Динара БИСИМБАЕВА, "Мегаполис", 14 июня
Ежегодно на экспертизу законопроектов из госбюджета выделяется 1,4 миллиарда тенге. Сами эксперты уверяют, что, несмотря на приличное финансирование, их труд оплачивается более чем скромно, а львиная доля средств уходит посредническим коммерческим структурам и соответственно расходуется не по назначению. Качество законопроектов, поступаемых в парламент, – непрекращающаяся головная боль казахстанских парламентариев. Теперь в долгоиграющем противостоянии "разработчики – депутаты" появилась третья сторона – эксперты. Как выяснилось, главная проблема экспертов – их малочисленность. В стране юристов – юристов не хватает. Участники международного круглого стола, собравшиеся обсудить качество проведения экспертизы законопроектов, единогласно констатировали – высокопрофессиональных экспертов становится все меньше и меньше, а пополнять их ряды некому. Современные юрфаки чаще выпускают универсальные "полуфабрикаты", а копни глубже – узкой специализации нет. – Мы 20 лет готовим юристов широкого профиля, но не готовим юристов со знанием кибернетики, не готовим юристов со знанием математики, не готовим юристов со знанием лингвистики… Поэтому все наши проблемы возникают из-за того, что нет специалистов! Они не появятся из ниоткуда, их надо готовить! – говорит директор юридического департамента Министерства экономического развития и торговли Дана Ишимова. Юристы-легисты – товар штучный, и хотя работы хватает на всех с лихвой, основная нагрузка ложится на "середняков", которые работают "под прикрытием" более опытных и именитых. В итоге – один за всех и все – за одного. – Кадров не хватает, очень много "свадебных генералов". Подписи их, конечно, используют, но мы-то знаем, кто зачастую готовит эти заключения, – говорит доктор юридических наук, эксперт Комиссии по правам человека при президенте Марат Башимов. В качестве примера был назван проект закона об учреждении университета имени Нурсултана Назарбаева. К этому документу экспертное заключение написал некий кандидат наук. – Не институт, даже не доктор! – возмущались более остепененные специалисты. Обсуждение качества проведения экспертиз вскоре превратилось в своеобразный пинг-понг. Выслушав претензии в свой адрес, сами эксперты посетовали, что оставляют желать лучшего не только те документы, к которым необходимо подготовить экспертизу, но и нормы, регламентирующие деятельность самих экспертов. На проекты весьма туманных законопроектов пожаловался ректор КазГЮУ Марат Когамов. – Недавно я делал экспертизу проекта постановления правительства, которое касается неиспользуемого вооружения. Министерство обороны хочет продать, правда, непонятно кому 90 пулеметов "Максим" 1910 года и 50 шашек с символикой СССР. Это же раритет! Естественно, у меня возникло много вопросов и пришлось написать очень жесткое заключение: куда это все пойдет, кому, по какой цене собираются продавать и зачем вообще это делать? Неужели у нас в стране нет мест, где можно приспособить это оружие при соответствующем обращении? Это конкретный пример нормативно-правового акта, который не сопровождается оправдательными документами, не содержит четкого разъяснения того, для чего создается документ, – говорит он. Более того, непонятна дальнейшая судьба подготовленной экспертизы. – Мы пишем экспертные заключения, но что потом с ними делают госорганы, абсолютно непонятно. Куда ушел проект этого постановления о пулеметах, я даже не знаю! Никто не звонил, никто не интересовался, согласились с нами, не согласились, может, просто убрали на полку – непонятно. И я могу привести десятки таких примеров. Самое возмутительное, что в законе о нормативно-правовых актах об этом нет ни слова! – восклицает Марат Когамов. Озабочены эксперты и ситуацией "вынь да положь". Напомним: экспертиза документа должна быть проведена за 15 дней. Провести качественную работу за такой срок нереально, считают специалисты. – Какие-то вещи приходится делать на очень большой скорости. Вот, допустим, в сфере образования, когда идет распределение грантов, звонят и звонят, хоть провода обрывай! – не скрывает возмущения ректор КазГЮУ. По мнению специалистов, срок проведения экспертизы необходимо увеличить до 25 дней. Ну и, конечно, остается актуальным вопрос финансов и их эффективного расходования. По мнению Марата Башимова, необходимо заключать договоры с конкретными экспертами, минуя "коммерческие посреднические структуры". – Зачем нужны такие компании, которые сами не платят экспертам достойной платы? Есть банк данных, и можно выходить на каждого индивидуально и заключать с ним договор. Тогда за свою экспертизу он будет отвечать головой! – уверен он. По мнению Марата Башимова, такая прозрачность в работе как раз и поспособствует улучшению качества законопроектной работы. |