Талгат Ибраев
Коней, как известно, на переправе не меняют. Как и собственную пиар-команду - в разгар информационной битвы и войны компроматов. Тем более, если бой - не на жизнь, а на смерть, когда на кону стоит все, а цель - президентское кресло. Но что делать, если кони, не дожидаясь замены, разбегаются сами? Пиарщики всегда занимали ведущую роль в политических битвах, оставаясь при этом "за кадром". Политик, стоя на трибуне, всегда имеет за своей спиной надежную защиту в виде слаженной пиар-команды, выстраивающей для своего героя стратегию по завоеванию умов электората, устранению конкурентов и т.д.. Понимая всю важность наличия своих стратегов, у элиты политического истеблишмента есть свои, проверенные годами, команды воинов информационного жанра. Подобная команда была и у известного, самого одиозного персонажа казахстанской политики - экс-посла в Австрии Рахата Алиева. Команда собралась на пепелище известной еще в начале независимости газеты "Караван", каким-то чудом доставшейся Алиеву после фактического изгнания из страны истинного основателя газеты медийного бизнесмена Бориса Гиллера. Под раскрученным брэндом "Каравана" долго и мучительно собиралась новая команда (прежняя ушла "в никуда", собравшись позднее в новом проекте). За это время значительно упали рейтинги "Каравана", газета неустанно теряла тиражи и читательскую аудиторию… Находкой для Алиева стали братья Шуховы. Один из них, кстати, долгое время со-руководил газетой, проживая в Австрии. Той самой Австрии, куда впоследствии и сбежал сам Алиев. На протяжении нескольких лет Шуховым удалось собрать команду и вернуть популярность газете. Правда, совсем иного рода, чем прежде: они честно "поливали" всех врагов и соперников Алиева в своих авторских редакторских колонках, спасаясь от исков о защите чести и достоинства лишь потому, что в большинстве случаев людям попросту мараться не хотелось. Желтизна, публичные скандалы, порой - откровенный цинизм - на этом тиражи "Каравана" вновь были подняты до рекордных размеров. Само собой, "хозяин", спасаясь от уголовного наказания, прихватил "в изгнание" и свою команду - уже бывших редакторов "Каравана" братьев Шуховых. Именно они первое время "рулили" всей пиар-стратегией, которую выстраивал Алиев. В его многочисленных интервью, интернет-конференциях и даже в книге "Крестный тесть" читатели легко узнавали знакомые пассажи, нередко мелькавшие в колонках редакторов. Но оказалось, что просто крики о том, что все вокруг плохие, а один-единственный изгнанник - весь в белом, на европейскую публику особо не подействовали. Европа потребовала дать факты. Поняв это, Алиев именно для европейского потребителя нанял другую команду - с легкостью выложив несколько миллионов евро за услуги PR-агентства "Red Carpet". Была развернута новая стратегия, в которой под пресс пиарщиков попали многие, решившие детально покопаться в бурной биографии новоявленного казахстанского оппозиционера. В их числе - известный венский журналист Маркус Бернат, которого Алиев обвинил в работе на Ак Орду, немецкая неправительственная организация ETG, резко критиковавшая Алиева еще в 2005 году (с ними, кстати, тогда Алиев даже судился), и опять же - обвиненная в "работе на официальную Астану". Однако в последние полгода пиар-деятельность Алиева существенно снизилась. Точнее - ее попросту нет. Даже его интернет-блоги, обновлявшиеся еще в декабре ежедневно, с недавних пор не радуют читателей свежими мыслями. Новых измышлений Рахата Алиева практически нет, а контент блогов составляют в основном, перепечатки с оппозиционных СМИ. Одно время поговаривали, что причина неожиданного молчания "венского сидельца" кроется в его тайных переговорах с Астаной, которые сам Алиев вначале категорически отрицал, а потом неожиданно подтвердил. Не исключено, что такие переговоры действительно могли иметь место. Но есть и другая причина: по имеющейся информации, с Алиевым отказались сотрудничать как европейская пиар-компания, так и его верные "адъютанты" - братья Шуховы. Последние, кстати, разорвали с ним отношения почти год назад, поняв всю бесперспективность сотрудничества. Европейские же пиарщики, несмотря на значительную стоимость своих услуг, исчисляемую миллионами евро, сообразили, что какую бы стратегию они не предложили - клиенту ничего не поможет. Да и сам клиент, как говорят, в отношениях уже с новыми стратегами проявил себя "во всей красе": демонстрируя свою несдержанность, иногда граничащую с невменяемостью, и категорически отказываясь выполнять установки пиарщиков. Собственно, единственное, что двигало Алиевым все это время - лишь жажда мести, да жгучее желание получить президентское кресло. Только вот сам он для этого не желал прилагать ни малейших усилий, надеясь, что всю работу за него сделают другие. Поняв это, стратеги сделали свой единственно верный выбор: попросту ушли. |