www.esep.kz, 26 мая
Уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется Отчет Счетного комитета, которые является заключением к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2009 год. В настоящее время завершается его обсуждение в Мажилисе Парламента и сегодня, уважаемые Сенаторы, вносим на Ваше рассмотрение. В текущем году Отчет Счетного комитета составлен с учетом предложений и замечаний депутатов Парламента, высказанных в ходе рассмотрения нашего отчета за 2008 год. В Отчете за 2009 год представлен содержательный анализ исполнения параметров бюджета, в целях концентрации вашего внимание на движении бюджетных средств, вследствие внесенных дважды Правительством уточнений и многократных корректировок – 19 раз. По оценке Счетного комитета, Правительство в целом справилось с поставленными перед ним задачами, решение которых значительно осложнялось в условиях финансового и экономического кризиса. Вместе с тем мы вынуждены отметить ухудшение финансовой дисциплины администраторов бюджетных программ, субъектов квазигосударственного сектора и других предприятий и организаций, использующих бюджетные средства. По сравнению с прошлым годом объемы неосвоенных средств возросли в 4,6 раза, свободные остатки в 8,5 раза, просроченная дебиторская и кредиторская задолженности почти в три раза. Кроме того Правительством, вследствие несоблюдения норм бюджетного законодательства, нарушена прямая норма статьи 38 Закона, устанавливающая лимит правительственного долга, который был превышен на 41 млрд. тенге. Таким образом, мы считаем, Правительством упущены возможности для своевременного и полноценного решения социально-экономических задач. В отчетном периоде Счетный комитет акцентировал свою деятельность на оценке использования средств, выделенных на антикризисные мероприятия и Дорожную карту. Итоги контроля антикризисных мероприятий показали, что зачастую деньги не доходили до конечного потребителя, аккумулировались на депозитах банков, направлялись на другие цели. Ход реализации Дорожной карты проверен в восьми регионах. При планировании мероприятий по Дорожной карте Правительством не определен срок их реализации, несвоевременно принимались меры по определению их стоимости, объемов софинансирования, не установлены требования к качеству проведения мероприятий, не определены в достаточном количестве индикаторы результативности и эффективности, а также взаимосвязь количественных показателей в привязке к макроэкономическим и отраслевым показателям. Отчетный год стал первым годом реализации нового Налогового и Бюджетного кодексов. По нашей оценке, действующее налоговое законодательство усложнено в применении, что подтверждается ухудшением налогового администрирования, а также ростом проигранных судебных процессов по искам налогоплательщиков. Источником по возмещению вреда, причиненного по вине должностных лиц налоговых органов вследствие неправомерно принятых ими актов являлся резерв Правительства в сумме 342,4 млн.тенге. При этом Правительством не были применены меры по возмещению средств в порядке регресса к виновным должностным лицам этих органов. Ослабление налогового администрирования порождает схемы увода средств от налогообложения путем лжепредпринимательской деятельности. Причем в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые должны предупреждать данное явление. О недостаточном контроле со стороны таможенных органов свидетельствует уровень снижения стоимости за единицу измерения отдельных видов импортируемых товаров. В ходе контроля установлено нарушение таможенных процедур при импорте автомобилей, ввозе порожнего железнодорожного транспорта. В результате общая сумма потерь бюджета составила порядка 1 млрд.тенге. В нашем Отчете мы проанализировали исполнение статей Закона "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы" на соответствие новым принципам бюджетной системы. Нарушены семь основных принципов. Положения нового Бюджетного кодекса зеркально отразились на исполнении расходной части республиканского бюджета. В частности, трехлетнее планирование бюджета, осуществляющееся на "скользящей основе", позволило местным исполнительным органам использовать неосвоенные трансферты в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения. В 2009 году не освоено 39,7 млрд.тенге целевых трансфертов, что более чем в 4 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе на уровне республиканского бюджета – 24,9 млрд.тенге, местного – 14,8 млрд.тенге. В Отчете проведен детальный анализ исполнения затрат по функциональным группам, что позволяет увидеть корректировки Правительства в разрезе направлений расходов и результатов их исполнений. Прослеживаются все происходившие изменения при планировании и исполнении бюджета, в ракурсе, не представленном Правительством. При анализе исполнения затрат в разрезе администраторов бюджетных программ наибольшее неосвоение сумм приходится на агентство по делам жилищно-коммунального хозяйства – 11,8 млрд. тенге, министерства образования и науки – 11 млрд. тенге, транспорта и коммуникаций – 9,5 млрд. тенге. При формировании стратегических планов государственных органов не предусмотрены принципиально новые подходы в исполнении бюджета, ориентированные на результат, вследствие чего на промежуточном этапе 2009 года задачи и ожидаемые результаты по отдельным мероприятиям в планируемом объеме не достигнуты. Более того, методологическая база составления стратегических планов центральных государственных органов носит формальный характер без глубокого анализа особенностей отраслей и направлений финансирования. Вызывают серьезную озабоченность реализация инвестиционных проектов. При выборочных проверках установлены: - нарушения требований законодательства по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ; - удорожания стоимости на этапе реализации проектов, в следствие значительного временного лага между технико-экономическим обоснованием проекта и его реализацией, что в итоге приводит к замораживанию объектов; - срывы поставщиками договорных обязательств; - некачественное проведение строительно-монтажных работ. Кроме того они не увязаны с действующими государственными программами и программами развития территорий. При реализации проверенных государственных и отраслевых программ установлено недостаточное обоснование финансового обеспечения выполнения мероприятий, отсутствие четкого взаимодействия между государственными органами-координаторами и исполнителями, качественного мониторинга за их исполнением. Вследствие этого, во многих случаях не достигаются цели и ожидаемые результаты. Правительством не предприняты исчерпывающие меры по разработке эффективного механизма управления активами государства. По нашему мнению, отсутствие системной и последовательной стратегии субъектов квазигосударственного сектора, слабый маркетинговый анализ сегментов рынка при отборе инвестиционных проектов, практика размещения институтами развития свободных средств на депозитах в банках второго уровня, недостаточная координация со стороны Правительства приводят к нерациональному использованию средств республиканского бюджета и активов государства. Уважаемые депутаты! В отчетном периоде по результатам контрольных мероприятий Счетного комитета восстановлено средств 31,9 млрд. тенге. По сравнению с предыдущим отчетным периодом объем восстановленных средств возрос в 13 раз. В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 56 материалов контроля. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 78 человек. Анализ и оценка исполнения бюджета, проведенные нами, представлены в первом и втором разделах Отчета. В третьем разделе приведены выводы и рекомендации Правительству. Рекомендации на наш взгляд, будут способствовать проведению в дальнейшем эффективной бюджетной и налоговой политики, укреплению финансовый дисциплины, обеспечению реализации задач, отраженных в послании Главы государства народу Казахстана. Кроме того, основной отчет содержит семь приложений в виде аналитических таблиц и диаграмм, а также секретную часть. В отдельном приложении к нему, представлена подробная информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2009 году. Благодарю за внимание. |