NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 05:01 ast
03:01 msk

"Новые прогрессивные нормы Налогового кодекса не дали должного результата…"
Выступление председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархана Оксикбаева на пленарном заседании Сената Парламента
18.06.2010 / политика и общество

www.esep.kz, 17 июня

Оценка исполнения республиканского бюджета за 2009 год

Уважаемый Председатель!
Сенаторы и приглашенные!
Отчет Счетного комитета, внесенный в соответствии с установленным законодательством, рассматривался и подробно обсуждался всеми комитетами Сената.
Как показывает ежегодная практика, одновременное обсуждение парламентариями Отчетов Правительства и Счетного комитета вносит определенные положительные моменты в совершенствование реализации бюджетного процесса, законодательства, а также подготовки годовых отчетов.
В начале своего выступления, уважаемые сенаторы, хочу выразить свою благодарность за конструктивные обсуждения и дельные предложения, высказанные в ходе этой работы.
Безусловно, 2009 год был очередным годом для экономики, испытавшей влияние мирового кризиса, который наложил определенный отпечаток на ее развитие и в целом на реализацию бюджетного процесса.
Антикризисные мероприятия со стороны Правительства осуществлялись традиционными и новыми методами. В частности, трансфертное финансирование и прямое заимствование из Национального Фонда положительно повлияло на стабилизацию финансового сектора, сельскохозяйственной и строительной отраслей экономики.
Правительство справилось с основными поручениями, данными Главой государства в посланиях народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики" и "Через кризис к обновлению и развитию" направленными на улучшение социального благополучия, оказание помощи дольщикам жилья, поддержку экспортно–ориентированных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса. Уточненные дважды основные параметры республиканского бюджета исполнены, исполнительная власть в полном объеме выполнила свои социальные обязательства.
Однако, по нашей оценке, в процессе исполнения бюджета и в сфере реализации бюджетной политики Правительством допущены отдельные недоработки и системные ошибки, которые отрицательно сказались на качестве решения социально-экономических задач.
Установлено, что уполномоченными органами не проводилась системная работа по повышению качества исполнения бюджета, а также по формированию основных параметров его доходной и расходной частей в последующем.
В отчетном году органами налоговой, таможенной службы и другими уполномоченными органами не в полной мере использовались все резервы для своевременного и полного исполнения доходной части республиканского бюджета.
Одним из серьезных и требующих со стороны Правительства безотлагательного решения вопросов в сфере налогового администрирования является проводимая ненадлежащим образом работа налоговых органов по взысканию задолженности по налогам и платежам в бюджет.
По нашей оценке, применяемые налоговыми органами меры по взысканию задолженности в бюджет неэффективны.
По состоянию на начало 2010 года налоговая недоимка составила 100,3 млрд.тенге, по сравнению с началом 2009 года ее рост допущен на 19,4 млрд.тенге, или на 24%.
Общая сумма задолженности, включая штрафы и пени, за этот же период возросла в 1,8 раза, составив 192,3 млрд.тенге, при этом количество налогоплательщиков, имеющих задолженность, возросло на 38% и на начало 2010 года составило более 288 тысяч. Это было выявлено в ходе своей работы налоговыми органами. Однако, эта работа не обеспечила полное поступление средств в бюджет.
В отчетном году вступил в силу новый Налоговый Кодекс.
По нашей оценке, новые прогрессивные нормы закона не дали должного результата. Основным и эффективным условием снижения налоговой нагрузки является выход участников теневого рынка в сферу "честного" бизнеса. Что и не было обеспечено.
При снижении в 2 раза количества субъектов, признанных лжепредприятиями, ущерб, нанесенный ими, сложился в сумме 101,2 млрд.тенге, что на 20 млрд.тенге больше 2008 года.
Относительно эффективности таможенного администрирования хотел бы выделить основные факты, приводящие к потерям бюджета.
