Жигер Байтелесов, Анжелика Османова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 26 мая
Сегодня в Мажилисе под председательством Владимира Боброва и Паоло Бартолоцци продолжилась работа девятого заседания Комитета парламентского сотрудничества "Республика Казахстан – Европейский Союз". Основными вопросами обсуждения стали такие вопросы, как реформа Европейского Союза: Лиссабонский договор; борьба с новыми угрозами: терроризм, организованная преступность, незаконная торговля наркотиками людьми в Центральной Азии и ряд других. Владимир Бобров от имени Парламента Республики Казахстан приветствовал достигнутую взаимную договоренность о необходимости обновления юридической базы сотрудничества между Казахстаном и Европейским Союзом в целях вывода взаимодействия на качественно новый уровень. На заседании с удовлетворением отмечен факт принятия в ноябре прошлого года в Брюсселе на 11-ом заседании Совета сотрудничества Совместного политического заявления между Казахстаном и Евросоюзом. Отмечен также конструктивный диалог по тематике нового соглашения, который состоялся в рамках последнего заседания Подкомитета по торговле и инвестициям, энергетике и транспорту РК-ЕС в октябре прошлого года в Астане. Подчеркнуто, что, несомненно, действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1995 года заложило прочный фундамент для развития двустороннего диалога по широкому спектру вопросов. В то же время казахстанская сторона заявила, что соглашение не должно быть типовым или рамочным, т.к. если говорить о странах Центральной Азии, с которыми заключены аналогичные соглашения, то нужно отметить, что Центральная Азия объединена лишь географически. В Советское время говорили Средняя Азия и Казахстан. Следует учитывать уровень развития каждой страны региона и уровень взаимоотношений с Европейским Союзом. Если взять макроэкономические показатели, то объем ВВП Казахстана в 2009 году составил 182 млрд. долл. США, ВВП на душу населения -11,5 тыс. долл. США. Кроме того, вряд ли другое государство Центральной Азии может сказать, что Евросоюз является его главным торговым партнером на протяжении уже пяти лет. Казахстан – единственная страна в регионе, заключившая соглашения о стратегическом сотрудничестве с рядом европейских государств, в частности с Францией, Испанией и Италией. На подходе аналогичное соглашение с Германией. Как отметила казахстанская сторона, особое значение имеет сотрудничество в области энергетики. В этой связи В. Бобров подчеркнул, что Казахстан является третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран-нечленов ОПЕК. В ряде государств ЕС доля поставок казахстанской нефти весьма высока. Так, например, в Румынии она составляет 20%, в Австрии – 25%. По оценкам международных экспертов, Казахстан входит в число наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран мира. Примечательно, что во многих государствах ЕС сегодня Казахстан также рассматривается в качестве перспективного потенциального инвестора. Поэтому новое основополагающее соглашение Казахстан-Евросоюз крайне необходимо и должно быть взаимовыгодным, определяющим наше надежное и эффективное партнерство на годы вперед. Мы полагаем, что новый документ должен содержать сильный гуманитарный блок, включающий положения о развитии конструктивного партнерства между Казахстаном и Евросоюзом в обеспечении мира, демократии, безопасности и стабильности на евразийском пространстве. * * * В рамках сегодняшнего заседания состоялась презентация Национального плана действий РК в области прав человека на 2009-2012 гг., о котором доложил председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК, депутат Мажилиса Сагынбек Турсунов.
-----
МАЖИЛИС: Комитет парламентского сотрудничества "Республика Казахстан – Европейский Союз" – презентация Национального плана действий РК в области прав человека
Сегодня в Мажилисе в рамках второго дня девятого заседания Комитета парламентского сотрудничества "Республика Казахстан – Европейский Союз" состоялась презентация Национального плана действий РК в области прав человека на 2009-2012 гг. С докладом выступил председатель Комиссии по правач человека при Президенте РК, депутат Мажилиса Сагынбек Турсунов (тезисы):. Приветствуя всех участников за проявленный интерес к деятельности Комиссии и Национальному плану действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы, прежде всего, я хотел бы отметить, что в Казахстане действует два интситута правозащитной системы. Это консультативный, совещательный и рекомендательный орган при Президенте РК, который занимается формированием политики Главы государства в области прав человека, и помогающий ему в выполнении им конституционных полномочии как гаранта защиты прав граждан Казахстана. Второе: омбудсмен- это должностное лицо обязанностью которого является защита прав отдельных граждан от несправедливых действий со стороны госорганов, судебных инстанций, должностных лиц и т.д. По своему статусу омбудсмен является своего рода народным адвокатом, защищающим нарушенные права конкретного человека. По многим параметрам уникальность деятельности Комиссии в том, что она работает на общественных началах и большинство членов Комиссии не являются государственными чиновниками, среди них есть и оппонирующие власти, а с другой стороны, она состоит при Главе государства, что, безусловно, говорит о значимости ее статуса, и поэтому у нее достаточно большая свобода действий. В целом Комиссия и омбудсмен, органично дополняя друг друга на правовом поле Казахстана вносят огромный вклад в сферу защиты прав человека. Комиссия внесла свою лепту в принятие целого ряда важных решений. Во первых в 2007 году был впервые разработан и подготовлен базовый доклад о ситуациях с правами человека в РК, направленных на совершенствование государственного механизма правозащитной системы нашего государства. Это ратификация основных универсальных международных актов в сфере прав человека, образование межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека. Это, прежде всего, введение института суда присяжных и заседателей, передача исправительных учреждений и следственных изоляторов из состава МВД РК в ведение Министерства юстиции РК, создание ювенальных судов в Астане и Алматы, передача санкционирования ареста из прокуратуры в судебные органы, введение моратория на смертную казнь. Позитивную роль сыграла комиссия и в вопросе снижения тарифов и обеспечения доступности услуг связи, предоставляемых АО "Казахтелеком". Казахстан ратифицировал семь основных многосторонних международных правовых актов, регулирующих различные аспекты прав человека, среди них: Международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах; международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, о правах ребенка, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих их достоинство видов обращения и наказания; о статусе беженцев; конвенцию о рабстве 1926 года, Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве 1953 года и Дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 года направленных на предотвращение торговли людьми, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международную Конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Не менее значимым с точки зрения соблюдения прав человека законности имеет, инициированное Комиссией, подписание Главой государства Указа за №711 от 11 декабря 2008 года "О подписании Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола о правах инвалидов", в которых отражены, поощрение полной и равной реализации людей с инвалидностью своих прав человека и основополагающих свобод. Более того, в соответствии с упомянутыми международными пактами и конвенциями в Республике Казахстан принят ряд законов, регламентирующих права и свободы человека, ведется большая работа по их соблюдению и защите. Многие положения данных Конвенций имплементированы в законодательство Республики Казахстан. В настоящее время комиссия занимается актуальными вопросами реализации вышеназванных международных договоров, созданием независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток в местах содержания под стражей. По рекомендации Комиссии Правительством внесено в Парламент ряд законов в формате правообеспечения населения РК. В результате приняты законы: "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", "О профилактике правонарушений", "О противодействии бытовому насилию", "О защите прав потребителей", по вопросам защиты прав граждан на неприкосновенность частной жизни, "О беженцах" и другие. При содействии Программы развития ООН и Кластерного бюро ЮНЕСКО запущена цифровая библиотека Комиссии на казахском и русском языках, не имеющая аналогов в странах СНГ и Балтии, поддерживаемая ресурсами Национальной Академической библиотеки и Программой Развития ООН в Казахстане, которая предоставляет населению бесплатную правовую информацию в сфере защиты прав человека. Так же функционирует веб-сайт Комиссии, оснащенное информационно-справочным материалом по правозащитной тематике и нормативно-правовыми актами РК. В Комиссию поступают сотни обращений граждан по самым разным поводам: нарушения в сфере трудового, пенсионного, финансового законодательств, низкого качества оказания услуг в сфере социального обеспечения. Большинство из обращений вообще не в нашей компетенции, но и в этом случае мы обращаемся в соответствующие ведомства, берем их под контроль, и довольно часто этого вполне хватает, чтобы чиновники положительно решали те или иные частные проблемы людей, по которым они не могли найти нужного решения. Члены Комиссии принимают участие в организации приема граждан, в работе Общественной Администрации Президента Республики Казахстан и народно-демократической партии Нур-Отан. О Национальном плане действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы. Национальный план действии в области прав человека первый в истории Казахстана документ, который является логическим продолжением базового доклада формулирующий основные направления внутренней и внешней политики нашего государства в сфере прав человека и содержащий конкретные предложения по совершенствованию механизмов правозащитной системы и правоприменения. Основным достижением данного проекта является приведенный экспертами рабочей группы Комиссии сравнительный правовой анализ национального законодательства, регулирующего сферу правовой защиты на предмет соответствия международным стандартам, предусмотренными в ратифицированных Казахстаном международных пактах, конвенциях, договорах в области прав человека. В предлагаемом национальном плане отражены гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права граждан, гарантированные Конституцией и действующим законодательством РК. В ходе работы над данным документом были детально изучены вопросы защиты прав граждан Казахстана, на которые ранее обращались внимания со стороны институтов гражданского общества и международных правозащитных организаций ООН и ОБСЕ. Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что в процессе подготовки столь важного документа, под эгидой Комиссии по правам человека при Президенте РК, были вовлечены как государственные органы, так и неправительственные и международные правозащитные организации. Особую благодарность за весьма ценный вклад выражаем представительствам ПРООН, Еврокомиссии, центру ОБСЕ в Казахстане, Управлению Верховного Комиссара ООН по правам человека, Кластерному бюро ЮНЕСКО в Алматы, Посольствам Великобритании, США, Королевства Нидерландов в Казахстане, и другим международным правозащитным организациям, за активное сотрудничество в период разработки и подготовки презентуемого документа. Хочу сказать, что при содействии названных организаций были осуществлены перевод и публикация Национального плана на трех языках, что значительно расширило аудиторию и возможности для ознакомления с ситуацией с правами человека. Данный план получил высокую оценку при презентации на ежегодной Конференции БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве 30 сентября 2009 года где участвовали делегации 56 государств-участников ОБСЕ. Аналогичные презентации данного документа проведены в Комитете ООН (Женеве), в Конгрессе и Гос.депе США (Вашингтоне), в Лондоне и в нескольких областях, городах РК. Национальный план в области прав человека одобрено Главой государства 16 мая 2009 года. И по его поручению, согласно рекомендации указанного документа правительством Казахстана уже внесены ряд предложений и дополнений в ранее существующиее законы РК и законодательные акты в пользу соответствия их международным стандартам. И работа в этом аспекте продолжается. Отдельные положения Национального плана уже нашли свое отражение в новой Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республика Казахстан от 24 августа 2009 года за № 858, и стали хорошим подспорьем в законотворческой работе. Материалы и рекомендации, содержащиеся в Национальном плане полезны представителям органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительным и правоприменительным органам, институтам внесудебной защиты прав человека, неправительственным и международным организациям. Тем более в Конституции Республики Казахстан мы провозгласили себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы и поэтому каждый гражданин нашего государства должен чувствовать себя в Казахстане комфортно и в этом основа стабильности и поступательного развития нашей страны. Выработанные рекомендации направлены в уполномоченные государственные органы для использования в работе и реализации. Значимость Национального плана отмечена и в совместном заявлении Президента Казахстана Н.Назарбаева и Президента США Б.