Александр ГОРБЫЛЕВ, "Казахстанская правда", 25 мая
Председатель Национальной экономической палаты "Союз "Атамекен" Азат Перуашев заявил о своем намерении взять под контроль автоматизированный процесс госзакупок. Об этом он поведал журналистам после церемонии подписания Соглашения о государственном субсидировании предпринимательских кредитов, состоявшейся в Астане на прошлой неделе. Лидер предпринимательской общины не скрывает своей неудовлетворенности нынешней ситуацией в сфере госзакупок. – На первом этапе мы поддержали электронные закупки и продолжаем это делать, но сегодня они у нас превратились в некую "деформированность", – заявил Азат Перуашев в комментариях журналистам. – Сегодня госзакупки практически уже неэлектронные: автоматизировали лишь систему заполнения информации, а собственно сам тендер, определение победителей, остался в руках человеческих. Главу общественной организации не устраивает и то, что в рамках госзакупок на лоты выставляются слишком малые объемы товаров и услуг. – Смешные партии – 20 карандашей, 40 блокнотов… В то время как основные объемы реальные, которые требуются и имеют значение для экономики и бизнеса, идут другими путями, – считает Азат Перуашев. – Поэтому систему электронных госзакупок развивать надо, но надо не лукавить, а делать ее полностью автоматизированной: начиная от заполнения информации и заканчивая операциями по определению победителей. Председатель экономической палаты отметил, что самая "продвинутая" электронная система госзакупок в настоящий момент эксплуатируется Министерством финансов РК. Но в целом все системы страдают "типичными недостатками". – Много случаев, когда, во-первых, идет подмена электронных закупок электронными бланками, а во-вторых, выставляются такие лоты, которые для бизнеса на самом деле интереса не представляют, – считает патрон казахстанского предпринимательства. Критика Азата Перуашева не затрагивает узкотехнические проблемы. Так, ведя речь об электронных ключах, он пояснил, что "не видит здесь никаких особых проблем". По его мнению, "вся система нуждается в обновлении". – Мы сейчас готовим наш вариант системы электронных госзакупок, который хотим реализовать совместно с заинтересованными государственными органами, – заявил Азат Перуашев. – Мы хотим сделать так, чтобы система госзакупок учитывала и элементы казахстанского содержания и чтобы в нее входили закупки, касающиеся не только обеспечения ведомств ручками, компьютерами и так далее. Это будет целостная система госзакупок в рамках деятельности не только бюджетных организаций, но и национальных компаний и крупных холдингов. Об этом мы ведем переговоры с национальным информационным холдингом "Зерде", который входит в систему государственных институтов развития. Но на вопрос о сроках презентации новой системы председатель "Союза "Атамекен" отвечать отказался. – Новый вариант развития электронной коммерции не готов, мы над ним еще работаем, – дипломатично завершил Азат Перуашев. Высказывание лидера Союза "Атамекен" породило больше вопросов, чем конкретики. Непонятно, о чем вообще идет речь – об оригинальной концепции развития электронных закупок или об уже готовом электронном продукте? Если все же о продукте, то хотелось бы знать, во сколько обойдется его стоимость? Из каких средств будет оплачиваться внедрение? И вообще, какова цена вопроса для республиканского бюджета? Следует учесть, что "Союз "Атамекен" является лишь общественной организацией, в штате которой нет своих специалистов по IT-технологиям. Учитывая это, неясно, какая именно компания является автором новой электронной системы и насколько она компетентна? Любопытно, что Азат Перуашев заявляет именно о "своем варианте системы электронных госзакупок", который "Атамекен" намерен предложить холдингу "Зерде". И наконец, непонятно, каким образом "Атамекен" намерен устранить человеческий фактор в вопросах определения победителей тендеров? Конечно, весьма заманчивой выглядит перспектива во всем положиться на автоматику. Но не стоит забывать, что государственные закупки являются одной из властных функций уполномоченного органа – Министерства финансов РК. Заметим, что действующее законодательство не предусматривает ситуаций, при которых функции государственного управления перелагались бы на общественную организацию или автоматическую систему, какой бы она ни была "продвинутой". Из речи г-на Перуашева совершенно ясным видится только одно – его амбициозное стремление "порулить" процессом госзакупок. Что ж, это можно понять. С момента своего создания Национальная экономическая палата мыслилась как некий общественный орган, оказывающий предпринимателям широкий спектр негосударственных услуг в области сертификации, аккредитации, консалтинга и прочее. Однако до сих пор "Союз "Атамекен" так и не преодолел своего "кокона" декларативной квазиобщественной организации, оставшись в представлении самих предпринимателей "свадебным генералом", одобряющим любую инициативу Правительства от лица всего бизнес-сообщества. Более того, попытавшись превратить союз в коммерческую структуру, его лидер неизменно сталкивался с тем, что намеченные им ниши рынка услуг уже заняты кем-то другим. Так было в истории с ТОО "Национальный центр аккредитаций", так было и в истории с Торгово-промышленной палатой, не уступившими "Атамекену" своего бизнеса. Теперь на горизонте забрезжила еще одна надежда – госзакупки. Но для того, чтобы освоить этот сектор рынка, "Атамекену" нужна самая малость – доказать, что его виртуальная система госзакупок эффективнее существующей. А доказывать это придется консервативно настроенным бизнесменам, которые в массе своей не без основания полагают, что "лучшее – враг хорошего". И вероятно, одними только декларативными критическими замечаниями тут все же не обойтись… |