www.esep.kz, 17 июня
Оценка исполнения республиканского бюджета за 2009 год
Уважаемый Председатель! Сенаторы и приглашенные! Отчет Счетного комитета, внесенный в соответствии с установленным законодательством, рассматривался и подробно обсуждался всеми комитетами Сената. Как показывает ежегодная практика, одновременное обсуждение парламентариями Отчетов Правительства и Счетного комитета вносит определенные положительные моменты в совершенствование реализации бюджетного процесса, законодательства, а также подготовки годовых отчетов. В начале своего выступления, уважаемые сенаторы, хочу выразить свою благодарность за конструктивные обсуждения и дельные предложения, высказанные в ходе этой работы. Безусловно, 2009 год был очередным годом для экономики, испытавшей влияние мирового кризиса, который наложил определенный отпечаток на ее развитие и в целом на реализацию бюджетного процесса. Антикризисные мероприятия со стороны Правительства осуществлялись традиционными и новыми методами. В частности, трансфертное финансирование и прямое заимствование из Национального Фонда положительно повлияло на стабилизацию финансового сектора, сельскохозяйственной и строительной отраслей экономики. Правительство справилось с основными поручениями, данными Главой государства в посланиях народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики" и "Через кризис к обновлению и развитию" направленными на улучшение социального благополучия, оказание помощи дольщикам жилья, поддержку экспортно–ориентированных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса. Уточненные дважды основные параметры республиканского бюджета исполнены, исполнительная власть в полном объеме выполнила свои социальные обязательства. Однако, по нашей оценке, в процессе исполнения бюджета и в сфере реализации бюджетной политики Правительством допущены отдельные недоработки и системные ошибки, которые отрицательно сказались на качестве решения социально-экономических задач. Установлено, что уполномоченными органами не проводилась системная работа по повышению качества исполнения бюджета, а также по формированию основных параметров его доходной и расходной частей в последующем. В отчетном году органами налоговой, таможенной службы и другими уполномоченными органами не в полной мере использовались все резервы для своевременного и полного исполнения доходной части республиканского бюджета. Одним из серьезных и требующих со стороны Правительства безотлагательного решения вопросов в сфере налогового администрирования является проводимая ненадлежащим образом работа налоговых органов по взысканию задолженности по налогам и платежам в бюджет. По нашей оценке, применяемые налоговыми органами меры по взысканию задолженности в бюджет неэффективны. По состоянию на начало 2010 года налоговая недоимка составила 100,3 млрд.тенге, по сравнению с началом 2009 года ее рост допущен на 19,4 млрд.тенге, или на 24%. Общая сумма задолженности, включая штрафы и пени, за этот же период возросла в 1,8 раза, составив 192,3 млрд.тенге, при этом количество налогоплательщиков, имеющих задолженность, возросло на 38% и на начало 2010 года составило более 288 тысяч. Это было выявлено в ходе своей работы налоговыми органами. Однако, эта работа не обеспечила полное поступление средств в бюджет. В отчетном году вступил в силу новый Налоговый Кодекс. По нашей оценке, новые прогрессивные нормы закона не дали должного результата. Основным и эффективным условием снижения налоговой нагрузки является выход участников теневого рынка в сферу "честного" бизнеса. Что и не было обеспечено. При снижении в 2 раза количества субъектов, признанных лжепредприятиями, ущерб, нанесенный ими, сложился в сумме 101,2 млрд.тенге, что на 20 млрд.тенге больше 2008 года. Относительно эффективности таможенного администрирования хотел бы выделить основные факты, приводящие к потерям бюджета. Завышенность нормы выхода продуктов в таможенном режиме "переработка товаров на таможенной территории" позволяет участникам внешнеэкономической деятельности увеличивать объемы беспошлинного вывоза переработанных нефтепродуктов. Отсутствие в таможенном законодательстве прямой нормы, регламентирующей назначение таможенной экспертизы, способствовало тому, что без назначения соответствующей экспертизы осуществлялся вывоз сырой нефти под видом необлагаемого экспортной пошлиной товара "смеси битумные", экспорт лома – под видом разрезанных труб, бывших в употреблении. Таким образом, это показывает снижение таможенных поступлений. Все недоработки при оценке исполнения доходной части бюджета подробно приведены в нашем Отчете. Относительно расходной части республиканского бюджета. Расходная часть бюджета по итогам 2009 года Правительством исполнена на 98,2%, не освоено 60 млрд.тенге. Из 41-го администратора бюджетных программ только одиннадцатью средства освоены полностью. Отмечается значительный рост объемов дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности. Для погашения дефицита республиканского бюджета в сумме 510,9 млрд. тенге Правительством привлечены государственные займы на сумму 609,8 млрд. тенге. В 2009 году на обслуживание общего внешнего долга израсходовано свыше 69 млрд. тенге бюджетных средств. Излишнее заимствование привело к образованию свободного остатка средств республиканского бюджета, который по сравнению с 2008 годом увеличился в 8,5 раза и составил 56 млрд. тенге. На заседаниях рабочих групп и комитетов вами, уважаемые сенаторы, поднимались вопросы, на которые мы дали, по возможности, свои ответы. По нашему мнению, есть еще отдельные вопросы, связанные с совершенствованием бюджетного процесса, на которые необходимо акцентировать Ваше внимание. Первое – это последствия новаций в бюджетном процессе. Сегодня на практике мы планируем трехлетний бюджет на "скользящей основе", который позволяет местным исполнительным органам использовать неосвоенные трансферты в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения. Сами за себя говорят суммы неиспользованных целевых трансфертов – 39,7 млрд.тенге, освоение которых Законом о республиканском бюджете было предусмотрено в 2009 году. Ясно, что согласно бюджетному законодательству это не является нарушением, однако, согласитесь, суммы разбиваются по годам и отчеты об исполнении республиканского бюджета мы представляем ежегодно. Поэтому, полагаю, что такой подход "это законно и суммы перенесены на следующий год" в корне искажает изначальную идею бюджетирования, ориентированного на результат и снижает ответственность руководителей. Такое законодательство ухудшает эффективность бюджетных средств и приводит к ослаблению финансового контроля. Это подтверждается приведенными в нашем Отчете инвестиционными проектами, реализация которых проводилась без соответствующих проектно-сметной документации и технико-экономического обоснования, а также установлено нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств, рост задолженности, с допущением финансовых нарушений. Так, управлением строительства города Алматы с мая по август 2009 года при неутвержденном рабочем проекте стоимостью 4,5 млрд.тенге товариществу с ограниченной ответственностью "Капстройгрупп-Т" перечислено 1,8 млрд.тенге. На момент контроля объемы работ выполнены только на 850 млн. тенге. Из 342 млн. тенге дебиторской задолженности необоснованно списано 311 млн. тенге. Нельзя не сказать о такой серьезной проблеме как удорожание строительства на этапе реализации проектов. Контролем использования средств, выделенных из республиканского бюджета на реализацию Государственной программы развития образования на 2005-2010 годы установлено, что из-за удорожания стоимости строительства объектов образования на общую сумму 9,1 млрд.тенге в ожидаемые сроки не обеспечен предусмотренный ввод в эксплуатацию 6 объектов образования. Также при строительстве центральной районной больницы на 75 коек в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области заказчиком приняты и оплачены акты выполненных работ на сумму 112 млн.тенге, которые фактически не проведены, кроме того, по данному объекту необоснованно увеличена стоимость разработки проектно-сметной документации на сумму 9,7 млн.тенге. При рассмотрении и утверждении затрат на реализацию инвестиционных проектов не учитывается временной промежуток между разработкой технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и запуском проекта. Продолжается практика осуществления строительных работ без проектно-сметной документации. Еще одним "узким местом" при освоении бюджетных средств являются процедуры по проведению государственных закупок. По причине несостоявшегося конкурса значительно откладываются сроки реализации инвестиционных проектов, поставки оборудования, что в итоге приводит к низкой результативности бюджетных программ. Следует отметить недостаточную оперативность Правительства по обеспечению соответствующими нормативными правовыми актами и по разработке механизма использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Дорожной карты, некоторых инвестиционных проектов в рамках антикризисной программы. В рамках Дорожной карты не освоены 10 млрд. тенге, предусмотренные на переобучение безработных. Из-за несовершенства механизма реализации и отсутствия порядка использования средств программа антикризисных мер была выполнена на 83,6%. По состоянию на 1 января 2010 года из общего объема средств, выделенных на антикризисные мероприятия, освоено 1 405 млрд. тенге. Неосвоенная сумма с учетом револьверной основы составила 405 млрд.тенге, которая в основном приходится на средства, выделенные на жилищное строительство и на капитализацию АО "Фонд стрессовых активов". Серьезной проблемой является размещение субъектами квазигосударственного сектора средств на депозитных счетах в банках второго уровня. Это приводит к нерациональному использованию средств республиканского бюджета, выделенных на увеличение и пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора. Уважаемые депутаты! Что касается вопроса о соответствии исполнения статей Закона о республиканском бюджете принципам бюджетной системы, хотелось бы еще раз акцентировать, что не полностью обеспечено исполнение 22-х статей и не соблюдены 7 принципов бюджетной системы. Понятно, что бюджетная система основывается на принципах, и отклонение либо не соблюдение их влечет цепную реакцию в исполнении бюджета. Мы понимаем, что бюджет не может исполняться в точности до "тиына". Но не следует забывать о том, что бюджет уточнялся дважды и 19 раз корректировался. При этом в нарушение принципа реалистичности и статьи Бюджетного кодекса, предписывающего мониторинг, анализ и контроль процесса формирования правительственного долга, Правительство допустило превышение лимита правительственного долга на 41 млрд.тенге. Изначальное несоблюдение принципов (обоснованности, ответственности, адресности и целевого характера и другие) привело к многочисленным другим нарушениям при исполнении статей Закона по целевым трансфертам, бюджетным кредитам, а также резерва Правительства. В отчетном году наша деятельность была сосредоточена на контроле эффективности реализации программных документов, инвестиционных проектов, антикризисных мероприятий и управления государственными активами. Для того, чтобы учесть в 2009 году все выделенные Правительством средства в экономику нами взяты во внимание переходящие суммы 2008 года, не охваченные контролем 2008 года. В заключение своего выступления хотелось бы акцентировать ваше внимание на том, что Глава государства в своем Послании народу Казахстана, определив дальнейшее форсированное индустриально-инновационное развитие экономики, поручил вести жесткий контроль за расходованием бюджетных средств и соблюдать строжайшую финансовую дисциплину. Благодарю за внимание! |