Николай Кузьмин, "Эксперт Казахстан", 14 июня
К третьему саммиту СВМДА, прошедшему 8 июня в Стамбуле, Казахстан подошел в качестве действующего председателя двух крупных региональных структур континента – Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). От десятков других международных организаций, в которых участвует и периодически председательствует Казахстан, эти две отличает то, что они являются президентскими проектами. У них различные цели – СВМДА Казахстан должен был создать едва ли не на пустом месте, а ОБСЕ он стремился возглавить, причем и то и другое многим наблюдателям казалось невозможным. Тем не менее личная заинтересованность Нурсултана Назарбаева в обоих проектах фактически предопределила их успешное развитие (о завершении говорить пока рано). В СВМДА произошло то, чего наш МИД настойчиво добивался все годы после проведения первого саммита в Алматы в 2002 году, – мандат на председательство в Совещании перешел от Казахстана к другой стране, Турции. Тем самым было продемонстрировано, что СВМДА не является чисто казахстанским проектом, на который собираются друзья Нурсултана Назарбаева. Казахстанский президент открыл саммит в качестве действующего главы форума и тут же передал эстафету председательства своему турецкому коллеге Абдулле Гюлю. Пока трудно оценить, насколько важно Совещание и председательство в нем турецкому президенту, но уже заметно некоторое пренебрежение протокольными вопросами, которым Казахстан придавал большое значение. Третий саммит заметно отличался от двух предыдущих уровнем представленности стран – участниц Совещания. Строго говоря, саммитом, то есть встречей глав государств и правительств, его вообще трудно назвать. На высшем уровне были представлены только Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Монголия, Украина (президенты) и Россия (Владимир Путин). Из Ирака и Вьетнама, принятых на саммите в члены СВМДА, прибыли вице-президенты, из Кувейта – кронпринц, из Камбоджи – вице-премьер, из Китая – госсоветник. Все остальные страны были представлены министрами иностранных дел или их заместителями, а Израиль – послом. Впрочем, для Казахстана это уже не принципиально. Перед нашей дипломатией стоит новая задача со статусом президентского проекта – соединить с помощью СВМДА все значимые для нашей страны международные форумы и организации – ОБСЕ, Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и Организацию исламская конференция (ОИК).
Консенсусная блокировка Как уже отмечал наш журнал, некоторые страны присоединились к СВМДА не столько для того, чтобы укреплять региональную безопасность, сколько для того, чтобы получить возможность контроля над принятием решений (подробнее см. "В поисках точки опоры [1]", "Эксперт Казахстан", №8 от 2 марта 2009 года). Консенсусный механизм позволяет стране – участнице Совещания блокировать принятие любой резолюции, которую она сочтет нежелательной для себя. Именно этим объясняется приход в СВМДА еще на подготовительном этапе работы форума таких соперничающих пар, как Израиль и Палестина, Индия и Пакистан, Южная Корея и КНДР (последняя, впрочем, вскоре вышла). До последнего времени контроль над развитием процесса в нежелательном направлении участники осуществляли в рабочем порядке, при разработке базовых документов Совещания. И лишь на саммите в Стамбуле был задействован механизм консенсусной блокировки в экстремальной ситуации. По словам президента Турции Абдуллы Гюля, на саммите страны – члены Совещания осудили действия Израиля в отношении каравана судов с гуманитарной помощью для сектора Газа. Возможно, так оно и было, проверить трудно, ведь встречи проходили в закрытом режиме. Сама Турция, безусловно, осудила, ведь ее граждане погибли в ходе столкновения с израильским спецназом. Но в выступлении президента Казахстана были использованы нейтральные формулировки: "Эффективная реализация наработанного в СВМДА инструментария, включающего меры доверия, позволит снизить вероятность инцидентов, подобных тому, что имел место на прошлой неделе у восточного побережья Средиземного моря". И, разумеется, Израиль отказался поддержать включение в текст итоговой резолюции каких-либо положений, осуждающих его действия. А другие формулировки, описывающие инцидент, заблокировала бы Турция. Если бы решения принимались простым большинством голосов, то всем странам пришлось бы обозначить свою позицию по блокаде Израилем сектора Газа и всем сопутствующим этой блокаде вопросам. Однако в практике работы СВМДА консенсусная процедура избавляет участников от необходимости выбора. Можно укрыться за спасительными оборотами из дипломатического лексикона и выразить обеспокоенность и сожаление. Как бы то ни было, в тексте Стамбульской декларации этот инцидент даже не упоминается. Не вошли в текст декларации и те проблемы, о которых рассказали в своих выступлениях президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (он предостерегал США от принятия новых санкций), представитель МИД Южной Кореи (он просил поддержки в конфликте с КНДР), Хамид Карзай (он уже заждался обещанного трубопровода Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия), равно как и представители других стран. Принятый в Стамбуле итоговый документ является исправленным и дополненным изданием декларации второго саммита СВМДА, принятой 17 июня 2006 года в Алматы. Исправления носят стилистический характер, а дополнения отражают изменившуюся ситуацию с региональными рисками и угрозами. Например, Афганистану в Стамбульской декларации посвящен целый раздел. Из текста декларации видно, что консенсус по большинству актуальных вопросов международной безопасности достигается путем изложения их в той версии, которая принята в ООН. Пункты декларации, касающиеся терроризма, ядерного нераспространения, незаконной торговли легким и стрелковым оружием, ситуации на Ближнем Востоке, включают в себя ссылки на ООН.
Евразийская платформа безопасности Международные организации закрываются редко, и не в силу своей неэффективности или неспособности справиться с теми задачами, для решения которых они создавались. Закрытие обычно происходит в форме слияния или поглощения. В 2005 году Организация Центральноазиатского сотрудничества приняла решение об интеграции в Евразийское экономическое сообщество и перестала существовать. Из недавних примеров – Западноевропейский союз, оборонительная организация, растворившаяся в Евросоюзе после вступления в силу Лиссабонского договора. Слиянию или поглощению предшествует почти полное совпадение заявленных целей, сфер полномочий организаций и способов решения ими поставленных задач. А непосредственной причиной становится совпадение географических рамок или зоны ответственности организаций. СВМДА задумывалось и проектировалось как ОБСЕ для Азии. Точнее, как СБСЕ, то есть Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, потому что в 1992 году, когда Нурсултан Назарбаев выступил с проектом Совещания по безопасности и мерам доверия в Азии, СБСЕ еще не превратилось в организацию. Сегодня, когда СВМДА можно считать состоявшимся и набирающим силу и авторитет международным форумом, роль ОБСЕ в европейской политике снизилась почти до нуля, а в отношениях Европы со своими соседями организация создала больше дипломатических проблем, чем уладила конфликтов. Сегодня ОБСЕ с трудом выходит из кризиса, пытаясь найти "raison d’etre" в решении афганского вопроса, киргизского конфликта и иных проблем, имеющих отношение скорее к азиатской, чем к европейской безопасности. Казахстан видит в этой ситуации свои преимущества. Он готов не только поддержать ОБСЕ в ее увлечении Азией, но и предложить партнерскую помощь тех организаций и форумов, которые уже работают в Азии. В то время как активность ОБСЕ все больше смещается к востоку от Вены, устремления Казахстана и Турции направлены на запад. Поэтому Казахстан предложил ОБСЕ все азиатское пространство как арену применения своего опыта. В ближайшее время, видимо, будет юридически оформлена инициатива о Форуме ОБСЕ-СВМДА. Затем сотрудничество и взаимодействие между СВМДА и ОБСЕ должно, по мнению казахстанского президента, трансформироваться в создание Континентальной платформы безопасности. Этому помогут контакты СВМДА с ШОС, а также с Организацией исламская конференция. В рамках саммита СВМДА прошло специальное мероприятие "Безопасность и экономическое сотрудничество в Евразии в ХХI веке". Оно было организовано Казахстаном как действующим председателем ОБСЕ и Турцией как председателем СВМДА для Группы азиатских и средиземноморских партнеров организации. Министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев предложил учредить форум ОБСЕ-СВМДА, который, по его мнению, мог бы стать диалоговой площадкой двух структур и позволил бы обсуждать и рассматривать актуальные проблемы безопасности и сотрудничества на всем Евразийском континенте. В качестве примера Канат Саудабаев назвал неудачную попытку прорыва экономической блокады сектора Газа, которую обозначил словами "недавний трагический инцидент у побережья Средиземного моря". А Нурсултан Назарбаев в своем послании участникам форума заметил, что СВМДА быстро адаптируется к условиям меняющегося мира, последовательно развивает сотрудничество с ОБСЕ, а потому Казахстан не исключает возможности создания в перспективе "некой объединенной платформы по вопросам безопасности и доверия на всем евразийском пространстве". Слияние воедино ОБСЕ, организации, ориентирующейся в большей степени на принципы, ценности и политическую практику современной Европы, чем на Устав ООН, и СВМДА, которая в своих документах не выходит за рамки, очерченные Совбезом ООН, вряд ли возможно в ближайшее время. Но ускорение процессов ориентализации ОБСЕ и вестернизации СВМДА вполне может привести к появлению евразийской платформы безопасности – своего рода мегахолдинга при сохранении ОБСЕ и СВМДА как самостоятельных брендов. |