NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 14:50 ast
12:50 msk

Презентация в Мажилисе Парламента отчета Счетного комитета об исполнении бюджета за 2009 год
О.Оксикбаев: Сумма неосвоения составила 59,4 млрд. тенге… Правительством превышен установленный лимит правительственного долга на 41 млрд.тенге… Большинство мероприятий Дорожной карты характеризуются краткосрочностью, программы занятости населения носят временный характер… Рабочие места создавались на срок от 1 до 10 дней
18.05.2010 / политика и общество

www.esep.kz, 17 мая

Выступление председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархана Оксикбаева на презентации в Мажилисе Парламента отчета Счетного комитета – заключения к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2009 год

Уважаемые депутаты!
Участники заседания!
Вашему вниманию представляется Отчет Счетного комитета – заключение к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2009 год.
В текущем году Отчет Счетного комитета составлен с учетом предложений депутатов Парламента, высказанных в ходе рассмотрения отчета за 2008 год, по структуре, зеркально отражающей структуру отчета Правительства.
Отчет состоит из трех разделов и приложения к нему, в котором представлена подробная информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2009 году нами.
В первом разделе отчета изложены аналитические данные по поступлениям доходов, исполнению затрат и реализации других разделов бюджета.
Доходная часть республиканского бюджета формировалась в условиях спада деловой и потребительской активности в стране, что отрицательно сказалось на объемах поступлений в республиканский бюджет.
Доход бюджета исполнен на 100,4%, в основном, за счет уточнения в сторону снижения первоначально утвержденного плана на 2,7%.
По сравнению с 2008 годом доходы уменьшились на 16 %, или 538,4 млрд.тенге, из них по налоговым поступлениям снижение допущено на 620,4 млрд.тенге, или 30 процентов.
Ради справедливости надо отметить, что в целом, исполнение республиканского бюджета в отчетном году положительно сказалось на социально-экономическом развитии страны.
Своевременное секвестрирование расходов позволило оказать существенную поддержку регионам в рамках Дорожной карты. Реализация проектов и программ занятости обеспечило социальную защищенность населения.
Проведение антикризисных мер позволило Правительству стабилизировать финансовую систему и снять напряжение в банковском секторе.
Решение проблем обманутых дольщиков, финансирование и кредитование строительства объектов способствовало предотвращению кризиса в строительной отрасли.
Однако, по оценке Счетного комитета, фискальными органами не в полной мере использовались резервы для своевременного и полного исполнения доходной части республиканского бюджета.
Допущен рост недоимки по налогам и платежам в бюджет на 19,4 млрд.тенге, или 24%, которая на начало 2010 года составила 100,3 млрд.тенге, или 4,2% от поступлений доходов в бюджет.
Остается низким уровень взыскания в бюджет доначисленных налогов, за 2009 год в результате проверок по корпоративному подоходному налогу доначислено 253,7 млрд.тенге, из них в бюджет взыскано лишь 2,9%.
Снижается качество налоговых проверок, что подтверждается увеличением числа жалоб и судебных процессов, проигранных по искам налогоплательщиков.
Сохраняется практика исполнения прогнозных показателей за счет повышенной уплаты авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу в последние месяцы года.
В деятельности таможенных органов имеются недостатки и упущения, приводящие к потерям республиканского бюджета. Низок уровень таможенного администрирования в особенности при ввозе переработанных нефтепродуктов и лома черных металлов.
Затраты 2009 года исполнены на 98,1%, сумма неосвоения составила 59,4 млрд. тенге. Из 39 администраторов бюджетных программ только девятью средства освоены полностью
Мы отмечаем значительный рост объемов дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности.
Это свидетельствует об упущениях со стороны отдельных администраторов бюджетных программ, недостаточном уровне претензионно-исковой работы.
В условиях финансового кризиса бюджетные кредиты направлялись на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, поддержку строительной отрасли и сельского хозяйства.
Однако при их использовании, погашении и администрировании Правительством не решен ряд системных проблем, которые раскрыты во втором разделе нашего отчета.
К ним относятся:
Во-первых, недостаточная координация между администраторами бюджетных программ и конечными получателями бюджетных кредитов.
Во-вторых, низкий уровень мониторинга и контроля эффективного и своевременного их использования.
В-третьих, неполное исполнение принятых обязательств.
В 2009 году для погашения дефицита республиканского бюджета в сумме 510,9 млрд.тенге привлечены государственные займы на сумму 650,4 млрд.тенге.
Свободный остаток средств республиканского бюджета по сравнению с 2008 годом увеличился в 8,5 раза и составил 56 млрд.тенге.
Вследствие неполного использования привлеченных займов, по нашему мнению, упущены возможности для дополнительного роста экономики.
Во втором разделе дана оценка соответствия исполнения статей Закона "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы" принципам бюджетной системы.
Проведен анализ влияния республиканского бюджета на экономику посредством реализации государственных и отраслевых программ, инвестиционных проектов, предоставления бюджетных кредитов и целевых трансфертов, а также использования финансовых активов государства.
Проведена оценка эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию комплекса антикризисных мер, в том числе Дорожной карты.
Правительством не полностью обеспечено исполнение статей Закона "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы". Так из 43-х его статей по различным причинам не исполнено 22. Не соблюдаются 7 из 14 принципов бюджетной системы.
Несмотря на произведенные дважды в 2009 году уточнения и многократные корректировки бюджета, ряд утвержденных Законом показателей не выполнен.
Правительством превышен установленный лимит правительственного долга на 41 млрд.тенге, неэффективно использовался резерв Правительства, на депозитных счетах на момент контроля находились свыше 280 млрд.тенге, которые предназначались для реализации программ развития и антикризисных мер.
Не осуществлялся надлежащий контроль за использованием трансфертов местными исполнительными органами, за своевременным и полным возвратом гарантированных государством займов.
Проведенный анализ реализации стратегических планов выявил ряд проблем и недостатков. Параметры целей и задач стратегических планов не отражают реальной картины, для достижения конечных результатов не предусматривалось эффективное расходование бюджетных средств, не разработана система определения рисков.
Более того, методологическая база по разработке стратегических планов носит формальный характер, не предусматривает проведение анализа отраслей и направлений финансирования.
В отчетном периоде нами проведен контроль эффективности реализации четырех государственных и трех отраслевых программ.
Серьезными недостатками планов мероприятий по реализации программных документов, утверждаемых Правительством, как и прежде, остаются проблемы ресурсного обеспечения мероприятий, их недостаточной проработки на предмет полноты реализации и соответствия целям и задачам программ.
Отсутствие комплексного подхода к реализации программ не обеспечивает должного их влияния на социально-экономическое развитие конкретной отрасли.
В Отчете нами дана оценка исполнения бюджетных инвестиционных проектов.
Здесь допускались:
- нарушения требований законодательства по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ;
- удорожания стоимости на этапе реализации проектов, что может привести к замораживанию объектов;
- срывы поставщиками договорных обязательств;
-некачественное проведение строительно-монтажных работ.
Не на должном уровне осуществляется контроль за освоением целевых трансфертов, достижением конечных результатов. Функции администраторов республиканских бюджетных программ сводятся к механическому перечислению трансфертов местным исполнительным органам.
Динамика доходной части местных бюджетов, как и прежде, показывает серьезные диспропорции между собственными доходами регионов и трансфертами республиканского бюджета.
Правительством не предприняты исчерпывающие меры по разработке эффективного механизма управления активами государства.
По нашему мнению, отсутствие системной и последовательной стратегии субъектов квазигосударственного сектора, слабый маркетинговый анализ сегментов рынка при отборе инвестиционных проектов, практика размещения институтами развития свободных средств на депозитах в банках второго уровня, недостаточная координация со стороны Правительства приводят к нерациональному использованию средств республиканского бюджета и активов государства.
На реализацию антикризисных мероприятий в 2009 году выделено 635 млрд.тенге.
По результатам оценки использования средств, выделенных на проведение антикризисных мероприятий, выявлен ряд системных проблем.
Во-первых, недостаточная проработка программных документов, отсутствие у администраторов бюджетных программ и операторов, ответственных за антикризисные мероприятия, комплексного подхода к формированию механизмов их реализации.
Во-вторых, контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на антикризисные мероприятия, осуществлялся государственными органами без четкой координации их действий и тесного взаимодействия с субъектами квазигосударственного сектора, как на республиканском, так и местном уровнях.
В-третьих, допускалось выделение антикризисных средств на неприоритетные сферы экономики и непредусмотренные цели.
На реализацию Дорожной карты израсходовано 182,6 млрд.тенге, в том числе из республиканского бюджета – 131,1 млрд.тенге, местных – 51,5 млрд.тенге.
Анализ хода реализации Дорожной карты выявил ряд проблем, к которым относятся:
- нарушение требований Бюджетного кодекса, Закона "О нормативных правовых актах" в части соблюдения сроков разработки Дорожной карты, принципов бюджетной системы, установленных бюджетных процедур;
- большинство мероприятий Дорожной карты характеризуются краткосрочностью, программы занятости населения носят временный характер. Отдельными подрядными организациями рабочие места создавались на срок от 1 до 10 дней, т.е. условие найма определенного количества работников было соблюдено формально, "для статистики", а контроль со стороны уполномоченных органов практически не осуществлялся;
- финансирование мероприятий Дорожной карты из республиканского бюджета происходило в отдельных случаях по проектам, исключенным из местного бюджета;
- в нарушение установленных требований отдельными местными исполнительными органами произведена оптимизация расходов по приоритетным социальным программам.
По нашей оценке, проведенные мероприятия Дорожной карты не снизили риски будущих периодов в сфере занятости населения.
Уважаемые депутаты!
Участники заседания!
Счетным комитетом за отчетный период проведено 53 контрольных мероприятия, при этом контролем охвачено 27 государственных органов, 18 субъектов квазигосударственного сектора, в регионах осуществлено 6 комплексных и 2 тематические проверки.
Установлены финансовые нарушения на общую сумму 254,3 млрд.тенге. Восстановлено 31,8 млрд.тенге, что выше прошлогоднего показателя в 13 раз.
Следует отметить, что при планировании контрольных мероприятий отбирались государственные органы и субъекты квазигосударственного сектора, отнесенные к группам высокой и средней степеней рисков.
На основе контрольных и аналитических мероприятий сформулированы выводы, выработаны рекомендации Счетного комитета по повышению эффективности управления бюджетными средствами и активами государства.
Полагаем, что наши рекомендации в случае поддержки Парламента, будут способствовать повышению эффективности бюджетного процесса, укреплению экономической стабильности.
Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2010
Россия и Казахстан договорились о Таможенном союзе без Белоруссии 31.05.2010
Закон Республики Казахстан 31.05.2010
Вопросы Министерства связи и информации Республики Казахстан 31.05.2010
Мажилис: повестка палаты 31.05.2010
Астана может занять достойное место на инновационной карте страны 31.05.2010
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года №487 31.05.2010
4 июня начнется ЕНТ для всех выпускников РК 31.05.2010
В Астане прошла конференция "Язык. Нация и Независимость" 31.05.2010
Стоимость услуг АО "Казпочта" по распространению печатной продукции снизится на 10% 31.05.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz