Алина БЕКИРОВА, "Литер", 25 мая
Итоги первой международной конференции "Благотворительность в Казахстане", прошедшей в Алматы, показали всю противоречивость подходов к вопросам благотворительности в нашей стране. С одной стороны, казахстанцы и рады бы давать нуждающимся, но закон ограничивает возможности. С другой – регулирование законодательства – неотъемлемая часть функционирования государства и общества. А потому в Казахстане благотворительность чаще всего осуществляется в обход закона и на пользу неимущим. Между тем, по мнению экспертов, главным стимулом для развития легальной благотворительности могли бы послужить некоторые налоговые льготы. Но основной фактор развития института благотворительности – в руках государства, которое пока не проявляет большого интереса к этой сфере. Так, ни одна партия до сих пор не провела активную работу по созданию специального закона о благотворительности. Традиционно в культуре казахского народа было заложено, что нельзя оставлять в беде нуждающегося. Между тем в современном Казахстане сложилась противоречивая и парадоксальная ситуация в области благотворительности. Акты милосердия либо не соответствуют имеющемуся законодательству, либо наказываются рублем в рамках закона. Бизнес зачастую подменяет государство в этой сфере. Волонтерство не развивается. Да и само понятие "благотворительность" каждый трактует так, как ему удобно. Такие выводы были сделаны на прошедшей в Алматы I международной конференции "Благотворительность в Казахстане". В первую очередь важно отметить, что к благотворительности нет никакого интереса со стороны государства. – Применительно к нашей стране очень сложно говорить о благотворительности как социальном институте. Нет никакой статистики, не проводятся исследования в этой области. Занимаясь консалтингом политических партий, наша организация предложила некоторым из них инициировать закон в области благотворительности, сделать благотворительную деятельность частью своей борьбы за электорат. Никакого энтузиазма это предложение не вызвало. До сих пор ни одна партия не откликнулась на наш призыв инициировать закон о благотворительности, – отметила президент общественного фонда "Центр социально-политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова. В целом благотворительность рассматривается как составная часть социальной ответственности бизнеса. Однако, как утверждает исполнительный директор фонда "Евразия Центральной Азии" Ринад Темирбеков, в Казахстане благотворительностью сложно заниматься, поскольку это ничего не дает тому же бизнесу, который чаще всего к этому привлекается. – К примеру, только 56 процентов крупных компаний осознают значимость благотворительности в своей деятельности и так или иначе занимаются ею. У нас не существует таких индикаторов, которые отражали бы степень выгоды проведения благотворительных акций, – рассказал Ринад Темирбеков. Он также обозначил еще одну проблему – качество социальных проектов. – В Казахстане нет качественных социальных проектов, не проводится изучение нужд регионов, и поэтому помощь не доходит до целевой аудитории. О каком качестве можно говорить, если государство, проводя тендеры, выбирает самый дешевый проект, не обращая внимания на его содержание?! – подчеркнул он. В целом, по его мнению, в сфере благотворительности бизнес не должен подменять государство, они должны взаимодействовать. Государству необходимо разработать честные правила игры, чтобы не провоцировать бизнес и общество идти в обход закона. В свою очередь президент "Фонда стратегических исследований" Толеген Тортаев считает, что проблемы благотворительности исходят из проблем казахстанского законодательства. – Все дело в том, что наше законодательство на сегодняшней день имеет массу лазеек и противоречий. Весь мир знает, что в США ежегодно сумма пожертвований превышает 100 млрд долларов, а регулярно жертвуют порядка 10 млн долларов. У нас же невозможно вести такую статистику, потому что люди предпочитают не давать. А если дают, то предпочитают молчать об этом, потому что тогда доноры попадают в список акиматов как те, кого можно, грубо говоря, доить, – пояснил он свою позицию. Эксперты считают, что развить культуру благотворительности можно с помощью налоговых льгот и разных форм стимулирования. – Установленные нашим Налоговым кодексом льготы в размере 3 процентов интересны только для крупных компаний. Мелкому и среднему бизнесу легче вообще не оказывать помощь либо предоставлять ее в обход законодательства, чтобы помощь не облагалась налогом. Стоит отметить, что и средства, которые получают НПО по грантам, также облагаются налогом, – разъяснила ситуацию директор общественного объединения "Формирование налоговой культуры" Наталья Янцен. Таким образом, все упирается в практику стимулирования благотворительной деятельности. И здесь нам следует обратиться к мировому опыту, который показывает, что в разных странах налоговые послабления для компаний-доноров оцениваются по-разному, от 10 до 40 процентов. – Очень показателен опыт Венгрии. Здесь создан специальный национальный фонд финансовой благотворительной помощи. Кроме того, развиты передовые методики стимулирования, когда организации-доноры получают финансовую поддержку от государства. И объемы этого финансирования зависят от количества благотворительных проектов, которые проводит организация. Также налогоплательщик по своему решению может направить 1 процент от уже уплаченного подоходного налога в пользу конкретной благотворительной организации. Практикуется также прямое уменьшение налога, возмещение государством части стоимости пожертвований, – рассказала консультант Международного центра некоммерческого права Айгуль Каптаева. В целом, по мнению экспертов, постепенно в Казахстане идет процесс признания благотворительности как важного компонента общества. |