Аскар Куанышев
В стране большой подъем – набирает обороты индустриализация, в июне проведен телемост с участием Главы государства – запущено 72 прорывных проекта из 144 запускаемых в 2010 году. Электронные и печатные СМИ буквально ломятся от позитивных новостей о начале форсированной индустриализации страны. Так для нас, казахстанцев, началось лето, народ с хорошим настроением пошел в отпуска. Надо отдать должное Пиар менеджерам государства, удачно показали проводимую работу, в стране создали положительное настроение. Наверное, впервые реально позитивные события с лихвой перекрыли мрачные сообщения о коррупции, проблемах в образовании, здравоохранении, строительном секторе. Хоть и есть отголоски кризиса, который уже плешь проел, все равно хочется думать о светлом будущем. На этот момент, кстати, пришлось формирование Таможенного союза, о котором все слышали, гадали. Сколько бы не говорили о нем, все равно, многие оказались не готовы, и их он приятно удивил. Говорят, например, 1 июля, когда в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза были стерты таможенные границы и была сформирована единая таможенная территория (простите за тавтологию), так называемые участники ВЭД или просто внешнеторговцы панически метались по территории таможенных постов пытаясь определить, как оформить груз. Не веря пояснениям таможенников о физическом отсутствии процедуры таможенного оформления. Предприниматели, привыкшие к проблемам растаможки, плохо верят в то, что таможенники так легко отказались от нее. Надо признать – Таможенный союз – это новый уровень для нашей экономики, так сказать следующий передел. Только подумать: бизнес получает возможность работать на рынке с объемом десятикратном нашему, а это уже серьезный вызов. Многие скажут – у наших предпринимателей и так была возможность работать на этом рынке, а мы лишь ухудшили положение, открыв свой рынок для россиян и белорусов. Не верьте, как мы, так и они всячески закрывались от их продукции не пошлинами так другими барьерами, а теперь будьте добры конкурируйте. Короче говоря, про Таможенный союз можно многое еще сказать. И про то, кто больше выигрывает, и про то, что для кого-то это чистая политика и нас используют. Но сегодняшний материал не об этом. А о том, как мы проводим индустриализацию, и кто в этом процессе спит, а кто нет. Итак, в июне ввели 72 проекта с громкими показателями: стоимость около 400 млрд. тенге, более 12 тысяч рабочих мест. Это серьезные цифры, если учесть, что мы только выбираемся из кризиса, и последние два года крупный бизнес только и делал, что оптимизировался и просил помочь деньгами. Поэтому, думаю, все согласятся, что здесь имело место массовое подстегивание темпов освоения инвестиций. В какой-то мере он похож на советский метод, зачастую приводивший к бессмысленной гигантомании, но эффективный в смысле количественных результатов. Однако прямую параллель проводить нельзя, так как финансирование здесь либо собственное, либо заемное. Частника впустую тратить деньги не заставишь, благо прошли те времена. Всех в линейку просто так не построишь, одновременно махом завершить проекты не заставишь. Поэтому этот процесс был упорядочен, с инвесторами поработали и помогли, так сказать, синхронизироваться. И, естественно, основная доля заслуги в этом наших региональных руководителей, которые держат в руках все необходимые рычаги власти и являются реальными проводниками государственной политики на местах. Здесь напрашивается небольшое отступление в части эволюции методов и характера работы местных органов. Это нужно для того, чтобы по достоинству оценить работу акимов, применительно к теме материала. Есть три способа "созидания" результатов работы в части ввода новых объектов, запуска производств и т.п. Первое, это просто заставить. Сугубо советский метод, требующий сильного нажима сверху, героического труда снизу и часто приводящий к громким но ненужным результатам. Вспомним про гигантские производства, которые для всей многомиллионной страны десятилетиями безальтернативно производили однотипную продукцию и вследствие своей громоздкости так и сдулись после вступления в эру рынка. Второй мелковатый, но сиюминутно результативный фальстарт, когда открывают новый объект, а потом доделывают. Здесь можно вспомнить холодную баню в одном крупном городе, которая после открытия закрылась почти на полгода на доработку. И третий, более правильный, сообразный сегодняшним реалиям, способ уговоров, господдержки. Надо сказать, что в первые годы у нас баловались первыми двумя способами, а теперь, когда все завязано на частном капитале уверенно пользуются третьим, и можно более или менее объективно оценивать работу акимов именно по результату работы в данном направлении. Итак, рассмотрим в первом, полугодовом приближении результаты работы акимов. На первом месте по количеству проектов стоит Актюбинская область – 12 проектов, она обогнала следующего на 5 проектов, но по объему инвестиций уступила Павлодарской, Акмолинской и Западно-Казахстанской области. У Павлодарской – это более 100 млрд. тенге, остальные две вполовину меньше. Семь областей показали средний результат: от 10 до 25 млрд. тенге инвестиций и от 4 до 6 проектов. Их можно уверенно записать в хорошисты. Последние, непочетные места занимают Алматинская область (6 проектов и около 7,5 млрд. инвестиций), Жамбылская область (2 проекта и около 2 млрд.), Астана и Алматы по (1 проекту и около 700 млн. инвестиций на двоих). Откровенный аутсайдер Жамбылская область включила в список наряду с производством изделий из гранита комплекс по выращиванию цветов, который, думаю, не сильно поможет в деле индустриализации страны. С этим можно спорить, но надеемся цветы хоть послужат делу поднятия настроения у населения области и страны в целом. Но если в Жамбылской области такой результат можно объяснить новым акимом и малым разбегом, то два города республиканского значения точно относятся к спящим красавицам. Они дали стране производство фармацевтических препаратов, которое строили 50 человек, а работать на заводе будут 15 человек. Это с учетом директора, бухгалтеров, кадровиков, юристов и охранников и производство сэндвич-панелей, которое строили 50 человек, а работать будут 15. Конечно, никто не спорит, что это нужные и важные предприятия, но что-то мелковато для таких многомудрых руководителей, результат не впечатляет. Неужели не смогли уговорить или простимулировать еще парочку, для количества, инвесторов или все-таки проспали. Наверное, дело в "здоровой" конкуренции между регионами, которая по всей стране дала результат, а в двух городах конкурирующих только между собой показала паритет. Не хотелось бы переходить на поле политических баталий, но это похоже на сговор о результате – два откровенных фаворита, возможно, сохраняют дыхание для финишного рывка и не отвлекаются на борьбу за показатели в "какой-то там индустриализации". |