NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 22:12 ast
20:12 msk

Выступление председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархана Оксикбаева на совместном заседании палат Парламента
Из 116 акционерных обществ, образованных за последние пять лет, 51 признаны убыточными. К тому же, многими институтами развития не обеспечивается своевременное и целевое использование средств, так как они оседают на депозитах и текущих счетах
22.06.2010 / политика и общество

www.esep.kz, 21 июня

Уважаемые Председатели Палат и депутаты!
Уважаемые Премьер-Министр и приглашенные!
Уже полтора месяца в Парламенте обсуждаются отчеты Правительства и Счетного комитета.
Цифры отчетов уже у всех на слуху. Поэтому, не повторяясь, хочу высветить блок основных вопросов, повлиявших на некачественное исполнение бюджета.
Все выводы и предложения Счетного комитета основаны на проведенных контрольно-аналитических мероприятиях и направлены на повышения качества исполнения республиканского бюджета.
В целом необходимо отметить, что Правительство обеспечило выполнение основных параметров республиканского бюджета.
Своевременно предпринятые Главой государства меры позволили Правительству стабилизировать экономическую ситуацию и не допустить социальную напряженность в обществе.
Средства, выделенные на реализацию антикризисных мероприятий и Дорожной карты, в том числе на ипотечное кредитование и решение проблем дольщиков жилья, безработицы и другие, дали правительству возможность Правительству выполнить ряд задач по решению социальных программ, обозначенных Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
Однако для повышения эффективности республиканского бюджета Правительство не использовало имеющиеся резервы и не смогло до конца решить важные экономические вопросы.
Стоит обратить внимание на несовершенство вопросов бюджетного планирования.
Существующее трехлетнее планирование бюджета требует совершенствования методологии в части достижения стартовых и конечных показателей, взаимоувязки стратегических направлений с финансово-ресурсным обеспечением.
К тому же, введенная на практике разработка и реализация стратегических планов показала свои определенные недоработки.
Во-первых. Стратегические направления и индикаторы не конкретизированы и изложены не ясно.
Отдельные показатели сформулированы без определения количественно-качественных критериев, ориентированы на функции, относящиеся к их текущей деятельности.
Во-вторых. Многие задачи стратегических планов недостаточно увязаны с государственными и отраслевыми программами.
Таким образом, Правительству надо совершенствовать методику формирования стратегических планов государственных органов.
Глава государства для подготовки последующего экономического роста нашей страны определил два основных источника средств.
Первое – вливание в экономику дополнительных финансовых средств из Национального фонда. И, второе, разрешите процитировать: "... это жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина".
В отчетном году итоги контроля Счетного комитета показывают наличие неиспользованных резервов. Приведу несколько примеров.
Например, на сегодняшний день объектам контроля очень удобно работать с несовершенным нормативными правовыми актами, которые в определенной степени способствуют нарушениям и служат оправданием для них.
По нашему мнению, при принятии подзаконных актов допускаются серьезные упущения со стороны Правительства в части достаточной проработки механизмов реализации функций и полномочий государственных органов.
В этой связи необходимо отметить, что из 31-ой наших рекомендаций разного характера, включая в области нормативных правовых актов, направленных Правительству реализованы лишь 13.
Сегодня на эффективность бюджетного процесса немаловажное значение оказывают также отсутствие качественного мониторинга Соглашений между Казахстаном и правительствами иностранных государств.
Как показывают материалы контроля, из-за определенных пробелов и не использования норм отдельных соглашений Казахстан своевременно не дополучает доходы и несет неоправданные затраты.
Так, с 1996 года в доход республиканского бюджета не перечислялись и аккумулировались на счету частной структуры, полученные в соответствии с Соглашением между правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации средства от деятельности по утилизации ядерных отходов.
И только после проверки Счетного комитета 31,8 млрд.тенге были перечислены в бюджет. А каковы упущенные выгоды государства? Считаю, что это должны выявить правоохранительные органы.
Ежегодно из республиканского бюджета выделяются значительные средства на обеспечение обороноспособности нашей страны.
При этом Министерством обороны упускаются возможности по покупке военной техники и оружия производства стран участников ОДКБ по приемлемым льготным ценам в рамках действующего международного соглашения.
Существует ряд финансовых источников в Контрактах на недропользование, которые до сих пор не обеспечивают поступление в бюджет. Только для обучения наших специалистов инвесторы расходуют примерно 20-30 млрд.тенге, а эти средства, мы думаем, должны быть учтены бюджетом при планировании социальных вопросов.
Такие вопросы, связанные с бюджетом, имеются и в других Соглашениях.
Необходимо заново пересмотреть все международные соглашения и по максимуму использовать их при составлении и реализации республиканского бюджета. Это задача возлагает большую ответственность со стороны Правительства.
Уважаемые депутаты, пользуясь случаем, хочу еще раз обратить Ваше внимание на недостатках работы субъектов квазигосударственного сектора, в уставные капиталы которых вложены огромные бюджетные средства.
В этом вопросе есть определенные недоработки.
По нашему мнению, Правительством не предприняты исчерпывающие меры по разработке эффективного механизма управления активами государства, в результате с момента образования субъектов квазигосударственного сектора некоторые из них являются убыточными. Так, из 116 акционерных обществ, образованных за последние пять лет, 51 признаны убыточными.
К тому же, многими институтами развития не обеспечивается своевременное и целевое использование средств, так как они оседают на депозитах и текущих счетах.
Тем самым снижается мультипликативный эффект влияния бюджетных средств на дальнейший рост экономики.
Также ими сохраняется практика увеличения административных расходов. При этом данные расходы покрываются за счет дивидендов от депозитного вклада бюджетных средств.
В результате средства республиканского бюджета повышают благосостояние определенного круга лиц, такая щедрость недопустима при наличии дефицита бюджета.
Уважаемые депутаты, я неоднократно говорил о необходимости выделения средств на формирование и пополнение уставных капиталов институтов развития по мере готовности проектов.
По этому вопросу сложились различные мнения.
Однако, на сегодняшний день, мы думаем, что дивиденды от бюджетных средств следует перечислять в доход республиканского бюджета, и только тогда снизятся затраты по обслуживанию долгов.
Сохраняется тенденция роста по обслуживанию долга Правительства. В 2009 году как было ранее упомянуто, составило 69 млрд. тенге. На начало года общий государственный долг составил 1618,0 млрд.тенге. Это составило 10% к ВВП. По мнению, министра финансов, позволительная сумма долга – 60% к ВВП. Мы считаем, что это недопустимо.
В отчетном году в общем объеме республиканского бюджета инвестиционные проекты составляют свыше 20 процентов.
Для четкой регламентации, способствующей эффективному управлению активами и получению цельной картины, необходимо создать единый банк данных государственных активов с проведением соответствующих мероприятий и мониторинга.
На сегодня одна из нерешенных проблем является определение разграничений компетенции государственных органов в вопросах взаимодействия с национальными холдингами и компаниями, повысить ответственность за проведение политики государства в процессе управления активами.
В нашем отчете особое внимание уделено соблюдению принципов бюджетной системы и государственного финансового контроля.
Необходимо на законодательном уровне закрепить процедуры рассмотрения уполномоченным органом по планированию вопросов соблюдения принципов обоснованности, сохранения сбалансированности бюджета, а также ответственность должностных лиц государственных органов за нарушение установленных требований при формировании бюджетных заявок и их исполнении.
Надо обратить внимание на две основные проблемы, связанные с субвенциями и трансфертами.
Проводимая политика Главой государства по равномерному развитию регионов обуславливает необходимость справедливого распределения поступлений государственного бюджета.
Как показывают результаты контроля, из года в год наблюдается динамика роста выделения трансфертов в регионы.
Так, из республиканского бюджета в 2009 году регионам выделено трансфертов на 26 % больше 2008 года. Доля их в общем доходе местных бюджетов выросла с 56% до 61%.
Таким образом, Правительство в периоды кризиса решило как социальные, так и экономические региональные проблемы. Но по-нашему мнению, должен быть несколько иной способ решения этих проблем, учитывающий эффективное распределение и освоение направляемых средств.
Результаты проверок показали, что увеличиваются факты, когда местными исполнительными органами целевые трансферты не осваиваются, перераспределяются на не предусмотренные мероприятия.
В результате на местах скапливаются значительные средства, которые из-за недостаточной проработки проектов и безответственности администраторов приводят к не достижению целей и не получению желаемого эффекта.
В отчетном году объемы неосвоенных целевых трансфертов (39,7 млрд.тенге) увеличились в 4 раза, чем в 2008 году, из которых 63% приходится на администраторов республиканских бюджетных программ, остальные на местные исполнительные органы.
Как упоминалось выше, в регионах имеются скрытые резервы для пополнения доходной части местных бюджетов, которые могут снизить зависимость регионов от трансфертов, что соответственно уменьшит нагрузку на республиканский бюджет.
По нашему мнению, необходимо принять действенные меры по глубокому изучению налогового потенциала регионов, выработке механизмов по стимулированию увеличения доходной базы местных бюджетов, не накладывая из года в год бремя на республиканский бюджет и тем самым формируя иждивенческий настрой местных исполнительных органов.
Кроме того, в отчетном году нормы Бюджетного кодекса по использованию целевых трансфертов на развитие в следующем финансовом году также способствовали наращиванию сумм не освоения.
Основываясь на изложенном, полагаем необходимым на законодательном уровне закрепить процедуру досрочного отзыва или сокращения завышенных ассигнований, а также механизм изъятия средств у администраторов бюджетных программ и местных бюджетов.
Отозванные ассигнования по дополнительному решению должны быть распределены на более эффективные направления.
В этом случае было бы обеспечено своевременное освоение бюджетных средств.
Мы уже говорили, что фискальными органами не в полной мере использовались резервы для своевременного и полного исполнения доходной части республиканского бюджета.
Это, в свою очередь, привело к неисполнению прогнозных показателей, несмотря на уточнения и корректировки параметров бюджета.
Из-за слабого уровня налогового контроля, наблюдается рост проигранных судебных процессов по искам налогоплательщиков.
Имелись факты не привлечения к административной ответственности нарушителей налогового законодательства.
Не на должном уровне соблюдается законодательство о трансфертном ценообразовании. В отчетном году налоговыми органами проверено всего лишь 9 налогоплательщиков. В результате доначисленные по результатам проверок 21 млрд.тенге в бюджет не взысканы.
Существенные недостатки и упущения сохраняются в деятельности таможенных органов.
Имеются факты снижения стоимости за единицу измерения отдельных видов импортируемых товаров, что приводит к потерям поступлений в доход бюджета.
Отсутствие в таможенном законодательстве нормы, регламентирующей назначение таможенной экспертизы, способствовало тому, что без назначения соответствующей экспертизы вывозятся товары, которые должны облагаться таможенными пошлинами.
Все вышеизложенные факты подтверждают несовершенство законодательной базы и механизма, регулирующего ответственность государственных органов по вопросам исполнения республиканского бюджета и управления активами государства.
Уважаемые депутаты!
Наш Отчет содержит 15 рекомендаций Правительству. Они подготовлены по итогам контрольно-аналитических мероприятий и направлены на совершенствование процесса планирования и исполнения республиканского бюджета.
Назову основные из них:
- необходимо разработать методику исчисления целевых индикаторов стратегических планов государственных и местных исполнительных органов, подкрепленных реальными расчетами параметров и показателей;
- рассмотреть совершенствование системы управления рисками в субъектах квазигосударственного сектора, финансовых институтах и государственных органах, участвующих в реализации антикризисной программы;
- в целях повышения эффективности управления государственными активами ужесточить на законодательном уровне ответственность должностных лиц органов управления субъектами квазигосударственного сектора за принимаемые ими решения, причиняющие крупный ущерб государству;
- предусмотреть в налоговом законодательстве механизм реализации полномочий внешних органов государственного финансового контроля по осуществлению контроля эффективности налогового и таможенного администрирования и другие.
Если вы считаете эти рекомендации целесообразными, просим поддержать и направить их в Правительство.
Уважаемые депутаты!
В завершении выступления хотелось выразить надежду, что все высказанные замечания по Отчету об исполнении республиканского бюджета будут содействовать улучшению контрольно-аналитической деятельности Счетного комитета.
В этой связи, хотелось бы отметить, что в нашей стране система внешнего финансового контроля требует дальнейшего совершенствования, при этом отсутствует соответствующее законодательство.
Не секрет, что в настоящее время не создан профессиональный внешний контроль за исполнением местного бюджета.
Для решения этих вопросов мы предложили разработать Концепцию совершенствования системы государственного финансового контроля. Глава государства поддержал эту инициативу и дал поручение по ее разработке.
Пользуясь случаем, призываю депутатов Парламента принять участие в разработке данного стратегического документа.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял участие в открытии Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации в Астане 30.06.2010
НДП "Нур Отан" разработала новую модель государственной службы 30.06.2010
Международная антикоррупционная конференция 30.06.2010
Встретились министры юстиции Казахстана и Литвы 30.06.2010
Презентация книги "Елбасы" 30.06.2010
"Профессионализм и качество госуслуг - ключевой индикатор эффективности системы государственного управления" 30.06.2010
Чем аким лучше президента? 30.06.2010
Самозахват земель и незаконное строительство домов в Алатауском районе Алматы полностью прекращены 30.06.2010
Дискуссия с пикейным жилетом, или перечитывая С. Дуванова… 30.06.2010
Тяжело оставаться в строю, когда строй обошел тебя стороной 30.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz