NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 09:49 ast
07:49 msk

Резолюция Конгресса предпринимателей Казахстана
"Частное предпринимательство, как движущий фактор рыночной экономики, под влиянием мирового финансового кризиса оказалось на переломном этапе своего развитияю…"
25.06.2010 / политика и общество

23 июня 2010, г.Астана

Частное предпринимательство, как движущий фактор рыночной экономики, под влиянием мирового финансового кризиса оказалось на переломном этапе своего развития. Предпринятые многими странами стабилизационные меры значительно изменили соотношение частной инициативы и государственного управления в экономическом процессе.
Следует особо подчеркнуть, что антикризисная политика правительства по исполнению поручений Президента Н.Назарбаева оказалась в целом эффективной и достигла позитивных результатов. На поддержку бизнеса и конкретных секторов экономики по решению Главы государства были направлены беспрецедентные финансовые средства. В Казахстане последовательно снижается налоговая нагрузка, сокращаются административные барьеры, упрощается система проверок. Обеспечена финансовая стабильность, в рамках антикризисных мер закончена реструктуризация внешних займов крупнейших банков. Малому и среднему бизнесу оказана значительная финансовая поддержка по линии Фонда Даму. В рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) и Дорожной карты бизнеса-2020 предложены новые механизмы стимулирования перерабатывающего сектора. Так, только по программе использования средств фонда стрессовых активов, через фонд "Даму" были рефинансированы в банках второго уровня по ставке 8% около двухсот обрабатывающих предприятий, в сумме до пяти миллионов долларов каждое! Эти и другие подобные меры помогли нам выстоять в разгар кризиса.
Однако последствия кризиса пока полностью не преодолены. Многие компании выходят из него с высоким уровнем задолженности, недостатком оборотных средств и инвестиционных ресурсов. Сохраняются и другие структурные проблемы и риски.
В сегодняшних условиях их успешное разрешение невозможно без активного взаимодействия бизнеса и государства, мобилизации совместных усилий и целенаправленного использования имеющихся ресурсов.
Бизнес-сообщество Казахстана понимает свою ответственность за состояние и перспективы страны, и выражает готовность внести решительную лепту в формирование новой индустриальной экономики.
В этой связи, мы, представители всех отраслей экономики и регионов страны, поддерживаем создание Единого координационного совета по развитию предпринимательства при Правительстве РК (ЕКС). Обсудив на сегодняшнем Конгрессе актуальные вопросы бизнес-сообщества, мы предлагаем вниманию ЕКС и государственных органов наши подходы к их решению.
Задачи нынешнего этапа, в самых общих чертах, сводится к следующим направлениям:
1. Ликвидация существующего дисбаланса с преобладанием спекулятивного сектора, выстраивание здорового бизнеса с опорой на реальный сектор экономики.
2. Преобразование предпринимательства из удела единиц – в массовое социально-экономическое явление, вовлечение в бизнес широких групп населения.
3. Снижение личностных рисков для занятия частным делом, формирование позитивной (не-карательной) государственной политики в предотвращения нарушений хозяйственной деятельности.
4. Максимальное использование ключевых факторов, определяющих деловой климат и инвестиционную привлекательность в стране.
Эти четыре кита должны лечь в основу цельной концепции казахстанского предпринимательства.
Мы не предлагаем каких-либо коренных переворотов в предпринимательском движении. По указанным приоритетным направлениям работают государственные программы и лидеры бизнес-сообщества Казахстана. Особенность нашего подхода в том, что мы предлагаем привести эти каналы в единую концептуальную программу действий и цельную политику поддержки предпринимательства.
В практической плоскости перечисленные задачи соответствуют таким направлениям, как:
1. Ускоренная (форсированная) индустриализация, а также входящие в нее направления отраслевого развития, казахстанского содержания, поддержки экспорта и т.д.;
2. Дорожная карта бизнеса 2020, и ее программы субсидирования, финансового оздоровления, гарантирования, инфраструктурной и сервисной поддержки;
3. Гуманизация уголовной и административной ответственности за нарушения в хозяйственной деятельности бизнеса, а также снижение административных барьеров и упорядочение проверок;
4. Реформа налогового и таможенного администрирования, создание Таможенного союза и развитие добросовестной конкуренции.
Прошедшие в ходе Конгресса дискуссии позволили нам выделить следующее приоритеты по каждому из направлений.
1. По ускоренной индустриализации –
1.1 Государство сегодня де-факто выступает основным катализатором инвестиционной активности в экономике.
В то же время, кредитование по линии государственных институтов развития (средняя ставка около 12%) проигрывает условиям Дорожной карты бизнеса (7% с учетом субсидирования ставки). При таких условиях, предприятия, признанные государством важными для развития отраслей и регионов, оказываются в худших условиях, чем их коллеги, кредитующиеся в частных банках.
В этой связи, мы предлагаем Правительству и ФНБ "Самрук-Казына" разработать дополнительные меры по комплексной поддержке наиболее актуальных для своих отраслей и регионов производственных компаний, финансирующихся через государственные институты развития.
На заседании Совета предпринимателей при Главе государства 26 февраля т.г. Союз "Атамекен" предложил создать перечень предприятий – из числа 2-3 проектов имеющих приоритетное значение по каждой отрасли, включенной в ПФИИР, для формирования базовой платформы индустриализации, которую впоследствии можно будет наращивать новыми производствами.
По мнению наших коллег, перечень этих предприятий должен проходить тщательный отбор, в связи с чем на указанном заседании Совета предпринимателей было предложено назвать его "Списком Назарбаева".
На вчерашнем заседании ЕКС этот вопрос получил продолжение, в связи с чем делегаты Конгресса предпринимателей обращаются к Министерству индустрии и новых технологий с предложением проработать реализацию данной инициативы с НЭП "Союз Атамекен" и входящими в него отраслевыми и региональными объединениями бизнеса.
1.2. Как известно, одной из ключевых причин кризиса стало падение потребительского спроса. В этой связи, важной составной частью индустриальной политики должно стать стимулирование потребительского спроса населения на продукцию казахстанского производства.
Конгресс предпринимателей Казахстана предлагает разработать программу субсидирования процентных ставок на потребительские кредиты, выдаваемые БВУ на приобретение отечественных товаров.
1.3. Как показывает опыт, субсидирование кредитной ставки отдает приоритет интересам банков, поскольку сам вопрос допуска к субсидированию в руках банков нередко становится инструментом давления на бизнес и ужесточения условий кредитования. Между тем, предприятия реального сектора в не меньшей мере заинтересованы в поддержке всего цикла производства и реализации продукции: начиная с компенсации затрат на строительство производственной инфраструктуры, закупа местного сырья и материалов, до субсидирования тарифов на электроэнергию, транспортировку товаров и продвижение рекламы.
В этой связи, Конгресс предпринимателей предлагает в рамках индустриализации предусмотреть более широкий перечень инструментов поддержки предприятий, выходящих за рамки субсидирования банковских кредитов.
1.4. Дополнительным перспективным предложением участники конгресса считают инициативу о введении налоговых каникул (или иных налоговых преференций) для инвестиционных проектов в рамках ПФИИР в несырьевых секторах экономики, в объеме, соответствующем вложенным инвестициям.
1.5. Составной частью индустриальной политики является развитие казахстанского содержания в рамках государственных закупок. В данном направлении государством и национальными компаниями совершен значительный шаг навстречу интересам отечественных товаропроизводителей.
В то же время, серьезные инвестиции в модернизацию и техническое перевооружение предприятий сдерживается краткосрочным характером контрактов по госзакупкам.
В этой связи, участники Конгресса предлагают в кратчайшие сроки на практике перейти к средне- и долгосрочному формату контрактов (на 3 года с последующей пролонгацией до 5-10 лет), для закупок, осуществляемых национальными компаниями и иными субъектами, подпадающими под действие закона "О государственных закупках".
1.7. Участники Конгресса отмечают, что программа индустриализации должна опираться не только на промышленные сектора экономики, но и использовать огромный экономический потенциал сельского хозяйства, также испытывающего затруднения с привлечением финансирования. В этой связи, мы просим Правительство рассмотреть возможность создания Аграрного банка для содействия программе индустриализации в агропромышленном комплексе.
2. По совершенствованию Дорожной карты бизнеса 2020
Как известно, обсуждение "Дорожной карты бизнеса-2020" было связано с дискуссиями, а сама Программа явилась компромиссом госорганов, банков и предприятий. Тем не менее, на момент ее принятия была оговорена возможность внесения обоснованных изменений по первым итогам реализации.
На этом основании, исходя из опыта первых месяцев работы Программы, делегаты Конгресса полагают возможным предложить вниманию ЕКС и Правительства следующие дополнения, призванные повысить эффективность "Дорожной карты бизнеса".
2.1. Анализ ситуации показывает, что если для первого направления Дорожной карты бизнеса (финансирование новых проектов) актуально финансирование на приобретение основных активов, то для финансового оздоровления действующие компании в гораздо большей степени нуждаются в восполнении оборотных средств. Это экономически оправданно, поскольку речь идет об имеющихся производственных мощностях, которым для загрузки и введения в оборот необходимо приобретение сырья и материалов, найм квалифицированного персонала и т.д..
Но в рамках Дорожной карты доля средств, направляемых в оборот ограничена, что снижает позитивный потенциал программы.
В этой связи, участники Конгресса предпринимателей обращаются к Правительству с просьбой при доработке Дорожной карты бизнеса-2020 по направлению оздоровления предприятий, предусмотреть выделение до половины сумм финансирования на пополнение оборотных средств.
2.2. Начатые рядом компаний в рамках программы переговоры по оздоровлению с кредиторами показали наличие определенных препятствий, блокирующих процессы реструктуризации. Так, имеются случаи, когда держатели незначительных пакетов облигаций выставляют ультимативные требования о преимущественном погашении их обязательств, что срывает достигнутые договоренности с остальными кредиторами и в целом нивелирует перспективы финансового оздоровления.
Конгресс предпринимателей поддерживает инициативу НЭП "Союз "Атамекен", Ассоциации финансистов Казахстана и комиссии по использованию государственных средств при НДП "Нур Отан" о внесении поправок в законодательство РК, позволяющих предприятиям приступать к реструктуризации долговых обязательств при согласии держателей большинства объема этих обязательств.
Участники Конгресса также с удовлетворением отмечают, что данное предложение нашло понимание ЕКС и Министерства экономического развития и торговли и выражают признательность за принятое решение.
2.3. В некоторых выступлениях делегатов Конгресса прозвучали примеры, когда кредиторы выставляют условием оздоровления предприятия передачу акций собственников предприятий, под тем или иным предлогом.
В этой связи, мы предлагаем Правительству и Парламенту рассмотреть возможность внесения в законодательство поправок, запрещающих банкам претендовать на право голоса по акциям предприятий, переданным им в залог в качестве обеспечения кредита.
2.4. Опыт первых недель реализации Дорожной карты показал справедливость опасений Союза "Атамекен" и Ассоциации финансистов Казахстана относительно порога банковской ставки в 12%, который оказался определенным препятствием для вовлечения в Программу широкого перечня средних банков и их клиентов.
Делегаты Конгресса отмечают компетентное обсуждение этого вопроса на вчерашнем заседании Единого координационного совета и приветствуют принятую рекомендацию повысить порог банковской ставки для участия в первом и третьем направлениях Дорожной карты бизнеса до 14%.
В то же время, мы обращаемся в ЕКС и Правительство с предложением применить аналогичный подход и ко второму направлению – оздоровлению предприятий, – как наиболее востребованному и актуальному для предпринимателей.
2.5. На фоне имеющих место дискуссий между банками и предприятиями об условиях доступа к программе финансового оздоровления, требование Программы об ограничении срока действия второго направления рамками 2010 г. вызывает определенные сомнения.
Кроме того, короткий срок действия также может использоваться для давления на бизнес в целях принятия условий банка, что ставит отечественных товаропроизводителей в заведомо неравноправные условия диалога с банком. Между тем, необходимо помнить, что главной задачей программы является сохранение и укрепление реального сектора экономики.
На основании вышеизложенного, участники Конгресса предпринимателей просят Правительство рассмотреть возможность продления сроков действия второго направления программы (Финансовое оздоровление предприятий) до конца 2011 г.
3. По гуманизации и де-криминализации ответственности предпринимателей за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности
Принципиальной задачей работы в этом направлении Конгресс предпринимателей Казахстана считает необходимость замену уголовных наказаний на штрафные санкции и возмещение причиненного ущерба, а также необходимость уточнения и унификации методики определения степени тяжести и наличия личной вины обвиняемого, как главного принципа правосудия.
В этой связи, участники Конгресса обращаются к Правительству, Парламенту, Верховному суду и Генеральной прокуратуре с предложением рассмотреть целесообразность внесения следующих поправок в законодательство РК:
3.1. Исключающих применение уголовной ответственности за хозяйственные правонарушения, совершенные частными предпринимателями, в случае если обвиняемый произвел полное возмещение причиненного ущерба и уплату штрафных санкций.
3.2. Устанавливающих единую методику расчета финансовых последствий хозяйственных правонарушений, совершенных частными предпринимателями, через оценку нанесенного ущерба (а не извлеченного дохода).
3.3. Повышающих порог крупного и особо крупного размера, при исчислении размера неуплаченного налога и (или) другого обязательного платежа в бюджет, как минимум в два раза.
Нынешние нормы устарели и не учитывают роста экономики за прошедший с принятия данных норм период времени.
3.4. Освобождающие частного предпринимателя от административной ответственности при совершении хозяйственного правонарушения в первый раз либо по неосторожности, а также при отсутствии личной вины.
3.5. Участники Конгресса обращаются к уполномоченным госорганам с предложением провести ревизию процессуального законодательства на предмет защиты законных прав предпринимателей в следственных и судебных процедурах.
4. По вопросам Таможенного союза и налогового администрирования
Делегаты Конгресса предпринимателей позитивно оценивают переход к более высокой экономической интеграции в лице единого Таможенного Союза.
4.1. В то же время, мы полагаем необходимым в целях практической реализации заложенного в Союзе потенциала, продолжить работу по гармонизации налогового законодательства в рамках Таможенного Союза и выработке предложений по оптимизации нормативно-правового регулирования, в частности, по:
- переходу к единым нормативно-правовым актам в рамках Таможенного союза;
- предотвращению недобросовестной конкуренции и реэкспорта по беспошлинным схемам внутри стран Союза;
- унификации процедур судебных споров;
- формированию транспортно-логистических структур в приграничных зонах по внешнему периметру Таможенного союза;
- гармонизации информационных баз данных стран и перехода к электронному документообороту;
- организации обмена опытом по вопросам взаимодействия в условиях Таможенного Союза;
- созданию трехсторонней площадки общения бизнеса с таможенными службами и государственными финансовыми структурами на уровне Таможенного союза;
- подписанию соглашения с комиссией Таможенного союза в целях продвижения и защиты интересов казахстанских товаропроизводителей, и т.д.
4.2. Делегаты Конгресса предпринимателей разделяют обеспокоенность Ассоциации автомобильного и автосборочного бизнеса об отрицательном влиянии согласованных ставок таможенного оформления автомобилей для физических лиц в рамках Таможенного союза на темпы индустриализации, технологического развития и инвестиционной привлекательности экономики страны.
В интересах обеспечения форсированного индустриального развития, привлечения крупных инвесторов в технологичные отрасли экономики, стимулирования полного цикла производства и обслуживания продукции, Конгресс предпринимателей Казахстана обращается к Правительству и Министерству экономического развития и торговли с предложением сохранить на прежнем уровне действующие ставки таможенного оформления новых (до 3-х лет) автомобилей для физических лиц в рамках Таможенного союза.
При этом, для ввоза физическими лицами автомобилей массового ценового сегмента (3-7 лет), участники Конгресса полагают возможным установить льготные ставки таможенного оформления, оговоренные соответствующими соглашениями в рамках Таможенного союза, как временную меру по переходу к единым нормам ТС.
4.3. Конгресс предпринимателей также считает необходимым продолжить дальнейшую работу по оптимизации налогового администрирования, в части:
- возврата НДС;
- работы по вопросам лжепредпринимательства, в целях возложения санкций на правонарушителей, а не их контр-партнеров из числа добросовестных предприятий;
- решения вопросов необоснованного снятия с налогового учета;
- пересмотра положений ареста счетов в целях обеспечения задолженности по налогам и платежам в бюджет;
- делегирования суду право приостановления банковских операции в целях обеспечения объективности наказания (ст.587 Налоговый кодекс РК);
- приведения в соответствии положений Налогового кодекса РК и Кодекса об административных правонарушениях в целях снижения уровня обременения бизнеса;
- полнокровной реализации таможенного режима "Свободного склада" для успешного создания и функционирования технологичных производств, через внесение соответствующих дополнений в нормы Таможенного и Налогового кодексов РК;
- проработки механизма упрощенной ликвидации предприятий;
- разработки системы мер налогового стимулирования отечественных товаропроизводителей, и т.д.
Данный перечень мер не является исчерпывающим, более того: по мере решения текущих задач и дальнейшего развития экономики будут появляться новые вопросы, требующие очередных подходов к их рассмотрению.
Излагая приведенные приоритеты, мы предлагаем наше консолидированное видение концептуальных подходов к формированию государственной поддержки частного предпринимательства в текущий период.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял участие в открытии Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации в Астане 30.06.2010
НДП "Нур Отан" разработала новую модель государственной службы 30.06.2010
Международная антикоррупционная конференция 30.06.2010
Встретились министры юстиции Казахстана и Литвы 30.06.2010
Презентация книги "Елбасы" 30.06.2010
"Профессионализм и качество госуслуг - ключевой индикатор эффективности системы государственного управления" 30.06.2010
Чем аким лучше президента? 30.06.2010
Самозахват земель и незаконное строительство домов в Алатауском районе Алматы полностью прекращены 30.06.2010
Дискуссия с пикейным жилетом, или перечитывая С. Дуванова… 30.06.2010
Тяжело оставаться в строю, когда строй обошел тебя стороной 30.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz