Пресс-служба Министерства юстиции РК, 20 мая
Сегодня, 20 мая 2010 года состоялся традиционный брифинг Министерства юстиции Республики Казахстан В Послании Президента указано о необходимости сокращения операционных издержек по ведению бизнеса. Министерством юстиции принимаются меры по исполнению данного поручения. Основные три мероприятий. Первое, ранее, в соответствии со Стандартом государственной услуги "Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденным постановлением Правительства от 15 декабря 2009 года № 2121, сроки регистрации были дифференцированы в зависимости от вида объекта недвижимости. Так, срок регистрации прав (обременений) на объекты жилого фонда, гаражи составлял пять рабочих дней; нежилое строение, имущественный комплекс нежилого назначения, состоящий из одного объекта – десять рабочих дней; на имущественный комплекс нежилого назначения, состоящий из двух и более объектов – пятнадцать рабочих дней. Сегодня указанные сроки сокращены до 5 рабочих дней. Соответствующее постановление Правительства принято. Таким образом, услуга по государственной регистрации возникновения, изменения или прекращения прав (обременений прав) на объекты как жилого, так и нежилого назначения будет предоставляться теперь на пятый рабочий день с момента поступления заявления в регистрирующий орган. Это одновременно снимет вопросы коррупции, т.е. гражданин документ получит только на пятый рабочий день, независимо от готовности документа. Приводя статистику, отмечаем эффективность данной меры. За 2009 год и 4 месяца т.г. по республике количество обратившихся за регистрацией прав на объекты недвижимости составило свыше 500 000 лиц. Это свидетельствует о том, что теперь такое количество граждан будет экономить 5-10 рабочих дней. Второе, с 17 мая т.г. во всех областных центрах республики, а также в городах Караганда, Темиртау, Абай, Балхаш, Жезказган, Сарань, Шахтинск справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках и справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества должны выдаваться исключительно в электронном виде и в течение 30 минут. Раньше эти справки выдавались в течение 3-х дней. Для сведения сообщу, что за 1 месяц выдается около 150 000 таких справок. Теперь с введением данного упрощения указанное количество людей не будут ждать 2-3 дня для совершения правовых сделок, а будут получать справки практически моментально. Где и как эти справки можно получить? Есть два пути. Лицо такую справку может получить непосредственно обратившись в ЦОН либо через Интернет. В первом случае, гражданин обращается к сотруднику ЦОН с удостоверением личности, в котором содержится ИИН и заполняет письменный запрос. На основании чего сотрудником ЦОН в течение 30 минут гражданину должна быть выдана запрашиваемая справка, с проставлением личной печати. Во втором случае, Интернет пользователь может получить эту справку через портал "Электронного правительства". Здесь важно, чтобы у пользователя была электронная цифровая подпись. Следует отметить, в связи с отсутствием на данных справках печати регистрирующего органа отдельные государственные органы и негосударственные организации, а именно, нотариусы, банки второго уровня могут не принять эти справки в электронном формате. Такие действия незаконны. Эти справки в соответствии с Законом "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" являются действительными и в случае сомнений, их подлинность можно проверить в портале "Электроного правительства" (www.egov.kz). Третья мера, направленная на снижение административных барьеров в деятельности бизнеса касается изменения порядка регистрации поправок в учредительные документы юридических лиц. Как Вам известно, каждые изменения и дополнения в учредительные документы юридических лиц подлежали обязательной регистрации в органах юстиции. Теперь с 1 мая т.г. отсутствует необходимость регистрации внесенных изменений и дополнений в учредительные документы в случае изменения местонахождения юр.лица (внутри одной области или города), добавления или удаления некоторых видов деятельности, указанных в уставе и др. Юридическое лицо обязано будет только в месячный срок известить об этом регистрирующий орган. Соответствующие поправки были внесены приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 24 февраля 2010 года № 63 в Инструкцию по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств"(опубликован в Юридической газете 20.04.2010 г. Вводится в действие по истечении 10 календарных дней). Таким образом, поправки, внесенные в учредительные документы юридических лиц, не влекущих государственную перерегистрацию (изменение наименования, изменение состава участников и уменьшение размера уставного капитала), регистрации не подлежат и носят уведомительный характер. Надо отметить, что это изменение облегчит жизнь 351 791 зарегистрированным на сегодняшний день юридическим лицам.
По проверкам Как известно, правоотношения регулируются нормативными правовыми актами. Порой, даже 1 незаконный акт ущемляет права и законные интересы большинства граждан и предпринимателей, порождает много судебных разбирательств, вызывает недовольство среди населения. В этой связи, Министерство юстиции уделяет особое значение вопросам соблюдения государственными органами законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование НПА. Так, проверкой, проведенной в апреле т.г. в Министерстве образования и науки выявлено нарушение законодательства в отношении 121 приказов, а в Министерстве здравоохранения – 146 приказов. К примеру, 6 НПА Министерства образования и науки, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан не были официально опубликованы. Не опубликованные и незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы, соответственно не подлежат применению. В нарушение Закона, данным Министерством (53) и его Комитетами (27) за период с апреля 2006 года по март 2010 года не представлены в установленном законодательством порядке на государственную регистрацию 80 НПА. Например, приказы Министра образования и науки от 25 апреля 2006 года № 211 "Об утверждении финансовых нормативов на подготовку докторов Ph.D." (зарегистрировано, но не опубликовано), от 18 марта 2009 года № 121 "О некоторых вопросах кредитования студентов", от 29 апреля 2008 года № 245 "О проведении конкурса по отбору граждан Республики Казахстан для обучения в вузах Российской Федерации", от 26 июня 2006 года № 350 "Об утверждении Правил учета, регистрации и хранения биологически активных веществ, полученных в Республике Казахстан" и др. В настоящее время, в адрес Министерства образования и науки готовится представление об устранении нарушений закона. Также после проверки Министерства юстиции Министерством здравоохранения принимаются меры по приведению 146 НПА в соответствие с требованиями действующего законодательства.
По вопросам Счетного комитета Касательно недостаточно эффективно организованной, по мнению Счетного комитета, работы по реализации Плана. Недостижение определенных показателей Плана связано с сокращением бюджетных расходов министерства в 2009 году. Это касается вопросов перехода уголовно-исполнительной системы к международным стандартам и постепенному внедрению покамерного содержания осужденных. Сокращение проектной мощности реконструкции исправительной колонии в Алматинской области с 1500 до 600 мест также объясняется с длительным и недостаточным финансированием. В части оказания ЦОНами только 28 услуг из 57 сообщаем, что ЦОНы готовы оказывать все 57 видов услуг. Согласно постановлению Правительства (от 5 января 2007 года № 1) 42 услуги из 57 являются альтернативными, т.е. гражданину за получением услуги дано право обращения в ЦОН либо непосредственно в уполномоченный орган. Практика показывает, что граждане предпочитают в таких случаях обращаться непосредственно в уполномоченный орган (минуя ЦОН).
Относительно снижения рейтингов Международных организаций поясняем следующее. Рейтинги ("Количество процедур, необходимых для начала бизнеса" и "Время, необходимое для начала бизнеса") охватывают все шаги необходимые для начала бизнеса, начиная от принятия решения об организации бизнеса и до осуществления деятельности. В том числе порядок оплаты регистрационного сбора в банковских учреждениях, изготовление печати, открытие банковских счетов и др. Все эти процедуры в компетенцию регистрирующего органа не входят, в связи с чем, рейтинг не отражает непосредственно эффективность деятельности Министерства юстиции. Отмечаем, что в 2009 году, со стороны Министерства юстиции проделана достаточно большая работа по совершенствованию законодательства, регулирующего процедуру регистрации в сторону упрощения. В частности, сокращены сроки регистрации предприятия с типовым уставом до 1 рабочего дня, уменьшен размер уставного капитала ТОО со статусом субъекта малого предпринимательства до 100 тенге, отменена обязательность нотариального удостоверения учредительных документов и необходимость формирования уставного капитала в размере 25% от общего уставного фонда. Кроме того, необходимо учесть, что указанные рейтинги международных организаций, зачастую, не объективны, так как формируются лишь на основе опроса целевых групп, которые могут и не знать действительное положение дел по тому или иному вопросу. В целом, отмеченные Счетным комитетом вопросы будут учтены при разработке и реализации Стратегического плана Министерства на предстоящие годы.
По вопросу получения ИИН и БИН На сегодняшний день ИИН не имеется у 1 220 тыс. граждан Казахстана, а БИН не присвоено более 180 тыс. юридическим лицам. Как Вам известно, в соответствии с Законом "О национальных реестрах идентификационных номеров" в случае отсутствия ИИН удостоверения личности и паспорта гражданина Республики Казахстан признаются недействительными с 13 августа 2010 года. Вместе с тем, доводим до Вашего сведения, что 19 мая т.г. депутатами Мажилиса Парламента инициированы поправки в законодательство, предусматривающие продление этого срока, т.е. окончательного перехода на ИИН и БИН до 1 января 2012 года. Кроме того, поправками предусматривается, что переоформление документов, удостоверяющих личность, также будет производиться бесплатно, за счет бюджетных средств.
-----
ЦОНы пока останутся в ведении региональных акиматов – Минюст РК АСТАНА. 20 мая. "КАЗИНФОРМ" /Дамир Байманов/
Центры обслуживания населения пока останутся в ведении региональных акиматов. Об этом в четверг, 20 мая, на брифинге сообщил официальный представитель Министерства юстиции Республики Казахстан Ерболат Еримбет. "По ЦОНам решение еще не принято. Они пока по-прежнему остаются в ведении региональных акиматов", – отметил Е. Еримбет. Напомним, ранее мажилисмен Ирак Елекеев по итогам проверок ЦОНов сообщил, что решение передать центры в ведение местных исполнительных органов оказалось преждевременным. В некоторых областях предоставляются не все услуги, которые были закреплены постановлением Правительства. К примеру, вместо принятых 65, оказываются лишь 25-30 услуг. "Некоторые госорганы, которые, в соответствии с постановлением Правительства, должны обеспечивать оказание своих услуг через ЦОНы, на местном уровне продолжают игнорировать это постановление", – подчеркнул И. Елекеев. Высказывались предложения вернуть ЦОНы в ведение Минюста или отдать Агентству РК по делам государственной службы. На сегодня в Казахстане действуют 316 ЦОНов, которые оказывают 57 видов услуг. |