NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 18:21 ast
16:21 msk

Важнейшее социальное достояние
К.Мами: Интересы личности и общества в Казахстане поставлены выше каких-либо теоретических схем
02.08.2010 / политика и общество

Кайрат МАМИ, Генеральный прокурор РК, "Казахстанская правда", 29 июля

Юбилей Конституции, ее 15-я годовщина, обязывает нас не только оценить достигнутое, но и определиться с новыми целями и задачами, решение которых позволит ускорить темпы государственного развития, поднять на более высокий уровень качество жизни казахстанского народа.
Пройденные этапы становления и современное состояние государственно-правового развития суверенного Казахстана свидетельствуют о том, что Конституция 1995 года стала оптимальным по своему содержанию базовым правовым актом как с точки зрения достигнутых политических, правовых, социально-экономических результатов, так и с позиции успешного преодоления стоявших перед государством трудностей, обусловленных процессами глобализации.
По широкому спектру регулируемых отношений, структуре и конкретному содержанию норм казахстанская модель Конституции в настоящее время обрела логически завершенный, отвечающий насущным потребностям общества и государства вид. Одновременно правоприменительная практика подтвердила наличие в действующей Конституции значительного правового потенциала, который требует дальнейшей реализации во имя и на благо интересов и нужд казахстанского народа, процветания республики в целом.
Отмечая, что становление казахстанского государства проходило в сложных политических и социально-экономических условиях, посредством постепенного и одновременно системного реформирования общественных отношений, следует подчеркнуть: достигнутый высокий внешнеполитический статус Казахстана - это итог многогранной деятельности его Первого Президента Нурсултана Назарбаева.
Благодаря Лидеру нации нашей страной успешно пройден тернистый путь от обретения суверенитета и необходимости международного признания до председательства в ОБСЕ. Именно благодаря усилиям Главы государства, его политической воле и решительным действиям удалось не только отстоять и укрепить суверенитет, но и упрочить позиции Казахстана по многим направлениям и показателям государственного развития.
Осуществлено успешное государственное строительство, создана оптимальная система и структура органов власти, разработан и эффективно функционирует механизм управления, сложилась и продолжает реформироваться в соответствии со стратегическими задачами и практическими потребностями правовая база государства.
Свой вклад в развитие Казахстана вносят и органы прокуратуры, поскольку им отведена особая роль как в обеспечении необходимых правовых условий успешного функционирования государства, так и в гарантировании практической реализации принципа законности.
Говоря об участии прокуратуры в механизме реализации конституционных норм, следует подчеркнуть, что приоритетным направлением здесь была и остается защита конституционных прав и свобод человека, рассматриваемых нами в качестве высших социальных ценностей казахстанского государства. Не случайно в этой связи Основной закон провозглашает, что права и свободы человека не только принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, но и определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
Значительное внимание надзорными органами уделяется вопросам защиты социально-экономических прав граждан, поскольку в неблагоприятных условиях мирового финансового кризиса возникает необходимость обеспечения материального благополучия населения и в конечном счете сохранения социально-политической стабильности. В подтверждение сказанному отметим, что только за 2009 год по актам прокурорского надзора в социально-экономической сфере защищены конституционные права свыше 450 тыс. казахстанцев.
В условиях преодоления кризиса особое значение приобретают усилия прокуроров по обеспечению прав граждан на оплату труда. Органами прокуратуры в истекшем году взыскано долгов по зарплате в пользу 190 тыс. работников на общую сумму свыше 8 млрд. тенге, по итогам выявленных нарушений закона возбуждены административные и уголовные дела. Выполняя поручения Президента страны, прокуратура продолжает вести повседневный надзор за ситуацией с трудовыми правами граждан на всех крупных и средних предприятиях республики.