Обамы в ходе встречи, состоявшейся 11 апреля 2010 года в Вашингтоне, в которой Соединенные штаты заявили о их готовности по оказанию поддержки в реализации как он отметил дальновидного Национального плана действий в области прав человека Казахстана на 2009-2012 гг. Нам импонирует позиция Европарламента на совершенствование процесса демократизации, соблюдение прав человека, свободы СМИ, а также на аспекты, связанные с развитием экономических отношений между Казахстаном и странами ЕС, тем более, что в соответствии с государственной программой Республики Казахстан "Путь в Европу", рассчитанной на 2009-2011 годы сотрудничество со странами Евросоюза признано стратегическим приоритетом, способствующим развитию сотрудничества с ними, привлечению новых технологий и опыта управления, совершенствованию законов, в том числе и правозащитной сфере. Поэтому эти и другие вопросы Европейского опыта получили отражение в презентуемом Национальном плане, что в конечном итоге должны способствовать процессу демократизации, защиты прав человека в нашем государстве в соответствии с международными стандартами, укреплению авторитета права, формированию в обществе культуры прав человека, ускорению вхождения Казахстана в число наиболее развитых конкурентоспособных стран мира. К сожалению, в области прав человека еще есть проблемы, связанные с государственными правоохранительными организациями которые свои ведомственные и корпоративные интересы ставят выше человеческих измерений . Поэтому, решение проблем с соблюдением прав человека – это комплексная, трудоемкая, целенаправленная задача, результат которой зависит от усилий всех и каждого. Приходится признать, что работа государственных институтов и неправительственных правозащитных организаций в сфере обеспечения и защиты прав человека не всегда отличается системностью. Среди основных причин – инерция общественного сознания, проявляющаяся в традициях патернализма и правовом нигилизме, есть пробелы в законодательстве и механизмах правоприменения, мешающие гражданам реализовать свои права и свободы в полном объеме. В конечном итоге претворение в жизнь Национального плана действий в области прав человека позволит Казахстану достичь новых успехов в построении правового государства, укреплении демократических принципов, создании развитого гражданского общества на уровне общепризнанных международных стандартов. В целом, реализация положений Национального плана – действительно непростая, кропотливая, повседневная работа всех и каждого. Сегодняшняя встреча еще одно свидетельство международного внимания и доверия к Казахстану, что будет активно влиять на процессы демократизации и правопонимания в РК, соответствующей международным стандартам.
-------
Госсекретарь – Министр иностранных дел РК Канат Саудабаев провел встречу с делегацией Европейского парламента portal.mfa.kz, 26 мая
26 мая с.г. в Астане Государственный секретарь – Министр иностранных дел РК Канат Саудабаев провел встречу с делегацией Европейского парламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией во главе с Паоло Бартолоцци, которая прибыла в нашу страну для участия в Девятом заседании Комитета парламентского сотрудничества "Республика Казахстан – Европейский Союз". В ходе встречи стороны обменялись мнениями по широкому кругу вопросов двустороннего взаимодействия, подчеркнули важность развития тесного и взаимовыгодного партнерства между Республикой Казахстан и Европейским Союзом в целях создания прочного фундамента для безопасности и стабильности на Евразийском континенте. К.Саудабаев подчеркнул важную роль Комитета парламентского сотрудничества в укреплении взаимодействия между Казахстаном и Евросоюзом, отметив активное участие депутатов Европейского парламента в недавнем Трансазиатском парламентском форуме "Евразийское измерение ОБСЕ". "Развитие всестороннего глубокого партнерства с Европой является одним из важнейших приоритетов внешней политики Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева", – заявил на встрече госсекретарь – министр иностранных дел. В свою очередь глава европейской делегации, отметив важную роль Казахстана в регионе Центральной Азии и в качестве "моста" между Европой и Азией, высказался в поддержку разработки нового базового Соглашения о сотрудничестве между РК и Евросоюзом, которое бы более полно отражало и эту роль нашей страны, и уровень укрепляющегося стратегического партнерства с Европой. П.Бартолоцци отметил важность успешной реализации Казахстаном ответственной миссии председателя в ОБСЕ, подчеркнув большое значение планируемого в текущем году по инициативе Астаны саммита Организации для укрепления как ОБСЕ, так и ее авторитета на международной арене. Как известно, отношения между Казахстаном и Европейским Парламентом (ЕП) развиваются в рамках общего сотрудничества между нашей страной и Европейским Союзом. В 2000 году в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС был создан Комитет парламентского сотрудничества. За прошедший период состоялось 9 заседаний Комитета. С апреля 2010 года сопредседателем казахстанской части КПС является заместитель председателя Мажилиса Парламента Владимир Бобров. |