NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 02:42 ast
00:42 msk

"Эффективный внешний контроль на местном уровне – залог успешного развития региона"
Выступление члена Счетного комитета Зинаиды Загоскиной на международной конференции "Развитие местного самоуправления как необходимое условие устойчивого развития регионов"
26.05.2010 / политика и общество

www.esep.kz, 21 мая

Уважаемые организаторы, депутаты, коллеги – участники настоящей конференции!
Проведение конференции на тему "Развитие местного самоуправления как необходимое условие устойчивого развития регионов", по нашему пониманию, очень актуально и своевременно.
Уважаемые коллеги, невозможно подлинное обновление и устойчивое региональное развития без видения концептуальной траектории движения и понимания дальнейших целей и шагов, воплощенных в конкретную стратегию.
При этом правильный выбор стратегии, определение приоритетных направлений, рациональное планирование и своевременное выполнение мероприятий невозможно без эффективного внешнего госфинконтроля. Поскольку, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, только действенный внешний контроль на региональном уровне обеспечит эффективное управление средствами местных бюджетов.
В своем Послании народу Казахстана "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана" Глава государства сказал: "Мы не сможем добиться форсированной диверсификации без реформы регионального развития".
Основной упор делается при этом на формирование центров экономического роста, которые предполагают значительные инвестиционные вливания из республиканского бюджета посредством трансфертов в местные бюджеты. В этих условиях резко возрастает роль внешнего контроля на местах.
В целях повышения эффективности контроля в системе государственного управления Бюджетным кодексом значительно расширены полномочия ревкомиссий маслихатов. Практически они обладают такими же полномочиями, как и Счетный комитет, только на региональном уровне.
Так, местным органам внешнего госфинконтроля даны новые компетенции по проведению контроля эффективности, оценки исполнения бюджета, реализации стратегпланов, программ развития территорий, выполнения бюджетных программ госорганами и субъектами квазигосударственного сектора и оценки их влияния на развитие экономики региона и в целом страны.
Для эффективной реализации этих полномочий, как нам думается, необходимо вкладывать и эффективно использовать средства, предназначенные для развития человеческого капитала. Поскольку известно, что государственные вложения инвестиций в образование предполагают получение в будущем более высокого уровня отдачи и прибыльности, чем другие инвестиции в экономику. Однако данная отдача предполагается в долгосрочной перспективе, что приводит в отдельных случаях к недооценке его важности. Но Счетный комитет уделяет огромное значение этому вопросу. На всех публичных площадках он высвечивает проблему недостаточной квалификации отдельных работников ревкомиссий маслихатов и предлагает секретарям маслихатов приложить все усилия по обязательному обучению этих работников.
Буквально недавно Счетный комитет совместно с маслихатом Южно-Казахстанской области провел обучающий выездной семинар по проведению контроля эффективности для всех работников ревизионных комиссий районов, городов этой области. На семинаре на основе ярких примеров из контрольных мероприятий Счетного комитета пошагово рассмотрены методы проведения контроля эффективности. По сути, данный семинар стал первой "ласточкой" и получил положительный резонанс со стороны маслихата и общественности.
Пользуясь случаем, я особо хочу отметить, что такой результат работы был достигнут благодаря поддержке депутатов маслихатов и, что особенно важно, тесному сотрудничеству секретаря и председателя ревкомиссии маслихата этой области.
По нашему пониманию, не будет эффективного контроля на региональном уровне, если мы совместно с представительной и исполнительной властью не приложим усилия по укреплению органов внешнего контроля на местах. Поэтому секретарям маслихатов предлагаю рассмотреть возможность проведения аналогичных семинаров на постоянной основе.
Я не сомневаюсь в том, что конечный результат окажет многократный мультипликативный эффект и будет способствовать усилению ревкомиссий и соответственно финансовой дисциплины объектов контроля.
Также одной из основных форм обучения, мы считаем, – проведение совместных проверок. Так, вступившая в силу норма Бюджетного кодекса позволила осуществить пилотный проект Счетного комитета и ревизионной комиссии маслихата Павлодарской области по осуществлению внешнего комплексного контроля этой области.
По его итогам в местные исполнительные органы направлены конкретные рекомендации по совершенствованию государственного управления, устранению выявленных недостатков в работе ответственных государственных органов.
Работники же ревизионной комиссии маслихата получили практический опыт проведения контроля эффективности.
Не вызывает сомнения, что необходимым условием развития госфинконтроля является наличие сильной методологической базы, поэтому Счетный комитет постоянно уделяет внимание ее совершенствованию. Так, высшим органом госфинконтроля разработаны и утверждены правила проведения внешнего госфинконтроля, формы отчетности по его результатам, классификация нарушений, действие которых распространяется и на ревизионные комиссии. Также нами разработаны единое типовое положение ревкомиссий маслихатов и квалификационные требования к их работникам, что позволяет приминить единый подход и требованмя к органам госфминконтроля.
Кроме того, для оказания практического опыта Счетный комитет обеспечивает ревкомиссии маслихатов авторскими публикациями, отражающими итоги его контрольных мероприятий, результаты исследований в сфере финансовых нарушений, международный опыт и интересные новшества в системе госфинконтроля, которые ревкомиссиям можно брать на вооружение.
Для выработки дальнейших направлений по усилению эффективности внешнего госфинконтроля на региональном уровне не только Счетный комитет, но и депутаты Парламента, общественные и международные организации неоднократно проводили с ревкомиссиями встречи, круглые столы, конференции, форумы. В их работе участвовали все заинтересованные лица. Как вы знаете, совсем недавно прошел международный форум Европейской комиссии по данному вопросу, где по его результатам выработаны конкретные предложения по повышению эффективности внешнего госфинконтроля на местном уровне.
Имея большие полномочия, осуществление их ревкомиссиями, к сожалению, не представляется возможным в полном объеме в виду следующих обстоятельств:
- законодательно не определена самостоятельность, коллегиальность и независимость ревкомиссий маслихатов, что обуславливает их прямую либо косвенную зависимость от решений местных органов;
- малочисленность ревкомиссий, недостаток методологической и ресурсной базы не позволяет осуществлять полноценную оценку исполнения местных бюджетов, программ развития территоий, управлением активов государства, а также проводить контроль эффктивности на местном уровне;
- недостаточная квалификация привлекаемых к проведению контроля специалистов, отсутствие ответственности за результаты контроля приводит к формальной поверхностной проверке, и, как следствие, – к неэффективному использованию средств местных бюджетов.
Все эти проблемы влияют на качество планирования контроля, эффективность его проведения, принятие решений по ним, а также устранение объектами контроля нарушений и недостатков.
В адрес Счетного комитета, как высшего органа госфинконтроля, приходят обращения из регионов с нареканиями в адрес некоторых ревизионных комиссиий, о том, что их председатели и члены не имеют соответствующего высшего образования в области экономики и финансов, а привлеченные к проведению контроля физические лица и организации не имеют лицензий и сертификатов и опыта в проведении контроля. И, как правило, в этом случае результаты контроля выходят некачественные.
Мы считаем, что это недопустимо, поскольку нарушаются стандарты госфинконтроля, такие как "компетенция" и "квалиффикация".
Конечно же, мы не хотим сказать, что у всех ревкомиссий такие проблемы. Но все мы понимаем, что они могут быть, и это в основном связано с их малочисленностью.
По этой причине отдельными из них не осуществляется оценка исполнения акимами местных бюджетов. А отчет ревкомиссии перед маслихатом, который по своему содержанию должен являться заключением на отчет Акима по исполнению местного бюджета за соответствующий истекший год, основывается в основном на данных управления финансов и материалов проверок, проведенных инспекциями Комитета внутреннего контроля.
Другие же в нарушение законодательных норм не осуществляют возложенные на них полномочия. К примеру, председатели ревкомиссий Атыруского, Западно-Казахстанского областных маслихатов со дня их избрания не проведено ни одного контрольного мероприятия. В маслихате города Атырау должность председателя ревкомиссии в течение последних 2-х лет вакантна.
Некоторые из председателей ревкомиссий других городов и районов параллельно являются руководителями организаций.
Отмечаем, что ряд председателей ревкомиссий под различным предлогам затягивают укомплектование своих штатов государственными служащими, несмотря на то, что действующим законодательством им предусмотрено такое право. Вы наверно зададите себе вопрос кому же это выгодно, кто в этом заинтересован?
Мы отмечаем, что эти и другие факторы, не позволяют обеспечить системный подход к совершенствованию внешнего госфинконтроля на местном уровне, и способствуют допущению фактов залезания в карман государства и растранжиривания бюджетных средств и, естественно, тормозят развитие регионов.
Вместе с тем, переход от метода "управление бюджетными средствами" к методу "управление результатами" путем расширения самостоятельности администраторов программ и всех участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров полностью меняет систему бюджетного планирования и исполнения и требует новых подходов бюджетного контроля.
С учетом этих изменений, именно ревкомиссии должны выступать основным экспертом и представлять свое видение на соответствие бюджета законодательству и программным документам региона. В течение трехлетнего периода проводить жесткий контроль за его исполнением всеми объектами и субъектами бюджетного процесса и предоставлять Маслихату, общественности качественный, объективный отчет по его ежегодному исполнению. Поскольку данный внешний контрольный орган, являясь представителем народа, несет ответственность перед обществом региона за результаты своей деятельности и контрольных мероприятий.
