняется Казахстан, члены президентских семей считаются обычными гражданами. Но с другой стороны, опять же наша история показывает - сын за отца вынужден держать ответ. И это предложение депутатов - логичное предложение предыдущей поправки - попробовать избежать кровопролития. А оно, если только дать волю нашим борцам за президентское кресло, - случиться неизбежно. Нынешние молодые люди - поколение ХХI века. Дети президента - не исключение. Они (за исключением, быть может, Дариги) не пошли по политическим стопам отца, подавшись в бизнес. Вполне, между прочим, легальный. Разумеется, наша оппозиция может возразить: "Не пристало президентским родственникам иметь свой бизнес". Но сами оппозиционеры при этом не гнушаются зарабатывать средства такими же средствами, таким же бизнесом, что и президентские отпрыски. Да и сами дети оппозиционеров тоже далеко не бедствуют, неплохо сидят при каком-нибудь свечном заводике, тихонько стругая свои миллионы. А ведь большинство оппонентов действующей власти вышли из тех же номенклатурных рядов, что и сам президент. И многие из них заработали свои капиталы далеким от законности путем. Получается, что предлагаемые парламентариями нормы не что иное, как вынужденная попытка хоть на сей раз изменить кровавый ход нашей истории. И главное - лакмусовая бумажка опасений возможного хаоса, как в Кыргызстане. А этого простой народ Казахстана не желает допустить. Скорее всего, предложения мажилисменов, это временная мера. Когда наши "борцы за власть" научаться, наконец, не только выпрашивать у Запада деньги на свою борьбу, но и перенимать их опыт цивилизованной "борьбы", необходимость в ней отпадет сама собой. И очень хочется надеяться, что широких познаний оппонентов действующей власти хватит на то, чтобы понять это как можно быстрее. |