Аслан БЕРИШЕВ, inap.kz, 12 июля
Председательство Казахстана в ОБСЕ еще не завершилось, как уже в самой организации были сделаны попытки атаковать Казахстан. В Осло состоялась 19-я Ежегодная сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, в рамках которой 8 июля произошел брифинг под названием "Цена коррупции: Эрозия свободы и власти в Евразии". Спикером брифинга был Петр Залмаев из Eurasia Democracy Initiative, который и высказал целый ряд негативных оценок в адрес Казахстана, причем в весьма эмоциональном тоне. "Мы хотели, чтобы разговор о коррупции в Казахстане, Кыргызстане и на всем пространстве постсоветской Центральной Азии шел контрапунктом к докладу председателя ОБСЕ. Однако Саудабаев не приехал. Но наше мероприятие привлекло внимание большого числа делегатов Парламентской Ассамблеи", – сказал Петр Залмаев. По его логике, все проблемы в Центральной Азии проистекают из коррупции. Из нее он вывел революцию в Кыргызстане и даже столкновение между кыргызами и узбеками в Оше. "На своем брифинге мы говорили о том, что Казахстан не справляется с ролью председателя ОБСЕ. Вместо того чтобы исполнять мадридские обещания, которые Казахстан дал в 2007 году, когда решался вопрос о его председательстве в ОБСЕ, вместо того, чтобы развивать демократические институты, там возводят Назарбаеву золотые памятники и награждают его званием Лидера Нации. В самой риторике нет ничего негативного, но за этим званием стоит решение об иммунитете и самого Назарбаева, и членов его семьи – они освобождаются от любой ответственности", – заявил затем Петр Залмаев в своем интервью порталу "Фергана.ру". Он обвинил Казахстан и в преследовании политической оппозиции, и в травле оппонентов, и в переделе собственности, и в ухудшении инвестиционного климата. "Казахстан – это синяк под глазом ОБСЕ. Когда было принято решение о его председательстве в ОБСЕ, все полагали, что это подтянет и Казахстан, и весь регион в целом к стандартам ОБСЕ, но этого не случилось", – резюмировал Петр Залмаев. Рассматривая подобный поворот мысли, становится понятно, что это – именно политическая атака на Казахстан, и рассуждения о коррупции в Кыргызстане были предлогом для того, чтобы подвергнуть критике Казахстан. Судя по тому, что Залмаев рассуждал о международном расследовании событий на юге Кыргызстана, о направлении полицейской оперативной группы, об активизации работы офиса ОБСЕ в Бишкеке, собравшиеся на брифинг представители неправительственных организаций крайне недовольны тем, что Казахстан внес решающий вклад в предотвращение разрастания апрельских событий в полномасштабную гражданскую войну, удалив Курманбека Бакиева из Кыргызстана. В тот момент, по сути дела, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отстранил европейские структуры от разрешения кризисной ситуации и это пошло только во благо. Европейские структуры, в том числе структуры ОБСЕ, специально предназначенные для разрешения конфликтов, отличились уже крайней неповоротливостью, склонностью к подмене реальной политической работы бюрократическими процедурами, и за все время своего существования не сумели разрешить ни одного конфликта. Наиболее грандиозный их провал – события в Югославии, где межнациональный конфликт быстро перерос в гражданскую войну и этнические чистки с убийством сотен тысяч людей. Но признавать своих фатальных ошибок европейские функционеры не хотят. Насколько обоснованны обвинения Казахстана в "разгуле" коррупции? Этот вопрос можно рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, в том, что просто искажаются факты. Еще в 1998 году в Казахстане принят закон "О борьбе с коррупцией", было принято две программы борьбы с коррупцией на 2001-2005 и 2006-2010 годы. В 2005 году был утвержден Кодекс чести государственных служащих РК, который категорически запрещал любое использование служебного положения в личных целях. В 2001 году был осужден бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин по обвинению в вымогательстве, получении взяток, превышении власти и служебных полномочий, хранении оружия и уклонении от налогов. В 2008 году осужден бывший посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев по обвинению в государственном перевороте, похищении людей. Борьба с коррупцией ведется на всех уровнях, и только в 2008 году было раскрыто 1581 коррупционное преступление, осуждено 520 человек, привлечено к дисциплинарным взысканиям 990 человек. С момента введения в действие закона "О борьбе с коррупцией", были наказаны десятки тысяч человек. В 2008 году президент Казахстана сделал принципиальное заявление по поводу борьбы с коррупцией: "Мы должны воспитать и привести на госслужбу к власти таких людей, которые строго выполняют этические нормы, это и есть истинные патриоты родины", – сказал Назарбаев. Если это, по мнению ряда европейских деятелей, не является борьбой с коррупцией, что же они вообще подразумевают под этим процессом? Наконец, что конкретно Европейский Союз делает для борьбы с коррупцией в Казахстане? В сущности, ничего. Тот же Акежан Кажегельдин проживает в США, и в 2002 году в Страсбурге во время сессии Европейского парламента он получил "Паспорт свободы" № 27. Рахат Алиев также укрывается в Австрии, и в 2007 году Федеральный суд Австрии отказался его выдать Казахстану. В Великобритании находится бывший глава БТА-банка Мухтар Аблязов, который обвиняется в хищении 5 млрд. долларов. Подобные примеры можно продолжать. Многие люди, которые в Казахстане обвиняются или даже осуждены по коррупционным и уголовным преступлениям, связанным со злоупотреблением должностными полномочиями, находят себе убежище в европейских странах. Ни один из этих беглецов до сих пор не выдан в Казахстан, и отказы мотивируются опасениями в политическом преследовании этих людей в Казахстане. Подобная политика европейских стран, членов ОБСЕ, может быть оценена только одним образом – европейские страны способствуют коррупции в Казахстане, укрывают преступников и препятствуют правосудию. Есть еще и третий аспект этого вопроса – коррупция в самих европейских странах. К примеру, коррупция в Италии давно стала настолько серьезной проблемой, что появляются знаковые заявления на эту тему. "Коррупция является частью нашей культуры и правого кодекса тут уже не достаточно", – заявил председатель Ревизионного суда Туллий Лазаро. По данным Ревизионного суда, количество случаев коррупции за 2009 год увеличилось на 50% по сравнению с прошлым годом. В июне 2010 года в коррупции были обвинены кардинал, архиепископ Неаполя Крешенцио Сепе и бывший министр инфраструктуры и транспорта Италии Пьетро Лунарди. В 2007 году по фааткм коррупции было возбуждено уголовное дело против бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. В июле 2010 года во Франции разгорелся скандал о незаконном финансировании президентской кампании Николя Саркози в 2007 году. В общем, примеров коррупции на самом высшем уровне более чем достаточно и в европейских странах. Таким образом, становится непонятно, почему именно Казахстан обвиняют в коррупции. Может быть, международным неправительственным организациям стоит обратить внимание на коррупцию в своих странах? В общем и целом, попытки критиковать Казахстан за коррупцию, основанные на подтасовке фактов и игнорировании примеров интенсивной борьбы с коррупцией в республике, преследуют цель умалить и принизить роль Казахстана в ОБСЕ, в особенности в деле урегулирования кризиса в Кыргызстане. Столь резкое и эмоциональное выступление Петра Залмаева против Казахстана вызвано тем, что действующий председатель ОБСЕ, госсекретарь – министр иностранных дел РК Канат Саудабаев предложил на заседании совета министров иностранных дел стран-участниц Организации, которое состоится в Алматы, выработать единую позицию по оказанию помощи Кыргызстану. "Я предложил своим коллегам – главам внешнеполитических ведомств стран-участниц ОБСЕ на неформальном СМИД в Алматы выработать консолидированную позицию по оказанию помощи народу Кыргызстана как на политическом уровне, так и посредством эффективных конкретных действий", – говорится в приветственном послании Каната Саудабаева участникам 19-й сессии парламентской ассамблеи ОБСЕ. Нападки на Казахстан со стороны участников упомянутого брифинга можно в свете этого заявления расценивать в качестве попытки торпедировать усилия Казахстана по урегулированию ситуации в Кыргызстане. Представители неправительственных организаций, в сущности, против оказания быстрой и эффективной помощи Кыргызстану, против формирования консолидированной позиции. В случае принятия такого решения, эти неправительственные организации, как неповоротливые и неэффективные, просто останутся на обочине процесса урегулирования. Они выступают, по сути, за такое положение, когда официальные органы ограничиваются заявлениями и выделением гуманитарной помощи, тогда как сами неправительственные организации занимаются распределением этой гуманитарной помощи и средств, причем вне контроля за эффективностью и адресностью распределения этой помощи. Вот что защищают представители неправительственных организаций, чьи представители выступали на брифинге в Осло. |