Специфика правонарушений в социально-экономической сфере, затрагивающих интересы физических (юридических) лиц и государства одновременно, предполагает обязательное участие прокуроров в гражданском судопроизводстве по определенным категориям дел. Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о том, что в юридической помощи нуждаются также лица, которые по тем или иным, в том числе материальным, причинам не воспользовались правом обращения за судебной защитой. Так, нередко при массовых нарушениях законности, выраженных в увольнении и невыплате зарплаты, ущемлении интересов собственников, вложивших средства в долевое строительство, попрании прав детей-сирот, престарелых, инвалидов, находящихся на государственном попечении, обращения в суд оказываются единичными.
Указанные обстоятельства подтверждают необходимость дальнейшего развития процессуально-правовой базы деятельности прокуратуры, позволяющей представлять в суде охраняемые законом государственные интересы, защищать конституционные права и свободы граждан.
Отмечая, что предметом пристального внимания прокуратуры являются права и интересы малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения, следует сказать, что по результатам прокурорских проверок медико-социальных учреждений инвалидов и престарелых в текущем году защищены конституционные права на охрану здоровья, социальные пособия и собственность уже более 4 тыс. граждан.
Особое значение придается также вопросам защиты конституционных прав граждан на гарантированный государством объем бесплатной медицинской помощи, ибо здоровье нации, как и здоровье отдельного человека, является определяющим фактором в формировании социальной политики нашей страны.
По итогам прокурорских проверок в порядке контроля над исполнением внесенных ранее актов реагирования в 2009 году выявлены 239 случаев нарушения прав граждан на бесплатные лечебно-диагностические услуги и 1 752 факта, связанные с необеспеченностью новорожденных бесплатными лекарствами.
Другой, не менее актуальной сферой прокурорского надзора является защита конституционного права на свободу предпринимательства. В целом за 2009 год и четыре месяца текущего года нами защищены и восстановлены права более 4,5 тыс. предпринимателей.
Выполняя данную задачу, прокуратура осуществляет надзор за законностью и обоснованностью проверок субъектов предпринимательства контролирующими органами, в том числе через процедуры их регистрации в подразделениях Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. В случае выявления нарушений территориальные подразделения Комитета правомочны отказать в регистрации проверки, тем самым на деле предотвратить ущемление конституционных прав граждан на свободу предпринимательства и частную собственность.
Социальная важность функций прокуратуры во многом предопределяется ее надзорными правомочиями в сфере борьбы с преступностью. Прокурорами, в частности, выявляются факты укрывательства органами преследования преступлений, в том числе посредством необоснованных отказов в регистрации заявлений физических и юридических лиц. Так, по данным 2009 года, прокуратурой в ходе проверок выявлено и поставлено на учет более 4 тыс. укрытых преступлений. Вместе с тем надзорные органы нередко отменяют необоснованно возбужденные, приостановленные и прекращенные уголовные дела, что свидетельствует о наличии действенных рычагов восстановления законности и возможности адекватного реагирования на нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Интересы общества и конкретного человека в суверенном Казахстане поставлены выше неких "универсальных" теоретических схем, не учитывающих насущные проблемы правоприменительной практики, специфику и своеобразие национально-государственного и политического устройства конкретной страны, особенности ее правовой системы.
Именно общегосударственными и индивидуальными социальными потребностями вызваны законодательные нововведения, касающиеся осуществления расследования уголовных дел с участием прокурорских работников.
В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство позволяет прокурору в исключительных случаях, в целях обеспечения полноты и объективности расследования по ходатайству органа предварительного следствия или по собственной инициативе, передавать дело от одного органа предварительного следствия другому либо принимать непосредственно в свое производство.
Право принятия к производству уголовных дел все чаще используется прокурорами. Так, по итогам 2009 года ими расследовано 164 сложных уголовных дела, из которых 77 имели коррупционный характер.
Указанные тенденции в сфере непосредственного обеспечения прокуратурой уголовного преследования свидетельствуют о том, что в этом существует практическая необходимость, и конституционно-правовой статус прокуратуры позволяет осуществлять данные функции беспристрастно и в необходимом объеме. В этой связи следует подчеркнуть: наделенная особыми правомочиями прокуратура подотчетна Президенту страны, равноудаленному от всех ветвей власти, и это служит надежной гарантией ее независимой деятельности.
Защита конституционных прав и свобод граждан обеспечивается непосредственным участием прокурора в судебном процессе. Выполняя функцию государственного обвинителя по уголовным делам, прокуратура, также преследуя социальные цели, способствует объективному и справедливому судопроизводству.
Говоря о правоохранительных функциях прокуратуры, было бы неверным представлять ее односторонне - в качестве "карающего" госоргана. Несмотря на то что надзорный орган входит в число властных структур, и об этом свидетельствует норма Закона РК "О прокуратуре", необходимо отметить: для нас, как и любого другого правоохранительного органа, задача упреждения и недопущения правонарушений является приоритетной.
И именно с целью расширения процессуальных возможностей для предупреждения и предотвращения правонарушений нами инициирован вопрос о расширении перечня актов прокурорского реагирования за счет включения в их число обращений и предостережений. Обращение позволит прокуратуре публично, в том числе с использованием средств массовой информации, выражать позиции по тем или иным сферам либо вопросам надзорной деятельности, а предостережение, при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных (противозаконных) действиях, - упредить таковые.
Прокуратура призвана объединять усилия уполномоченных госструктур по защите прав и свобод граждан, руководя деятельностью Координационного совета правоохранительных органов. Ведь от слаженности в работе всех звеньев зависят конечные результаты и, следовательно, уровень правовой защищенности общества.
Отмечая, что данные функции вытекают из положений Концепции правовой политики, в которой прокуратура обозначена в качестве ядра правоохранительной системы, следует сказать: спектр рассматриваемых Координационным советом вопросов предопределяется прежде всего практическими потребностями. Об этом свидетельствует актуальная и разносторонняя по содержанию тематика обсуждаемых проблем. В их числе: обеспечение качественного расследования коррупционных преступлений, эффективность мер, направленных на борьбу с организованной преступностью, контроль над законным и эффективным использованием средств Нацфонда, предотвращение правонарушений несовершеннолетних, объединение усилий по борьбе с контрабандой и так далее.
Отмечая, что эту деятельность прокуратура успешно осуществляет во исполнение и на основании указов Президента, полагаем: имеющийся правоприменительный опыт подтверждает актуальность законодательного закрепления всего спектра наших координационных правомочий.
В нынешнем Послании народу Казахстана Глава государства, конкретизируя перспективы реформирования правоохранительной системы, определил не только необходимость ее оптимизации посредством выстраивания более четкой компетенции каждого госоргана, но и целесообразность смещения акцентов с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства.
Гарантируемый Основным законом и другими нормативно-правовыми актами приоритет прав граждан в полной мере нашел свое практическое воплощение в социально ориентированных правозащитных функциях прокуратуры Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На центральной площади Астаны состоялся Парад войск, посвященный 15-летию Конституции 31.08.2010
Состоялось открытие Международной научно-практической конференции "Конституция - основа демократического развития государства" 31.08.2010
Конституция – не застывший текст, а живой документ 31.08.2010
Премьер-Министр РК провел ряд совещаний 31.08.2010
Возвращение Джедая 31.08.2010
Состоялась встреча ДП ОБСЕ К.Саудабаева со Спецпредставителем ДП ОБСЕ по механизмам наблюдения за выборами К.Кильюненом 31.08.2010
Министр Ж. Туймебаев признал, что отечественные учебники "не дотягивают" до идеала, и требуется жесткий контроль при их утверждении 31.08.2010
Мангистау: О проведении военного парада, посвященного 15-летию Конституции РК 31.08.2010
Времена политического года 31.08.2010
Спорное деление 31.08.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz