NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 11:55 ast
09:55 msk

Отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год
Заключение к отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за 2009 год
28.07.2010 / политика и общество

Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) в 2009 году в реализацию полномочий, закрепленных Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, продолжена работа по проведению контрольных и аналитических мероприятий, совершенствованию государственного финансового контроля, разработке методологических документов, укреплению взаимодействия с ревизионными комиссиями маслихатов, изучению причин финансовых нарушений.

РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД

Воздействие экономического кризиса негативно отразилось не только на макроэкономических тенденциях развития страны, но и на количественных и качественных показателях исполнения республиканского бюджета.
В отчетном году Правительством дважды уточнялись основные параметры республиканского бюджета.
По итогам 2009 года поступление доходов на сумму 2 779,2 млрд. тенге обеспечило исполнение утвержденного бюджета на 97,7%, уточненного в апреле на 98,5% и в ноябре – на 100,4%.
Затраты республиканского бюджета за отчетный период исполнены на 3 118,6 млрд. тенге и по отношению к уточненному в апреле бюджету составили 95,8%, а к уточненному в ноябре – 98,1%, при этом сумма неосвоения составила 59,4 млрд. тенге.

1.1. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
Формирование доходной части республиканского бюджета в 2009 году происходило в условиях спада в стране деловой и потребительской активности. Кроме того, 2009 год стал первым годом реализации норм нового Налогового кодекса, в соответствии с которым ставки основных видов налогов были снижены.
Уточненный бюджет по доходам исполнен на 100,4%. Не выполнен прогноз по поступлениям от продажи основного капитала (83,1%) и поступлениям трансфертов (93,6%).
Снижение поступления доходов республиканского бюджета в отчетном году по сравнению с предыдущим годом составило 538,4 млрд. тенге, или 16,2%. Основным фактором спада стало уменьшение на 620,4 млрд. тенге, или на 30% объема собираемых налогов, на что в определенной степени повлияло уменьшение их ставок. В частности, из-за снижения ставки корпоративного подоходного налога (далее – КПН) с 30% до 20% в бюджет поступило КПН на 177,9 млрд. тенге меньше, налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 13% до 12% – 43 млрд. тенге. Отмена в январе 2009 года ставки таможенной пошлины на вывозимую с территории Казахстана сырую нефть привела к снижению поступлений пошлины на 257 млрд. тенге.
Прогнозные показатели по налоговым поступлениям исполнены на 105,0%, в основном за счет уточнения в сторону снижения первоначально утвержденного планового показателя.
Одной из существенных проблем в налоговом администрировании является рост количества плательщиков, не уплачивающих КПН в связи с убыточностью либо отсутствием результатов финансово-хозяйственной деятельности. Их удельный вес в общем количестве зарегистрированных плательщиков КПН при сдаче деклараций в 2007 году составил 72%, в
2008 году – 74%, в 2009 году – 74,6%.
Остается низким уровень взыскания в бюджет налогов, доначисленных налоговыми органами. За 2009 год в результате документальных налоговых проверок по КПН доначислено 253,7 млрд. тенге, из них в бюджет взыскано лишь 2,9%.
Поступление НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в 1,8 раза превысило плановый показатель, в республиканский бюджет перечислено 71,4 млрд. тенге.
В отчетном году поступления таможенных платежей и налогов, администрируемых таможенными органами, составили 575,4 млрд. тенге (105,5%) и по сравнению с 2008 годом сократились на 38,8%. Существенное влияние оказали отмена экспортной пошлины на сырую нефть, уменьшение на 1% ставки НДС, снижение объема импорта товаров на 25%.
О недостаточном контроле со стороны таможенных органов свидетельствует уровень снижения стоимости за единицу измерения отдельных видов импортируемых товаров.
План поступлений НДС на импортируемые товары исполнен на 103,5% при снижении платежей по сравнению с предыдущим годом на 18,7%.
В 2008 году впервые за последние несколько лет наблюдалось снижение поступлений акцизов на импортируемые товары, аналогичная ситуация повторилась и в 2009 году.
Поступления ввозных таможенных пошлин снизились по сравнению с предыдущим годом на 11,2%, план исполнен на 94,9%, несмотря на снижение первоначально установленного плана на общую сумму 40,1 млрд. тенге, или 31,2%.
Общая сумма предоставленных льгот по таможенным платежам и налогам в отчетном периоде составила 693,5 млрд. тенге, что на
44,6 млрд. тенге, или 6,9% больше, чем в предыдущем году.
В отчетном году поступление дивидендов на государственные пакеты акций, находящихся в республиканской собственности, при плане 13,4 млрд. тенге составило 15,0 млрд. тенге (111,5%). Перевыполнение достигнуто за счет превышения запланированных финансовых показателей АО "ФНБ "Самрук-Казына", доля поступлений которого составляет 57%.
За отчетный период поступило 11,7 млрд. тенге административных штрафов, налагаемых центральными государственными органами, их территориальными подразделениями.
Поступления от аренды имущества, находящегося в государственной собственности, составили 3,9 млрд. тенге, или 102,6% к плану.
Поступления от продажи основного капитала при плане 5,5 млрд. тенге составили 4,5 млрд. тенге (83,1%), по сравнению с предыдущим годом платежи снизились на 4 млрд. тенге, или на 47,1%.
Поступления трансфертов в доход республиканского бюджета в отчетном году при уточненном плане 1 292,4 млрд. тенге составили 1 209,4 млрд. тенге (93,6%), в том числе целевой трансферт из Национального фонда при плане 347,9 млрд. тенге составил 261,0 млрд. тенге, или 75,2%, что связано с перевыполнением прогноза поступления доходов республиканского бюджета и отсутствием необходимости привлечения дополнительных сумм из Национального фонда.
Доля трансфертов из Национального фонда в общих доходах республиканского бюджета в отчетном году составила 39,7%, превысив аналогичный показатель 2008 года на 7,4 процентных пункта.

1.2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАТРАТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
Затраты в отчетном году превысили показатель 2008 года на 15,4%, или 415 млрд. тенге, 2007 года – на 50%, или 1 050 млрд. тенге.
На реализацию 587 бюджетных программ по разделу "Затраты" выделено 3 178 млрд. тенге, освоено 3 118,6 млрд. тенге, или 98,2% к утвержденному и 98,1% – к скорректированному республиканскому бюджету.
Корректировка бюджета, осуществленная Правительством, в конце отчетного периода привела к значительным отклонениям скорректированного плана от уточненного внутри функциональных групп. В результате увеличены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (31,3%), транспорт и коммуникации (24,7%), образование, культуру и спорт (11,6%).
В целом при уточнении и корректировке общие затраты республиканского бюджета увеличены на 0,1%, или 2,7 млрд. тенге за счет оптимизации затрат по десяти функциональным группам.
Увеличение произошло в основном по бюджетным программам, в рамках которых предусмотрено проведение мероприятий, связанных с Посланиями Главы государства народу Казахстана, решениям Правительства и принятыми в течение отчетного периода программными документами.
Целевые трансферты выделены по 73 программам и составили 22% от общего объема затрат, субвенции областным бюджетам – 16,9%.
По итогам отчетного периода Правительством по затратам не освоено 59,4 млрд. тенге. Наибольшее неосвоение наблюдается по функциональным группам "Прочие" (11,1%), "Жилищно-коммунальное хозяйство" (6,6%), "Образование" (4,6%), "Культура, спорт, туризм и информационное пространство" и "Топливно-энергетический комплекс и недропользование" (4,1%).
Наибольшие средства использованы на оказание социальной помощи населению (22,3%), предоставление субвенций областным бюджетам (16,9%), обеспечение общественного порядка, безопасности, правовой, судебной, уголовно-исполнительной деятельности, функционирование транспорта и коммуникаций (по 8,3%), образование (7,4%).
Из 39 администраторов бюджетных программ только девятью средства освоены полностью, наименьшее исполнение приходится на Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (94,3%), министерства образования и науки (95,1%), энергетики и минеральных ресурсов (95,9%), по чрезвычайным ситуациям (96,1%), транспорта и коммуникаций (96,4%), туризма и спорта (96,6%).
По сравнению с 1 января 2009 года сумма дебиторской задолженности увеличилась почти на 40% и составила 71,9 млрд. тенге, кредиторская задолженность уменьшилась в 2,5 раза и составила 726,6 млн. тенге.
Отмечается значительный рост объемов дебиторской (в 2,9 раза, или 910,8 млн. тенге) и кредиторской (2,6 раза, или 78,4 млн. тенге) задолженностей с истекшим сроком исковой давности. Это свидетельствует об упущениях со стороны отдельных администраторов бюджетных программ, недостаточном уровне претензионно-исковой работы.
Правительством допущен дисбаланс в распределении бюджетных средств на содержание государственных органов, где размер фонда заработной платы по отношению к другим спецификам колеблется от 40 до 60%. Отсутствие надлежащих норм в вопросе премирования приводит к значительным расхождениям плановых и фактических объемов бюджетных средств, направленных на содержание этих органов.
Искусственное образование значительной экономии и, соответственно, высокие объемы премиальных выплат в одних и, напротив, минимальные – в других государственных органах в конечном итоге приводят к социальному неравенству среди государственных служащих.
Правительством не предпринимались действенные меры по устранению диспропорции между основным и вспомогательным контингентом государственных органов. В отдельных центральных государственных органах численность структур, осуществляющих функции обеспечения (административно-хозяйственная, кадровая службы, канцелярия, служба информационного обеспечения и др.) составляет более 40% их штатной численности, тогда как в других данный показатель не превышает 20%.
Таким образом, переход на бюджетирование, ориентированное на результаты, не способствовал решению проблемы неэффективного использования средств республиканского бюджета.

1.3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОГАШЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ
Бюджетное кредитование на 2009 год первоначально утверждено в объеме 60,2 млрд. тенге, которое в результате уточнения уменьшено на 14 млрд. тенге и составило 46,2 млрд. тенге. Погашение бюджетных кредитов после уточнения увеличено на 13,4 млрд. тенге и составило 27,5 млрд. тенге, соответственно чистое бюджетное кредитование уменьшено на 27,4 млрд. тенге и составило 18,7 млрд. тенге.
В условиях финансового кризиса бюджетные кредиты направлялись на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, поддержку строительной отрасли и сельского хозяйства.
Кредитование местных исполнительных органов в отчетном году по поддержке строительной отрасли производилось в рамках Государственной программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008–2010 годы (далее – Жилищная программа).
В 2009 году объемы бюджетных средств, выделенных на кредитование областных бюджетов, бюджетов городов Алматы и Астаны на строительство и (или) приобретение жилья по регионам, остались на уровне 2008 года и составили 16,1 млрд. тенге.
Из указанной суммы местными исполнительными органами, вследствие несвоевременной разработки технической документации и проведения конкурсных процедур по определению подрядчиков, а также невыполнения подрядными организациями договорных обязательств в установленные сроки, не освоено 3,7 млрд. тенге, или 23,0%. Низкое освоение допущено в Северо-Казахстанской (52%), Акмолинской (79%) областях и городе Астане (59%).
Из-за недостаточного контроля со стороны Правительства, уполномоченных и местных исполнительных органов низкий уровень ввода жилья в эксплуатацию при полном освоении кредитных ресурсов допущен в Кызылординской, Костанайской, Жамбылской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областях.
Управлением строительства города Астаны и районными отделами строительства Акмолинской области вместо предъявления неустоек строительным компаниям, нарушившим договорные обязательства, производились платежи за невыполненные объемы работ, уменьшались суммы договоров.
Установлены факты перевода в разряд коммунального жилья квартир, построенных за счет кредитов республиканского бюджета, от реализации которых предполагалось поступление в доход бюджета 487,9 млн. тенге.
За отчетный период погашение бюджетных кредитов составило 20,5 млрд. тенге, или 74,7% от плана. При этом утвержденные показатели по погашению бюджетных кредитов не исполнены на
6,0 млрд. тенге, по возврату требований по оплаченным государственным гарантиям – на 1,0 млрд. тенге.
Правительством не решен ряд системных проблем при использовании и погашении бюджетных кредитов и их администрировании. Во-первых, недостаточная координация между администраторами бюджетных программ и конечными получателями бюджетных кредитов, во-вторых, низкий уровень мониторинга и контроля эффективного и своевременного их использования, в-третьих, неполное исполнение принятых обязательств.

1.4. АНАЛИЗ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА
В отчетном году утвержденный бюджет по приобретению финансовых активов при уточнении уменьшен на 49,7 млрд. тенге и составил 147,1 млрд. тенге.
Средства, выделенные администраторам бюджетных программ на приобретение финансовых активов, в основном направлены на формирование и пополнение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора на общую сумму 138,8 млрд. тенге.
Приобретение активов осуществлялось по девяти функциональным группам 16 администраторами бюджетных программ.
При запланированном поступлении 1,5 млрд. тенге от продажи финансовых активов фактическое исполнение составило 591,5 млн. тенге, или 39,4%. Основные поступления в бюджет планировались от продажи государственных пакетов акций акционерных обществ и долей участия в товариществах с ограниченной ответственностью в сумме
1,2 млрд. тенге, однако фактически поступления составили 306,5 млн. тенге, или 25,5%. Это объясняется неразвитостью фондового рынка, а также снижением покупательской способности частного бизнеса.
При сравнении поступлений от продажи финансовых активов и затрат на их приобретение наблюдается значительный дисбаланс. Соотношение поступлений от продажи финансовых активов к объему их приобретений в отчетном году составило 0,4%, 2008 году – 0,01%, 2007 году – 0,08%.
В течение 2005–2009 годов создано 37 организаций с участием государства, при этом в 25 из них уставный фонд состоит только из государственного пакета акций, в 6 – государству принадлежит контрольный пакет акций.
Отсутствие контроля со стороны Правительства позволяет органам управления субъектов квазигосударственного сектора самостоятельно принимать решения, приводящие в конечном итоге к существенным потерям республиканского бюджета.
Отсутствие комплексного мониторинга и единого реестра учета по приобретению финансовых активов является одним из серьезных упущений Правительства.

1.5. АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКОВ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Дефицит республиканского бюджета на отчетный год утвержден в сумме 571,3 млрд. тенге, что в 1,7 раза больше, чем в 2008 году.
В процессе уточнения республиканского бюджета в ноябре 2009 года объем дефицита был увеличен до 573,6 млрд. тенге, а по итогам 2009 года фактический дефицит бюджета составил 510,9 млрд. тенге.
Указанное отклонение обусловлено неосвоением затрат и увеличением налоговых поступлений и других сборов в республиканский бюджет в четвертом квартале отчетного года.
В отчетном году основным источником финансирования дефицита республиканского бюджета стали внутренние государственные займы, путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг привлечено 707,8 млрд. тенге. Внешние государственные займы составили 101,6 млрд. тенге.
Общая сумма привлеченных займов составила 809,4 млрд. тенге, из них 249,0 млрд. тенге использованы для погашения основного долга по ранее привлеченным займам.
На 1 января 2010 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 56,0 млрд. тенге и по сравнению с 2008 годом увеличился в 8,5 раза.
По оценке Счетного комитета, за счет роста привлеченных займов внутри страны в определенной степени была оказана поддержка финансовым институтам и накопительным пенсионным фондам. Однако вследствие использования их не в полном объеме возможности для дополнительного роста экономики упущены.

РАЗДЕЛ II. ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД

В отчетном периоде Счетным комитетом проведено 53 контрольных мероприятия, при этом контролем охвачено 27 государственных органов, 18 субъектов квазигосударственного сектора, в регионах осуществлено 6 комплексных и 2 тематические проверки.
В отчетном периоде установлены финансовые нарушения на общую сумму 254 306 млн. тенге.
По сравнению с предыдущим отчетным периодом объем восстановленных средств возрос в 13 раз. В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 56 материалов контроля, возбуждено 14 уголовных дел, на доследственной проверке находятся 22 материала, доведено до суда 5 материалов, осуждены 8 человек. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 78 человек.

2.1. ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009–2011 ГОДЫ"
Оценка исполнения Закона "О республиканском бюджете на 2009–2011 годы" (далее – Закон) осуществлена на основе проведенных в 2009 году контрольных и аналитических мероприятий на предмет соответствия принципам бюджетной системы, эффективности мер налогового и таможенного администрирования, а также реализации стратегических планов государственных органов.

2.1.1. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ СТАТЕЙ ЗАКОНА ПРИНЦИПАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
В отчетном году Правительством из 43 статей Закона по различным причинам не полностью обеспечено исполнение 22 статей, в полном объеме реализовано 14 статей, 7 – носят нормативный характер.
В целом администраторами бюджетных программ не соблюдаются принципы бюджетной системы – обоснованности, реалистичности, ответственности, результативности, эффективности, а также адресности и целевого характера бюджетных средств. Несмотря на произведенные в 2009 году многократные корректировки бюджета, ряд утвержденных Законом показателей не выполнен. Превышен установленный Законом лимит правительственного долга.

2.1.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО И ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
По оценке Счетного комитета, в отчетном году органами налоговой, таможенной службы и другими уполномоченными органами не в полной мере использовались резервы для своевременного и полного исполнения доходной части республиканского бюджета.

Эффективность налогового администрирования
Одним из серьезных и требующих со стороны Правительства безотлагательного решения вопросов в сфере налогового администрирования является работа налоговых органов по взысканию задолженности по налогам и платежам в бюджет. По оценке Счетного комитета, применяемые налоговыми органами меры по взысканию задолженности в бюджет неэффективны.
По состоянию на начало 2010 года налоговая недоимка составила 100,3 млрд. тенге, по сравнению с началом 2009 года допущен ее рост на 19,4 млрд. тенге, или 24%. Общая сумма задолженности, включая штрафы и пени, за этот же период возросла в 1,8 раза, составив
192,3 млрд. тенге, при этом количество налогоплательщиков, имеющих задолженность, возросло на 38% и на начало 2010 года составило более 288 тысяч.
За период с 2007 по 2009 годы при подаче налоговыми органами в суды более тысяч исков на общую сумму 133,6 млрд. тенге о признании налогоплательщиков банкротами, погашение налоговой задолженности было незначительным и составило 291 млн. тенге. Это объясняется тем, что бюджет оказывается лишь четвертым в очередности распределения конкурсной массы. При этом с лицевых счетов налогоплательщиков списана налоговая задолженность на сумму 95,3 млрд. тенге.
В отчетном году снизился уровень правомерности принятых решений налоговых органов по результатам проверок. Уменьшенная сумма налогов и пени по итогам рассмотрения жалоб налогоплательщиков составила 153,3 млрд. тенге, или 33,5% от доначисленных сумм (2007 год – 0,5%, 2008 год – 11%). В результате средства резерва Правительства, направленные на исполнение решений судов по неправомерным актам налоговых органов, увеличились до 342,4 млн. тенге, составив 76,2% от суммы, зарезервированной на эти цели.
Наблюдается низкая эффективность контрольной работы по соблюдению законодательства о трансфертном ценообразовании. В отчетном периоде проверено всего 9 налогоплательщиков, из них по инициативе правоохранительных органов – 6. Доначисленные по результатам проверок 21,1 млрд. тенге в бюджет не взысканы.
Вследствие несвоевременного снятия с учета плательщиков НДС, не представляющих налоговую отчетность более 6 месяцев, сумма НДС, не исключенная из зачета их контрагентов, составила
401,7 млн. тенге.

Норма Налогового кодекса, предусматривающая взимание
с 1 января 2009 года государственной пошлины за выдачу свидетельства о прохождении государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, фактически начала реализовываться с февраля 2009 года. В результате потери бюджета составили 108,9 млн. тенге.
Налоговыми органами не обеспечивается передача материалов в органы финансовой полиции по проведению наличных денежных операций между юридическими лицами на сумму, превышающую 4 тыс. МРП. Такие факты выявлены в Актюбинской, Жамбылской и Кызылординской областях на общую сумму 2,4 млрд. тенге.
Проблемами налогового администрирования являются отсутствие в действующем законодательстве эффективных норм, позволяющих использовать меры превентивного характера против уклонений от уплаты налогов, а также неоперативное применение налоговыми органами системных процедур по выявлению фактов нарушений налогового законодательства. Как следствие, недобросовестными налогоплательщиками используются различные схемы уклонения от налогообложения.
Затягивание сроков внедрения Налоговым комитетом автоматизированного процесса сверки сведений по экспортно-импортным операциям позволило 44 налогоплательщикам города Алматы, не отразившим в налоговой отчетности операции на сумму 638,8 млн. тенге, уклониться от мер налогового администрирования до начала обработки сведений. Потери бюджета составили 191,6 млн. тенге.
Несмотря на наличие норм в Налоговом кодексе, направленных на минимизацию лжепредпринимательской деятельности, потери бюджета не сокращаются. В отчетном году лжепредприятиями признано 180 хозяйствующих субъектов, сумма налогов, заниженная контрагентами в результате отнесения на затраты расходов по сделкам с ними, составила 101,2 млрд. тенге. Ранее признанные лжепредприятиями 378 хозяйствующих субъектов нанесли ущерб на сумму 81 млрд. тенге. Налоговыми органами восстановлена только часть потерь: в 2009 году – 21,3 млрд. тенге, в 2008 году – 11,7 млрд. тенге.
Выявлены факты завершения ликвидационных налоговых проверок без подтверждения встречными проверками расходов по операциям с налогоплательщиками, отсутствующими по адресам регистрации. По оценке Счетного комитета, общая сумма налогов, не уплаченных в республиканский бюджет, составляет 1,4 млрд. тенге.
Вследствие ненадлежащего контроля со стороны Министерства финансов, в 2009 году сумма возмещенного ущерба, нанесенного природопользователями окружающей среде, в размере 3,3 млрд. тенге, вместо перечисления в республиканский бюджет зачислена в бюджеты Атырауской и Мангистауской областей как плата за эмиссию в окружающую среду.
Контроль, проведенный Счетным комитетом совместно с Налоговым комитетом Министерства финансов, выявил ряд проблем в сфере администрирования сделок по продаже земельных участков и оценке недвижимости. Установлены потери бюджета по уплате сборов и платежей на общую сумму 3,1 млрд. тенге.

Эффективность таможенного администрирования
В условиях таможенного союза Беларуси, Казахстана и России усиливается роль таможенного администрирования. По оценке Счетного комитета, в деятельности таможенных органов продолжают оставаться недостатки и упущения, приводящие к потерям республиканского бюджета.
Утвержденные Правительством завышенные нормы выхода продуктов в таможенном режиме "переработка товаров на таможенной территории" позволяет участникам внешнеэкономической деятельности увеличивать объемы беспошлинного вывоза переработанных нефтепродуктов.
Предполагаемые потери от неуплаты экспортной пошлины за 2008 год и
9 месяцев 2009 года превысили 90 млн. тенге.

2.1.3. ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА НА ПРЕДМЕТ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ, УКАЗАННЫХ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНАХ
В соответствии с Бюджетным кодексом и Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О системе государственного планирования в Республике Казахстан" Счетный комитет осуществляет оценку реализации стратегических планов центральных государственных органов.
Проведенный анализ реализации стратегических планов выявил ряд проблем и недостатков.
Бюджетным кодексом определено, что внесение изменений и дополнений в стратегический план государственного органа допускается в случаях уточнения бюджета, изменения законодательных актов, принятия новых либо внесения изменений в стратегические и программные документы во исполнение поручений Президента Республики Казахстан, изменения функций, структуры государственного органа.
Однако сроки приведения стратегических планов в соответствие с принятыми решениями о внесении изменений в бюджет законодательно не указаны, в результате отдельные задачи стратегических планов оказываются невыполненными, цели – не достигнутыми.
Оценка целевых индикаторов стратегических планов затруднена ввиду их абстрактного изложения и в отдельных случаях количественными измерениями не подтверждалась.
В стратегических планах отдельных государственных органов преобладают количественные показатели, которые трудно поддаются прогнозированию и выполнение которых зачастую является недостижимым.
Стратегическими планами в достаточной мере не предусмотрены принципиально новые подходы в исполнении бюджета, ориентированные на результат, вследствие чего на промежуточном этапе 2009 года задачи и ожидаемые результаты по отдельным мероприятиям в планируемом объеме не достигнуты.
Таким образом, при формировании стратегических планов центральных государственных органов по многим параметрам целей и задач не учитывается реальная обстановка, не разработана система определения рисков, зачастую отсутствует направленность достижения конечных результатов с меньшими затратами бюджетных средств. Более того, методологическая база составления стратегических планов центральных государственных органов носит формальный характер без глубокого анализа особенностей отраслей и направлений финансирования.

2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Отсутствие стартовых и конечных показателей в программных документах и внедрение "бесконечного скольжения во времени" не позволило государственным органам осуществить полноценный переход на бюджетирование, ориентированное на результаты.

2.2.1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Государственные и отраслевые программы направлены на решение социально-экономических задач государства, ориентированных на повышение экономической стабильности, уровня жизни, социальной обеспеченности и защиты населения.
Проверенные программные документы характеризуются наличием неисполненных и частично исполненных мероприятий, удельный вес которых составил 58% от общего их количества.
Из-за отсутствия полномасштабного контроля со стороны Правительства координаторы программных документов к их реализации относятся формально, ограничиваясь только сбором информации и ее предоставлением вышестоящим органам.
В результате зачастую отсутствует централизованное управление реализацией программ, не обеспечивается комплексный подход, исполнение мероприятий в большинстве случаев носит неточечный характер и не оказывает должного влияния на социально-экономическое развитие страны.
Государственная программа социально-экономического развития города Астаны на 2006–2010 годы
При реализации государственной программы Правительством не были определены и регламентированы все этапы работ по взаимодействию государственных органов.
Не выработаны эффективные механизмы системы управления, организации и мониторинга исполнения мероприятий, процедуры их корректировки с учетом изменения реальной ситуации.
Отсутствие отдельных нормативных правовых документов, несовершенство технических норм и стандартов строительства не позволило своевременно и качественно выполнить отдельные мероприятия. Отсутствует необходимое количество квалифицированных специалистов по проведению технического надзора за ходом строительства.
В нарушение норм действующего законодательства строительство отдельных объектов начиналось без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации (далее по Отчету – ПСД), не определены балансодержатели построенных объектов.
Нерешенными остаются задачи по созданию медицинского и строительного кластеров, обеспечивающих улучшение качества медицинских услуг, снижение капитальных затрат, стимулирование использования современных строительных материалов для уменьшения стоимости строительных работ и другие.
Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы
В ходе реализации первого этапа программы не исполнено более 20% мероприятий, что свидетельствует об отсутствии действенного контроля со стороны координатора и местных исполнительных органов.
В отдельных учреждениях здравоохранения отмечается формальный подход к проведению профилактического осмотра детей и женщин репродуктивного возраста, некачественное оказание медицинских услуг, отсутствие высококвалифицированных специалистов и недостаточное количество современного медицинского оборудования.
В организациях первичной медико-санитарной помощи не проводится должная работа с беременными и роженицами, по диспансеризации детей, подростков и женщин детородного возраста, выявлены многочисленные нарушения санитарных норм и правил.
Установлены факты простоя дорогостоящего оборудования из-за дефицита квалифицированных специалистов в области здравоохранения и неприспособленности лечебных зданий и сооружений.
Государственной программой предусмотрена работа по информированию населения о перечне и объемах бесплатных медицинских услуг, однако в Плане мероприятий по ее реализации исполнение данного пункта своего отражения не нашло.
Выявлены факты расходования целевых трансфертов на не предусмотренные государственной программой мероприятия, установлены финансовые нарушения на сумму 6,1 млрд. тенге.
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы
Из 130 мероприятий, определенных планом по реализации государственной программы, не исполнено 24.
Не достигнуты ожидаемые результаты программы по вводу в эксплуатацию ряда объектов образования по причине удорожания стоимости строительства.
Не решен вопрос предоставления учащимся бесплатного горячего питания, низкой остается обеспеченность лингафонными и мультимедийными кабинетами.
Координатором программы не соблюдается порядок разработки, апробации и внедрения учебников и учебно-методических комплексов в части проведения соответствующих экспертиз.
Ожидаемые результаты государственной программы по формированию единой образовательной информационной среды, внедрению информационной системы мониторинга, анализа и управления организациями образования, созданию образовательного портала и информационных образовательных ресурсных центров, а также применению технологий дистанционного обучения не достигнуты.
Реализация программы действенного влияния на ключевые показатели системы образования не оказала.
Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006–2008 годы
Цель программы "Создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, последовательного сокращения распространения наркотиков до уровня минимальной опасности для общества" не достигнута.
Координатором реализации программы не выработаны эффективные механизмы совершенствования системы планирования, управления, организации и исполнения ее мероприятий. Комиссией по вопросам координации работы по профилактике и противодействию наркомании и наркобизнесу не обеспечен требуемый уровень взаимодействия государственных органов по исполнению принимаемых решений в этой сфере.
Программа характеризуется фрагментарностью, отсутствием мер по консолидации усилий общественных и государственных институтов, направленных на борьбу с наркоманией и наркобизнесом, недостаточностью проработки запланированных мероприятий.
Проводимые на низком уровне информационно-пропагандистские мероприятия, а также допущенные при использовании бюджетных средств финансовые нарушения на сумму 588,0 млн. тенге не позволили должным образом сформировать антинаркотический иммунитет у населения Казахстана.
Не создана заградительная система "Рубеж-Наркотики", в результате посты, расположенные на дорогах республиканского значения в приграничных регионах Казахстана, информационно-телекоммуникационными сетями между собой и иными правоохранительными структурами не связаны.
Анализ Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2009–2011 годы показывает, что в ней не устранены недостатки предыдущей программы. При этом мероприятия, не завершенные в 2008 году, в новой программе отражения не нашли. Мероприятия по ее реализации не соответствуют в полной мере ее задачам.
Сложившаяся ситуация создает угрозу срыва сроков и невыполнения задач, определенных Стратегией борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006–2014 годы.
Осуществлен контроль за реализацией Государственной программы патриотического воспитания граждан на 2006–2008 годы, Программы развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан на 2006–2008 годы и Программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2005–2008 годы.

2.2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Развитие приоритетных направлений национальной экономики осуществляется посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов. Затраты на реализацию 96 республиканских инвестиционных бюджетных программ составили 758 млрд. тенге, или 23,8% от общей суммы расходов республиканского бюджета, из которых освоено 711,2 млрд. тенге, или 93,8%. Не освоено 46,8 млрд. тенге, в том числе на республиканском уровне – 22 млрд. тенге, местном –
24,8 млрд. тенге.
За счет средств республиканского бюджета в 2009 году профинансировано 759 бюджетных инвестиционных проектов, из них 539 проектов реализуется местными исполнительными органами на общую сумму 472 млрд. тенге, или 62,3%.
Около 40% средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, направлено на развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и коммуникаций. При этом инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют самую высокую стоимость. Так, расходы на один проект в указанной отрасли составили 5,1 млрд. тенге, что выше средней стоимости по всем инвестиционным проектам в пять раз.
Наибольшее количество инвестиционных проектов реализовано в сельском хозяйстве (254 проекта), образовании (147) и здравоохранении (98).
Государственные инвестиции, направленные на реализацию проектов в период финансового и экономического кризиса, обеспечили стабильность, а в отдельных случаях и рост отраслевых показателей. Вместе с тем наблюдаются и негативные тенденции.
В системе здравоохранения отмечается снижение количества амбулаторно-поликлинических учреждений (на 2,4% в 2008 году) и больниц (на 1,5%). Наблюдается сокращение темпов прироста рождаемости населения: если в 2008 году темп прироста составлял 10,7%, то в 2009 году – всего лишь 0,2%.
Несмотря на то что строительный сектор оказался наиболее уязвимым в эти периоды, бюджетные вливания в эту отрасль позволили удержать в 2009 году номинальные объемы строительных работ (1 790 млрд. тенге, или на уровне предыдущего года). Однако темпы ввода в действие общих площадей жилых помещений сократились с 103% (6 848 тыс. кв. м.) в 2008 году до 94%
(6 398 тыс. кв. м.) в 2009 году.
Сокращается количество вводимых объектов социально-культурного назначения: если в 2008 году было введено 428 объектов, то в 2009 году почти наполовину меньше – 236 объектов.
Контрольными мероприятиями Счетного комитета, проведенными по вопросам исполнения инвестиционных программ, установлены характерные нарушения, которые можно сгруппировать по следующим видам.
1. Нарушение требований Бюджетного кодекса, Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ.
2. Издержки на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
При разработке инвестиционных проектов недостаточно изучаются и анализируются показатели, прямо или косвенно влияющие на конечные результаты, что приводит к неэффективному использованию государственных средств. Ситуация усугубляется дополнительными издержками будущих периодов по поддержанию рабочего состояния объектов (содержание зданий и сооружений, оплата труда технического персонала, благоустройство, ремонт объектов и другие).
3. На этапе реализации инвестиционных проектов и программ выявляются ошибки планирования, включая отсутствие достоверных исходных данных для построения инвестиционного предложения.
4. Удорожание стоимости на этапе реализации проектов, что может привести к замораживанию объектов. Удорожание произведено по 33 проектам на общую сумму 158,6 млрд. тенге, что составляет 21% от общего объема средств, выделенных в отчетном году.
5. Действующие критерии отбора инвестиционных предложений не ранжированы по степени важности и выгодности проектов.
6. Срыв поставщиками договорных обязательств, некачественное проведение строительно-монтажных работ.
7. Отсутствие надлежащей ответственности государственных органов за несвоевременное исполнение инвестиционных проектов.
8. Перераспределение средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ, на другие мероприятия. Установлены факты нарушений целевого ориентирования бюджетных программ и перераспределение их на непредусмотренные проекты.
9. Простои дорогостоящего оборудования, приводящие к значительным издержкам.
10. Рост дебиторской задолженности.
11. Снижение финансовой дисциплины и отсутствие адекватной ответственности способствуют росту нарушений при реализации бюджетных инвестиционных проектов, которые в отчетном году составили 6,3 млрд. тенге.
Перечисленные выше системные проблемы на всех этапах реализации инвестиционных проектов и программ не позволяют полноценно реализовывать социально-экономические задачи государства.

2.2.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
Форсированное региональное развитие является приоритетным направлением государственной политики. В связи с этим сохранилась тенденция увеличения объема трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета регионам республики. Ежегодный темп роста целевых трансфертов в среднем с 2003 по 2009 год составил 1,6 раза.
За отчетный период в восьми регионах из 16 доля трансфертов в местных бюджетах составила более 70%, что свидетельствует об усиливающейся ежегодной тенденции их финансовой зависимости от республиканского бюджета.
Министерством экономики и бюджетного планирования принимались за основу расчеты, предоставляемые местными исполнительными органами. При этом эффективный контроль формирования бюджетных заявок и качества планирования местных бюджетов не был обеспечен.
Действующим законодательством прямая ответственность руководителей различного уровня за качество формирования бюджетных заявок, планирования и исполнения бюджета не предусмотрена.
В отчетном году не освоено 39,7 млрд. тенге целевых трансфертов, что более чем в 4 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе на уровне республиканского бюджета – 24,9 млрд. тенге, местного – 14,8 млрд. тенге.
Рост объемов неосвоенных средств в определенной степени обусловлен вступившей в силу нормой Бюджетного кодекса, позволяющей местным исполнительным органам использовать неосвоенные трансферты в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения.
В регионах имеются скрытые резервы для пополнения доходной части местных бюджетов, которые могут снизить их зависимость от трансфертов, что, соответственно, уменьшит нагрузку на республиканский бюджет.
Однако местные исполнительные органы не принимают достаточных мер по повышению эффективности налогового администрирования, стимулированию деловой активности малого и среднего бизнеса, так как вне зависимости от эффективности их работы в данных направлениях целевые трансферты ежегодно стабильно поступают в местные бюджеты.
Динамика доходной части местных бюджетов показывает серьезные диспропорции между собственными доходами регионов и трансфертами республиканского бюджета.
Выделение целевых трансфертов зачастую происходит без детальных проверок расчетов и достоверного обоснования, необходимых заключений и экспертиз.
Из-за недостаточной проработки проектов средства осваиваются несвоевременно, в результате на местах скапливаются значительные суммы, которые затем перераспределяются на другие мероприятия, что создает условия для совершения финансовых нарушений.
Заключения государственной экспертизы ПСД на строительство объектов выдаются без соблюдения установленных процедур, договоры на подрядные работы заключаются при отсутствии решений об отводе земли, что приводит к увеличению сроков и стоимости строительства.
Основной объем целевых трансфертов направлен на поддержку строительства жилья государственного коммунального фонда (32%), развитие транспортной инфраструктуры (14%), совершенствование систем здравоохранения (13%) и образования (12%).
Целевые трансферты на строительство жилья государственного коммунального фонда и развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры
В отчетном году в рамках 8 республиканских бюджетных программ целевые трансферты выделены на общую сумму 201,3 млрд. тенге, в том числе на развитие – 177,8 млрд. тенге, текущие – 23,5 млрд. тенге. Неисполнение составило 6,6 млрд. тенге, или 3,3%.
При освоении средств на строительство жилья, развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры допущен ряд существенных нарушений:
– государственный закуп работ и услуг производится сверх их установленной стоимости или не по целевому назначению;
– неполное исполнение программных документов, оплата невыполненных работ и неоказанных услуг, неприменение штрафных санкций к недобросовестным поставщикам и подрядчикам;
– сокрытие и необоснованное списание дебиторской задолженности, нарушение правил ведения бухгалтерского учета;
– слабое взаимодействие государственных органов с администраторами судов по реализации решений судебных органов;
– завышение стоимости договоров на строительство и реконструкцию объектов вследствие ненадлежащего администрирования бюджетных программ;
– строительство жилья без положительного заключения государственной экспертизы.

Целевые трансферты на развитие транспортной инфраструктуры
В рамках 4 республиканских бюджетных программ целевые трансферты выделены на общую сумму 117,7 млрд. тенге, в том числе на развитие –
73,2 млрд. тенге, текущие – 44,5 млрд. тенге. Неисполнение составило 469,1 млн. тенге, или 0,4%.
Контрольные мероприятия по использованию целевых трансфертов на развитие транспортной инфраструктуры указывают на наличие аналогичных фактов нарушений, выявленных при использовании целевых трансфертов на образование, здравоохранение, строительство.

Целевые трансферты на здравоохранение
В рамках 8 республиканских бюджетных программ целевые трансферты выделены на общую сумму 113,4 млрд. тенге, в том числе на развитие – 64,6 млрд. тенге, текущие – 48,8 млрд. тенге. Неисполнение составило 1,2 млрд. тенге.
Не завершено строительство ряда объектов здравоохранения.

Целевые трансферты на образование
В рамках 9 республиканских бюджетных программ целевые трансферты выделены на общую сумму 125,0 млрд. тенге, в том числе на развитие – 78,5 млрд. тенге, текущие – 46,5 млрд. тенге, неисполнение составило 4,1 млрд. тенге.
Вследствие отсутствия должного контроля, допускаются факты несвоевременной поставки оборудования и компьютерной техники для школ, при этом предусмотренные в договорах штрафные санкции не применяются.

Целевые трансферты на сельское хозяйство, в том числе водоснабжение
В рамках 11 республиканских бюджетных программ выделены целевые трансферты на общую сумму 69,4 млрд. тенге, том числе на развитие – 23 млрд. тенге, текущие – 46,4 млрд. тенге. Неисполнение составило 630,8 млн. тенге, или 0,9%.
Строительство магистральных водопроводов ведется без комплексного подхода к планированию затрат при отсутствии разводящих сетей в населенных пунктах, которые в результате остаются не обеспеченными питьевой водой.
В отчетном году в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса между руководителями администраторов республиканских бюджетных программ и руководителями регионов заключены соглашения о результатах по целевым трансфертам, в которых не предусматриваются нормы двусторонней ответственности, что приводит к недостижению конечных результатов, нарушениям бюджетного и иного законодательства, сокрытию резервов и другому.
Администраторами республиканских бюджетных программ не на должном уровне осуществляется контроль за освоением целевых трансфертов, достижением конечных результатов, их функции сводятся к механическому перечислению трансфертов местным исполнительным органам. В свою очередь отсутствие действенного контроля на местном уровне привело к финансовым нарушениям, которые за 2009 год составили 13,1 млрд. тенге.

2.2.4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА СУБЪЕКТАМИ КВАЗИГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
По состоянию на 1 января 2010 года в республиканской государственной собственности находятся пакеты акций 117 акционерных обществ и доли участия в 40 товариществах с ограниченной ответственностью.
Насчитывается 324 республиканских государственных предприятия, в том числе 218 – на праве оперативного управления республиканских казенных предприятий и 106 – республиканских государственных предприятий на праве хозяйственного ведения.
Вследствие имеющихся противоречий в законодательстве республики и несоблюдения нормативных правовых актов, отдельными акционерными обществами активы государства не всегда используются эффективно, по назначению и не рассматриваются в качестве инструмента реализации инновационной политики государства.
Правительством не приняты исчерпывающие меры по разработке эффективного механизма управления активами государства, в результате продолжается нерациональное использование средств республиканского бюджета, выделенных на увеличение и пополнение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора.
Одной из острых проблем остаются недоработки, связанные с отсутствием в должной степени качества и эффективности отбора инвестиционных проектов, организации взаимодействия между институтами развития. Отсутствие системной и последовательной политики, несоблюдение целевых показателей по структуре инвестиций в различные виды инноваций, установленные в меморандумах, приводит к нарушениям финансовой дисциплины.
Сохраняется практика размещения институтами развития свободных средств на депозитах в банках, что способствует существенному увеличению накоплений и ограничению возможностей субъектов квазигосударственного сектора в дальнейшем развитии.
Отсутствие своевременной реструктуризации и ликвидации непрофильных активов, рост затрат на вспомогательные производства и непроизводственные активы снижают эффективность институтов развития.
Правительством не проводится работа по развитию системы страхования государственных активов, что приводит к неисполнению договорных обязательств по страховым случаям.
Отсутствие достаточной правовой основы деятельности социально-предпринимательских корпораций (далее – СПК), а также единой стратегии их развития привели к срыву поставленных перед ними целей и задач.
Имеются факты безвозмездного предоставления в аренду хозяйствующим субъектам площадей, находящихся в государственной собственности, что привело к потерям бюджета в сумме 6,7 млн. тенге.
Существуют проблемы, носящие постоянный характер, в том числе: отсутствие системной и последовательной стратегии субъектов квазигосударственного сектора, слабый маркетинговый анализ сегментов рынка при отборе инвестиционных проектов, недостаточная интеграция между институтами развития и координация со стороны государственных органов.

2.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Отсутствие комплексного подхода со стороны Правительства к формированию механизмов реализации антикризисных мероприятий, должной их координации и контроля со стороны государственных и местных исполнительных органов зачастую приводило к непрозрачности процесса освоения выделенных бюджетных средств.