В этой связи Счетный комитет разработал ряд предложений, направленных на повышение эффективности системы внешнего госфинконтроля на региональном уровне, требующие обсуждения. В случае их одобрения внести соответствующие рекомендации заинтересованным лицам, которые при возможности могли бы инициировать внесение изменений в законодательные акты.
Первое. Для осуществления полноценного эффективного внешнего контроля за исполнением местных бюджетов, по нашему мнению, необходимо создание самостоятельных государственных органов с обеспечением их необходимой ресурсно-материально-технической базой. Численность их штатов предлагается определять, исходя из количества контрольных объектов и направлений деятельности. При этом в целях финансовой независимости ревкомиссиями заявку на выделение средств для их содержания направлять на рассмотрение напрямую депутатам маслихатов, согласно мировому опыту.
Второе. Необходимо изменить статус председателя и членов ревизионной комиссии, что согласуется с мнением ЮСАИД, которые представили в заинтересованные органы ряд предложений по эффективности системы госфинконтроля в Казахстане.
Согласно действующему законодательству руководители и члены ревкомиссий маслихатов избираются только из числа депутатов. При этом его члены осуществляют свою деятельность не на освобожденной основе, т.е. они одновременно являются членом, депутатом и руководителем организации. При этом отдельные из них утверждают акты внешнего контроля объектов контроля, где они являются руководителями. Если ревкомиссия будет являться самостоятельным государственным органом, то ее руководитель и его члены, по нашему пониманию, могут быть политическими служащими. На наш взгляд, председатель и члены ревкомиссии будут по-настоящему независимыми, если они будут назначаться маслихатом по аналогии со Счетным комитетом сроком на пять лет, иметь достойную оплату труда, возможно на уровне Акима и заместителя Акима, а зарплата их работников на уровне начальника управления. Также они могут быть назначены и освобождены от занимаемой должности только по решению маслихата.
Третье. Рассмотреть создание единой методологической и информационно-технологической базы по объектам контроля. Но для этого, конечно, необходимо финансовое обеспечение. Организовать регулярные курсы повышения квалификации, обучая членов и работников ревкомиссий лучшей отечественной и международной практике госфинконтроля. Для этого, возможно, при поддержке депутатов Парламента предусмотреть Счетному комитету специальную бюджетную программу по повышению квалификации работников системы государственного внешнего контроля с выделением достаточных средств для этих целей.
Четвертое. В полной мере использовать норму Бюджетного кодекса о проведении совместных контрольных мероприятий. Как я отмечала выше, первый такой контроль дал положительный результат и требует тиражирования. Но здесь, конечно, необходима обоюдная заинтересованность.
Норма своевременного самостоятельного предоставления ревкомиссиями информации Счетному комитету о результатах контрольных мероприятий по использованию целевых трансфертов, кредитов и займов также необходима. Это позволит исключить дублирование при проведении контрольных мероприятий и позволит Счетному комитету давать более полную оценку исполнения республиканского бюджета.
На наш взгляд, обмен опытом и результатами проверок поднимет на новый уровень местный внешний контроль.
Но самое главное – решение этих задач позволит в полной мере реализовать поручения Главы государства об укреплении системы госфинконтроля за исполнением местных бюджетов, привлечет в его систему квалифицированные кадры, обеспечит оперативность, плановость и эффективность контрольных мероприятий. А также исключит прямую зависимость ревкомиссии от местных органов государственной власти и оптимизирует государственные расходы.
Эти и другие положения об укреплении внешнего госфинконтроля на местном уровне нашли отражение в проекте Концепции развития системы госфинконтроля нашей республики до 2020 года. В настоящее время она находится на стадии согласования с депутатами Парламента, государственными органами, учеными, международными организациями.
Стратегическим направлением концепции является переход на международные стандарты финансового контроля.
В этих условиях необходима сертификация каждого ревизора и начинать эту работу надо уже сейчас, так как переход с 2013 года государственных органов на Международные стандарты финансовой отчетности потребует от них высокой квалификации.
Обобщая изложенное, можно констатировать, что укрепление внешнего госфинконтроля на местном уровне будет способствовать не только его эффективности и качеству, но и усилит роль представительного органа в целом. Также даст новый импульс для эффективной деятельности исполнительной власти по реализации важных социально-экономических программ развития регионов. И что особенно важно повысит качество жизни наших граждан.
Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2010
Россия и Казахстан договорились о Таможенном союзе без Белоруссии 31.05.2010
Закон Республики Казахстан 31.05.2010
Вопросы Министерства связи и информации Республики Казахстан 31.05.2010
Мажилис: повестка палаты 31.05.2010
Астана может занять достойное место на инновационной карте страны 31.05.2010
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года №487 31.05.2010
4 июня начнется ЕНТ для всех выпускников РК 31.05.2010
В Астане прошла конференция "Язык. Нация и Независимость" 31.05.2010
Стоимость услуг АО "Казпочта" по распространению печатной продукции снизится на 10% 31.05.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz