Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 4 июня
Возглавляемый депутатом Мажилиса Нурланом Абдировым Правовой совет при НДП "Нур Отан" провел сегодня в Мажилисе совместно с Комитетом Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе круглый стол. Тема международного форума: "Совершенствование качества проведения экспертизы законопроектов". С приветственным словом к участникам дискуссий обратился глава Центра ОБСЕ в Казахстане, посол Александр Кельчевский. - Всесторонняя профессиональная и внешняя оценка качества подготовленных законопроектов является безусловным приоритетом для Парламента, – отметил, выступая с докладом, председатель Правового совета, депутат Мажилиса Нурлан Абдиров (тезисы): В июне 2004 года, затем в октябре прошлого года были внесены существенные поправки в статью 22 Закона "О нормативных правовых актах". В настоящее время, в соответствии с действующим законом, проведение правовой, экологической, финансовой, антикоррупционной и других видов научных экспертиз проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Парламента, является строго обязательным. При этом вид проводимой экспертизы зависит от правоотношений, регулируемых данными актами. Это положение не распространяется только на акты, инициируемые Президентом, когда научная экспертиза может не проводиться. Однако, несмотря на созданные серьезные правовые основы, сегодня все еще сохраняются организационные и другие практические вопросы о качестве, новых видах. И, в целом, вокруг экспертной деятельности, отсутствие решения которых в совокупности влияет на эффективность принятых законодательных новелл и вносит неоправданное напряжение в работу Парламента. В этой связи необходимы системные меры. В противном случае будут продолжаться не всегда в должной мере обоснованные попытки корректировки действующих законов, инициируемые, прежде всего, госорганами и Правительством. Как показал анализ, на сегодняшний день в Казахстане действуют 313 национальных базовых законов, регулирующих правоотношения практически во всех значимых сферах жизни общества. В их число входят и принятые депутатами нынешнего четвертого созыва 28 базовых законов. При этом депутатами нынешнего созыва внесены поправки в 210 из упомянутых 313 действующих базовых законов Казахстана. В некоторые из них – по нескольку раз, в частности, по семь раз – в законы "О нормативных правовых актах", "О страховой деятельности", "О банкротстве", "О естественных монополиях и регулируемых рынках". По восемь раз "подрабатывались" законы "О государственной регистрации юридических лиц", "Об органах внутренних дел", "Об органах юстиции". По десять раз обновлялись Гражданский процессуальный кодекс и Закон "О пенсионном обеспечении". 11 новых редакций претерпели Трудовой кодекс и закон "О рынке ценных бумаг". 12 обновлений прошли Земельный и новый Налоговый кодексы. 15 раз редактировался Закон "О государственных закупках", по 18 раз – закон "О лицензировании" и Уголовно-процессуальный кодекс. 22 раза были внесены поправки в Закон "О частном предпринимательстве", 23 раза – в Гражданский кодекс. Больше всего, 50 раз, в течение 3-х последних лет редактировался Кодекс об административных правонарушениях. Однако, это никак не новая проблема. Яркой иллюстрацией служит история поправок, например, Уголовного кодекса республики. За 12 лет его действия было принято 50 законов, внесших в него 368 изменений и дополнений. Из изначальных 393 статей поправки внесены почти в 200 статей Кодекса, из них в 86 статей – два и более раза. А в 10 статей УК поправки вносились по 4-5 раз. К слову, Уголовный кодекс депутаты нынешнего созыва успели скорректировать 21 раз. Связано это, прежде всего, с растущими возможностями государства и потребностями общества. В то же время, вряд ли подобные частые корректировки законодательства всегда можно объяснить существенным изменением обстановки и, тем более, внезапными, и одновременно регулярными, переменами приоритетов во множестве различных секторов государственного и общественного развития. Скорее, здесь не всегда имеет место необходимая глубина и всесторонность проработки законопроектов разработчиками. Это, нередко, приводит к непоследовательности дальнейших их инициатив. Все это вкупе с нередким отсутствием полноценного внешнего экспертного сопровождения законопроектов – от момента их разработки, вплоть до обретения статуса закона, естественно, не лучшим образом сказывается на итоговом результате. В реальном изменении этой ситуации видится путь дальнейшего улучшения качества принимаемых законов. - До внесения в Парламент законопроект подвергается научно-правовой, антикоррупционной экспертизе несколько раз. Это позволяет решать проблему несоответствия экспертного заключения к последнему тексту проекта закона, – заявил в свою очередь вице-министр юстиции Дулат Куставлетов. По его словам, важной составляющей в деле повышения качества законопроектной деятельности и совершенствования всего законотворческого процесса являются вопросы научной проработки законопроектов с самых ранних этапов, начиная с подготовки его концепции. Свое мнение на форуме высказали и ректор КазГЮУ Марат Когамов, директор Института законодательства Министерства юстиции РК Жумабек Бусурманов, директор Института научной экспертизы и анализа КазГЮУ Мурат Баймаханов, директор Экспертного института Европейского права Марат Башимов. Участники форума заслушали также депутатов Мажилиса Мурата Абенова и Николая Турецкого. *** Наряду с парламентариями в обсуждении приняли участие представители госорганов, Института парламентаризма НДП "Нур Отан", Центра ОБСЕ в Казахстане, неправительственных организаций, ученые и эксперты. По итогам обсуждения выработаны рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства. |