2.3.1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
На реализацию антикризисных мероприятий в 2009 году выделено 635 млрд. тенге, что составляет 37,8% от общего объема выделенных средств за период с 2007 по 2009 год (1 679 млрд. тенге).
По состоянию на 1 января 2010 года из общего объема средств, выделенных на антикризисные мероприятия, освоено 1 405 млрд. тенге, или 83,6%, с учетом револьверной основы.
Неосвоенная сумма с учетом револьверной основы составила 405 млрд. тенге, которая в основном приходится на средства, выделенные на жилищное строительство и на капитализацию АО "Фонд стрессовых активов". Причинами неосвоения послужило несовершенство механизма реализации и отсутствие порядка их использования.
Источниками финансирования антикризисных мероприятий являлись республиканский бюджет (472 млрд. тенге), в том числе резерв Правительства (103 млрд. тенге), а также целевой трансферт и прямое заимствование из Национального фонда (1 208 млрд. тенге). Кроме того, применялись механизмы снижения минимальных резервных требований БВУ и налоговой нагрузки.
По результатам оценки использования средств, выделенных на проведение антикризисных мероприятий, выявлен ряд системных проблем.
1. Несовершенство нормативной правовой базы в части адресности и своевременности доведения бюджетных средств до конечных потребителей.
На 1 января 2010 года остатки денежных средств на депозитно-сберегательных счетах составили 147,7 млрд. тенге.
Из предусмотренных 360,0 млрд. тенге на стабилизацию ситуации на рынке недвижимости и финансирование завершения недостроенных строительных объектов путем размещения средств на счетах БВУ для рефинансирования займов по строительству на 1 января 2010 года использовано 186,4 млрд. тенге, остаются неосвоенными 173,6 млрд. тенге (48,2%).
2. Контроль эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на антикризисные мероприятия, осуществлялся государственными органами без четкой координации их действий и тесного взаимодействия с субъектами квазигосударственного сектора как на республиканском, так и местном уровнях. Это, в конечном итоге, не позволило Правительству в достаточной мере отследить эффективность реализуемых антикризисных мероприятий.
3. Недостаточная проработка программных документов, отсутствие у администраторов бюджетных программ и операторов, ответственных за антикризисные мероприятия, комплексного подхода к формированию механизмов их реализации.
4. Выделение антикризисных средств на неприоритетные сферы экономики и непредусмотренные цели.
5. Средства, направленные на поддержку агропромышленного сектора, освоены недостаточно эффективно.
6. Финансовые нарушения при использовании бюджетных средств, несоблюдение требований нормативных правовых актов, отсутствие открытости и прозрачности в вопросе освоения выделенных бюджетных средств.

2.3.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ"
В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию", Правительством принят План мероприятий по исполнению "дорожной карты" (далее – "дорожная карта").
При планировании "дорожной карты" Правительством не определен срок реализации мероприятий, несвоевременно принимались меры по определению их стоимости, объемов софинансирования, не установлены требования к качеству осуществления мероприятий, не определены в достаточном количестве индикаторы результативности и эффективности, а также взаимосвязь количественных показателей в привязке к макроэкономическим и отраслевым показателям.
Анализ реализации "дорожной карты" выявил ряд проблем, в частности:
– нарушение требований Бюджетного кодекса, Закона "О нормативных правовых актах" в части соблюдения сроков разработки "дорожной карты", принципов бюджетной системы, установленных бюджетных процедур и др.;
– мероприятия "дорожной карты" характеризуются краткосрочностью, программы занятости и обучения населения носят временный характер. Отдельными подрядными организациями рабочие места создавались на срок от 1 до 10 дней, т. е. условие найма определенного количества работников было соблюдено формально, "для статистики", а контроль со стороны уполномоченных органов практически не осуществлялся;
– отсутствие правил, порядка, методики и условий софинансирования и предоставления целевых трансфертов в разрезе направлений "дорожной карты";
– объем финансирования "дорожной карты" из республиканского бюджета в отдельный регион зависел от объема софинансирования из местного бюджета (не менее 30%), при этом социально-экономическое положение региона не учитывалось;
– финансирование мероприятий "дорожной карты" происходило в отдельных случаях по проектам, ранее оптимизированным в местном бюджете;
– в нарушение установленных требований отдельными местными исполнительными органами произведена оптимизация расходов по социальным программам "Охрана материнства и детства", "Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД", "Социальное обеспечение престарелых и инвалидов общего типа", "Социальное обеспечение сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" и другим;
– социально-предпринимательские корпорации в отдельных регионах в ремонте социальных объектов не участвовали;
– отсутствие комплексного мониторинга мероприятий реализации "дорожной карты" со стороны Министерства труда и социальной защиты населения и акимов городов и областей.
Контроль реализации "дорожной карты" проведен в восьми регионах, при этом охвачено более 40% от общей суммы выделенных средств. Сумма нарушений составила 8 млрд. тенге.
Проведенные мероприятия "дорожной карты" не снизили риски будущих периодов в сфере занятости населения.

РАЗДЕЛ III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1. ВЫВОДЫ
1. В целом исполнение бюджета положительно сказалось на основных макроэкономических показателях развития страны.
Выделенные антикризисные средства и реализация "дорожной карты" позволили Правительству решить ряд задач, поставленных Главой государства, по реализации социальных программ, в частности проблем ипотечного кредитования и дольщиков, обеспечение занятости, повышение социальных выплат и заработной платы работникам бюджетной сферы.
Вместе с тем в отчетном году Правительством были допущены нарушения налогового и бюджетного законодательства, не предъявлялись жесткие требования к повышению уровня налогового и таможенного администрирования и усилению финансовой дисциплины администраторов бюджетных программ.
2. При реализации Закона "О республиканском бюджете на 2009–2011 годы" Правительством не соблюдался ряд принципов бюджетной системы. Из 43 его статей не полностью обеспечено исполнение по 22. Превышен установленный лимит правительственного долга, неэффективно использовался резерв Правительства. Не осуществлялся надлежащий контроль за использованием трансфертов местными исполнительными органами, своевременностью и полнотой возврата гарантированных государством займов.
Произведенные Правительством многократные корректировки республиканского бюджета не обеспечили его полноценного исполнения.
3. Налоговыми и таможенными органами в 2009 году осуществлялось неэффективное налоговое и таможенное администрирование, повлекшее за собой снижение доли налоговых и таможенных платежей в структуре доходов.
Увеличивается число жалоб на решения налоговых проверок и проигранных судебных процессов по искам налогоплательщиков. Неэффективно проводится работа по взысканию налоговой задолженности.
4. Продолжается практика исполнения прогнозных показателей за счет повышенной уплаты авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу в последние месяцы года.
5. Растет объем неосвоенных средств по затратам республиканского бюджета, по сравнению с показателями предыдущего года значительно возросла дебиторская и кредиторская задолженности с истекшим сроком исковой давности.
6. При разработке стратегических планов центральных государственных органов по ряду параметров в недостаточной степени учитывается реально складывающаяся ситуация, не применяется система управления рисками. Стратегические планы не подкрепляются реальными расчетами показателей из-за отсутствия методики исчисления целевых индикаторов, что затрудняет оценку их реализации.
7. Планы мероприятий по реализации государственных программ не обеспечивают их комплексного и непрерывного воздействия на ход социально-экономического развития республики, характеризуются фрагментарностью, отсутствием консолидации усилий государственных и общественных институтов, недостаточной реалистичностью ряда запланированных мероприятий и обоснованностью требуемых бюджетных средств и инвестиций.
В планы финансирования госпрограмм вносятся не подкрепленные нормативными правовыми актами изменения и дополнения, средства, предназначенные на их реализацию, необоснованно перераспределяются на другие цели.
8. Отсутствует должная координация между центральными государственными и местными исполнительными органами, что негативно сказывается на качестве реализации инвестиционных проектов. В результате инвестиционные проекты не увязаны с действующими государственными и региональными программами, а распределение финансовых ресурсов по регионам осуществляется неэффективно.
Размер выделенных средств по отдельным инвестиционным проектам значительно отличается от первоначально запланированных сумм, поэтому их реализация в дальнейшем приостанавливается на неопределенное время или прекращается.
В ходе реализации индустриально-инновационной политики риски при отборе инвестиционных проектов не учитывались. Это может привести к неконкурентоспособности проектов после прекращения государственной поддержки и безвозвратной потере инвестиций, вложенных в развитие производственной и социальной инфраструктуры.
9. Строительство ряда объектов инфраструктуры за счет целевых трансфертов развития проходило при отсутствии требуемых разрешительных документов и заключений. В отдельных случаях предусмотренные бюджетными программами расходы на строительство направлялись на разработку технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации.
10. Между администраторами республиканских бюджетных программ и местными исполнительными органами соглашения о результатах по целевым трансфертам заключались без определения норм двусторонней ответственности, что приводило к срыву достижения конечных результатов, сокрытию резервов, нарушениям бюджетного и иного законодательства.
11. Выделение Правительством трансфертов регионам осуществлялось без учета доходности местных бюджетов и возможностей освоения выделенных средств. Это привело к диспропорции при распределении бюджетных средств и усилило зависимость местных бюджетов от республиканского.
В результате произошло чрезмерное накопление бюджетных средств, которые своевременно не осваивались, перераспределялись на другие цели, создавая условия для совершения финансовых нарушений.
12. Не в полной мере сформированы правовые основы корпоративного управления государственными активами. Отсутствие должного контроля и достаточных мер ответственности государственных органов приводит к неэффективной реализации политики в вопросах управления государственным имуществом. Сохраняется тенденция нерационального использования средств республиканского бюджета, выделенных на увеличение и пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора, в том числе для оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, что приводит к отвлечению больших объемов бюджетных средств от первоначально заявленных целей, получению субъектами квазигосударственного сектора непрофильных доходов.
13. Банками второго уровня в ходе реализации антикризисной программы в части поддержки субъектов малого и среднего бизнеса завышались обозначенные годовые ставки для конечных заемщиков. Одновременно выдавались кредиты одним и тем же субъектам малого и среднего бизнеса в нескольких банках, превышались лимиты финансирования на одного заемщика, кредитовались субъекты крупного бизнеса.
14. Функции контроля за использованием антикризисных средств без должной координации одновременно были закреплены за несколькими государственными органами. Кроме того, отсутствовало взаимодействие центральных государственных органов с местными исполнительными органами и субъектами квазигосударственного сектора, поэтому проводимые мероприятия характеризовались несогласованностью принимаемых решений, низким качеством. В результате выделенные средства своевременно не доходили до конечных получателей.
15. Планирование мероприятий "дорожной карты" осуществлялось в большинстве случаев без достаточного анализа существующих проблем с занятостью населения в регионах, детального рассмотрения вопросов распределения финансовых средств, определения объемов и источников финансирования и софинансирования. Ее реализация не была подкреплена необходимой нормативной базой, в результате происходило произвольное перераспределение объектов "дорожной карты" и бюджетных средств на работы, не входящие в перечень ее объектов.

3.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В целях устранения системных финансовых нарушений определить на законодательном уровне их классификацию, ответственность за их совершение, а также способы устранения нарушений финансовой дисциплины. Предусмотреть в налоговом законодательстве механизм реализации полномочий внешних органов государственного финансового контроля по осуществлению контроля эффективности налогового и таможенного администрирования.
2. На законодательном уровне закрепить процедуры рассмотрения уполномоченным органом по планированию вопросов соблюдения принципа обоснованности, сбалансированности бюджета, а также ответственность должностных лиц государственных органов за нарушение установленных требований при формировании бюджетных заявок, приведшее к необоснованному отвлечению бюджетных средств.
3. Разработать методику исчисления целевых индикаторов стратегических планов государственных и местных исполнительных органов, подкрепленных реальными расчетами параметров и показателей.
4. В целях повышения качества контроля за расходованием выделяемых средств:
1) добиться обеспечения максимальной гласности и открытости с обязательным опубликованием данных о заключаемых контрактах (генеральных соглашениях) на сайтах государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора и местных исполнительных органов;
2) упростить процедуры получения бюджетных средств с одновременным ужесточением ответственности получателей за их неэффективное и нецелевое расходование;
3) совершенствовать систему управления рисками в субъектах квазигосударственного сектора, финансовых институтах и государственных органах, участвующих в реализации антикризисной программы.
5. Для четкой регламентации, способствующей эффективному управлению активами и получению цельной картины, создать единый банк данных государственных активов с проведением инвентаризации, паспортизации и их переоценки по методу начисления.
6. Четко разграничить компетенцию государственных органов в вопросах взаимодействия с национальными холдингами и компаниями, повысить ответственность за проведение политики государства в процессе управления активами.
7. Повысить эффективность предварительной экспертизы всех контрактов (генеральных соглашений), заключаемых в рамках реализации бюджетных программ, заключать их только при наличии положительного решения заинтересованных государственных органов.
8. Разработать порядок отзыва и/или сокращения завышенных ассигнований из республиканского бюджета, механизм изъятия средств из местного бюджета в случае выявления фактов занижения налоговой базы и завышения установленных нормативов.
9. В целях повышения эффективности управления государственными активами, ужесточить на законодательном уровне ответственность должностных лиц органов управления субъектами квазигосударственного сектора за принимаемые ими решения, причиняющие крупный ущерб государству.
10. Совершенствовать государственную политику в области компетенции субъектов квазигосударственного сектора, имеющих долю государственной собственности, в части приобретения ценных бумаг и размещения средств в других финансовых инструментах на фондовом рынке за счет временно свободных денежных средств.
11. Рассмотреть целесообразность функционирования субъектов квазигосударственного сектора, являющихся убыточными продолжительный период времени.
12. Принять меры по внесению изменений и дополнений в порядок оплаты труда и поощрения работников квазигосударственного сектора, регламентирующий выплату вознаграждений, в зависимости от объемов полученного чистого дохода от основной деятельности.
В целях обеспечения эффективного управления активами государства и реализации задач, поставленных Главой государства, инициировать изменения в действующее законодательство и международные акты для создания правового механизма проведения государственного финансового контроля в отношении банков второго уровня, а также банков развития и иных международных финансовых институтов с участием Республики Казахстан.
13. Увязать систему показателей субъектов квазигосударственного сектора со стратегическими планами, при этом стратегия и планы предприятий должны быть интегрированы с конечными целями деятельности государственных органов.
14. В целях повышения качества реализации антикризисных мероприятий, усилить взаимодействие ответственных операторов и государственных органов, увязав все проводимые мероприятия с программами развития на республиканском и местном уровнях.
15. В условиях модернизации системы государственного управления четко обозначить целевые индикаторы для государственных органов, обеспечить содержание оптимального штата государственных служащих и предусмотреть механизм стимулирования госслужащих на основе достигнутых показателей и результатов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Правительстве РК состоялось заседание с участием депутатов Парламента 30.07.2010
"Дорожная карта бизнеса-2020" 30.07.2010
Проект 30.07.2010
Работникам отрасли связи присвоены звания "Почетный связист" 30.07.2010
США не сомневаются в реализации проекта ККСТ 30.07.2010
Пострадавшее село Кызыл-Агаш полностью восстановлено 29.07.2010
США надеются на сохранение благоприятного инвестклимата в Казахстане 29.07.2010
Откуда исходит угроза? 29.07.2010
НЭП "Союз "Атамекен" решила поспорить с финансовой полицией 29.07.2010
Не делайте из нас идиотов – мы сами справимся! 29.07.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz