Тимур ИСАХАНОВ, www.better.kz, 28 июня
"И кукловод дергается в такт марионетке". Евгений Кащеев
Любители конспирологических теорий, а таковых среди интересующихся политикой в Казахстане достаточно много, давно расписали роль и место оппозиции в политической жизни страны. По этой версии получается, что все идеи и предложения лидеров официальной оппозиции придуманы, оформлены и согласованы в администрации президента. Вполне возможно, но зачем оппозиционеры соглашаются на такую роль? Они ведь в ходе ее исполнения предстают законченными ущербными людьми. Предположим, что в АП созрело решение грамотно позиционировать действующую власть. Например, что она толерантная, центристская, взвешенная, рассудительная. Для этого нужно, чтобы кто-нибудь на фланге выкрикивал совсем уж идиотские вещи, дабы можно было красиво выглядеть на его фоне. Одно время такую функцию выполняли кадры вроде Азимбая Гали, любителя ассимиляции и деколонизации. Официальная оппозиция в это время позиционировала себя защитником гражданского общества и гражданской нации, избегала крайних националистических лозунгов, декларировала защиту прав человека. В таких условиях власть действительно находилась на центристских позициях между прогрессивной (хотя бы на словах) оппозицией и крайними этнократами. Для нее существовал коридор позитивного развития, который задавался подобной расстановкой политических сил. Потом произошло что-то непонятное. Оппозиция перешла на националистическое поле и риторика стала мало отличимой от той, к которой прибегают деятели типа Амангельды Айталы. При этом что в ОСДП "Азат", что в НП "Алга!", что у коммунистов с их новым лидером Газизом Алдамжаровым – у всех на щит подняты национал-патриотические идеи. Сразу оговоримся, что с термином "национал-патриоты" мы не согласны, поскольку он в дикий коктейль мешает государственнические установки, любовь к родине и экзальтацию, однако в Казахстане подобная варварская смесь воспринимается как раз под таким брендом. Что получается теперь. Власть выступает за государственно-гражданскую общность "казахстанцы" и предлагала отменить фиксацию этничности в паспортах и удостоверениях личности. Оппозиция же стоит на этнократических подходах и продавила момент о том, чтобы фиксация этничности в документах сохранилась. Если все это результат спланированной деятельности "кукловодов" из Ак Орды, то им можно только аплодировать. Правда, как тень отца Гамлета нависает неизбежный вопрос: зачем им это нужно? Новейшая история СССР, Югославии, Чехословакии свидетельствует: фиксация этничности, с какой бы благовидной целью она ни производилась, в конечном счете приносит вреда больше, чем пользы. В России от этого отказались еще в начале "нулевых" годов, практически в это же время фиксацию этничности (в силу неправильной исторической традиции эта графа называется "национальность") прекратила Украина. По этому же пути хотела пойти и Астана, чтобы стимулировать надэтническую идентичность под названием "казахстанцы". В конечном итоге "казахстанцы" должно было смешаться с "казахи", как это произошло в России с "россияне" и "русские". В последние годы в российском обиходе и СМИ употребляют не "российский бизнес", а "русский бизнес", не "российские товары", а "русские товары", хотя от прекращения фиксации этничности не прошло еще и десяти лет. В Казахстане, из-за оппозиционной истерики, фиксация этничности сохранилась. Идентичности "казахстанец" это, может быть, особо не повредит, но вот слияния "казахстанец" и "казах" вряд ли произойдет. Усилиями казахских этнократов и стоящих на этой волне общественных деятелей формата Мухтара Шаханова, которые категорически не хотят смешения казахов и неказахов, у последних нет шансов забыть о своей этнической идентичности. Когда человеку с трибун и страниц газет постоянно напоминается, что он не казах, страна автоматически теряет в консолидированности и однородности. Если "кукловоды" из администрации президента умеют реализовывать такие схемы – то можно гордиться степенью продвинутости местных политических и манипулятивных технологий. Правда, тут же возникает вопрос: зачем нужно кукловодство ради кукловодства, ведь государственному строительству и его устойчивости подобными действиями приносится вред, а не польза. Еще в Казахстане есть парламент, состоящий из Сената – верхней палаты и Мажилиса – нижней. Официально все это называется законодательная ветвь власти, а в народе "парламентский отдел канцелярии президента". Если идеи о многоженстве, запрете употребления алкоголя в праздничные дни, о недопущении показа по телевидению сцен, где казашка обнимается с неказахом – все постановки "кукловодов" из администрации президента, то снова возникает вопрос зачем? Зачем "кукловодам" представлять депутатов парламента отпетыми дураками? Ведь в случае дискредитации законодательной ветви власти государства, негативная тень бросается на всю политическую систему. В сухом остатке получается, что оппозиция и "народные избранники" сплошь неучтенные пациенты психиатрических клиник и более-менее в порядке только институт президента. Если все выше перечисленное делается для того, чтобы усилить роль и значение президента, то совсем не стоило так стараться. Президенту же тоже надо на что-нибудь опираться при проведении своего курса. А как это делать в окружении душевно больных и умственно отсталых? Скорее всего мы наблюдаем плоды общего ухудшения человеческого капитала в республике. Глупые школьные учебники – это лишь видимая часть айсберга. Неадекватные политические деятели и депутаты – тоже результат общего упадка. К чему все это может привести в итоге, можно наблюдать на примере Кыргызстана. Социально-экономическая деградация и архаика в общественных отношениях привели к коллапсу государства. Когда солдаты не выполняют приказ о стрельбе на поражение по погромщикам – почвы для государственности уже не остается. Государство и родоплеменная структура общества вообще крайне трудно совместимы. Будь "кукловоды" настолько сильны и могущественны, как их рисует богатое воображение любителей конспирологических теорий, они по идее должны свои ресурсы направлять на конструктив. Например, "зарядили" бы оппозицию на пересмотр невыгодных для Казахстана соглашений о разделе продукции (СРП), заключенных на заре независимости. В этом случае Астана на переговорах с инвесторами получила бы дополнительный аргумент в виде давления со стороны политического сообщества. Но что-то не видно, чтобы оппозиция озаботилась дополнительными миллиардами в государственную казну. Значит либо нет заказов на такую работу от "кукловодов", либо оппозиционная среда настолько никчемная, что не годится даже для такой роли. Пример Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси также можно поставить "кукловодам" в минус. На среднесрочную и долгосрочную перспективу решение однозначно правильное, но никакой сопроводительной информационно-пропагандистской работы не проведено. Почему бы "кукловодам", вместо того, чтобы развлекать публику пафосными и одновременно никчемными заявлениями противников ТС, не организовать эффективную кампанию, которая сфокусировалась бы на положительных моментах нового интеграционного объединения и минимизации потенциальных издержек. Тем более что как живут оставленные за бортом ТС соседи по региону, видно достаточно хорошо. Теория кукловодов явно не проходит проверку практикой в казахстанских условиях. Здесь каждый сам себе кукловод и озабочен лишь тем, как свое должностное положение, политический вес или связи в элите конвертировать в денежные знаки либо другую собственность. Проблема в том, что все больше таких персонажей старается нажиться на негативных волнах и тем самым они еще сильнее подрывают устойчивость государства в весьма непростых внешних и внутренних условиях. |