Завышенность нормы выхода продуктов в таможенном режиме "переработка товаров на таможенной территории" позволяет участникам внешнеэкономической деятельности увеличивать объемы беспошлинного вывоза переработанных нефтепродуктов.
Отсутствие в таможенном законодательстве прямой нормы, регламентирующей назначение таможенной экспертизы, способствовало тому, что без назначения соответствующей экспертизы осуществлялся вывоз сырой нефти под видом необлагаемого экспортной пошлиной товара "смеси битумные", экспорт лома – под видом разрезанных труб, бывших в употреблении. Таким образом, это показывает снижение таможенных поступлений.
Все недоработки при оценке исполнения доходной части бюджета подробно приведены в нашем Отчете.
Относительно расходной части республиканского бюджета.
Расходная часть бюджета по итогам 2009 года Правительством исполнена на 98,2%, не освоено 60 млрд.тенге. Из 41-го администратора бюджетных программ только одиннадцатью средства освоены полностью.
Отмечается значительный рост объемов дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности.
Для погашения дефицита республиканского бюджета в сумме 510,9 млрд. тенге Правительством привлечены государственные займы на сумму 609,8 млрд. тенге. В 2009 году на обслуживание общего внешнего долга израсходовано свыше 69 млрд. тенге бюджетных средств. Излишнее заимствование привело к образованию свободного остатка средств республиканского бюджета, который по сравнению с 2008 годом увеличился в 8,5 раза и составил 56 млрд. тенге.
На заседаниях рабочих групп и комитетов вами, уважаемые сенаторы, поднимались вопросы, на которые мы дали, по возможности, свои ответы.
По нашему мнению, есть еще отдельные вопросы, связанные с совершенствованием бюджетного процесса, на которые необходимо акцентировать Ваше внимание.
Первое – это последствия новаций в бюджетном процессе.
Сегодня на практике мы планируем трехлетний бюджет на "скользящей основе", который позволяет местным исполнительным органам использовать неосвоенные трансферты в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения.
Сами за себя говорят суммы неиспользованных целевых трансфертов – 39,7 млрд.тенге, освоение которых Законом о республиканском бюджете было предусмотрено в 2009 году.
Ясно, что согласно бюджетному законодательству это не является нарушением, однако, согласитесь, суммы разбиваются по годам и отчеты об исполнении республиканского бюджета мы представляем ежегодно.
Поэтому, полагаю, что такой подход "это законно и суммы перенесены на следующий год" в корне искажает изначальную идею бюджетирования, ориентированного на результат и снижает ответственность руководителей. Такое законодательство ухудшает эффективность бюджетных средств и приводит к ослаблению финансового контроля.
Это подтверждается приведенными в нашем Отчете инвестиционными проектами, реализация которых проводилась без соответствующих проектно-сметной документации и технико-экономического обоснования, а также установлено нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств, рост задолженности, с допущением финансовых нарушений.
Так, управлением строительства города Алматы с мая по август 2009 года при неутвержденном рабочем проекте стоимостью 4,5 млрд.тенге товариществу с ограниченной ответственностью "Капстройгрупп-Т" перечислено 1,8 млрд.тенге.
На момент контроля объемы работ выполнены только на 850 млн. тенге. Из 342 млн. тенге дебиторской задолженности необоснованно списано 311 млн. тенге.
Нельзя не сказать о такой серьезной проблеме как удорожание строительства на этапе реализации проектов.
Контролем использования средств, выделенных из республиканского бюджета на реализацию Государственной программы развития образования на 2005-2010 годы установлено, что из-за удорожания стоимости строительства объектов образования на общую сумму 9,1 млрд.тенге в ожидаемые сроки не обеспечен предусмотренный ввод в эксплуатацию 6 объектов образования.
Также при строительстве центральной районной больницы на 75 коек в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области заказчиком приняты и оплачены акты выполненных работ на сумму 112 млн.тенге, которые фактически не проведены, кроме того, по данному объекту необоснованно увеличена стоимость разработки проектно-сметной документации на сумму 9,7 млн.тенге.
При рассмотрении и утверждении затрат на реализацию инвестиционных проектов не учитывается временной промежуток между разработкой технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и запуском проекта. Продолжается практика осуществления строительных работ без проектно-сметной документации.
Еще одним "узким местом" при освоении бюджетных средств являются процедуры по проведению государственных закупок.
По причине несостоявшегося конкурса значительно откладываются сроки реализации инвестиционных проектов, поставки оборудования, что в итоге приводит к низкой результативности бюджетных программ.
Следует отметить недостаточную оперативность Правительства по обеспечению соответствующими нормативными правовыми актами и по разработке механизма использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Дорожной карты, некоторых инвестиционных проектов в рамках антикризисной программы.
В рамках Дорожной карты не освоены 10 млрд. тенге, предусмотренные на переобучение безработных.
Из-за несовершенства механизма реализации и отсутствия порядка использования средств программа антикризисных мер была выполнена на 83,6%.
По состоянию на 1 января 2010 года из общего объема средств, выделенных на антикризисные мероприятия, освоено 1 405 млрд. тенге. Неосвоенная сумма с учетом револьверной основы составила 405 млрд.тенге, которая в основном приходится на средства, выделенные на жилищное строительство и на капитализацию АО "Фонд стрессовых активов".
Серьезной проблемой является размещение субъектами квазигосударственного сектора средств на депозитных счетах в банках второго уровня.
Это приводит к нерациональному использованию средств республиканского бюджета, выделенных на увеличение и пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора.
Уважаемые депутаты!
Что касается вопроса о соответствии исполнения статей Закона о республиканском бюджете принципам бюджетной системы, хотелось бы еще раз акцентировать, что не полностью обеспечено исполнение 22-х статей и не соблюдены 7 принципов бюджетной системы.
Понятно, что бюджетная система основывается на принципах, и отклонение либо не соблюдение их влечет цепную реакцию в исполнении бюджета.
Мы понимаем, что бюджет не может исполняться в точности до "тиына". Но не следует забывать о том, что бюджет уточнялся дважды и 19 раз корректировался.
При этом в нарушение принципа реалистичности и статьи Бюджетного кодекса, предписывающего мониторинг, анализ и контроль процесса формирования правительственного долга, Правительство допустило превышение лимита правительственного долга на 41 млрд.тенге.
Изначальное несоблюдение принципов (обоснованности, ответственности, адресности и целевого характера и другие) привело к многочисленным другим нарушениям при исполнении статей Закона по целевым трансфертам, бюджетным кредитам, а также резерва Правительства.
В отчетном году наша деятельность была сосредоточена на контроле эффективности реализации программных документов, инвестиционных проектов, антикризисных мероприятий и управления государственными активами.
Для того, чтобы учесть в 2009 году все выделенные Правительством средства в экономику нами взяты во внимание переходящие суммы 2008 года, не охваченные контролем 2008 года.
В заключение своего выступления хотелось бы акцентировать ваше внимание на том, что Глава государства в своем Послании народу Казахстана, определив дальнейшее форсированное индустриально-инновационное развитие экономики, поручил вести жесткий контроль за расходованием бюджетных средств и соблюдать строжайшую финансовую дисциплину.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял участие в открытии Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации в Астане 30.06.2010
НДП "Нур Отан" разработала новую модель государственной службы 30.06.2010
Международная антикоррупционная конференция 30.06.2010
Встретились министры юстиции Казахстана и Литвы 30.06.2010
Презентация книги "Елбасы" 30.06.2010
"Профессионализм и качество госуслуг - ключевой индикатор эффективности системы государственного управления" 30.06.2010
Чем аким лучше президента? 30.06.2010
Самозахват земель и незаконное строительство домов в Алатауском районе Алматы полностью прекращены 30.06.2010
Дискуссия с пикейным жилетом, или перечитывая С. Дуванова… 30.06.2010
Тяжело оставаться в строю, когда строй обошел тебя стороной 30.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz