www.mz.gov.kz, 9 июля
Сегодня состоялось республиканское совещание Министерства здравоохранения "Об итогах внедрения Единой национальной системы здравоохранения за I полугодие 2010 года" с участием заместителя Премьер-Министра РК Ербола Турмахановича Орынбаева, Министра здравоохранения РК Жаксылыка Акмурзаевича Доскалиева, акима Актюбинской области Елеусина Наурызбаевича Сагындыкова, заместителей Акимов областей городов Астана и Алматы, а также руководителей организаций здравоохранения республики. Отмечалось, что с внедрением Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) реализованы основные цели – создание конкурентной среды между медицинскими организациями, установление единых тарифов по медицинскому обслуживанию населения, доступность, прозрачность, обеспечение права пациентов на свободный выбор медицинской организации. Появилась возможность межрегиональной госпитализации и госпитализации в республиканские клиники, тогда как до внедрения ЕНСЗ подобная плановая госпитализация была возможна на платных условиях или при направлении по квотам. Так, из зарегистрированных свыше 258 тысяч заявок в Бюро госпитализации (с учетом соблюдения прав пациентов на свободный выбор медицинской организации) 94,6% получили лечение по месту жительства, около 2,5% пациентов – за пределами области, до 3 % – в республиканских клиниках. С организацией плановой госпитализации через Бюро госпитализации, жалобы на отказ в госпитализации уменьшились в 8 раз по сравнению с полугодием 2009 года. Для дальнейшего совершенствования Бюро госпитализации с 1 июля текущего года внедряется новый Портал плановой госпитализации. С внедрением ЕНСЗ получила развитие высокоспециализированная медицинская помощь (ВСМП) в медицинских организациях регионов. За полугодие аорто-коронарное шунтирование выполнено в регионах почти в 2 раза больше, чем за весь 2009 год, впервые выполнены 102 эндопротезирования суставов. В целях развития частного сектора в здравоохранении предоставлены равные возможности по закупу медицинских услуг. Из 838 заключенных договоров с медицинскими организациями 103 являются организациями негосударственного сектора. Кроме того, доказательством и основой конкурентности является установление единых тарифов и оплата всех пролеченных случаев независимо от места проживания по принципу "деньги следуют за больным". Медико-экономические тарифы (МЭТ), стоимость которых была пересмотрена в апреле месяце в сторону увеличения на 39%, являются мощным стимулом для поставщиков медицинских услуг и распределения финансирования между ними по количеству пролеченных случаев. Исполнение предельных объемов за I полугодие текущего года по оказанию круглосуточной стационарной медицинской помощи составило 118,6%; стационарозамещающей медицинской помощи – 87,6%; по ВСМП – 100,4%. Исполнение фактических затрат финансирования от плана составило на 136%, 101%; 127%, соответственно. Таким образом, соблюдение принципов ЕНСЗ (право свободного выбора медицинской организации, адекватная тарифная политика) привели к конкурентной среде, признаками которой явились лечение пациентов в медицинских организациях за пределами области, развитие ВСМП в регионах, развитие частных медицинских организаций, возможность дополнительных запросов на лечение пациентов и финансирование по принципу "деньги идут за больным". До внедрения ЕНСЗ оплата пролеченного случая производилась по усредненному тарифу в размере 55,1 тысяч тенге. По утвержденным МЭТ стоимость пролеченных случаев варьирует, например в пределах от 26, 6 тыс. тенге за неосложненный острый аппендицит и до 249,8 тыс.тенге за перитонит. Наряду с этим, при проведении экспертизы объемов имели место случаи с затратами, превышающими в несколько десятков раз утвержденные МЭТ, но принятые к оплате. Например, при кровотечении в время родов, фактические расходы превысили в 48 раз и составили 2,3 млн. тенге; при остром инфаркте миокарда, гипертонической болезни на фоне сахарного диабета – в 10 раз и составили 2,4 млн. тенге. Ввиду создавшейся конкуренции между медицинскими организациями 1448 незанятых коек были сокращены, 709 перепрофилированы в койки дневного пребывания, 944 – в койки востребованного профиля. Вследствие чего показатель свободных коек уменьшился в два раза и составил 8,5% против 18,5% за I квартал т.г. По сравнению с полугодием 2009 года имеет место снижение уровня стационарной помощи на 10% и рост дневных коек на 36,6%, на которых пролечено почти в 2 раза больше больных. Система Единого плательщика привела к изменению внутреннего менеджмента и стимулированию дифференцированной оплаты труда медицинских работников. Нормами предусмотрена возможность использования сверхплановых финансовых средств на расширение фонда оплаты труда, полученных по результатам выбора пациентом медицинской организации ("деньги за больным") и других экономий. Совершенствование менеджмента управления в виде государственного предприятия на праве хозяйственного ведения (ГП на ПХВ) приводит на практике к повышению заработной платы до 40%. За отчетный период переведены в ГП на ПХВ 45 медицинских организаций (58,4%) из 77 согласно плана. Для определения степени удовлетворенности пациентов лечением проводятся регулярные социологические опросы пациентов, результаты которых, проведенные во II квартале, показывают об улучшении доступности медицинской помощи и своевременности госпитализации по сравнению с результатами опроса, проведенными в I квартале. По реализации ЕНСЗ проведены республиканские совещания в подготовительном периоде 2 декабря 2009 года в г. Костанай, по итогам I квартала – 2 мая 2010 года в г. Астана. Дальнейшее развитие ЕНСЗ предполагает: – внедрение усовершенствованных медико-экономических протоколов; – принятие мер по сдерживанию необоснованной госпитализации; – дальнейшую рационализацию и оптимизацию коечного фонда, развитие дневных стационаров; – развитие технологий по реабилитации и восстановительному лечению; – дальнейшее внедрение новых международных технологий в научных, республиканских клиниках и Национальном медицинском холдинге; – дальнейшее развитие ВСМП в регионах; – совершенствование бесперебойного лекарственного обеспечения; – внедрение лизинговой системы приобретения и использования востребованного дорогостоящего медицинского оборудования; – обеспечение гарантированного финансирования медицинских организаций, расположенных в депрессивных и отдаленных сельских районах; – реализацию возможностей по дифференцированной оплате труда медицинских работников; – перевод ряда медицинских организаций в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения; – проведение разъяснительной работы по ЕНСЗ среди медицинской общественности и населения через медицинские организации, средства массовой информации. |