NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 07:14 ast
05:14 msk

"Мудрый начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности"
А.Шпекбаев: Не случайно многие видные государственные и общественные деятели отмечают, что благодаря мудрой политике своего лидера Казахстан прошел значительный путь, которым может по праву гордиться
06.07.2010 / политика и общество

Алик ШПЕКБАЕВ, заведующий отделом правоохранительной системы Администрации Президента РК, "Казахстанская правда", 3 июля

Одним из важнейших показателей любого развитого государства являются его способность обеспечить безопасность своих граждан и соблюдение законности во всех сферах жизнедеятельности общества. Вот почему Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев в книге "Казахстанский путь" обращает внимание на то, что "этот путь не сводится только к выбору экономической модели". Важным измерением казахстанского пути он считает безопасность, начиная от ядерного разоружения и заканчивая вопросами безопасности конкретного человека и общества в целом.
Не случайно многие видные государственные и общественные деятели отмечают, что благодаря мудрой политике своего лидера Казахстан прошел значительный путь, которым может по праву гордиться. "Сегодня Вы создаете фундамент для лучшей жизни всех будущих поколений", – писала, к примеру, в августе 2003 года бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.
Но в самом экономически развитом государстве человек может чувствовать себя комфортно и уверенно в завтрашнем дне, только если обеспечена его личная безопасность, гарантировано соблюдение его законных прав и интересов. О чем неоднократно говорил в своих выступлениях Глава государства.
Важнейшим условием обеспечения необходимого уровня безопасности является правопорядок. Именно этим, прежде всего, обусловлено то огромное внимание, которое уделяется развитию правовой системы, совершенствованию деятельности правоохранительных органов и вопросам борьбы с преступностью и коррупцией.
На начальном этапе независимости, когда начала стремительно рушиться советская хозяйственная и административно-политическая система, Казахстан, как и другие бывшие республики Союза, столкнулся с невиданным ранее ростом преступности, в том числе организованной, и совершенно новыми ее проявлениями (рэкет, заказные убийства, похищения людей и т. п.). Положение усугублялось образовавшимся правовым вакуумом. Это был серьезный вызов, чреватый повышенной криминализацией общества. Ситуация требовала незамедлительных перемен как в самом устройстве правоохранительной системы, так и в психологии ее сотрудников.
В этот период разработан ряд знаковых нормативно-правовых актов, положивших начало формированию новой системы государства и права, контуры которой были определены Государственной программой правовой реформы 1994 года.
Безусловно, главным ее итогом стало принятие Основного закона страны – Конституции и других законодательных актов, заложивших фундамент государственного устройства и правовой модели Казахстана.
В рамках осуществления этой программы создана единая судебная система, обеспечены гарантии независимости судебной ветви власти. Значительно реформированы органы внутренних дел, которые были освобождены от выполнения ряда не свойственных правоохранительной деятельности функций.
К примеру, противопожарная служба, созданная в качестве самостоятельного ведомства, сегодня функционирует в структуре Министерства по чрезвычайным ситуациям. Прокуратуре переданы функции ведения уголовно-правовой статистики и специальных учетов.
Важным шагом на пути к международным стандартам стала передача уголовно-исполнительной системы из структуры МВД гражданскому ведомству – Министерству юстиции. Образован Центр судебной экспертизы Минюста за счет передачи ему соответствующих полномочий из Комитета национальной безопасности, Министерства обороны, органов внутренних дел и таможенного контроля. Создана финансовая полиция.
Государством приняты меры по ограничению вмешательства правоохранительных органов в социально-экономическую и общественно-политическую сферы жизнедеятельности общества. В правоприменительной практике приоритеты смещены с карательно-репрессивных методов работы на профилактику правонарушений.
Необходимо отметить, что все эти преобразования происходили в крайне сложных для страны экономических и социальных условиях. И тем не менее, благодаря политической воле Главы государства модернизация законодательства проведена успешно и в короткий срок. Безусловно, эти и другие меры способствовали созданию достаточно эффективных механизмов обеспечения законности и правопорядка. Наглядное подтверждение тому – динамика уголовной статистики: если в начале 90-х годов в республике совершалось более 200 тыс. преступлений, то сегодня – около 130 тыс. Причем это происходит на фоне заметного ужесточения учетно-регистрационной дисциплины.
В значительной степени такое снижение преступности определяется социальными причинами. Глава государства особо подчеркивает, что все эти годы нашей основополагающей целью были построение социально ориентированной экономики и благополучие граждан. Благодаря этому нам удается сохранять внутриполитическую стабильность и осуществлять последовательную реформу правоохранительной системы.
О постоянном внимании, уделяемом вопросам обеспечения законности и правопорядка, наглядно свидетельствуют ежегодные послания Президента народу Казахстана. Отправной точкой здесь следует считать Стратегию "Казахстан-2030" (Послание 1997 года). Один из приоритетов данной программы – создание эффективной правоохранительной системы и обеспечение надежной защиты граждан от преступности.
Нельзя не сказать и о том, что в зависимости от складывающейся обстановки и актуализации тех или иных проблем по обеспечению безопасности граждан Глава государства очень точно и своевременно фокусировал внимание на развитии соответствующих направлений правоохранительной деятельности. Вот лишь несколько наиболее значимых из них.
В Послании 1998 года Президент указал на необходимость развернуть мощную кампанию по борьбе с коррупцией на всех уровнях. Именно тогда Глава государства выступил с инициативой по созданию самостоятельного органа по борьбе с коррупцией – Агентства финансовой полиции (Указ Президента РК от 22 января 2001 года).
Надо сказать, что эволюция антикоррупционного органа включает также и ратификацию Казахстаном основополагающих международных документов в этой сфере, принятие и реализацию ряда национальных стратегических актов, определяющих основные направления деятельности государства в области противодействия коррупции.
Полагаю, излишне приводить статистику и конкретные примеры антикоррупционной работы: население уже достаточно о них информировано, в том числе благодаря масс-медиа. А это, по-моему, лучшее доказательство тому, что борьба с коррупцией – не кампания, а системная работа, которую на постоянной основе должны вести все государственные и общественные институты.
В Послании 1999 года особое внимание обращено на проблему борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Это было обусловлено тем, что расположенный между самыми крупными рынками незаконного производства и сбыта "тяжелых" наркотиков, на главном пути их мировой транспортировки Казахстан стал привлекателен как один из коридоров наркотрафика из Афганистана в Россию и европейские страны. В связи с этим Нурсултан Абишевич подчеркнул, что настало время, когда "не только государство, но и общество в целом должно осознать масштабы проблемы" и принять адекватные меры.
Указом Президента 16 мая 2000 года была утверждена Государственная программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2000–2001 годы, выполнение которой способствовало совершенствованию форм и методов противодействия незаконному обороту наркотических средств.
Впоследствии были приняты стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001–2005, 2006–2014 годы.
Если коротко, то главными результатами этих стратегических документов является не только улучшение уголовно-правовой статистики, но и, а это гораздо важнее, то, что в нашем обществе стало последовательно формироваться отрицательное отношение населения к этому негативному явлению как к угрозе генофонду страны.
В Послании 2000 года поставлена задача "создать механизм решения социальных противоречий правовыми средствами". Логика развития рыночной экономики и интересы общества требовали изменения подходов и форм решения социальных конфликтов. Ведь сущность социального конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения противоречия. Своевременная и дальновидная политика Президента Назарбаева позволила избежать социальных потрясений и роста протестных настроений.
В соответствии со Стратегией "Казахстан-2030" была разработана и претворена в жизнь утвержденная в 2002 году Концепция правовой политики республики, рассчитанная на период до 2010 года.
Какими видятся основные итоги концепции?
Прежде всего это принятие ряда важнейших законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие правовой системы Казахстана, укрепление государственных и общественных институтов страны. Произошло существенное обновление отраслей права, регулирующих сферу деятельности правоохранительных органов.
Этот период знаменателен и тем, что по инициативе Главы государства введены научно-правовая, антикоррупционная, криминологическая, экологическая и ряд других экспертиз проектов нормативных правовых актов, предусмотрено их финансовое обеспечение, что в конечном итоге позволило поднять качество и уровень законопроектной работы.
В связи с этим уместно привести слова Жан-Жака Руссо о том, что "мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества". Тем самым был сделан очень важный шаг для повышения результативности нормотворческой работы, прогнозирования возможных негативных последствий в правоприменительной деятельности.
Из конкретных законодательных инициатив можно отметить меры, направленные на укрепление независимости и специализацию судов, сокращение сферы применения смертной казни, введение судебного санкционирования ареста, упрощение досудебного производства, возврат органам прокуратуры функции предварительного следствия, введение суда с участием присяжных. Все эти изменения сочетались с усилением гарантий прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Принят Закон "О профилактике правонарушений", впервые законодательно определивший систему профилактики и правовые механизмы предупреждения преступлений и правонарушений.
Отдельно стоит остановиться на гуманизации государственной политики уголовного наказания, необходимость которой Президент резюмировал в Послании народу Казахстана в 2001 году, подчеркнув, что правоприменительная деятельность стала неоправданно жестокой.
Как это осуществлялось на практике?
Достаточно ясно: уголовный закон оставался суровым по отношению к лицам, совершившим тяжкие преступления, но был существенно смягчен в отношении тех, кто впервые совершил преступления небольшой и средней тяжести, а также женщин и несовершеннолетних.
Часть составов преступлений была декриминализирована путем перевода их в разряд административных правонарушений. Одновременно восполнен законодательный пробел в части отсутствия правовых механизмов профилактики самых массовых бытовых правонарушений – насилия в семье, от которого страдает наиболее беззащитная часть нашего общества – старики, женщины и дети.
Эта проблема была решена введением в Кодекс об административных правонарушениях нормы, устанавливающей ответственность за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, и принятием специального Закона "О профилактике бытового насилия".
Заключительным аккордом реализации названной Концепции правовой политики является принятие 22 апреля 2009 года Указа Президента № 793 "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности".
Понимая, что жизнь не стоит на месте, а уголовно-правовая сфера является лакмусовой бумажкой, отражающей состояние правопорядка в стране, Главой государства было принято решение о разработке перспективных направлений развития правоохранительной и судебной систем в Концепции правовой политики РК на период до 2020 года.
В новой концепции нашли отражение ориентиры правовой реформы, изложенные Главой государства в январском Послании текущего года. Назову основные из них.
Это оптимизация правоохранительной системы с четко выстроенной компетенцией каждого государственного органа. Гуманизация законодательства и смещение акцентов с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства. Жесткий парламентский и общественный контроль. Совершенствование системы отчетности и оценки деятельности каждого правоохранительного органа.
При этом Президент подчеркнул, что "критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов". То есть был дан ясный сигнал о том, что наряду с правовой статистикой на системной основе необходимо вести мониторинг мнения населения и бизнес-среды, отражающий уровень их защищенности, социального благополучия и доверия силам правопорядка. Без преувеличения можно сказать, что реформирование такого формата позволит создать новую систему правопорядка, соответствующую высоким международным принципам и стандартам.
В контексте установок Президента нельзя не отметить роль органов прокуратуры, особенно в период экономического кризиса, когда остро стояли вопросы защиты трудовых прав граждан.
Приведу лишь несколько цифр, которые большинству населения наверняка неизвестны.
В 2009 году в рамках актов прокурорского реагирования с хозяйствующих субъектов взысканы долги по заработной плате перед 183 тыс. работниками в сумме 8,8 млрд. тенге, возбуждено 21 уголовное дело по фактам нарушения трудового законодательства. В порядке гражданского судопроизводства по искам прокуроров рассмотрено 1 193 дела, из которых в 96% случаев требования работников удовлетворены.
Существенно возросла роль прокуратуры и как координирующего органа в борьбе с преступностью и коррупцией. Достаточно сказать, что сегодня в рамках созданных при Генеральной прокуратуре и ее региональных подразделениях координационных советов правоохранительных органов рассматриваются все ключевые вопросы, касающиеся повышения эффективности их работы.
Очень большое внимание уделяется проблеме регулирования миграционных процессов. Грамотно выстроенная миграционная политика вкупе с очевидными успехами казахстанской экономики и внутриполитической стабильностью позволила в короткий период сформировать положительное сальдо миграционных индикаторов и при этом не допустить "перегрева" людскими ресурсами отдельных регионов.
Наряду с этим бесспорна заслуга Нурсултана Назарбаева в обеспечении региональной безопасности. По признанию авторитетных экспертов, благодаря его усилиям начала формироваться новая, азиатская архитектоника международной безопасности. К примеру, все более значимой становится роль Казахстана как одного из локомотивов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – международной организации, объединяющей Казахстан, Россию, Китай, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
В связи с этим следует отметить позитивную роль Регионального антитеррористического центра, обеспечившего взаимодействие компетентных органов стран – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
На 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года Н. Назарбаевым впервые была предложена идея создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Сегодня СВМДА является уникальной международной организацией, реально демонстрирующей возможности конструктивного диалога в Азии в целях укрепления всеобщей безопасности и сотрудничества.
Нельзя не отметить и тот факт, что и государственные деятели, и эксперты, да и население стран СНГ безоговорочно признают лидерство нашего Президента по интеграционным инициативам в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП и Таможенного союза. Ну а главным итогом этих шагов, безусловно, является признание мировым сообществом ощутимых результатов в создании правового государства, которых добился Казахстан.
Законность и правопорядок – ключевые условия развития демократического общества. В этом отношении трудно переоценить вклад Нурсултана Назарбаева в совершенствование правоохранительной системы Казахстана. Впереди нас ждут не менее масштабные и значимые преобразования в этой сфере. На это есть политическая воля Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Правительстве РК состоялось заседание с участием депутатов Парламента 30.07.2010
"Дорожная карта бизнеса-2020" 30.07.2010
Проект 30.07.2010
Работникам отрасли связи присвоены звания "Почетный связист" 30.07.2010
США не сомневаются в реализации проекта ККСТ 30.07.2010
Пострадавшее село Кызыл-Агаш полностью восстановлено 29.07.2010
США надеются на сохранение благоприятного инвестклимата в Казахстане 29.07.2010
Откуда исходит угроза? 29.07.2010
НЭП "Союз "Атамекен" решила поспорить с финансовой полицией 29.07.2010
Не делайте из нас идиотов – мы сами справимся! 29.07.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz